Лекция «Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению»


Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Поделки из салфеток

Из бумажных салфеток получаются пышные поделки. Один из популярных вариантов – скатывание салфеток в виде маленьких шариков и пропитка их гуашью разных цветов. Из таких элементов можно сложить объемную картину. Технология такая же, как при работе с бисером.

Объемные фигуры из таких комочков может сделать даже маленький мастер. На фото показана небольшая композиция на пожарную тему. Каркас машины или сооружения собирается из спичечных коробков или картонных коробочек. Сверху он плотно обклеивается шариками из салфеток, окрашенными в нужный цвет.

Поделки, отражающие противопожарную тематику, выполненные ребенком совместно с взрослым человеком, помогают усвоить основные правила борьбы с огнем. Их можно сделать из разных материалов и разными способами. Важно вдохновить маленького мастера на творчество, а нужную информацию он получит уже в процессе работы.

Организация класса, уголка пожарной безопасности

Одна из самых часто встречающихся чрезвычайных ситуаций это пожар. Как правило, в экстремальных условиях люди теряют способность адекватно реагировать на происходящее. Поэтому, во избежание трагедии, необходимо заранее информировать людей о действиях во время пожара. Эта информация должна быть наглядна, доступна и легко запоминаться. С этой целью в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации могут быть созданы классы, уголки пожарной безопасности. При этом их создание и функциональное наполнение не регламентируется нормативными правовыми актами и нормативными документами.

В классе пожарной безопасности могут быть размещены:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, листовки, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Один из эффективных методов достижения цели информирования людей о действиях во время пожара — оформление и размещение на видном месте с хорошей проходимостью уголка пожарной безопасности.

Существует многообразие типов, видов, вариантов оформления уголков пожарной безопасности, методов их печати, способов размещения (напольный, настенный, мобильный).

Уголок пожарной безопасности должен отражать специфику деятельности организации и может содержать как методический, так и раздаточный материал.

На стендах уголка пожарной безопасности может быть представлена следующая информация: план эвакуации, инструкции о мерах пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, порядок действий при пожаре, требования пожарной безопасности, инструкции по использованию первичных средств пожаротушения, знаки пожарной безопасности и т.п.

Примеры оформления уголка пожарной безопасности представлены на рисунках 1 – 3.

Рис. 1. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Рис. 2. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Рис. 3. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Поделки из ткани

Аппликации с использованием цветных лоскутов выглядят очень эффектно. У таких картин есть важное преимущество: их можно сделать мягкими, используя в качестве основания плотную ткань. На фото показана картина-предупреждение, которая будет напоминать об опасности спичек. На тканую основу пришиваются нужные детали. Для придания объема под некоторые лоскуты подкладывается вата. Фигуры человека или его лицо можно вышить или нарисовать.

Другое направление – объемные тканые поделки. На фото «Веселый огнетушитель». В качестве основы можно использовать поролон или пенопласт. Основа обтягивается красной тканью. Пришиваются характерные мелкие детали. Их можно сделать из лент, тесьмы, фетра. Такая поделка абсолютно безопасна для малышей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
  2. Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  3. Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645?
  4. Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
  5. Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
  6. Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
  7. Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  8. Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  9. Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
  10. Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
  11. Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  12. Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
  13. Что учитывается при проведении обучения мерам пожарной безопасности?
  14. Что является основой обучения мерам пожарной безопасности?
  15. Укажите последовательность действий персонала, воспитанников и обучающихся дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация

Поделки из крупы

Достаточно простые поделки можно создавать из манной крупы . Для этого готовится цветная манка: крупа в емкости перемешивается с гуашью нужного цвета до получения насыщенного оттенка и высушивается. Для пожарной машины потребуется красная, черная и серая манка, а также неокрашенная (белая) крупа.

