Картотека игр по трудовому воспитанию в младшей группе


Картотека игр по трудовому воспитанию в младшей группе

К


артотека игр по трудовому воспитанию в младшей группе

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Представленная мною картотека игр по трудовому воспитанию предназначена для детей младшего возраста. Разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми.

Данная методическая разработка поможет воспитателю организовать труд детей и руководить их трудовой деятельностью таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.

Картотека игр по развитию навыков самообслуживания

Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры, игровые ситуации (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать»; 2. «Как складывать одежду»; 3. «Как вытирать руки»; 4. «Как полоскать рот после еды»; 5. «Как кушать вилкой» и т. д.); художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок); настольные игры «Лото».

Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

д/и «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Х од игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Упражнение «Мыльные перчатки»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки». Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные «белые перчатки». В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама (имя ребенка)»

игровая ситуация «Сделаем куклам разные прически»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид

Оборудование: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

д/и «Подбери пару»

Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

д/и «Что сначала, что потом»

Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством;

учить составлять небольшие рассказы.

Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

игровая ситуация «Таня простудилась»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Оборудование: носовой платок

Х од игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

— Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.

д/и «Правила гигиены».

Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.

Упражнение «Выверни колготки»

Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам.

Обучающая ситуация «Почистим зубки»

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Упражнение «Мы заправим наши майки»

Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом.

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке.

Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Дидактическая игра «Найди пару»

Ц ель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару».

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика.

Ход игры. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Игры на ознакомления детей с хозяйственно — бытовым трудом.

Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:

— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

— Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.

Игровая ситуация «Вымоем посуду»

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: кукла, посуда (тарелки, подносы, губка, два тазика.

Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:

Мы с тобой трудиться будем,

Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй

И за мною повторяй!

Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.

Игра «Убери со стола»

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. » Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: «Крошки со стола сметем и совочком уберем!»

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли».

Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.

Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

И гровая ситуация «Купаем кукол»

Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.

Трудовые поручения:

Расставлять игрушки, книжки.

Раскладывать на столах материал к занятиям.

Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям.

Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики».

Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: — «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки».

Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее. Спрашивает: помогали ли маме стирать, что нужно для стирки, с чего нужно начать стирку?

Организация труда в природе в младшей группе

Содержание труда Задачи

В групповом помещении

1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения — подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

2. Рассматривание алгори

3. Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг»

4. Игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями»

Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал. Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения.

5 . Труд в уголке природы: полив растений

6. Труд: посадка лука в уголке природы.

В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук

7. Труд: помыть листья растений

8. Наблюдение – опыт «С водой и без воды».

9. Наблюдение за рассаживанием цветка.

1. Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

2. Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями.

3. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений.

4. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

5. Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями

6. Уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки луковиц (поместить в лунку, крепко нажать и присыпать землей, полить); вызвать интерес к выращиванию растений

7. Продолжать учить мыть листья растений, воспитывать бережное отношение к растениям.

8. Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

9. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – из одного растения – два.

На участке

1. Уборка овощей на огороде (помощь взрослых).

2. Наблюдение за сбором крупных семян цветов

3. Сбор мусора, листьев в определенное место.

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включаться в него. Закреплять знание об овощах.

2. Прививать у детей навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

3. Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада.

1. Уборка сухих веток с участка.

2. Смести снег со скамеек, построек на участке.

3. Подметание дорожек на участке.

4. Наблюдение за трудом дворника.

1 . Продолжать учить детей поддерживать порядок на участке детского сада.

2. Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.

3. Учить детей мести веником дорожки, видеть результат своего труда.

4. Воспитывать уважение к труду дворника.

1. Сгребание снега к деревьям.

2. Расчистка кормушек, подкормка птиц.

1. Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

2. Учить детей заботиться о птицах, помогать им в холодное время года.

1. Убирать кормушки на место хранения.

2. Приводить в порядок огород- очистка от мусора и камней.

3. Уборка сухой травы на огороде.

1. Учить детей заботиться об инвентаре, приводить его в порядок, убирать на место хранения.

2. Учить детей осознавать значимость, необходимость труда.

3. Испытывать чувство радости от достигнутого результата, хвалить детей на участке в труде.

1. Уборка участка от мусора.

2. Осушение участка – пропускание ручейков.

3. Разбрасывание снега для быстрого таяния.

4. Вынос игрушек и уборка их после игры. 1.2. Продолжать поддерживать желание помогать взрослым, трудиться рядом, не мешая друг другу.

