Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Живая и неживая природа»


Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Живая и неживая природа»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Живая и неживая природа»

Цель:

Познакомить детей с понятием « Живая и неживая природа», развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах воды.
Задачи:
— развивать любознательность, память; — развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь; — способствовать развитию познавательных интересов; -расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость; — учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос; — обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды; — развивать навыки проведения опытов; — расширять и активизировать словарь детей; — развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта; — воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы
: игровые, практические, словесные, наглядные
Индивидуальная работа
: активизировать малоактивных детей
Оборудование:
— схема живой природы; — картинки живой и неживой природы; — сундучок; — стаканчики по 3шт( с водой, с землей, пустой)на каждого и ложечки по количеству детей; — губки по количеству детей — блюдца по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. (Дети здороваются). Воспитатель читает стихотворение: Вот на земле огромный дом Под крышей голубой Живут в нем солнце, дождь и гром (1 слайд) Лес и морской прибой, (2слайд) Живут в нем птицы и цветы, (3слайд) Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты (4 слайд) И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли (5 слайд) Зовется этот дом. Сегодня мы с Вами поговорим о природе – А что такое природа? (Ответы детей) Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды. – Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Определить что относиться к живой природе , и к неживой природе нам поможет во эта схема(показывает схему 6 слайд) . Мы уже с вами умеем пользоваться помощниками схемами, с помощью их мы учили стихи, составляли рассказы.

Давайте рассмотрим эту схему . Что вы видите в первом квадрате? (ответы детей)

Это первый признак объектов живой природы — она растет.

Второй признак всего живого – они дышат, на схеме это обозначено маленькими кружочками как будто воздух.

Как вы думаете, что обозначает знак – чашечка? ( ответы детей)

А вот стрелочки означают движение. Все живое движется.

Следующий признак живой природы- все ее объекты размножаются.

Делаем вывод …..все живое растет, дышит, питается, движется, размножается. А неживое

Дети : Не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается Воспитатель: Молодцы! Я вас проверю, сейчас поиграем в игру «Живое и Неживое».

Воспитатель объясняет правила:

Определите принадлежность изображений на карточках к живой или неживой природе. Нужно поместить карточки с изображением неживой природы на белое поле, а карточки с изображением неживой природы на красное поле.

Дети: Раскладывают карточки на два поля: живые объекты на красное ,объекты не живой природы на белое поле, объясняя свое действие обращаясь к схеме.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно разложили карточки. (дети садятся на стулья).

Воспитатель: (7 слайд) Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света ,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать ,что живая и неживая природа живут рядом ,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.

Поочередно звучит запись — пение птиц — звук ветра- звук дождя

Воспитатель : Кто это, ( Что это)

Дети: Птицы, ветер, дождь

Воспитатель: Это живая или неживая природа

Дети : — звук ветра – неживая природа

— пение птиц- живая природа

-дождя –неживая природа Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?

Дети: Вода Воспитатель: Правильно, дождь — это вода. Сегодня мы продолжим исследовать воду. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. А поможет нам в этом наш коллаж.

Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна тд Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще одно свойство воды,проведя опыты. Садитесь все в нашу лабораторию.

Дети: Садятся Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при проведения опыта ? Дети: Нельзя делать резких движений. Громко разговаривать. Действовать строго по инструкции. Не мешать друг ,другу. Воспитатель: Правильно

Опыты: 1 «Куда спряталась вода» Вода впиталась в губку.

2 « Вода и земля» Вода проникла в землю

3 « Очищение воды» Вода просочилась через марлю и очистилась от мусора

4 «Расцветающий цветок» Вода впиталась в бумагу и бумага расправилась

5 « Волшебный сундучок» Воспитатель: Вот мы и узнали еще об одном свойстве воды. А каком Дети: Вода проникает, просачивается.

Воспитатель: Ребята вы сегодня очень хорошо, дружно , занимались и я хочу вас угостить соком.

Что такое сок?