На листе плотной бумаги или картона рисуется контур машины. Внутри линий наносится клей и засыпается красный материал тонким равномерным слоем, лишняя крупа стряхивается. Затем из других цветов аккуратно формируются мелкие детали. Когда картинка готова, на бумагу вне контура наносится клей, создается общий фон из неокрашенной манки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». — «Российская газета», № 3, 05.01.1995;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». — «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2415;
  3. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2008;
  4. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. (Утв. МЧС России 20.06.2014). Документ опубликован не был;
  5. Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. (Утв. МЧС РФ). – «Библиотека инженера по охране труда», №N 1 — 2, 2007;
  6. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (Утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 года № 1-4-60-10-19);
  7. Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства. ч. 3. Организационно-технические мероприятия. Под общ. ред. В.И. Козлачкова. – Минск: «ФОИКС», 1998. — 317 с;
  8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед. соч.: в 3-х т. — М., 1979, т. 1, с. 33.
  9. Интернет-ресурс https://ddt2mariinsk.ucoz.ru/index/pozharnajabezopas nost/0-16;
  10. Интернет-ресурс https://www.profi-ra.ru/agit/stend1/;
  11. Интернет-ресурс https://marina-tcherepanina.narod.ru/index/0-4.

Рисунок

Можно предложить малышам нарисовать огонь, и как его тушат пожарники. От детей не требуется высоко художественного произведения, главное, чтобы они прочувствовали значимость своего творчества. Рисовать можно карандашами, фломастерами, мелками, в более старшем возрасте – красками.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Проект по воспитанию культуры пожарной безопасности для дошкольников «Азбука пожарной безопасности»

Разработчик: Басова Алёна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Ханты — Мансийский автономный округ — Югра Октябрьский район Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Унъюган 2021

Аннотация: Данный проект посвящен актуальной проблеме: воспитанию у детей дошкольного возраста культуры пожарной безопасности. Реализация проекта предполагает возможность объяснить детям в игровой форме, какие правила необходимо соблюдать в обращении с электроприборами, чем опасны игры с огнем, что случится, если остаться в горящем доме, как вызвать на помощь пожарных. Продолжительность реализации проекта 2 месяца. В рамках данного проекта была проведена тематическая исследовательская работа «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?», которая в дальнейшем была представлена на районной конференции «Юный изыскатель» и заняла призовое место.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По способу выполнения: групповой (дети 6-7 лет).

По продолжительности: среднесрочный.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Социальные связи: пожарная часть ЦентрСпасЮгория.

Актуальность:

Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров в Югре. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к ним. Многие люди считают, что пожар – это редкое явление. Надеются, что беда обойдет их стороной. Но так бывает не всегда. Пожар не только губит всё материальное, но и уносит порой человеческие жизни.

С самого юного возраста необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. И отнестись к этому нам взрослым необходимо со всей серьезностью. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания. Поэтому одной из важных задач нашего детского сада является привитие детям навыков осторожного обращения с огнем, выполнения правил пожарной безопасности.

Агитбригада – незаменимый помощник в деле пропаганды соблюдения безопасного поведения детьми. На протяжении вот уже нескольких лет в нашем детском саду проводится ежегодный Смотр детских агитбригад по безопасности. Каждая возрастная группа готовит выступление, в котором призывает соблюдать правила безопасности в той или иной области жизни. Необходимость в выполнении проекта возникла в ходе подготовки детей подготовительной группы к очередному выступлению агитбригады. На этот раз наша группа выбрала пожарную безопасность. В разговоре с детьми на тему «Что я буду делать, если в доме случится пожар?» было выяснено, что многие дети спрятались бы при виде пожара, вместо того, чтобы выбежать из дома и позвать на помощь.

Проблема, сформулированная педагогами и детьми: Что будет, если во время пожара в доме спрятаться под кроватью или в другом укромном месте?

Цель проекта для детей: формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Цель проекта для педагога: обучение дошкольников правилам пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения.

Задачи работы над проектом для детей:

  • Уточнять знания о работе пожарных.
  • Формировать навык общения с дежурным пожарной части в экстренной ситуации.
  • Знакомить детей с первичными средствами пожаротушения.
  • Формировать навык реально оценивать возможную опасность.
  • Воспитывать умение бороться со страхом перед огнем и сигналом оповещения при пожаре.
  • Прививать практические навыки поведения при возникновении пожара.

