Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Осень»план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему


Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать глагольный словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка».

Логопед:

— Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи?

Логопед:

— Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  • Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дует злой северный ветер.
  • Часто идет холодный дождь.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Люди собирают урожай.
  • В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие».

Логопед:

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.

Логопед:

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью — Урожай осенью убирают. Птицы осенью — Птицы осенью улетают. Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика

Логопед:

— Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.

Выполняем дыхательную гимнастику.

Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Логопед:

— Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам.

Логопед:

— Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка.

Логопед:

— А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края.

Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия.

Логопед:

— Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Переход Валентина Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области
  1. Задания логопеда по теме [Осень]
  2. Конспект занятия по развитию связной речи, тема [Осень], старший дошкольный возраст
  3. Домашние задания по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы
  4. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]
  5. Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Золотая осень»

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Конспект открытого группового логопедического занятия с детьми 6-7 лет по лексической теме: «Осень»

Лексическая тема: Осень.

Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».

Задачи:

  1. Уточнение представления об осени и ее приметах.
  2. Актуализация знаний об изменениях в природе осенью.
  3. Закрепление и активизация словаря по теме.
  4. Совершенствование навыка словообразования.
  5. Совершенствование грамматического строя речи.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие речевого слуха.
  8. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
  9. Развитие навыка ориентировки в пространстве.
  10. Укрепление и сохранение здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание».
  11. Развитие общей и мелкой моторики рук, умения согласовывать речь с движением.
  12. Развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
  13. Формирование личностных качеств ребёнка: доброжелательность, активность, самостоятельность.
  14. Воспитание чувства любви к природе, развитие наблюдательности.

Оборудование: компьютер, компьютерная программа БОС «Здоровое дыхание», картинки с изображением осени, картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины; картинки деревьев, индивидуальные карточки для раскрашивания, мяч, цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

— Отгадайте загадку. — Листья желтеют, с деревьев слетают, Прячутся звери в лесу. Ветер холодный всех продувает, Тучи нам дождик несут. Солнце хоть светит, Но всё же не греет. Не зеленеет трава. Птицы все в стаи собрались скорее. — Что за пора к нам пришла? — Осень.

2. Сообщение темы занятия.

— Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени.

3. Активизация внимания.

— О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)

4. Уточнение последовательности смены времен года.

— Какое время года будет после осени? (зима) — Какое время года было перед осенью? (лето)

5. Актуализация речевого опыта. Игра «Договори словечко».

1) — Небо осенью какое? — Хмурое, серое, унылое… — Солнце осенью какое? — Ветер осенью какой? — Дождь осенью какой? — Листья осенью какие? — Трава осенью какая?

2) – Осенью листья что делают? — Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут… — Осенью дождь что делает? — Осенью солнце что делает? — Осенью трава что делает? — Осенью птицы что делают? — Осенью звери что делают?

6. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»

Логопед раскладывает в ряд картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины. — Какой листик лежит справа от кленового? А слева? Какой лист между осиновым и рябиновым? Где расположен дубовый лист? Какой по счету осиновый лист? Какой третий лист?…

7. Игра «С какого дерева детки?»

Детям раздаются картинки. — Рассмотрите внимательно осенний букет, который собрала белочка. — Проведите стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Дети выполняют задание. — Назовите эти деревья. — Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

8. Игра «Назови лист»

— Лист берёзы какой? (берёзовый); рябины – рябиновый,…

9. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание» (Урок 8. Осень.)

— Вы очень хорошо потрудились. А теперь пора немного отдохнуть. Для этого мы выполним упражнение на дыхание. — Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки положите на колени. На вдохе – «надуваем» животик, как шарик, при выдохе – медленно сдуваем шарик. Вдох делаем через нос, выдох – через слегка сомкнутые губы.



10. Игра «Назови цвет».

— Листья осенью становятся разноцветными. — Как назовём лист, если он и красного и жёлтого цвета? — Красно-жёлтый. — На листе есть и желтый и красный цвет. Какой цвет листа? (желто-зелёный) — Красный и оранжевый, желтый и оранжевый… . Раскрасьте листья в букете у белочки. — Дубовые листья коричневым карандашом, кленовые – оранжевым, рябиновые – красным, берёзовые – жёлтым, каштановые – зелёным.

11. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

— Назовите каких листьев в букете по одному? — Один кленовый лист,… — Назовите каких листьев в букете по два? — Два каштановых листа,…

12. Физкультминутка. Упражнение на координацию речи и движений.

Осень в гости к нам пришла,дети разводят руки в стороны
Дождь и ветер принесла.постукивают ладошками по ногам
Ветер дует, задуваетмашут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой
С веточек листву сдувает.проводят ладонью левой руки по вытянутой правой руке и наоборот
Листья по ветру кружатсякружатся
И под ноги нам ложатся.приседают и плавно опускают ладони на пол

13. Игра «Лишнее слово».

Зима, осень, лето, сентябрь; дуб, одуванчик, клён, осина; туча, дождь, лужа, солнце; грибы, ель, каштан, берёза; зонт, сапоги, купальник, куртка; урожай, листопад, подснежник, грибы.

III. Итог занятия.

— О чем говорили? — Чем занимались? -Что нового узнали? — Что понравилось?

IV. Оценка работы детей.

Психолого-медико-педагогический Центр сопровождения развития детей «Развитие» Центрального района Учитель-логопед: Сорчик Людмила Святославовна

Также по теме:

Конспект и презентация по лексической теме «Осенняя пора»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию речи «Деревья осенью»

Цели:

  • Развитие связной речи;
  • Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • продолжать углублять знания детей об осени;
  • учить выделять характерные признаки;
  • активизировать и обогащать словарь детей прилагательными по теме занятия;
  • закреплять названия оттенков цветов;
  • закреплять названия геометрических фигур;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • воспитывать усидчивость, навыки сотрудничества, интерес к занятию;
  • воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к ней;
  • Формировать ответственное отношение к выполнению задания.

Активизация словаря: осенний лист, листопад, кленовые, рябиновые, березовые, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Предварительная работа: наблюдение за погодой на прогулке.

Оборудование: геометрические фигуры (тропа), наглядный материал (аппликация дерева), осенние листья (березовый, рябиновый, кленовый, тополиный), цветная бумага, клей.

ХОД УРОКА

Л. – Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо, я его без вас открывать не стала. Давайте откроем его вместе и прочитаем. «Приглашаю в гости, посмотреть каким стал красивым осенний лес. Мишутка», но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:

Беседа об осени.

Л.– Какое сейчас время года?

Д.– Осень.

Л. – А как вы думаете каким стал осенний лес?.

Л. – Чем может пахнуть в осеннем лесу?

Л.– Что можно услышать?

Л.– Какие осенью листья на деревьях?

Д.– Желтые, красные, оранжевые

Л. – Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? /Разноцветные/ (проговаривание хором и индивидуально)

Л. – Отправляемся в лес по необычной тропинке. Из чего наша дорожка?

Д.– Из фигур.

Л. – Из каких фигур? Назовите одним словом.

Л. – Геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник). Ребята, что можно делать в лесу? А чего нельзя делать?

Д. – В лесу можно гулять (отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы и ягоды). Пальчиковая гимнастика

Л.– Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем В группу осенний букет принесем.

Игра «Чего в лесу много?»

Л. – давайте скажем чего в лесу много. Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы». Гриб — грибы — много грибов; Ягода — ягоды – много ягод; Дерево — деревья — много деревьев; Лист – листья — много листьев;

Л. – Посмотрите, сколько у меня здесь листьев. А вы знаете с каких деревьев они упали?

Д. –Да.

Л. – Возьмите в руки любой один листок и скажите с какого дерева он упал.

Д. – (берут листок и называют с какого дерева он упал). (лист упал с березы, значит лист какой? березовый)

Л.– Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.) А теперь давайте вспомним все, что говорили о деревьях. /Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые./

Л.– А давайте сейчас попробуем сделать аппликацию осеннего дерева из цветной бумаги, различного цвета и отправим эту поделку Мишутке на память. Как вы думаете чем занят сейчас Мишутка?

Дети совместно с логопедом выполняют аппликацию осеннего дерева из цветной бумаги, закрепляя оттенки цветов (бордовый, коричневый, оранжевый, желтый, красный).

Итог занятия

Л. – Что вам сегодня понравилось на занятии? Вы все сегодня были молодцы, отвечали правильно на все вопросы. А сейчас до свидания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]