План мероприятий в рамках празднования «Недели толерантности» в подготовительной группе
Цель: Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России.
Задачи:
— воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;
— создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;
— развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;
— расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;
— формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
— знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.
Девиз:
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из детсада гони!
№п/п | Образовательная область | Мероприятие | Участники |
В течение недели:- проведение акции «Поможем малышам» (помощь в одевании, изготовление подарков);- чтение художественной литературы про дружбу («Заяц хвастун» Н. Носов, «Заплатка» А. Аким, «Моя родня» Е. Чарушин, «Лисята». Заучивание стихотворения Наталья Майданик «Единство навсегда»);- просмотр тематических мультфильмов;- проведение игр разных народов (русские, татарские, хантыйские, таджикские, молдавские и т.д.);- прослушивание национальных мелодий. | |||
05.11.2013г. | |||
1 | Коммуникация | Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!». | Дети, воспитатели |
2 | Чтение художественной литературы, социализация | Оформление тематической книжной выставки «Все мы — дружная семья!» | Дети, воспитатели |
3 | Художественное творчество | Акция «Давайте жить дружно!» | Дети, родители, воспитатели |
4 | Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?» | Родители | |
06.11.2013г. | |||
5 | Коммуникация, музыка, чтение художественной литературы | Непосредственно образовательная деятельность на тему «Что такое добро?» | Дети |
6 | Музыка, коммуникация | Хороводные игры «В хороводы становись». | Дети, воспитатели |
7 | Физическая культура | Физкультурный досуг «Веселая компания» | Дети, воспитатели, родители |
8 | Буклет для родителей: «Как воспитывать толерантность». | Родители | |
07.11.2013г. | |||
9 | Коммуникация, труд, социализация | Создание «Экрана добрых дел». | Дети, воспитатели |
10 | Художественное творчество (рисование, аппликация). | Практическая мастерская: «Улыбка», изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему». | Дети, воспитатели |
11 | Коммуникация | Дидактическое упражнение «Назови соседа ласково». | Дети |
12 | Пополнение уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро», «Как помочь ребенку стать добрым». | Родители | |
08.11.2013г. | |||
13 | Художественное творчество (лепка). | НОД «Дружные ребята» | Дети |
14 | Коммуникация, здоровье, физическая культура, музыка | Итоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь». | Дети, воспитатели. |
Проект по толерантности «Мы — такие разные»
Библиографическое описание:
Старакорова, И. Н. Проект по толерантности «Мы — такие разные» / И. Н. Старакорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (6). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1239/ (дата обращения: 21.11.2021).
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
Далай-Лама XIV
Аннотация проекта
Целью данного проекта является развитие и укрепление у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений с представителями разных культур, национальностей посредством приобщения к культурным традициям народов России.
Задачи проекта:
- Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
- Обучить детей правилам игр народов России и умению использовать их в самостоятельной деятельности.
- Развивать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.
- Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям других национальных культур, путем приобщения детей к искусству народов России.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, будет обогащена и пополнена среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур.
Обоснование необходимости проекта
Наукой сформулированы концептуальные основы понятия межнациональная толерантность; анализируются особенности её проявления в дошкольном возрасте. Толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут, и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
По отношению к детям старшего дошкольного возраста, межнациональная толерантность рассматривается как интегративное качество личности, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности.
Межнациональное воспитание — это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.
Толерантность, являясь интегративным личностным образованием, не возникает на пустом месте, и не является врожденным. Толерантность подвергается развитию, стимулированию и коррекции. Дошкольный возраст — это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости и влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков и др.). Таким образом, это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности других культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.
Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам.
Проанализировав всю вышеперечисленную информацию, мы пришли к выводу о необходимости разработки инновационного проекта, который ориентирован на развитие толерантных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурным ценностям разных народов.
Разработанные специально организованные мероприятия позволяют укреплять партнёрские отношения, обогащать детей знаниями культурных традиций разных народов (игр, песен, танцев, праздников и т. п.). Проект может быть использован в различных видах деятельности педагогов и узких специалистов детских дошкольных учреждений.