Задачи работы над проектом для педагогов:

  • Совершенствовать уровень уже имеющихся знаний детей о пожарной безопасности.
  • Вырабатывать у дошкольников алгоритм поведения в пожароопасных ситуациях.
  • Привлекать родителей воспитанников к участию в проекте.
  • Обогащать словарный запас детей в соответствии с темой.
  • Способствовать установлению причинно-следственных связей в ситуациях действия человека с огнем.
  • Формировать любознательность, общительность, умение решать возникающие проблемы.

Описание продукта, полученного в результате выполнения проекта:

  • Составление мини-альбомов детей и родителей (картинки, рисунки, рассказ ребенка) на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара».
  • Выступление агитбригады по правилам пожарной безопасности.

Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности:

Игровая:

  • сюжетно-ролевые игры «Мы – пожарные», «Пожар в доме»
  • игровые и проблемные ситуации «В квартире много дыма, «Как вызвать пожарных, если случился пожар»
  • настольно-печатные и дидактические игры по пожарной безопасности.

Познавательная:

  • беседа на тему «Почему может случиться пожар?»
  • беседа на тему «Опасные предметы – источник пожара»
  • экскурсия в пожарное депо
  • познавательная викторина «С огнем не играй, правила пожарные соблюдай!».

Художественная:

  • коллективная аппликация — изготовление условных знаков на тему «Чтобы не было пожара»
  • рисование «Пожарная машина»
  • чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».
  • лепка «Пожарный».

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • оборудование для художественно-продуктивной деятельности;
  • иллюстрации, плакаты по правилам пожарной безопасности;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игры;
  • художественная литература;
  • дидактические и настольно-печатные игры по правилам пожарной безопасности;

Планируемая работа и деятельность детей и педагогов на различных этапах проекта:

Этапы

Содержание деятельности детей в процессе реализации проекта Содержание деятельности педагогов в процессе реализации проекта
1 этап – поисковый

(1день)

1. Входят в проблему.

Предполагают различные исходы развития событий в случае сложившейся ситуации. Задумываются, насколько опасен пожар.

2. Принимают задачу.

1. Формулировка проблемы: Что будет, если во время пожара в доме спрятаться под кроватью или в другом укромном месте?

Для того, чтобы правильно вести себя в случае пожара, нужно помнить правила пожарной безопасности!

2. Формулировка задачи – сбор информации:

  • Из-за чего может случиться пожар?
  • Какие предметы в доме являются источником пожара?
  • Кто такие пожарные? Каким должен быть пожарный?
  • Как вызвать пожарных в случае возникновения пожара?
  • Чем можно тушить пожар до приезда пожарных?
  • Как правильно вести себя, если случился пожар?
2 этап – аналитический

(1 неделя)

1. Активизируют умение избегать опасных ситуаций, уточняют знания о работе пожарных.

2. Имеют возможность выполнить условное тушение небольшого возгорания, получают элементарные навыки пожаротушения.

3. Расширяют кругозор, словарный запас.

1. Организация экскурсии в пожарное депо Таежного ЛПУ МГ.

Встреча с пожарным является наиболее эффективным методом в области профилактики нарушений пожарной безопасности. Опытный «экскурсовод» и отличный собеседник – командир отделения – рассказал о нелегком труде пожарных, о том, как следует избегать беды. А также познакомил дошкольников с формой пожарных и с оборудованием пожарной машины.

2. Знакомство детей с первичными средствами пожаротушения.

Пожарный познакомил детей с работой огнетушителя, объяснил и показал принцип его действия. Затем рассказал о других средствах пожаротушения, которые имеются на территории нашего детского сада – инструментах, расположенных на пожарном щите, их назначении и применении на практике.

3. Размещение в центре безопасности материала для обучения детей противопожарной безопасности (подборка иллюстраций, плакатов, художественной литературы, дидактических и настольных игр, игрушек).

3 этап – практический

(1,5 месяца)

1. Совершенствуют уровень уже имеющихся знаний о пожарной безопасности.

2. Уточняют знания о работе пожарных.

3. Обогащают игровой и практический опыт.

4. Приобретают навык общения с дежурным пожарной части в экстренной ситуации.

5. Обогащают словарный запас в соответствии с темой.

6. Отрабатывают определенный алгоритм действий, позволяющий закрепить знания и умения правильно вести себя в случае возникновения пожара на территории детского сада, сохраняя спокойствие.

