ОБУЧАЕМСЯ, ИГРАЯ
Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние уроки вежливости, когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.
Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими. Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:
- «Этикет для детей различных лет», А. Усачев;
- «Правила поведения», Э. Бомон;
- «Вежливые слова», О. Корнеева;
- «Общительные сказки», Т. Шорыгина;
- «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
- «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
- «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
- «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»;
- «Этикет для непосед», издательство Clever;
- «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.
В дошкольных образовательных учреждениях обучение детей вежливости проводится по специально разработанным программам. Педагоги организуют занятия и учат детей правилам хорошего тона, но это не значит, что родители должны оставить эту тему и положиться только на воспитателей.
История и культура питания
Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.
Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.
Правила поведения за столом в школе
Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.
Правила поведения в школьной столовой
- Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
- Перед едой вымой руки;
- Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
- Соблюдай очередность;
- По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
- Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
- Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
- Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
- Пользуйся салфетками;
- Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
- Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
- После еды убери посуду за собой;
- Будь вежливым, поблагодари работников столовой.
Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.
ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?
Этикет – это свод норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе или отдельно взятой социальной группе. Говоря об этикете для детей, мы подразумеваем правила хорошего поведения, в первую очередь, в отношении взрослых, потому что именно они могут оценить поведение как «хорошее» или «плохое» в силу своего опыта.
Этикет подразделяется на разные виды – есть как общепринятые правила, так и особый этикет для отдельных случаев (например, служебный, религиозный, траурный). Обучать детей этикету следует постепенно, и для дошкольного возраста достаточно тех правил хорошего тона, которые малыши могут применить в повседневных ситуациях.
Зачем нам нужны правила за столом
Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:
- Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
- Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
- Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
- Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
- Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.
Безопасное поведение на улице — общение с незнакомыми людьми
Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?
Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»
- Сиди ровно, не «разваливайся»;
- Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
- Не шаркай ногами;
- Не разговаривай во время еды;
- Не вертись и не толкайся;
- Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
- Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
- Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
- Правильно держи ложку, вилку и нож;
- Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
- Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
- Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
- После еды положи приборы на стол;
- Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.