Рассказы для самых маленьких: как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких, на что обратить внимание при чтении, как научить понимать книжки без картинок. Тексты рассказов для чтения детям 1-2 лет.
Выбор детских книжек в магазинах сейчас огромный! И книжки – игрушки, и книжки – вырубки в форме разных зверей, машин, матрешек, игрушек, текстильные книжки для развития мелкой моторики, книжки – шнуровки, плавающие не промокающие книжки для купания, говорящие книжки, музыкальные книжки, огромные толстые сборники стихов и сказок для самых маленьких. И это замечательно, что с самых первых лет жизни у малыша есть возможность познакомиться с красивыми и интересными детскими книгами во всём их многообразии.
Но мы сегодня поговорим о других книжках – традиционных книжках с рассказами для малышей. Они менее популярны, чем книжки со сказками или стихами, Но они очень нужны маленьким детям! Именно в рассказах ребенок ближе знакомится с окружающим миром, с жизнью людей.
Как выбирать книжки с рассказами для самых маленьких?
Первое.Для чтения самым маленьким больше подходят не толстые сборники сказок или рассказов, а тонкие книжки с картинками.Одна книжка – это один рассказ в картинках, или несколько коротких рассказов.
Второе. Картинки в книге для детей 1-2 лет должны быть реалистичными. То есть на иллюстрациях в книге не должно быть синих коров или зайцев с короткими ушами и длинными хвостами. Из картинки малыш должен получить точное представление об окружающем мире, юмор дети такого возраста еще не понимают! Иллюстрации нужны, чтобы уточнить представления о мире, а не запутать малыша. Естественно, что реалистичность не ислючает декоративные детали – вспомним, например, иллюстрации к сказкам известного художника Ю. Васнецова.
Очень важен ракурс, в котором изображен герой рассказа – все герои рассказа должны быть легко узнаваемы ребенком на картинках.
Третье. На раннем этапе понимания литературы рисунок представляет для ребенка саму окружающую жизнь, которую нельзя заменить словом. Поэтому нужно, чтобы по картинкам ребенок мог проследить шаг за шагом то, о чем ему рассказывают (вспомним рассказ «Цыпленок» К.И. Чуковского).
Для самых маленьких деток книжка с картинками – живая! Они кормят нарисованную лошадку, гладят кошечку, разговаривают с картинками и даже могут ждать, «когда же птичка улетит» с картинки.
Четвертое. Очень важно, чтобы первые книжки малыша были красивыми. Именно в раннем возрасте у детей развивается понимание красивого. Им нравится красивая одежда, красиво украшенная комната, красивые цветы или красивые картинки. И они явно отдают предпочтение красивым предметам и книгам.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Елена Корчик
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд«
Составила воспитатель МБДОУ детского сада
№89 «Дюймовочка»
г. Брянска Корчик Елена Михайловна
Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ.
Связная речь: учить самостоятельно пересказывать сказку, выразительно передавать прямую речь;
Звуковая культура речи: уточнить закрепить правильное произношение звука С в словах. Отчетливо и внятно произносить слова со звуком С.
Оборудование и материалы: картинка к рассказу Я. Тайца «Поезд»
, Картина
«Саша и снеговик»
.
Как читать рассказы самым маленьким: 4 простых правила
Первое. Рассказы можно и нужно не только читать по книжке, но и рассказывать! И это очень важно! В чем польза рассказывания? В том, что в случае рассказывания Ваше слово – это «живое слово»!
Когда Вы рассказываете малышу простую историю, сказку или рассказ, Вы смотрите ему в глаза, можете при необходимости сделать паузу, замедлить темп речи, ввести новую интонацию, Вы видите реакцию малыша на рассказ и можете учесть ее. Кроме того, ребенок видит Ваше лицо, эмоции, процесс Вашей речи.
Поэтому лучше предварительно познакомиться с рассказом, а потом уже читать его малышу. Если же Вы будете «привязаны» к тексту и уткнетесь в него при чтении, то малыш начнет быстро отвлекаться и потеряет интерес.
Чтение рассказа – это наш диалог с ребенком по поводу книги, но не монолог уткнувшегося в текст взрослого.
Замечательно, когда Вы знаете любимые рассказы наизусть и рассказываете их просто от души в подходящий момент – без книжки.