1. Беседа в центре безопасности на тему «Почему может случиться пожар?». Постоянный друг нашего детского сада, инспектор по пожарной безопасности ЦентраСпасЮгория, побеседовала с детьми о том, из-за чего может случиться пожар, кто часто бывает виновен в возникновении пожара.

2. Продуктивная деятельность (коллективная аппликация). Изготовление условных знаков на тему «Чтобы не было пожара».

3. Беседа в центре безопасности на тему «Опасные предметы – источник пожара»

Закрепить знания о предметах в быту, которые могут стать источником пожара (электроприборы, газовая плита, спички), требующие осторожного обращения.

4. Продуктивная деятельность (рисование). Рисование пожарной машины.

5. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».

6. Продуктивная деятельность (лепка). «Пожарный»

7. Организация сюжетно-ролевых игр «Мы – пожарные», «Пожар в доме»

8. Обыгрывание игровых и проблемных ситуаций «В квартире много дыма, «Как вызвать пожарных, если случился пожар».

9. Проведение познавательной викторины «С огнем не играй, правила пожарные соблюдай!».

10. Учебная тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников ДОУ на случай возникновения пожара (согласно графику).

4 этап – презентационный

(2 дня)

  1. Через сценку и музыкальную композицию воспитанники стремятся донести до сверстников важность и сущность соблюдения правил пожарной безопасности, чтобы зрители задумались над необходимостью соблюдать осторожность при обращении с огнем.

2. Составление мини-альбомов детей и родителей (картинки, рисунки, рассказ ребенка) на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара» и презентация их в группе.

1. Подготовка участников агитбригады к выступлению. Выступление агитбригады по правилам пожарной безопасности.

2. Оформление выставки мини-альбомов на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара»

Работа с родителями:

Самое ценное для родителей – это их дети. Успехов в работе по обеспечению пожарной безопасности детей можно ожидать только тогда, когда не только педагоги заинтересованы в этом, но и если родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью, и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Родители должны понимать, что полученные знания в детском саду нужно закреплять дома.

Родители наших воспитанников стали активными участниками данного проекта: сопровождали детей на экскурсии в пожарную часть; читали детям художественную литературу, рекомендованную педагогами; просматривали вместе с детьми мультфильмы о правилах пожарной безопасности; закрепляли умения детей правильно пользоваться электробытовыми приборами; совместно с детьми изготавливали мини-альбомы на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара»; на сайте ДОУ имели возможность посмотреть выступление агитбригад. Совместная деятельность всегда сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками по изучаемой теме. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Результаты проекта:

Работа по данному проекту позволила решить поставленные задачи. В результате выполнения проекта дети усвоили алгоритм поведения во время пожара, познакомились с первичными средствами пожаротушения, закрепили правила, которые позволяют предотвратить пожар.

В рамках данного проекта была проведена тематическая исследовательская работа «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?», которая в дальнейшем была представлена одним из детей группы на районной конференции «Юный изыскатель» и заняла призовое место (Приложение 1).

Данная тема вдохновила не только детей, но и педагогов на создание танца под названием «Огонь и вода», автором которого является музыкальный руководитель нашего детского сада. Педагоги представили данный танец на районном фестивале-конкурсе «Вдохновение», завоевав приз зрительских симпатий. А девочки подготовительной к школе группы представили этот танец на ежегодном поселковом фестивале-конкурсе детского творчества «Серебряное копытце», завоевав 1 место.

Обучение дошкольников навыкам пожарной безопасности не должно ограничиваться выполнением только одного проекта. Это должно быть длительное, целенаправленное, систематическое воздействие на ребенка.

В зависимости от достигнутых результатов воспитание культуры пожарной безопасности дошкольников в условиях ДОУ предусматривает корректировку разработанных мероприятий на следующих этапах работы.

Перечень источников:

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.И., Кондрыкинская А.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников» — Просвещение, 2004г.
  3. О работе с детьми по предупреждению пожаров: Метод. пособие. — Кемерово, 2006.
  4. Павлова, О.В. Методические рекомендации по обучению с детьми правил пожарной безопасности в детских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях // О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2001.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.
  6. Интернет-ресурсы
< ПредыдущаяСледующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]