Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.
Коррекционно-образовательная задача:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать глагольный словарь по данной теме;
- продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- продолжать учить согласовывать движения с речью.
Коррекционно-развивающая задача:
- развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
- продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)
Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.
Звучит музыка осеннего леса.
2. Игра «Осенняя копилка».
Логопед:
— Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
— Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл?
Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился?
Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи?
Логопед:
— Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?
- Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
- Дует злой северный ветер.
- Часто идет холодный дождь.
- Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
- Листья покрывают землю разноцветным ковром.
- Птицы улетают в теплые края.
- Люди собирают урожай.
- В лесу появились грибы и ягоды.
3. Игра «Подбери действие».
Логопед:
— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.
Логопед:
— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью — Урожай осенью убирают. Птицы осенью — Птицы осенью улетают. Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
4. Дыхательная гимнастика
Логопед:
— Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.
Выполняем дыхательную гимнастику.
Вот какой листопад у нас с вами получился.
5. Игра «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…
6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.
Логопед:
— Ребята, давайте соберём осенний букет.
Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
7. Пересказ рассказа по картинкам.
Логопед:
— Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.
«Осень»
Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.
Пересказ рассказа.
8. Релаксационная минутка.
Логопед:
— А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.
Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.
«Осенью» (А. Плещеева)
Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края.
Звучит спокойная музыка.
9. Итог занятия.
Логопед:
— Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?
Переход Валентина Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области |
- Задания логопеда по теме [Осень]
- Конспект занятия по развитию связной речи, тема [Осень], старший дошкольный возраст
- Домашние задания по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы
- Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]
- Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Золотая осень»
(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Конспект открытого группового логопедического занятия с детьми 6-7 лет по лексической теме: «Осень»
Лексическая тема: Осень.
Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».
Задачи:
- Уточнение представления об осени и ее приметах.
- Актуализация знаний об изменениях в природе осенью.
- Закрепление и активизация словаря по теме.
- Совершенствование навыка словообразования.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
- Развитие навыка ориентировки в пространстве.
- Укрепление и сохранение здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание».
- Развитие общей и мелкой моторики рук, умения согласовывать речь с движением.
- Развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
- Формирование личностных качеств ребёнка: доброжелательность, активность, самостоятельность.
- Воспитание чувства любви к природе, развитие наблюдательности.
Оборудование: компьютер, компьютерная программа БОС «Здоровое дыхание», картинки с изображением осени, картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины; картинки деревьев, индивидуальные карточки для раскрашивания, мяч, цветные карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
— Отгадайте загадку. — Листья желтеют, с деревьев слетают, Прячутся звери в лесу. Ветер холодный всех продувает, Тучи нам дождик несут. Солнце хоть светит, Но всё же не греет. Не зеленеет трава. Птицы все в стаи собрались скорее. — Что за пора к нам пришла? — Осень.
2. Сообщение темы занятия.
— Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени.
3. Активизация внимания.
— О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)
4. Уточнение последовательности смены времен года.
— Какое время года будет после осени? (зима) — Какое время года было перед осенью? (лето)
5. Актуализация речевого опыта. Игра «Договори словечко».
1) — Небо осенью какое? — Хмурое, серое, унылое… — Солнце осенью какое? — Ветер осенью какой? — Дождь осенью какой? — Листья осенью какие? — Трава осенью какая?
2) – Осенью листья что делают? — Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут… — Осенью дождь что делает? — Осенью солнце что делает? — Осенью трава что делает? — Осенью птицы что делают? — Осенью звери что делают?
6. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»
Логопед раскладывает в ряд картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины. — Какой листик лежит справа от кленового? А слева? Какой лист между осиновым и рябиновым? Где расположен дубовый лист? Какой по счету осиновый лист? Какой третий лист?…
7. Игра «С какого дерева детки?»
Детям раздаются картинки. — Рассмотрите внимательно осенний букет, который собрала белочка. — Проведите стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Дети выполняют задание. — Назовите эти деревья. — Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
8. Игра «Назови лист»
— Лист берёзы какой? (берёзовый); рябины – рябиновый,…
9. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание» (Урок 8. Осень.)
— Вы очень хорошо потрудились. А теперь пора немного отдохнуть. Для этого мы выполним упражнение на дыхание. — Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки положите на колени. На вдохе – «надуваем» животик, как шарик, при выдохе – медленно сдуваем шарик. Вдох делаем через нос, выдох – через слегка сомкнутые губы.
10. Игра «Назови цвет».
