Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию для дошкольников


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Воспитатель: Орлова А.А. Кубинка, 2019

«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье»

К.Д. Ушинский.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание — одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений.

Актуальность:

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Цель трудового воспитания –заложить основы положительного и ценностного отношения к труду как первостепенной человеческой ценности.

Задачи трудового воспитания:

  1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, результатам их труда, стремление оказывать посильную помощь;
  2. Формирование у детей трудовых навыков и личностных качеств (доводить начатое до конца, добросовестности, ответственности);
  3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда;
  4. Обучение организации и культуре труда.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

  1. сюжетно – ролевая игра – игра, в которой дети обыгрывают воображаемую ситуацию. Ситуация складывается из сюжета и ролей;
  2. театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
  3. дидактическая игра – это игра обучающая.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико: в процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка. Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающую функцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них дети отражают окружающую жизнь и познают доступный для их понимания факты и явления.

Применительно к трудовому воспитанию, дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей (они способствуют усвоению, расширению, закреплению у детей знаний о труде, предметах труда, материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий, о многообразии профессий взрослых), но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние: происходит развитие высших психических процессов, формируется уважительное отношение к людям труда, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду, стремление реализовать себя в той или иной сфере деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на четыре основных вида:

  1. Игры с предметами
  2. Настольно – печатные игры
  3. Словесные игры
  4. Компьютерные игры.

Рассмотрим эти виды игр через призму трудового воспитания. Итак,

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как: «Детский сад» (деревянный строитель, посуда, постельное белье и т.д. – дети выбирают из множества разнообразных предметов); «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

  1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре — это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
  2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
  3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти. Картинки подбираются в соответствии с той или иной профессией.
  4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
  5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра «Отгадай, кто это?» Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Пример: игра «Крокодил» (С помощью жестов, мимики показать пословицу).

  1. Труд человека кормит, а лень портит.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Без труда не выловишь т рыбку из пруда.
  4. Кто не работает, тот не ест.

Игра «Закончи пословицу, поговорку».

  1. Меньше слов, да больше дела.
  2. Глаза страшатся, а руки делают.
  3. Кончил дело – гуляй смело.

Компьютерные игры – это игры, применяемые на интерактивной доске или персональном компьютере.

Компьютерные дидактические игры применяют с целью повышения качества образования.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут.

Интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов. Согласно СанПиН мы можем применять ИД каждый день только на 1 занятии и не более 2 — 10 мин в зависимости от возраста детей.

После компьютерных игр необходимо проводить гимнастику для глаз.

При организации дидактической игры необходимо соблюдать ряд правил:

— Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

-Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

-Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

-Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность.

-Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к

выполнению дидактических задач.

-Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

-Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

-Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога — направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

-Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

-Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры.

Таким образом, грамотно организованная дидактическая игра является важнейшим средством трудового воспитания дошкольников.

Следующая >

Дидактические игры по ручному труду

Марина Ревина

Дидактические игры по ручному труду

Дидактическая игра «Ателье».

Программное содержание: продолжать знакомить детей со свойствами материалов, из которых изготавливаются вещи; помочь вспомнить и самостоятельно определить некоторые свойства ткани; активизировать соответствующий словарь; учить подбирать ткань для одежды разных видов.

Материал: плотные бумажные конверты с прорезями на передней стенке. Прорези воспроизводят контуры различных швейных изделий. Лоскуты ткани разной фактуры и расцветки (шелк, ситец, сатин, штапель, кримплен, шерсть, драп, кружевница).

Дидактическое упражнение «Клубочки».

Программное содержание: учить равномерно сматывать нитки в клубок; развивать мелкую моторику; закреплять знания детей о том, из чего и как делают шерстяные нитки; воспитывать аккуратность, терпеливость.

Материал: шерстяные нитки.

Дидактическое упражнение «Собери бусы».

Программное содержание: познакомить детей со свойствами материалов, из которых изготовлены бусинки; развивать воображение; закреплять знания детей о названии цветов и оттенков; учить собирать бусы одного цвета и размера (или чередуя цвет и размер бусинок); воспитывать аккуратность.

Материал: леска, различные бусинки, отличающиеся по цвету, форме, величене.

Дидактическое упражнение «Одень кукол на прогулку».

Программное содержание: упражнять в употреблении названий цветов и цветовых оттенков, по средствам развития способностей сочетать цвета, работать с формой; развивать воображение, вкус; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.

Дидактическое упражнение «Путешествие по лабиринту».

Программное содержание: учиться проводить маленький шарик или бусинку по лабиринту из ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость.

Материал: два отрезка ткани одинакового размера. Обе части ткани сшиваются по краю, и прошивается лабиринт, на котором оставляются отверстия для входа и выхода шарика.

Дидактическое упражнение «Воздушные шарики».

Программное содержание: закрепить у детей умение завязывать узелки; развивать образное мышление; учить подразделять нитки на швейные, вышивальные, вязальные, штопальные; учиться связывать шнуры в шахматном порядке; воспитывать бережное отношение к используемым материалам.

Материал: деревянная планка с закрепленными на ней шнурами.

Дидактическое упражнение «Разноцветный коврик».

Программное содержание: учиться вплетать в основу полоски цветной клеенки в определенном порядке; развивать мелкую моторику кисти; ознакомить детей с работой на ткацком станке; воспитывать интерес к работе руками.

Материал: основа прямоугольной формы с прорезями, выполненными параллельно по отношению друг к другу через равное расстояние, а также одинаковые полоски, вырезанные из цветной клеенки, контрастного цвета по отношению к основе.

Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 5–7 лет

Татьяна Певнева

Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 5–7 лет

КАРТОТЕКА

по трудовому воспитанию

для детей 5-7 лет

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим.Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

«Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности)

передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

«Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо)

:

— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.)

Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша?
(Кукла хочет варить кашу.)
Как называется каша?
(Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы.Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

• Укладывание камушков на дно горшка.

• Насыпание в горшок песка (высота 1 см)

.

• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

• Срезание загнивших корней.

• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

• Установка горшка с растением на поддон.

• Полив растения под корень.

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]