У меня есть система карточек с короткими рассказами и стихами – они всегда с собой. И в нужный момент всегда можно ими воспользоваться, если надо что-то вспомнить.
Второе. Если Вы принесли домой новую книжку, не нужно сразу же начинать ее читать. Сначала дайте книгу малышу в руки – пусть он познакомится с ней, обследует ее, пролистает странички, рассмотрит картинки и поиграет с ними – покормит лошадку, поделится с Вами впечатлениями (это могут быть просто восклицания, указательные жесты, интонации, если малыш еще не говорит).
После первого знакомства с книгой рассмотрите с малышом картинки, расскажите ребенку, что нарисовано на них. При этом лучше цитировать слова из текста рассказа, которые позже малыш услышит при его чтении. Например: «У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок» (по рассказу Я. Тайц). Обратите внимание на интересные или необычные детали в иллюстрациях (одежда героев, предметы в их руках, что находится вокруг них), рассмотрите их и назовите.
После первого знакомства с книгой, можно читать рассказ малышу. Если же начать читать новую книжку сразу, то дети не будут слушать – они тянутся к книжке, хотят взять ее в руки, хотят перелистывать странички, погладить обложку, начинают отвлекаться.
Третье. В возрасте с 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно научить малыша воспринимать рассказ без наглядной опоры (т.е. без картинки или инсценировки по содержанию рассказа). Иначе у малыша может выработаться не очень полезная привычка. Это привычка ждать показа игрушек и произносить слова только при этом условии. Если не приучить малыша прислушиваться к речи до 2 лет, то в дальнейшем ребенок с трудом вступает в диалог, постоянно требует картинок, не отвечает на вопросы, не воспринимает аудиозаписи или чтение книг без картинок, трудно воспринимает речь на слух без наглядной опоры. Примеры рассказов для чтения детям без наглядной опоры Вы найдете ниже.
Какие рассказы могут понять дети без картинок?
- До 2 лет малыши понимают рассказ взрослых о тех событиях, которые происходят в данный момент времени или очень хорошо им знакомы.
- После 2 лет малыши начинают понимать без показа картинок рассказы взрослых о тех событиях, которые им знакомы по прошлому опыту.
- А с 2 лет 6 месяцев дети начинают понимать без показа картинок и рассказы взрослых о тех событиях, которых не было в их жизни, но они знакомы с аналогичными явлениями или с отдельными элементами сюжета рассказа. Также с 2 лет 6 месяцев ребенок может передать содержание знакомой сказки или рассказа по вопросам (то есть может ответить на вопросы взрослого по содержанию рассказа).
Четвертое. Что делать сначала – смотреть мультик по рассказу или читать текст рассказа? Сначала знакомим малыша с книгой – рассматриваем иллюстрации, читаем рассказ. Это база. И уже позже можно посмотреть и мультик по знакомой книжке с рассказами. В мультике чаще всего малыш не воспринимает текста, т.к. увлечен мелькающими картинками.
Конспект ООД в первой младшей группе по развитию речи «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд»
Тимченко Евгения
Конспект ООД в первой младшей группе по развитию речи «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд»
Конспект ООД в 1 младшей группе по развитию речи «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд»
.
Автор: Тимченко Е. В.
Цель: Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.
Обучающие: Формировать умение детей внимательно слушать рассказ, понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них. Продолжать формировать представление детей о времени года зима, о зимних забавах.
Развивающая: Развивать внимание, мышление, память. Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения образцу. Развивать двигательную активность, координацию движений. Развивать сенсорное восприятие (основные цвета)
.
Воспитывающая: Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками.
Предварительная работа: П/И «Наши детки в санки сели»
.
Оборудование и материалы: Письмо от снеговика, картинки с изображением санок, Детей, катающихся на санках (2-3 шт.)
.
Рассказы для маленьких К.Д. Ушинского
Мышки. К.Д. Ушинский
Собрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, зубки, серенькие шубки, ушки наверху торчат, хвостища по земле волочатся.
Васька. К.Д. Ушинский
Котик-коток — серенький лобок. Ласков Вася да хитер: лапки бархатные, коготки острые. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет.