Д: это жидкость

В: вы правы сок-это жидкость, как и вода. Угощайтесь, что вы чувствуете?

Д: он тоже будет просачиваться в нас .Чувствуете как просачивается сок. Мы пьем, а сок проникает в нас. Как приятно. И мне сегодня было приятно с вами исследовать. Вы очень были внимательны при выполнении опытов. А что вам понравилось сегодня.

Дети: Делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают ,что они узнали новое. Воспитатель: давайте спросим у наших гостей, а что они узнали сегодня нового?

Давайте скажем до свидания нашим гостям, оденемся и пойдём на улицу — дышать свежим воздухом!

Поделки из шишек

Шишки занимают лидирующие позиции среди природного материала, идущего на поделки для детского сада. Во время прогулки по лесу или парку желание набить ими карманы возникает непроизвольно!

Из сосновых красиво получаются ежик, барашек, сова и пингвин, олень, из еловых можно сделать бабочек с крыльями из засушенных листьев, лису и белку. А если к зверушкам приделать петельки, посеребрить или позолотить, то готовы полноценные елочные игрушки.

Шишки идут и для декорирования интерьера. Покрасить в разные цвета и сложить в широкую прозрачную вазу – чем не украшение для стола? Или сделать новогодний венок, украшающий входную дверь, подсвечник.

Ежик из шишек

Материалы:

  • шишки сосновые;
  • пластилин;
  • белая гуашь;
  • кисточка;
  • зеленый картон;
  • цветная бумага;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • клей ПВА.

Из пластилина коричневого цвета надо слепить конусовидную мордочку и прилепить на основание шишки. Под шишкой сделать четыре лапки из одинаковых по размеру кусочков пластилина, скатав их в небольшие колбаски.

Черный шарик – нос. Глаз состоит из двух частей: скатать белый шарик и сплюснуть, сверху – черный шарик совсем точечный, слегка прижать. Концы чешуй шишки покрасить белой гуашью. На спину ежика положить пластилиновые яблочки или грибы.

Поделки в школу лучше делать более сложными в композиционном плане. Например, из зеленого картона сделать полянку, на которую наклеить вырезанные по шаблону (можно скачать из Интернета) цветы, листья, сделать несколько грибов, а вокруг семейку ежиков: два покрупнее и несколько ежат.

Новогодняя елка

Материалы:

  • шишки сосновые;
  • пластилин;
  • белая гуашь;
  • кисточка;
  • вата;
  • белый картон для подставки;
  • красный картон или фольга для звезды;
  • крышка от подарочной коробочки или пластмассовая неглубокая пиала;
  • бусы.

Шишку с помощью белого пластилина закрепить на кружке картона. Из пластилина скатать новогодние шарики разных цветов и размеров и закрепить их между чешуями шишки. С таким заданием легко справиться и трехлетка.

Можно сделать праздничный еловый лес. Для чего шишки покрыть инеем – белой гуашью, не полностью, а кончики. Закрепить пластилином на дне крышки или пиалы, укутать «снегом» (ватой), украсить бусами. На макушки можно водрузить вырезанные из красного картона или фольги звезды.

Поделки из орехов

Из скорлупок грецких орехов можно сделать фигурки мышек, черепашек, пауков и жуков, а также корзинки и колыбельки. Целые орехи можно использовать для украшения елки, обернув их фольгой и сделав петельки, вместе с шишками использовать для изготовления венков и подсвечников.

Мышата

Материалы:

  • скорлупки грецких орехов;
  • пластилин разных цветов.

Скорлупки заполнить пластилином коричневого цвета и перевернуть. Для каждой мышки слепить заготовки из пластилина одного цвета: 2 круглых ушка и тонкий хвостик, 3 черных маленьких шарика для глаз и носика. Для хвоста и ушек можно использовать яркие цвета: так веселее.

Если нужно усложнить работу – несколько мышек разместить на листе картона вокруг треугольного куска сыра из желтого пластилина с черными дырками разного диаметра.

