«Проектный метод и его роль в экологическом воспитании дошкольников»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

С. Николаева

Изменение социально-экономических условий в жизни общества, дефицит культуры общения и взаимоотношений создают определенные трудности в формировании социальной ориентации ребенка. В связи с этим, современные тенденции педагогической науки нацелены на развитие личности. Опираясь на Приоритетный национальный проект «Образование», основной задачей, которого является модернизация российского образования, в педагогическую практику необходимо внедрять инновационные формы работы с детьми.

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.

Поэтому в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения мира. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, это результат деятельности человека на Земле.

Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее — это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Формирование экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

1. 1.Обоснование актуальности.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зеленая трава, белый снег и пушистые облака. Ведь ребенок со своим стремлением учиться, с неутомимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением получает радость и удовлетворение от соприкосновения с природой. Мы взрослые должны вовремя заметить и поддержать у детей познавательный интерес, помочь ребенку увидеть красоту мира, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.

Соприкасаясь с природой, развивается не только познавательный интерес, но формируется личность ребёнка. Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Влияние природы на ребенка огромно.

Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

  • на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
  • наблюдают за падающими снежинками;
  • слушают стихи, рассказы;
  • дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
  • ухаживают за растениями в уголке природы.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников является главной целью экологического воспитания. В процессе реализации поставленной цели, решаются следующие задачи:

  • формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
  • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Формирование представлений о своем организме и здоровом образе жизни.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень и совершенствование технологий и методик обучения. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков.

Такой подход позволяет осуществить метод проектов (проектный метод). Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.

В нашем дошкольном образовательном учреждении перспективное годовое планирование разработано по тематическим блокам. Каждый блок включает в себя определенные темы: «Вода», «Воздух», «Птицы», «Дикие животные», «Деревья», «Цветы» и т.д. Вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему, по времени она может длиться одну или несколько недель. Обобщая пройденный материал, мы выявляем проблему экологического содержания и это становится основанием для работы над проектом по данной теме. С детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями были разработаны и представлены следующие проекты: «В гости к деревьям», «Наши пернатые друзья», «Зеленые помощники», «Огонь- друг, огонь-враг» и другие. Результаты совместной работы над проектами были представлены в виде создания экологических знаков природоохраняющего содержания, выпуска экологической газеты, привлечение к экологическим акциям всех участников педагогического процесса и их родителей, а также защита проекта проходила с использованием информационных компьютерных технологий. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей и обучение становится более качественным.

Таким образом, учитывая вышеперечисленные преимущества данного метода возникла необходимость в разработке Проекта: «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Объект проектной деятельности: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет проектной деятельности: организационно-педагогические условия способствующие формированию у старших дошкольников экологической культуры.

По времени: долгосрочный (2013-2015 учебный год).

Основная цель проекта:

Использование метода проектной деятельности как способа формирование экологических знаний о природе, основ экологической культуры, осознанно-правильного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: применение в образовательном процессе проектного метода для детей старшего дошкольного возраста будет способствовать:

Повышению уровня экологических знаний и культуры поведения в природе.

Задачи педагогического проекта:

  1. Формирование поисково–исследовательской деятельности и интеллектуальной инициативы, посредством проектного метода.
  2. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
  3. Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле.
  4. Реферативная часть. Теоретическое обоснование проекта.
  5. 1. Экологическое воспитание дошкольников.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении, а также формирование осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения. К таким методам относятся:

  • систематизированное наблюдение,
  • упорядоченная фиксация наблюдения,
  • направленное общение,
  • труд в природе,
  • моделирующая деятельность,

Данные методы являются более традиционными. Хорошим подспорьем выступает метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

2. 2. Использование метода проектов в образовательной практике.

Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как личность. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он открывает возможности формирования собственного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Является педагогической технологией, определяющей собственную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Кроме того, метод проектов способствует развитию многих качеств ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

Использование метода проектов в образовательной практике способствует формированию многих личностных качеств:

  • самостоятельности. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ребенок учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;
  • креативности. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель костюма, декорации, альбом и т.д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности. «Креативность ребенка зависит от уровня развития его мышления, воображения, произвольности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности»;
  • инициативности. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;
  • лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, практически полезные дела). Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект — это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта — детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный — постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
  2. Собственно исследовательский — поиск ответов на поставленные вопросы.
  3. Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется в зависимости от решаемых задач. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и программам экологического направления.

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении подтверждает, что применения метода проектов в образовательном процессе способствует повышению интереса дошкольников к учебной деятельности. Данный метод развивает индивидуальную и коллективную деятельность детей, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проектная деятельность используется в ходе знакомства детей с природными объектами, с целью создания мотивации и накопления знаний при общении с природой, расширения кругозора, которая безусловно, улучшает образовательный процесс, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Темы проектов могут быть самыми разнообразными в зависимости от выявленной проблемы.

2. 3. Степень новизны.

Новизна инновационного проекта:

 Проектная деятельность представлена как личностно-ориентированная технология, которая может применяться в работе с воспитанниками практически в любой области. Новая форма организации обучения и воспитания способствует развитию личности воспитанника, оптимизации воспитательно-образовательного процесса и повышает эффективность обучения.

 Использование проектной деятельности в практике детского сада рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой).

 Во время работы над проектом уже в дошкольном возрасте формируются такие качества как: самостоятельность, активность, инициативность в поиске ответов на вопросы. Сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.

III. Проектная часть.

3. 1. Разработка критериев и уровневых характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия.

С целью отслеживания результативности внедряемого проекта «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» разработаны методы оценки ожидаемых результатов.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]