Волшебница вода
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.
Цель
: совершенствовать навыки звукового анализа, развивать художественные способности детей.
Образовательные задачи
: познакомить детей с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; обогатить словарь детей терминами: маринист, горизонт, белые барашки, штиль; расширять активный словарь детей, используя различные виды словообразования (уменьшительно-ласкательные слова, родственные слова).
Развивающие задачи
: развивать фонематический слух – умение выделять все звуки в слове; закреплять навык определения количества слогов и последовательности звуков в словах, совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза; развивать у детей способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение; совершенствовать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, умозаключение), развивать воображение.
Коррекционные задачи
: формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова; коррекция дефектов произношения.
Воспитательные задачи
: воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение слышать товарищей и отвечать на поставленный вопрос; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа
: рассматривание пейзажей русских художников.
Оборудование и наглядный материал
: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, репродукции картин И. К. Айвазовского, аудиозаписи «Шум моря. Прибой. Чайки»
Раздаточный материал
: пеналы с сигналами для составления схем, листы белой бумаги, акварельные краски, подставки, кисти, бумажные салфетки, баночки с водой, клей, 2 треугольника для парусника.
Ход деятельности
Логопед
: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети
: Здравствуйте.
Логопед
: О каком веществе мы сегодня будем говорить? (
На доске поочерёдно появляются слайды-подсказки. По ходу показа воспитатель задаёт наводящие опросы
.)
Дети
: О воде.
Логопед
: Правильно, мы поговорим о воде. Зачем нужна вода? (
Ответы и рассуждения детей
.) Когда мы говорим «вода», мы произносим слово. А у всех слов есть родственники. Их называют «родственными словами». Я прочитаю вам рассказ, а вы запомните и назовите родственные слова для слова «вода». (
Логопед читает текст
.)
Логопед
: Молодцы. Таких родственных слов ещё очень много. (
Зачитываются родственные слова. Затем проводится физкульт минутка
.)
Логопед
: Сейчас мы разберём слово «вода» и нарисуем схему. (
Параллельно воспитатель проводит показ схемы на доске для контроля
.)
Логопед
: Ребята, скажите, что это у меня в руках?
Дети
: Глобус.
Логопед
: Что такое глобус?
Дети
: Это модель нашей планеты Земля.
Логопед
: Почему наша планета голубого цвета? (
Ответы детей
.) Подойдите к экрану. Мы говорим о воде. А как называют места, где находится вода?
Дети
: Водоёмы.
Логопед
: Какие водоёмы вы знаете? (
Показ слайдов. Беседа по ним
.)
Воспитатель
: Ребята, вы когда-нибудь были на море? (
Ответы детей
.) Предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами оказались на море. (
Прослушивание музыки
). Мы стоим на берегу, под ногами тёплый песок. Каждый день море разное. Сегодня оно спокойное и тихое и, как будто нет ничего более ласкового, чем его лёгкие волны. Вода отражает солнечные лучи и слепит глаза. А завтра всколыхнет море сильный ветер и величественные волны уже бьются о берег. Голубое небо станет серым и грозовым. Даже цвет морской воды часто меняется — то она почти голубая, то тёмно-синяя, то зеленоватая. Все её оттенки даже не перечислить. Я люблю прогулки у моря.
Открывайте глаза. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Показ репродукций художника-мариниста К.И. Айвазовского
). Скажите, как одним словом можно назвать всё, что вы увидели? (
Ответы детей
.) Кто пишет картины? (
Ответы и рассуждения детей
.) Ребята, а художник, который пишет морские пейзажи, называется маринист.
Самый известный в мире русский художник-маринист К.И Айвазовский. (Педагог демонстрирует портрет художника.
) Он написал много картин и все они про море. (
Показ репродукций на одном слайде
). Давайте сравним некоторые из них. Посмотрите, какие краски выбрал художник, чтобы показать бурю на море? (
Ответы детей
.) А какие он использовал краски, чтобы показать море ласковое, спокойное? (
Ответы детей
.) Такое состояние моря называется — штиль. На морской глади моря появляется белая морская пена, которая выглядит как белые барашки. Ребята, понравилось ли вам море?
Дети
: Да.
Воспитатель
: А хотите почувствовать себя маринистами? Я предлагаю вам нарисовать морской пейзаж, но для начала немного разомнёмся. Выходите. (
Проводится динамическая пауза «Прогулка по морю».
)
Что мы видим на просторе? (Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль
.) Волны плещут в Чёрном море. (
Волнообразные движения руками с покачиванием туловища
.) Вот и мачты кораблей. (
Встать на носки, вытянуть руки вверх
.) Пусть плывут сюда скорей! (
Приветственные махи руками
.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем. (
Ходьба на месте
.) Что-то жарко стало, братцы, Не пора ли искупаться. (
Обмахивание руками
.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Гребём руками и ногами. Кто угонится за нами? (
Имитация плавательных движений
.) Всё. На берег вылезаем. И на песочке отдыхаем. (
Сесть на ковёр
.) Ракушки ищем мы в песке. Их сжимаем в кулаке. (
Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака
.)
А сейчас, мы преступаем к работе. (Воспитатель объясняет и показывает этапы рисования. Самостоятельная деятельность детей.
)
Воспитатель
: Ребята, что мы сегодня рисовали? (
Ответы детей
.) С каким художником вы сегодня познакомились?
Дети
: Айвазовский.
Воспитатель
: А как называют художников, которые рисуют море?
Дети
: Маринисты.
Воспитатель
: Давайте рассмотрим ваши рисунки. (
Обсуждение детских работ
.)
Ирина Артамошкина, учитель-логопед в. кв. кат.
Елена Пашнина, воспитатель I кв. категорииМБДОУ д/с № 124, г. Челябинск