Алина Сергеевна Иващенко
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия»
Дидактическая игра в жизни дошкольника.
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности.
«Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад»
.
Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве.
«Поиски добрых слов»
.
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините»
,
воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слов.
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
.
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
«Наша страна»
.
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.
«Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам)
и мальчикам
(мужчинам)
.
Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Кто в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец»
.
Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец)
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля — планета шарообразной формы (используя глобус)
. Показать какие движения Земля совершает
(вращение вокруг себя, вокруг Солнца)
. Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу
(горы, равнины, леса, пустыни)
.
Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем — как к планете.Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Узнай по описанию кто это»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине.
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают.
«У кого какой домик»
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло.
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях, животных, птицах нашего края занесенных в «Красную книгу»
. Прививать любовь к
родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «малая красная книга»
, составленная совместно с
родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких растений, животных, птиц.Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
«Страны и народы»
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека.
Ход игры: Дети рассматривают изображения домов.Словообразования: стекло — стеклянный, камень — каменный.
«Жилое – Нежилое»
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми.
В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т. п.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений.
Ход игры: Воспитательпредлагает определить жилое или не жилое помещение: Дом — жилой, магазин – нежилой….
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, знакомить с разными именами.Материал:Ход игры: Миша — Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля.
«Я люблю…»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.
Ход игры:Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.Материал: план местности (микрорайона)
макет местности микрорайона.
Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Птицы нашего города (края)
»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края)
.Прививать любовь к
родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края»
, составленный совместно с
родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Богатства недр земли»
.
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни)
. Расширять представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры — Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое)
предлагает назвать его.
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства)
.
Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, экскурсии и наблюдения, рассматривание фотографий родного города, чтение научно-популярной и художественной литературы о родном городе, заучивание стихотворений, составление детских рассказов, рисование достопримечательностей города, «дом, в котором я живу».В старших группах подбор краеведческого материала, связанных с историей родного города. Игровые правила: Во время игры участники по очереди делают ходы. Ход включает несколько действий. Порядок действий менять нельзя. 1. Начинать игру со старта-«Детский сад». 2. Делать столько «шагов», сколько точек выпало на кубике. 3. Если фишка оказалась на оранжевом круге, то ход переходит к другому игроку. Если на коричневый круг, то вернуться по направлению стрелки. Если фишка оказалась на зеленом круге- переход хода по стрелке. Очередность хода: Очередность хода определяется по кубику, у кого больше выпало, тот и первый. Можно использовать считалку. Например, башкирскую народную считалку: Чтобы весело играть, нужно всех пересчитать. Раз, два, три –первый -ты! «Тот, на ком закончилась считалка, ходит первым. Ход игры: 1 вариант В игре участвуют 2-4 ребенка. Каждый ставит свою фишку на старт. Поочередно бросают кубик и передвигают фишки на столько кругов, сколько выпало на кубике точек. В игре побеждает тот игрок, чья фишка первая придет к финишу. 2 вариант В игре участвуют 4 ребенка и ведущий. По описанию ведущего игроки находят объект и ставят свои фишки на нужный объект. Побеждает тот игрок, который первым и правильно найдет все объекты, описанные ведущим. 3 вариант С воспитанниками младших групп игру можно использовать для ознакомления с отдельными объектами города. Ведущий ставит фишку по порядку и рассказывает о каждом объекте. При повторной игре об объектах могут рассказывать воспитанники. 4 вариант В игре участвуют два мальчика и две девочки. Девочки своими фишками движутся со старта налево, а мальчики — направо. Побеждает та команда, которая первая придет к финишу.
Следующая > |
Ход игры: чугун — чугунный, дерево — деревянный…
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)
»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)
»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей.
Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Дети рассказывают о профессиях, определяют предметы, необходимые для их работы. (Повару – поварешка)
.
«Отгадывание и толкование загадок»
.
(об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно — патриотическую тему.
Материал: загадки и картинки с отгадками.
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.
«Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову.
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней, подобрать определения к изображению. (Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя)
и т. д.
«Составь семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных, родственных слов.
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать,что нарисовано на ней и подобрать родственные однокоренные слова к нему: родина, родной, родители, родственник, родинка; герой — геройский, героический, героизм; защита — защитник, защищать.
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право.»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка»
.
Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции»
(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Кто что делает?»
Цель: формировать навык подбора глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Мой родной город
Дидактическая настольно-печатная игра для детей старшего дошкольного возраста
Цель
: работа по формированию патриотических чувств у детей, ознакомление с историей и достопримечательностями родного края с учётом требований ФГОС по региональному компоненту.
Задачи
:
- формировать представление об истории своего города;
- развивать познавательный интерес детей к истории своей Родины;
- учить правилам общественного поведения;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать эмоциональную сферу личности ребёнка;
- тренировать мелкую моторику рук;
- тренировать память, мышление, внимание, воображение;
- закреплять знания детей об истории своего города Царицына-Сталинграда-Волгограда;
- расширять словарный запас, активизировать словарь.
Игровой задачей дидактической игры «Мой родной город!» является предоставление возможности для проявления детьми ответственности, самостоятельности, сотрудничества. Педагог осуществляет контроль и оценку результатов.
Мой родной город
Состав игры: — поле-карта
Это игровое поле-карта с кармашками, на котором расположены изображения города Волгограда в разное время (когда он назывался Царицын, Сталинград.
— карточки
Каждая карточка содержит три небольшие картинки с видами центральные мест города и достопримечательностей в разное историческое время. (Примечание: места, изображённые на поле-карте, должны совпадать с содержимым карточек; одни и те же места в разное историческое время.)
— фишки
Каждая фишка представляет собой круглый значок-медальон с эмблемой города.
Методические указания к игре
Должна быть проведена предварительная работа с детьми. Необходимо рассказать об истории города, о разных временных этапах в его развитии, о знаковых событиях. Также полезно изучить карту, отметить на ней центр города, основные достопримечательности. Показать, как менялся облик города с течением времени, как выглядят одни и те же знаковые для города места в разные года.
Все фотоматериалы, которые войдут в основу настольно-печатной игры, должны быть заранее изучены с детьми. После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно.
Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом.
Ход игры
Количество игроков: подгруппа детей от 2-х до 8-и человек.
Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. Воспитатель раздаёт каждому игроку своё игровое поле-карту с изображением Волгограда в конкретное историческое время. Дети внимательно изучают картинку. Затем самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают карточку, на которой изображено то же место в современности, вставляют карточку в кармашек, сопоставляя одну из трёх картинок с полем-картой, объясняют свой выбор.
За правильно выполненное задание участник дидактической игры «Мой родной город!» получает фишку. И дальше может взять себе ещё одно поле-карту. Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием и не осталось свободных полей-карт. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку или группе) составить рассказ по изображению.
Во время использования игры «Мой родной город!» может быть организована самостоятельная детская деятельность или же коллективная, с подгруппой детей. Дидактический материал можно использовать в непосредственно игровой деятельности или же предложить в ходе проведения НОД (на темы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с явлениями общественной жизни). Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории своей Родины, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.
Елена Астахова, воспитатель МДОУ Д/с № 263, г.Волгограда
Ход игры: Повар — варит, жарит и т. д.
«Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины.
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия.
«Волшебные слова»
Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: картины и изображения людей.