Конспект занятия «Осень золотая»
Тема недели «Осень золотая» Ознакомление с окружающим миром1.Дети должны знать: *названия осенних месяцев, основные приметы осени;
*изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире; *чем занимаются осенью люди, как одеваются; *отличительные особенности ранней и поздней осени. 2.Дети должны уметь: *обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий; *интересоваться явлениями живой и неживой природы; *уметь устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлёт птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов). 3.Игра «До-между-за». Закрепление представлений о временах года, упражнение во временной ориентации. (Какое время года перед осенью, за осенью наступит, между летом и зимой (осень), между зимой и летом (весна) и т.д.) 4.Игра «Эхо». Упражнять в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ. Листья падают. – Это листопад. Звёзды падают. – Это звездопад. Вода падает. – Это водопад. Камни падают. – Это камнепад. Снег падает. – Это снегопад. 5.Игра «Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты (во что?) -…; школьники идут с портфелями (куда?) — …; листья на деревьях стали (какими?) — …; цветы на клумбах (что сделали?) — …; птицы улетают (куда?) — …; звери делают на зиму (что?) — …; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — … . 6.Составь описательный рассказ на тему, «Какую одежду мы носим осенью» по плану: а)Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом? б)Что мы носим на ногах (в сухую погоду и в дождь)? в)Что надеваем на тело? г)Что мы носим на голове, шее, руках? д)Когда берём с собой зонт? Развитие речи1.Словарь. Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь. Глаголы: лить, дуть, наступать, вянуть, моросить. Пожухнуть, хмуриться, накрапывать. Прилагательные: Холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный. Золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий. Наречия: Мокро, сыро, ненастно, пасмурно. 2.Игра «Скажи иначе». Упражнение в подборе синонимов. Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое – тёмное, холодное, пасмурное. Деревья нагие – голые, обнажённые (без листьев). Высохли цветы – завяли. 3.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонимов. Осень ранняя – осень поздняя. День весёлый – день грустный. День солнечный – день пасмурный. Облако белое – туча чёрная. 4.Образовать качественные прилагательные. Осень – осенний; ноябрь – ноябрьский; солнце – солнечный; сентябрь – сентябрьский; дождь – дождливый; холод – холодный; октябрь — … ; облако — … ; тепло — … . 5.Подобрать действия (что делает?). Дождь – капает, льёт, моросит, идёт… . Ветер – дует, задувает, сносит, ломает … . 6.Игра «Один – много». Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных (скажи по образцу). Наступил осенний день – наступили осенние дни; на дереве жёлтый лист – на деревьях жёлтые листья; плывёт тёмная туча – плывут тёмные тучи; стоит большое дерево – стоят большие деревья; идёт холодный дождь – идут холодные дожди; дует сильный ветер – дуют сильные дожди; висит тёплая куртка – висят тёплые куртки; летит птичья стая – летят птичьи стаи. Обучение грамоте Тема «Гласный звук О, буква О» 1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). 2.Вспомнить, чем отличается звук от буквы. Звуки произносим, а буквы пишем. 3.Анализ буквы О. На какой предмет похожа эта буква? В этой букве нет угла, Оттого она кругла. Посмотри на колесо — И увидишь букву О. 4.В воздухе «прописать» эту букву. 5.Загадка На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками… (Розы) Можно немного рассказать ребёнку о розе. (Роза называется царицей цветов. Она самая ароматная и самая красивая.) *Как можно сказать о розе? Ребёнок сам даёт определения, синонимы. Например: красивая, прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д. Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему: 6.Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух; формировать умение слышать в словах звук О. Ребёнок, прослушав скороговорку: На то Хавронье и дано рыло, чтобы она землю рыла, — подсчитывает и называет слова со звуком О. Запомнить и назвать как можно больше слов. Вариант. Ребёнку можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.) 7.Игра «Поймай звук «О»» (хлопнуть в ладоши) *Выделение звука: -из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э и т.д.; -из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ик, ок и т.д.; -из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, жук, такси, торт и др. ФЭМП 1.Закреплять состав числа 6, графически изображать цифру 6. 2.Развивать логическое мышление и пространственное воображение. 3.Упражнять в решении задач, выявление частей в задаче. 4.Игровые упражнения: «Кто знает, пусть продолжает» (цель: упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке), «Назови соседей числа». 5.Закрепление состава числа 6 (3да3; 5 да1; 4 да2; 2 да 4; 1 да ещё 1, да1, да1, да1;да1). 6.Работа с числовым отрезком. 7.Работа на листе «Продолжи закономерность». (Например, рисуется на листе круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат. Ребёнок должен дальше продолжить сам рисунок до конца строчки)