Логопедический проект «Непослушные звуки»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НЕПОСЛУШНЫЕ ЗВУКИ»
Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.
Проект предназначен для детей 6– 7 лет Участники проекта:
дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель:
повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта.
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. 4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям. 5. Привлечь детей к совместной деятельности. 6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Ожидаемый результат.
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Эффективность данных результатов Для детей: — положительная динамика речевого развития; — выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;
— успешная социальная адаптация в ДОУ и семье. Для родителей: — готовность и желание помогать; — активизация педагогического потенциала родителей, — приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; — чувство удовлетворенности от совместного творчества. — положительная оценка деятельности ДОУ. Для педагогов: — положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; — заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; — удовлетворенность собственной деятельностью; — повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; Практическая значимость проекта
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Вид проекта:
практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации
проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проектаI. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
4. Логопедический проект «Непослушные звуки»
Задачи:
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков. • Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. • Повышение компетенции воспитателей в данной области. Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Содержание работы.
Работа с детьми. • Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке». • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков». • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки». Работа с семьей • Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины». • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки». • Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. Работа с педагогами • Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». • Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки). • Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. Практический результат проекта • Презентация индивидуальных буклетов «Непослушные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. • Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непослушные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
III. Заключительный этап реализации проекта:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.
Конечным продуктом проекта будет являться: • Сформированная устойчивая мотивация детей.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. Прогноз возможных негативных последствий. Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 1. Слабая мотивация участников проекта. Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Список использованной литературы: 1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе — журнал Логопед — № 5, 2005. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Улыбка» г. Луховицы
Вид проекта: коррекционно – развивающий, творческий, информационно – познавательный, игровой.
Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели, родители, специалисты.
Цель: коррекция и активизация речи у дошкольников в процессе творческой деятельности, пропаганда логопедических знаний.
Задачи:
- Способствовать познавательно-речевой активности детей.
- Создать специально-организованную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству.
- Побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
- Формировать практические умения и навыки у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
- Развивать высшие психические функции (ВПФ) у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие).
- Развивать у детей навыки звукового анализа.
- Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя скороговорки, насыщенные закрепляемым звуком.
- Развивать связную речь и совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность) посредством театрализованной деятельности.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
- Познакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду.
- Вовлекать педагогов и родителей в коррекционно-развивающий процесс.
- Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.
Актуальность.
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.
Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.
Формы работы с дошкольниками:
- Стенгазета «День вежливых слов»
- Беседа с детьми о вежливых словах
- Организованная образовательная деятельность
- Театрализованное мероприятие
- Чтение и заучивание загадок
- Дидактические игры
- Флешмоб с поделками «Первая буква моего имени»
- Выставка детских работ на темы: «Первая буква моего имени», «Веселые скороговорки в картинках», «Моя любимая сказка».
Взаимодействие с родителями:
- Консультации для родителей
- Привлечение родителей к изготовлению поделок вместе с детьми
- Привлечение родителей к участию в мастер– классе «Сказка о веселом язычке»
Деятельность педагогов
- Участие в педагогическом смотре – конкурсе «Театральный уголок своими руками».
- Подбор литературы о вежливых словах
- Подбор иллюстраций к беседе
- Организованная образовательная деятельность
Продукты проектной деятельности:
презентация, выставки рисунков, фотоотчеты, стенгазета, поделки, буклеты, конспекты.
Сроки и этапы реализации проекта:
- Организационно – подготовительный (с 5 ноября по 8 ноября 2019 года)
- Основной (с 11 ноября по 15 ноября 2021 года)
- Итоговый (15 ноября 2019)
Проект осуществляется в три этапа:
- Организационно – подготовительный: обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности.
- Основной: проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом.
- Итоговый: подведение итогов мероприятий, фотоотчеты, презентация проекта «Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»
Методы и приемы, используемые при реализации проекта:
- К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
- К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия.
- К словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Ожидаемые результаты.