— Листья осенью становятся разноцветными. — Как назовём лист, если он и красного и жёлтого цвета? — Красно-жёлтый. — На листе есть и желтый и красный цвет. Какой цвет листа? (желто-зелёный) — Красный и оранжевый, желтый и оранжевый… . Раскрасьте листья в букете у белочки. — Дубовые листья коричневым карандашом, кленовые – оранжевым, рябиновые – красным, берёзовые – жёлтым, каштановые – зелёным.
11. Согласование числительных с существительными и прилагательными.
— Назовите каких листьев в букете по одному? — Один кленовый лист,… — Назовите каких листьев в букете по два? — Два каштановых листа,…
12. Физкультминутка. Упражнение на координацию речи и движений.
Осень в гости к нам пришла, | дети разводят руки в стороны |
Дождь и ветер принесла. | постукивают ладошками по ногам |
Ветер дует, задувает | машут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой |
С веточек листву сдувает. | проводят ладонью левой руки по вытянутой правой руке и наоборот |
Листья по ветру кружатся | кружатся |
И под ноги нам ложатся. | приседают и плавно опускают ладони на пол |
13. Игра «Лишнее слово».
Зима, осень, лето, сентябрь; дуб, одуванчик, клён, осина; туча, дождь, лужа, солнце; грибы, ель, каштан, берёза; зонт, сапоги, купальник, куртка; урожай, листопад, подснежник, грибы.
III. Итог занятия.
— О чем говорили? — Чем занимались? -Что нового узнали? — Что понравилось?
IV. Оценка работы детей.
Психолого-медико-педагогический Центр сопровождения развития детей «Развитие» Центрального района Учитель-логопед: Сорчик Людмила Святославовна
Также по теме:
Конспект и презентация по лексической теме «Осенняя пора»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию речи «Деревья осенью»
Цели:
- Развитие связной речи;
- Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- продолжать углублять знания детей об осени;
- учить выделять характерные признаки;
- активизировать и обогащать словарь детей прилагательными по теме занятия;
- закреплять названия оттенков цветов;
- закреплять названия геометрических фигур;
- развивать мелкую и общую моторику;
- воспитывать усидчивость, навыки сотрудничества, интерес к занятию;
- воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к ней;
- Формировать ответственное отношение к выполнению задания.
Активизация словаря: осенний лист, листопад, кленовые, рябиновые, березовые, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Предварительная работа: наблюдение за погодой на прогулке.
Оборудование: геометрические фигуры (тропа), наглядный материал (аппликация дерева), осенние листья (березовый, рябиновый, кленовый, тополиный), цветная бумага, клей.
ХОД УРОКА
Л. – Дети, сегодня к нам в группу пришло письмо, я его без вас открывать не стала. Давайте откроем его вместе и прочитаем. «Приглашаю в гости, посмотреть каким стал красивым осенний лес. Мишутка», но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:
Беседа об осени.
Л.– Какое сейчас время года?
Д.– Осень.
Л. – А как вы думаете каким стал осенний лес?.
Л. – Чем может пахнуть в осеннем лесу?
Л.– Что можно услышать?
Л.– Какие осенью листья на деревьях?
Д.– Желтые, красные, оранжевые
Л. – Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? /Разноцветные/ (проговаривание хором и индивидуально)
Л. – Отправляемся в лес по необычной тропинке. Из чего наша дорожка?
Д.– Из фигур.
Л. – Из каких фигур? Назовите одним словом.
Л. – Геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник). Ребята, что можно делать в лесу? А чего нельзя делать?
Д. – В лесу можно гулять (отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы и ягоды). Пальчиковая гимнастика
Л.– Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем В группу осенний букет принесем.
Игра «Чего в лесу много?»
Л. – давайте скажем чего в лесу много. Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы». Гриб — грибы — много грибов; Ягода — ягоды – много ягод; Дерево — деревья — много деревьев; Лист – листья — много листьев;
Л. – Посмотрите, сколько у меня здесь листьев. А вы знаете с каких деревьев они упали?
Д. –Да.
Л. – Возьмите в руки любой один листок и скажите с какого дерева он упал.
Д. – (берут листок и называют с какого дерева он упал). (лист упал с березы, значит лист какой? березовый)
Л.– Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.) А теперь давайте вспомним все, что говорили о деревьях. /Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые./
Л.– А давайте сейчас попробуем сделать аппликацию осеннего дерева из цветной бумаги, различного цвета и отправим эту поделку Мишутке на память. Как вы думаете чем занят сейчас Мишутка?
Дети совместно с логопедом выполняют аппликацию осеннего дерева из цветной бумаги, закрепляя оттенки цветов (бордовый, коричневый, оранжевый, желтый, красный).
Итог занятия
Л. – Что вам сегодня понравилось на занятии? Вы все сегодня были молодцы, отвечали правильно на все вопросы. А сейчас до свидания.