Петушок с семьей. К.Д. Ушинский
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная борода. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Хлопотные хозяюшки! Собирайтесь с цыплятками, я вам зернышки принес!»
Козел. К.Д. Ушинский
Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет блеет, коз и козляток зовет.
Хавронья. К.Д. Ушинский
Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается; рот до ушей, а уши словно тряпки болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит — спотыкается. Хвост у хавроньюшки винтом, хребет горбом, на хребте щетина торчит. Ест она за троих, толстеет за пятерых.
Гуси. К.Д. Ушинский
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Тяги-тяги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»
А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Гига! Не хотим домой идти! Нам и здесь хорошо!»
Корова. К.Д. Ушинский
Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у ней широк, уши в стороны, во рту зубов недочет, зато рожища большая. Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет.
Орел. К.Д. Ушинский
Орел сизокрылый, всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко. Нос у орла серпом, когти крючком, крылья длинные; в облаках орел летает, добычу сверху высматривает.
Дятел. К.Д. Ушинский
Тук-тук-тук! В глухом лесу, на сосне, черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, мурашей да козявок из-за коры выпугивает.
Лиса Патрикеевна. К.Д. Ушинский
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно; роет норы глубокие, много входов в них и выходов; любит курочек, утяток, не кролика.
Следующие два рассказа это рассказы 20 века. Они написаны очень доступным языком, и понятны малышам даже без картинок.
Рассказы для маленьких Я. Тайц
Рассказ Я. Тайц «Гуси»
У бабушки в колхозе были гуси. Они шипели. Они щипались. Они переговаривались: «Га-га!» «Га-га!» «Ага!» «Га-га!» «Ага!» Надя их боялась. Она кричала: —Бабушка, гуси! Бабушка сказала: —А ты возьми палку. Надя взяла палку, да как замахнётся на гусей. — Уходите отсюда! Гуси повернулись и пошли прочь. Надя спросила: -Что, испугались? И гуси ответили: «Ага!»
Рассказ Я. Тайц «Поезд»
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок. Он взял Галины санки,прицепил к Толиным, Толины — к Мишиным, Мишины — к Машиным. Получился поезд. Миша кричит: — Ту-ту! Он машинист. Маша кричит: — Ваши билеты! Она кондуктор. А папа тянет за верёвочку и приговаривает: — Чух-чух… Чух-чух… Значит, он паровоз.
В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет очень важно начать приучать ребенка слушать рассказы без наглядной опоры – то есть без показа картинок по содержанию рассказа, без инсценировки или показа игрушки. Я сделала подборку таких рассказов для малышей, понятных им из самого содержания. В подборке рассказы сгруппированы по возрастам: от 1 года 9 месяцев до 2 лет, от 2 лет до 2 лет 6 месяцев, от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 11 месяцев.
Ход НОД
Воспитатель загадывает загадку:
По стальным дорожкам
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке. (Поезд)
— Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Якова Тайца «Поезд»
.
Чтение рассказа «Поезд»
.
Я. Тайц «Поезд»
:
Беседа по содержанию.
-Ребята, о чем говорится в этом рассказе? Правильно, о том что у всех были санки и лишь у одного папы не было санок.
— Как начинается рассказ? Что везде снег и у всех ребят есть санки.
-Как у ребят получился поезд? Папа взял санки и зацепил их друг за друга.
-Кто был машинистом? Правильно, Миша,он кричал: ту-ту!
-Кто был кондуктором? Правильно, Маша,она кричала: ваши билеты?
-А кто паровоз? Правильно,папа он тянул за веревочку и говорил: чух-чух.
-А теперь мы с вами попробуем пересказать этот рассказ.
-А что мы еще должны знать при пересказе? (У рассказа есть начало, середина и конец)
.
Читаю рассказ еще раз. Дети пересказывают рассказ.
(под слайд с песенкой можно читать слова, можно без слов)
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
А в поезде нашем
Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах)
-В нашем рассказе мы часто повторяли слово санки. Какой первый звук в этом слове? (с)
. Если насос потихоньку качает воздух, как он будет звучать
(дети тихо произносят ссссс)
. А если громко?
(громко произносят ссссс)
.