Перспективный план работы над проектом
Этапы работы | Мероприятия |
Исследовательский этап | Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка» |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности | |
Диагностика актуального уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование) | |
Подготовительный этап | Анализ результатов диагностического исследования |
Консультация для педагогов на тему: «Формирование межнационального согласия и толерантности у дошкольников» | |
Презентация проекта, информирование родителей о проекте | |
Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов» | |
Подбор музыкальных произведений народов разных стран | |
Основной этап— реализация проекта | Беседа-рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» (коммуникация, социализация, познание) |
С/р игра «Путешествие на воздушном шаре в гости к друзьям» (знакомство с традициями разных народов) (социализация, познание, коммуникация) | |
Создания (познание, коммуникация) | |
Рисунок в подарок другу «Портрет моего друга» | |
Использование подвижных игр разных народов в НОД ФИЗО | |
Изготовление альбома «Мы все разные» (познание, коммуникация, социализация, художественное творчество) | |
Консультация для родителей на тему: «Мы живем семьей единой» | |
Основной этап — реализация проекта | Спортивно-музыкальный праздник «Праздник дружбы» (художественное творчество, социализация, ЧХЛ) |
Встречи в литературной гостиной «В кругу друзей» (ЧХЛ, коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) | |
Музыкальное развлечение «Мы в мире дружбы будем жить» | |
Развлечение «Страна Толерантности» (коммуникация, социализация, художественное творчество, познание) | |
Создание коллажа на тему: «Мы разные, но мы вместе» (коммуникация, социализация, познание, художественное творчество) | |
Театрализованное представление «Ничего нет краше — Родины нашей» | |
Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников | |
Заключительный этап | Итоговая диагностика уровня толерантности в группе сверстников у детей 6–7 лет (социометрическое исследование) |
Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности |
Заключение
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе
Литература:
- Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.
- Бондырева С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: старший дошкольный возраст, художественное творчество, дошкольный возраст, ребенок, коммуникация, познание, толерантное отношение, доброжелательное поведение, межнациональная толерантность, межнациональное воспитание.
Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста
Методическая разработка
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.
Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соответствии с действительностью, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых (адекватных) средств ее преодоления.
Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего,
как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Очевидно, что многие проблемы современного общества проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием.
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.
Многие психологи (Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.С. Мухина и др.)
отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.
Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве.
В современных условиях образование становится одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения, и в частности формирования толерантного сознания и поведения. Решение данных задач требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития ребёнка, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, способного проявить понимание, готового к сотрудничеству, терпимого к инакомыслию. В современных условиях возрастает роль сферы образования, признанной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности.
В психолого-педагогической литературе и литературе по толерантности сформированы следующие условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:
1. Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.
2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.
3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Первым условием является создание толерантного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищённо, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу. Необходимо создать в учреждении благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям назависимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, реллигии, культуры, необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением.
Педагога часто называют “душой образовательного процесса”.От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить себе, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм. Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия – способность понимать и чувствовать ребёнка.
Если подвести итог, какими же качествами должен обладать педагог:
1.Общая национальная культура, культура сотрудничества и взаимодействия;
2. Глубокое знание национальной культуры, её проявление в поведении;
3. Профессиональное мастерство, освоение новых приёмов работы;
4. Психологическая установка на толерантность, этнокультурное общение;
5.Отношение к детскому коллективу как свободной общности единомышленников;
6. Стремление к самоанализу и саморазвитию.
Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом. К таким технологиям относятся личностно ориентированные технологии, такие как диалог, дискуссия, сотрудничество.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.
Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины.Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.
Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и анализа процесса их решения. Данный стиль взаимодействия в педагогическом процессе связан с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека, что в полной мере способствует формированию толерантности.
Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой задачи.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок встречается с враждебностью — он начинает драться; если ребенка постоянно стыдят — он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.
Исправлять ошибки взрослых не так-то просто, целесообразнее их не делать.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.
В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире.
К трем годам необходимо дать ребенку эмоциональный опыт общения с игрушкой. Игры с куклой неотъемлемая часть духовной и материальной культуры народа. С ее помощью ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации.
В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки), его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).
В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «Семья» (беседы о членах семьи, подчеркивая их заботу друг о друге); «Детский сад», «Родная страна» и др.
В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к белорусской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста белорусские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.
В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности.
Ввоспитатель организует разнообразные игры с детьми младшего дошкольного возраста, с помощью которых помогает ребенку разобраться в его собственных чувствах и переживаниях, побуждает рассказать о них, чтобы проявить сочувствие и поддержку.