Деревянные поделки

1 апреля отмечается Международный день птиц, а, значит, в садах и школах проводятся тематические занятия, беседы, акции и конкурсы скворечников и поделок.

Весенние поделки из природных материалов, посвященные прилету, жизни и защите пернатых можно сделать в виде композиций, используя коряги или спил дерева.

«Птичье гнездо»

Материалы:

  • картонная крышка от коробки;
  • мох и лишайник;
  • коряга;
  • засушенная трава или солома;
  • крылатки клена или ясеня, листья для крыльев и хвоста;
  • две сосновые шишки (большая раскрывшаяся и маленькая);
  • белый, серый, желтый и черный пластилин;
  • гуашь зеленая;
  • кисточка.

Наружные стенки крышки надо покрасить в зеленый цвет. Крышку выстлать мхом и лишайником, чтобы получилась лесная полянка, на задний план которой поставить корягу. Под корягой разместить гнездо из сухой травы или соломы.

В гнездо положить пестрые яички, сделанные из белого и серого пластилина. На корягу посадить маму-птичку. Сосновая шишка раскрывшаяся – это тело, к нему пластилином крепится маленькая плотная шишка, на заостренный конец которой надо приделать небольшой клюв из желтого пластилина.

Крылья и хвост можно сделать из засушенных листьев или крылаток клена, ясеня («самолетики», как их называют), посадив их на пластилин. Ноги также лепятся из желтого пластилина.

Поделка на спиле дерева

Материалы:

  • спил дерева от 8 см в радиусе и толщиной от 1,5 см;
  • разветвленная веточка;
  • 3 плоские гальки;
  • простой карандаш;
  • акриловые краски;
  • резиновый клей.

Если спил дерева подготовил папа или дедушка, его надо предварительно зашкурить. Готовый спил можно купить в магазинах для творчества и хобби. На спиле карандашом отмечается место для веточки на уровне 1/3 от нижнего края. Веточка намазывается клеем и приклеивается.

Карандашом надо нарисовать веточки с листочками сверху или с боков. Раскрасить акриловыми красками. Из гальки сделать птичек. Чтобы поделка смотрелась ярче, птичек можно покрыть разными цветами: желтым, серым, белым.

Когда слой высохнет, черным нарисовать глазки и носик в виде треугольника, используя оранжевый цвет. Птичек приклеить так, как будто они сидят на ветке.

Микроорганизмы


Микроорганизмы
Первыми живыми существами на планете можно по праву считать микроорганизмы. Они зародились задолго до появления человечества и даже животных. Это самая долгоживущая форма жизни.

Микроорганизмы зародились миллионы лет до нашей эры, однако, пройдя такой долгий путь, они до сих пор являются самыми распространенными формами жизни. Их можно встретить в каждой экосистеме. Микроорганизмы – микроскопические одноклеточные существа, имеющиеся абсолютно везде. Их не увидеть невооруженным глазом, а для их изучения используют микроскоп. Среди большого разнообразия выделяют бактерии, грибы и вирусы.

Выживаемость микроорганизмов просто колоссальная – им нипочем практически все условия внешней среды. Найти этих существ можно в твердых породах. Основная особенность микроорганизмов – интенсивное размножение в благоприятных условиях. Передача генов осуществляется горизонтальным путем – для распространения своего влияния им не нужно передавать генетические данные потомкам.

Развитие происходит благодаря остальным живым существам. Подобный фактор является решающим в любой среде обитания. Некоторые виды микроорганизмов выживают даже в условиях космического вакуума.

Различают опасные, полезные микроорганизмы. Благодаря вторым развивается жизнь на планете, а вот вредные только ухудшают положение, разрушая все вокруг. Иногда вредные микроорганизмы приносят пользу – некоторые вирусы способны излечивать тяжелые заболевания людей.

Интересно: Почему происходит смена времён года? Описание, фото и видео

Поделки из камней

Очень красочно выглядит плоская галька, расписанная акриловыми красками.