У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
Тематическое планирование по реализации проекта
Срок реализации проекта
Тема мероприятия | Ответственные | Форма проведения | |
11 ноября 2021 г. | Открытие логопедической недели — «Говорим красиво, правильно» | Воспитатели средних, старших, подготовительных групп, родители, специалисты. | Стенгазета «День вежливых слов», фотоотчет |
«День вежливых слов» | Воспитатели средних, старших, подготовительных групп, специалисты. | Беседа с детьми, фотоотчет | |
«Первая буква моего имени» — подготовительные группы. «Веселие скороговорки в картинках» — старшие группы «Моя любимая сказка» — средние группы | Родители, дети | Поделки, картинки, фотоотчет | |
12 ноября 2021 г. | День артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик «Сказка о том, как веселий язычок с пальчиками дружил» | Учителя — логопеды | Занятия, конспект, фотоотчет |
Пальчиковые игры | Учителя — логопеды | Занятия, конспект, фотоотчет | |
13 ноября 2021 г. | Сказка в рамках театрализованной деятельности в ДОУ | Специалисты и дети | Театрализованное мероприятие, сценарий сказки, фотоотчет |
Педагогический смотр — конкурс Театральный уголок своими руками | Воспитатели, специалисты | Смотр конкурс, фотоотчет | |
14 ноября 2021 г. | Мастер – класс для родителей «Сказка о веселом язычке» | Родители, дети, специалисты | Мастер – класс, конспект, фотоотчет, буклеты |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок для детей старшего возраста | Воспитатели и дети | Занятия, конспект, фотоотчет | |
15 ноября 2021 г. | Мероприятие «Турнир по отгадыванию загадок» | Воспитатели, дети, специалисты | Фотоотчет, конспект мероприятия |
Закрытие логопедической недели «Говорим красиво, правильно»подведение итогов педагогического смотра — конкурса Театральный уголок своими руками, конкурса «Веселие скороговорки в картинках». Флешмоб с подделками «Первая буква моего имени» | Воспитатели, дети, специалист | Фотоотчет |
Проект «Неделя логопедии в детском саду»
ЧЕТВЕРГ, 15 ноября
. Тема дня:
«Вернисаж букв».
В этот день была оформлена выставка детей подготовительных групп«Первая буква моего имени». Дети не только демонстрировали необычно изготовленную совместно с родителями работу, но и рассказывали, почему его назвали таким именем, что оно означает, какие великие и известные люди носят такое же имя.
Кроме этого, в этот день можно было получить от музыкального руководителя Шерстневой О.В. полезную информацию об эффективных музыкальных играх и упражнениях, способствующих развитию слухового внимания.
В ПЯТНИЦУ, 16 ноября
, Бедаш Л.В. была проведена
деловая игра«Профессионал»
с цельювзаимодействия учителя — логопеда с педагогами по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОО. Наибольшее количество очков (15) набрали Головнина Л.М. и Дюганова Ж.Г. Остальные педагоги тоже показали хорошие знания, отстали от победителей всего на 2 очка.
Всю неделю педагог-психолог Наумова Е.В. собирала в РЮКЗАЧОК
разные детские слова на предложенные темы: «Сладкие слова», «Вежливые слова», «Холодные слова», «Умные слова». Больше всего
сладких слов
назвали дети из средней комбинированной группы «Ромашка» -21. Дети старшей комбинированной группы «Солнышко» и дети подготовительной комбинированной группы «Звездочки» назвали по 18
сладких
слов. Из малышей — дети группы «Капельки» -12. Больше всех
вежливых слов
— 9 назвали дети из подготовительной комбинированной группы «Золотые рыбки». Из младших групп лидирует группа «Колобок»-7 слов. По количеству
холодных слов
первенство у детей подготовительной комбинированной группы «Звездочки» — 24.Младшая группа «Колобок» набрала на 1 слово больше, чем у «Капелек» — 9 слов. По называнию
умных слов
первенство у детей подготовительной комбинированной группы «Звездочки»-16 слов. У младших «Колобков» -7 слов. Но младшие «Капельки» обогнали среднюю «Ромашку» на 4 слова!
В родительских уголках в течение недели была помещена информация:
«Возрастные этапы развития речи».
«Игры на развитие мелкой моторики рук».
«Игры на формирование фонематического слуха».
«Проверка физического слуха».
Также родители получили памятки и буклеты
.
ИТОГ. Проведенная неделя логопедии показала, что коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение речевой деятельности, носит многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Вокруг каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников.
ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
I. этап
— дофонемный
II. этап
– фонемный
Дофонемный этап
На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.
К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.
К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.
В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.
С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.
С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:
понимать речь окружающих;
подражать окружающим;
устанавливать связь слова – предмет.
Фонемный этап
К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.
К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.
Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)
Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух,
который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.
О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.
Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.
Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)