-Звук «с»
спрятался во многих словах на картине, давайте их найдем и назовем? ….в этом слове есть звук с? Правильно есть. …. что еще не назвали? Санки, есть звук с? Правильно есть. …что еще не назвали?
Мы все правильно отгадали, молодцы!
Итог. Что сегодня нового узнали на занятии? В чем были трудности?
Оцените с помощью слайдов: если вам было интересно и вы узнали много нового то смайлик веселый, а если что-то не поняли и было скучно смайлик грустный.
«Познавательно — речевое развитие в игре детей старшего дошкольного возраста». Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОУ, так как оно неразрывно связано с формированием.
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Пришла волшебница зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Наше счастье» ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ.
«Путешествие в Спортландию». Конспект НОД по ОО «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в Спортландию».
Конспект НОД «В поисках клада» по ОО «Речевое развитие» для детей старшего возраста Цель: развивать умение игрового и делового общения со взрослыми и сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи и чтение художественной литературы Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Развивать речевую.
Рассказы для детей 1-2 лет без показа
Мы учим малышей слушать и понимать речь без наглядной опоры (то есть без картинки, сценки, показа предметов)
Рассказы без показа для детей от 1 года 9 месяцев до 2 лет
Света и собачка (Автор – К.Л. Печора)
Света пошла гулять, надела шапочку, пальтишко и пошла ножками – топ-топ. А там собачка лает: «Ав-ав!». Не бойся, Света, собачка не кусается!
Кто пошел гулять? Кого она встретила?
Кормление кошки. Автор – К.Л. Печора
Кошка пришла домой, мяукает: «Мяу- мяу». Кушать хочет. Мама налила кошке молочка и говорит: «На, кошечка, пей молоко!». И кошка выпила молоко.
— Про кого я тебе рассказала?
— Что делала кошечка?
— Что мама ей дала?
Рассказы для детей от 2 лет до 2 лет 6 месяцев без показа
Танечка будет спать. Автор – К.Л. Печора
Девочка Танечка устала. Целый день играла. Мама сказала: Пойдем баиньки. На кроватку тебя положу. Песенку спою». Не хочет Таня спать Ай-яй-яй! Все ребятки уже спят. Таня легла на кроватку. Глазки закрыла, а мама ей песенку спела: «Баю-баю-баю. Танечку качаю». Тише, ребятки. Танечка спит.
Можно повторить рассказ два раза. Вопросы к ребенку для проверки понимания речи: — Про кого я рассказала? — Что мама Танечке спела? — Танечка не хочет спать? Ай-ай-ай. — Куда мама положила Таню? — Танечка заснула?
Шарик. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жил-был мальчик Петя. Была у него собачка Шарик. Один раз позвал Петя Шарика: «Шарик, Шарик, иди сюда, я тебе мясо принес». А Шарика нет. Стал Петя его искать. Нет нигде Шарика: и в саду нет, и в комнате нет. А Шарик спрятался под кровать, и никто его там не видел.
Кровать куклы. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жила-была девочка Галя, у нее была кукла Катя. Галя играла с куклой и спать ее укладывала в кроватку. Вдруг кроватка сломалась. Негде кукле Кате спать. Взяла девочка Галя молоточек и гвозди и сама починила кроватку. Есть теперь у куклы кроватка.
Таня и братик. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жила-была девочка Таня. У нее был маленький братик, маленький мальчик. Дала мама деткам кушать, а сама ушла. Таня поела и стала играть, а маленький братик сам кушать не может, стал он плакать. Тогда Таня взяла ложку и накормила братика, а потом они вместе начали играть.
Кораблик. Автор рассказа – Л.С. Славина
Жила-была девочка Наташа. Купил папа ей в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.
Помощники. Автор рассказа – Н. Калинина
Саша с Алешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
Кубик на кубик. Автор рассказа — Я. Тайц
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша: — Дай башню! — Не дам! — Дай хоть кубик! — Один кубичек возьми! Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Речка. Автор рассказа — Я. Тайц
Наша Маша каши не любит, кричит: «Не хочу! Не хочу!» Мама ложку взяла, по каше провела, получилась дорожка. Мама молочник взяла, молока налила, получилась речка. — Давай, Маша, речку пить, берегом закусывать. всю речку выпила, все берега съела, одна тарелка осталась.