С детьми дошкольного и младше школьного возраста можно сделать несложных божьих коровок, ягоды или просто раскрасить камни разными узорами (точки, пятна, полоски), а более старшие дети смогут изобразить сову, кота, дом, справятся и с более сложной поделкой.

Чтобы краски лучше держались, рекомендуется предварительно покрыть камень слоем клея ПВА, разбавленным в воде 1:1, такая грунтовка обеспечить более ровное нанесение краски. Готовое изделие, когда высохнет краска, покрывается лаком (делать вместе со взрослыми).

Материалы:

  • галька;
  • акриловые краски;
  • кисточка;
  • клей ПВА для грунтовки;
  • лак (для закрепления).

Божья коровка

Верхняя часть камня покрывается красной краской. После высыхания переворачивается и черным закрашивается «брюшко». На спинке черным цветом надо обозначить полукругом и закрасить голову, провести посередине линию крыльев и симметрично расположить пятнышки.

Поделки из каштанов

Каштаны универсальны в применении, как шишки и орехи. Сложность заключается в том, что у них твердая оболочка и для изготовления бус, насекомых (паук, жук, муравей, гусеницы), фигурок человечков, лошадок потребуется помощь взрослых для прокалывания шилом отверстий.

Грибная полянка

Материалы:

  • каштаны;
  • пластилин;
  • картон, плетеная тарелка или крышка от небольшой коробки;
  • сухая трава, листья, хвоя.

Каштаны и по цвету, и по форме напоминают шляпки маслят, крепких, блестящих грибов, растущих в траве целыми семейками. Из белого пластилина надо сделать толстые ножки и прикрепить к серому основанию ореха.

Грибы разместить на полянке, которую присыпать травой, хвоей и сухими листочками. Если их под рукой нет, можно сделать импровизированную полянку на картоне, который сверху облепить пластилином. Ножки грибов можно окружить пластилиновой «травкой».

Поделки из листьев и семян

В этой категории на 1 место выходит аппликация, которую можно оформить просто на бумаге или картоне, а можно сделать картину или панно.

Аппликация луг

Материалы:

  • бархатная бумага черного цвета;
  • засушенные листья;
  • солома;
  • крылатки ясеня;
  • семена укропа;
  • засушенные метелки злаков;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • фоторамка.

Лист располагается вертикально. Продумывается композиция. С помощью клея наклеивается злаки, соломка и сушеные листья, имитируя траву на лугу. Из крылаток ясеня получаются ромашки. Из семян укропа – соцветия трав.

Над лугом – бабочка, тело и голова которой вырезаются из листьев, а крылья – это листья березы, липы; усики из травинок.

Хорошо, если листья будут разных цветов: желтые, оранжевые, красные. Но и в оттенках желтого тоже смотрится стильно. Картину можно поместить в рамку под стекло – чем не оригинальный подарок в эко-стиле?!

Поделки из желудей

У этих орехов не такая твердая оболочка, как у грецких и каштанов, что делает их пригодными даже для изготовления бижутерии.

Бусы

Материалы:

  • желуди;
  • готовые деревянные или пластмассовые бусины;
  • иголка;
  • прочная нить;
  • ножницы.

Изготовление бус будет интересно для девочки лет 9-10, когда уже есть навыки обращения с иглой. Надо вдеть нитку (лучше подлиннее) в иголку и начать насаживать желуди, лучше поперек, чередуя с бусинами. Когда нитка бус достигнет нужной длины, завязать концы и обрезать.

Три поросенка

Материалы:

  • желуди;
  • мох;
  • ветки;
  • спички;
  • пластилин;
  • секатор.

Поделка выглядит следующим образом: на моховой полянке стоит домик из веток и пластилина, а рядом три поросенка из желудей. У каждого поросенка – ножки из спичек (серные головки – «копытца»), ушки, пятачок и хвостик из пластилина розового цвета. Глазки – черные.

Шапочки желудей можно использовать как шляпки грибов, останется только слепить им белые или желтые ножки и расставить по полянке. Сказочный сюжет готов!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]