Если ребенок младшего дошкольного возраста с помощью игр, организуемых взрослым, осваивал свой внутренний потенциал, узнавал свои возможности и способности к познанию мира и самого себя, то детям среднего дошкольного возраста предлагаются игровые занятия и упражнения, которые помогут им понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. На пятом году жизни открываются новые возможности для дальнейшего развития умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению толерантных межличностных отношений. Детский сад как социальный институт должен способствовать этому воспитанию детей в духе толерантности. Находясь в обществе сверстников, малыш должен научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого воспитатель учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. Таким образом, задачей развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста является формирование гуманных отношений между детьми и дружеских взаимоотношений в совместных играх и занятиях.
Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.
На 5-м году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, мяча»), которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т.п.
В этом возрасте продолжается работа по расширению представлений о семье: беседы о маме («Как зовут маму», «Какая она», «Какое ее любимое занятие», «Чем ее можно порадовать», «Какое ее любимое блюдо»), поддерживая интерес к ее любимым занятиям; рассказы о профессиях отцов. Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), а мама и папа тоже дочь и сын бабушки и дедушки и т.д. Для этого используются беседы с демонстрацией фотографий, иллюстраций, дидактические игры.
К пяти годам (в среднем дошкольном возрасте) представления детей о различных элементах народной культуры дифференцируются и дополняются новой информацией о народных праздниках, традиционных видах деятельности.
В группе “Почемучки” старшие углубляется работа по воспитанию симпатии к сверстникам и организуются беседы (например, «По каким правилам мы живем»), упражнения, игры: учить быть внимательными, предупредительными, называть сверстников по имени, лучше ласково, помогать друг другу.
В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре белорусского народа: воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине.
В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у ребенка 5-6 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.
Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год); воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.
Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она – о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».
Наряду с раскрытием темы «Семья» продолжается работа по теме «Детский сад». Необходимо разговаривать с детьми о том, почему детский сад так называется (здесь о детях заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показать общественную значимость: родители работают и, уходя на работу, не волнуются, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада.
Старшим детям постепенно раскрывают понятия «дружба», «взаимовыручка». С этой целью можно использовать чтение таких художественных произведений как В.Осеева «Три товарища», Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком», М.Фомина «Подруги» и т.д., беседы по их содержанию, а также на темы: «Чуткость и доброжелательность», «О дружбе и друзьях», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» и т.д.
Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «Мой город», совместно с воспитанниками составляют альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим».
Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна Беларуси. Полученные представления дети отражают в рисунках. Конкретизируя представления о Беларуси, детям читают художественные произведения, подбирают книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за родную страну. Для обобщения знаний о Беларуси создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.
С 5-6 лет, знакомя детей с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша планета» и понятие «Земля – наш общий дом». Педагоги рассказывают о том, что на Земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждают детей сделать вывод: глобус – это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.
В результате системной педагогической работы у “фантазёров” постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми этого возраста является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.
Организация работы с детьми в старшем возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.
Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии!
Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск каждым ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.
В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Педагог создает условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности.
Задача развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста – воспитание культуры доброжелательного общения.
В результате выпускники детского сада знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
План мероприятий по формированию толерантности у детей старшей группы «Жемчужинка» на 2017-2018 учебный год Работа с детьми средней группы № п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | ||
1 | Конкурс поделок на тему: «Подарок другу» | сентябрь | Воспитатель | ||
2 | Уроки семьи и семейных ценностей | сентябрь | Воспитатель | ||
3 | Тренинговая совместная деятельность для детей «В кругу друзей» | май | Воспитатель | ||
4 | Презентация на тему: «Уроки добра» | октябрь | Воспитатель | ||
5 | Детский праздник «Осенины на Руси» | октябрь | Воспитатель | ||
6 | День матери. Изготовление подарков для мам. | октябрь | Воспитатель | ||
7 | Досуг на тему: «День толерантности» | ноябрь | Воспитатель | ||
8 | Беседы с детьми «Многонациональная Россия» | ноябрь | Воспитатель | ||
9 | Совместная деятельность на тему: «Как празднуют Новый год в разных странах» | декабрь | Воспитатель | ||
10 | Презентация на тему: «Как праздновали на Руси Рождество Христово» | январь | Воспитатель | ||
11 | День снятия Блокады. Тематическое мероприятие с использованием презентации. | январь | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