3.4. Формировать активность, способность преодолевать трудности, учить чувствовать себя самостоятельным, умелым.

1. Наблюдение за перекопкой грядок.

2. Наблюдение за перекопкой клумб.

3. Посадка лука, гороха, бобов.

1.2. Продолжать закреплять у детей интерес к труду, воспитывать желание применять посильное участие в трудовой деятельности.

3. Привлечь детей к посадке лука, гороха, бобов, дать возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя умелым.

1. Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь)

1)прополка сорняков на огороде

2)рыхление грядок, клумб

3) полив

1. .Обогащать представление детей о растениях, учить ухаживать за ними, поддерживать желание помогать взрослым.

Картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых

дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

М ладший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т. д. дидактическая игра «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы)»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает

Учитель подстригает, а парикмахер учит детей.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.

игра «Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

дидактическая игра «Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.

Лото «Профессии»

Цель: Формировать у детей умение соотносить профессии с предметами и группировать предметы по назначению; закреплять название профессий.

Игровой материал: Карты-лото с изображениями:- доктор, шприц;- повар, кастрюля;- плотник, пила;- прачка, утюг;

— дворник, метла;- продавец, касса.

содержание .. 1 2 3 9 ..

Воспитание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит: «Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!» Или: «Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с Олей, Ирой и Сережей… Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну, помогают ей трудиться». Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах — стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки — стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки — ощутил приятное чувство удовлетворения и т.п. Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и обращается к поросенку: «Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки! А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком». И т.п. Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например: Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке — ладоши, А пальчики — Антоше. Декламируя песенку, воспитатель моет кукле Антоше руки, вытирает и предлагает малышам вытереть руки полотенцем так, как он показывает. Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: «Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки». И т.д. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность малыша, вызывает у него радость, удовлетворение. С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (расстегивают спереди пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи. В этой возрастной группе рекомендуется привлекать малышей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч и др.). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: «Какая у Вовы большая автомашина! На такой автомашине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу, и сложит их аккуратно на полку». Или: «Хорошая хозяйка наша Оля, она сейчас подберет все тряпочки с пола, сложит и спрячет в шкаф, и будут у нее в доме чистота и порядок». В хозяйственно-бытовом труде ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать с совместной деятельности ребенка со взрослым. Вначале воспитатель обращается к малышу с просьбой, например, помочь стереть со стола. Затем рассказывает и показывает, что нужно делать, спокойно и доброжелательно побуждая ребенка работать вместе с ним. Например: «Танечка сегодня поможет мне протирать столы влажными тряпочками. Вот какие у нас красивые тряпочки! Вот так нужно тряпочку сложить и протирать ею стол: и середину, и все углы. Хорошо работала Танечка, как чисто она протерла свой стол, мне бы одной без нее было трудно, долго бы пришлось работать!» Такая совместная деятельность особенно помогает в установлении контакта между ребенком и взрослым. Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию («Коля, давай поможем Оле собрать кубики… Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!»). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: «Кто тебя потерял, кто твоя мама? Танечка твоя мама? Возьми, Танечка, доченьку, пожалей, положи в коляску». Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием эпизодического появления игрушек и разговор педагога с детьми от лица того или иного персонажа. Например, к малышам могут прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания («Наш мишка Топтыжка заметил, что Саша плохо убирает игрушки»; «Женя, нельзя стучать игрушкой об игрушку, от этого они могут сломаться»). Педагог постоянно воспитывает в детях бережное отношение ко всему живому, учит проявлять заботу об обитателях уголка природы. Особенно действенным является личный пример взрослого. Так, ухаживая за птичкой, воспитатель приговаривает: «Хорошая, красивая птичка, ты такая маленькая, мы тебя все любим, сейчас нальем водички, дадим зерен, чтобы ты всегда пела нам свои песенки». И т.д. Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешая друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику («Посмотри, Андрюша, как трудно Верочке одной поднимать кубики и класть их на полку! Пойди скажи ей: давай будем работать вместе!» Или: «Ребята! А вы не знаете, почему улыбается наш зайка? Давайте его спросим… Он мне на ушко сказал, что очень рад. Ему нравится, как дружно трудятся Андрюша и Ирочка»). Усвоению детьми трудовых навыков способствуют и дидактические игры типа «Уложим зайчика спать», «Оденем куклу Настю», «Угостим кукол» и т.д.

содержание .. 1 2 3 9 ..

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]