12 | Презентация на тему: «Сказки Пушкина» | февраль | Воспитатель | ||
13 | День защитника Отечества. Семейная встреча с папами и дедушками. Праздник для пап. | февраль | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
14 | Развлечение «Широкая Масленица» | март | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
15 | Дидактические и сюжетно –ролевые игры на тему: «Профессии» | апрель | Воспитатель | ||
16 | «Пасха». Фольклорный праздник. Конкурс «Пасхальная поделка». | апрель | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
17 | Тренинговая совместная деятельность для детей «Найди друга» | май | Воспитатель | ||
18 | День Победы. Тематическое мероприятие с использованием презентации. | май | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
19 | День города Санкт-Петербурга. Тематическая викторина. | май | Воспитатель | ||
20 | Досуг «Я люблю тебя, Россия» | июнь | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
21 | Развлечение. Подвижные игры «В хоровод становись» | август | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
Работа с родителями | |||||
1 | Родительское собрание с включением вопроса о толерантности. | сентябрь | Заведующий МБДОУ Воспитатель | ||
2 | Уроки семьи и семейных ценностей | сентябрь | Воспитатель | ||
3 | Оформление папки – передвижки «В гармонии с ребенком» | декабрь | Воспитатель | ||
4 | Конкурс на тему: «Ой, блины, блины, блиночки!» | март | Воспитатель | ||
5 6 | Родительское собрание на тему: «Как воспитать толерантного человека?» Оформление папки – передвижки «Как помочь ребенку стать добрым» | Апрель апрель | Заведующий МБДОУ Воспитатель | ||
Игры, способствующие формированию толерантности у детей дошкольного возраста
«Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Передаем дуг другу шкатулку. Каждый, кто получает эту шкатулку, открывает глаза и заглядывает внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того, как в шкатулку заглянет каждый:
— Кто самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
«Чем мы похожи»
Дети сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одинакового роста и т.д.)» света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор. Пока все дети не окажутся в кругу.
Необходимо обратить внимание детей на то, что мы все чем-то да похожи, у нас всегда есть общее с другими.
«Лабиринт»
Дети разбиваются на пары, один играет роль ведущего, другой – ведомого, у него завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем по маршруту, построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п. Затем дети меняются ролями.
«Научи меня говорить»
Все участники (дети и взрослые) принимают на себя роль людей с трудностями общения, не говорящих ( общаемся с помощью жестов, знаков, специальных символов)
«Танцы руками»
Занятия под музыку (разную по темпу и настроению – расслабляющую, активную, грустную и т.п.) в парах. Тело одного ребенка становится танцевальной площадкой для рук другого.
«Комплименты»
Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Имя соседа произносится в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится. ( Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг», «Аленушка очень добрая»)
«Здравствуй!»
Дети стоят в кругу. Педагог передает игрушку рядом стоящему, со словами: «Здравствуй, Оленька!» , а дети все вместе повторяют ласковое имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее. Игра заканчивается, когда игрушка вновь окажется у педагога.
Сценарий досуга ко Дню толерантности для детей второй младшей группы
Людмила Осипова
Сценарий досуга ко Дню толерантности для детей второй младшей группы
День толерантности во второй младшей группе Ромашка.
Цель: Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Задачи: вызывать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора, совершенствовать все психические процессы, уточнить представлений об окружающем мире, развивать физические силы ребенка.
Планирование Недели толерантности в детском саду
Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:
Традиционно Неделя толерантности проводится в детских садах и школах в ноябре — перед международным Днём толерантности (16 ноября).
Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:
В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия
Таблица: пример планирования по Неделе толерантности
Дата | Мероприятие | Участники | Ответственные, организаторы |
12.10 | Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ. | Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями. | Воспитатели, старший воспитатель. |
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети». | Воспитанники первой и второй младших групп. | Воспитатели и музыкальный руководитель. | |
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе». | Родители средней, старшей и подготовительной групп. | Социальный педагог, психолог. | |
13.10 | Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой». | Родители и дети средней и старшей групп. | Воспитатели. |
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры». | Младшие дошкольники. | Физкультурный руководитель. | |
14.10 | Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?». | Воспитанники старшей и подготовительной групп. | Старший воспитатель, психолог. |
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом). | Родители и воспитанники младших и средней групп. | Воспитатель, педагог по хореографии. | |
15.10 | Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы». | Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. | Физкультурный руководитель. |
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности». | Все воспитанники ДОУ (младшие — совместно с родителями и коллективные работы). | Воспитатели, руководитель художественного кружка. | |
16.10 | Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности. | Все воспитанники ДОУ. | Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии. |
Праздничных мероприятий (концертов) может быть в планировании несколько — для младших воспитанников, средних и старших. Такая организация даёт возможность каждой группе проявить себя творчески и пригласить родителей в качестве зрителей.
Источник