Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей в средней группе


Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию детей в средней группе


Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №10 «Солнышко»

Игра как средство воспитания дошкольников

Игра, как считают педагоги, является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития говорят совсем о другом. Кроме того, постепенно стираются грани между мужскими и женскими профессиями, многие женщины увлечены идеями феминизма. Из-за этого подрастающему поколению становится сложнее приспособиться к своей роли, а многие родители и особенно бабушки противятся новым практикам, когда игры мальчиков в куклы и «дочки-матери» не просто разрешаются, но и поощряются, а девочки мечтают о том, чтобы стать не домохозяйкой, а, скажем, премьер-министром.

Задачи проекта:

Дидактическая игра

« Ушки на макушке».

Цели:

  • Развитие слухового внимания.
  • Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры:

Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.

Дидактическая игра

«Подарки для Саши и Маши».

Цель:

  • формирование гендерных представлений у детей.

Задачи:

закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола;

развивать мышление, воображение;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материал:

две куклы — девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат «Подарки» (картинки с изображением различных предметов — игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности).

Ход игры:

В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.

Дидактическая игра

«Чем похожи наши мамы?»

«Чем похожи наши папы?»

Цели:

  • Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.
  • Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.
  • Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.

Материал:

семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры:

Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.

После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:

-Чем похожи наши мамы (папы)?

-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

-Какие внешние признаки их объединяют?

-Какие качества присущи всем мамам (папам)?

-Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них

Дидактическая игра

«Благородные поступки»

Цель

:

  • Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.
  • Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:

мячик

Ход игры

:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков:

называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

Ход игры:

1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. 2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. 3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. 4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание.

Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.

Дидактическая игра

«Рассеянный художник»

Цель:

  • закрепить знания о профессиях взрослых и инструментах.

Материал:

набор картинок.

Ход игры:

На карточках изображены люди разных профессий, в руках у них инструменты. Необходимо исправить ошибки художника. Описание карточек: у врача – молоток, у плотника – градусник.


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сборник игр по гендерному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мальчишки и девчонки»

Подготовила сборник: воспитатель МБДОУ «Теремок» ЯНАО, г. Ноябрьск, Анастасова Валентина Владимировна

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.

Проведение игр по гендерному воспитанию в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

В сборнике представлены игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Найди правильно»

Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.

Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.

Девочка — мальчик Вышивает — строит Плачет — копает Шьет — пилит

Варит — режет

Прыгает через скакалку — носит тяжести

Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.

«Кто что делает?»

Цель: закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии.

Например, строитель строит дома;

писатель — ……… парикмахер — ……… милиционер — ……… архитектор — ………

стюардесса — ………

«Игры-состязания»

«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»

«Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»

«Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)»

«Назови смелую профессию»

«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)»

«Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине-льве»

«Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений»

«Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения»

«Кто составит мини-рассказ о мальчике» (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям (например: веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь).

«Надень и попляши»

Цель — воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.

Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.

Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, — влево.

Маша тапки примеряла, Чуть надела — захромала. Стала Маша выбирать Кому тапочки отдать?

Диме тапки хороши,

На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

«Голубка» (русская народная игра).

Играющие, становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет?». Девочки, стоящие в кругу, отвечают:

— Голубка с пером. — Зачем идет? — За красоткой. — За какой?

— За беленькой.

После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.

Сказка наоборот».

Цель — формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.

Дети придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а женских героинь (Красная Шапочка, Крошечка — Хаврошечка, Золушка, Мальвина) — мальчики.

«Утка и утята».

Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.

Игровой материал: покрывало.

Ход игры. В игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

Следующая >

Система работы по использованию дидактических игр

в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема полового воспитания подрастающего поколения, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, – одна из самых сложных и противоречивых, от её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. На сегодняшний день проблема воспитания ребенка с учетом половых различий по значимости и актуальности не имеет аналогов, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте. А у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе.

Полоролевое воспитание предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитание взаимоотношений с взрослыми и детьми, как своего пола, так и противоположного. Практические работники не всегда педагоги серьёзно задумываются над тем, как строить взаимоотношения мальчиков и девочек в группе, недостаточно учитывают их физические возможности, их интересы и потребности, испытывают затруднения в осуществлении дифференцированного воспитания с учётом пола. Можно сказать, что процессы половой дифференциации и идентификации воспитанников ДОУ идут самопроизвольно. Поэтому мы разработали систему дидактических игр, направленных на позитивную полоролевую социализацию детей дошкольного возраста.

Младшая группа

1. Д/и «Игрушки для мальчиков и девочек»

Цель: закреплять знания детей о круге интересов и различных видах деятельности детей в зависимости от пола.

Материал: карты с изображением девочек и мальчиков, карточки с изображением разных игрушек.

Ход игры: воспитатель раздает детям большие карты, карточки с изображением игрушек лежат на середине стола. Дети по очереди выбирают карточку с игрушкой и кладут в свою карту. После заполнения всей карты объясняют свой выбор.

2. Д/и «Сложи картинку»

Цель: закрепить представления о различиях между мальчиками и девочками, развивать внимание.

Материал: пирамида, состоящая из частей.

Ход игры: перед ребенком лежит разобранная пирамида. Детям предлагается собрать пирамиду, чтобы получилось изображение мальчика или девочки на всех гранях.

3. Д/и «Кто что носит»

Цель: формировать умение находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Материал: карточки с изображением мальчиков и девочек, у которых не хватает предметов одежды, картинки с изображением одежды.

Ход игры: воспитатель раздает карточки, выбирает ведущего, у которого находится одежда. Ведущий по очереди показывает предметы одежды, дети выбирают, подходит она для их картинки или нет. Победитель награждается аплодисментами.

Средняя группа

1. Д/и «Волшебный цветок»

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

2. Д/и «Я знаю пять имен»

Цель: формировать умения называть имена девочек и мальчиков по предложенным картинкам. Соотносить имя к полу ребенка. Развивать внимание, наблюдательность.

Материал: картинки с изображением силуэтов мальчиков и девочек по 5 штук, фишки.

Ход игры: воспитатель раздает силуэты с изображением мальчиков, девочек. Можно раздать картинки с мальчиками – мальчикам, с девочками – девочкам и наоборот. А можно вразнобой. Дети называют имена. За каждое правильно названное имя дается одна фишка. Кто первый получает пять фишек, тот и выиграл.

3. Д/и «Наши прически»

Цель: Формировать у детей представления о прическах мальчиков и девочек.

Материал: изображения лица человека, образцы причесок для мальчиков и девочек.

Ход игры: можно играть индивидуально с ребенком, а можно с группой детей. Детям раздаются изображения лица человека. Воспитатель просит подобрать прическу для мальчика, для девочки.

Старшая группа

1. Д/и «Что сначала, что потом»

Цель: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола, воспитывать гендерную принадлежность.

Материал: набор картинок с изображением возрастных изменений людей разного пола, кармашки.

Ход игры: воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек, изменяющимся с возрастом. После выполнения задания воспитатель приглашает мальчиков к столу, чтобы проверить правильность выполнения задания. Затем то же задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.

2. Д/и «Девочки и мальчики»

Цель: формировать умение называть качества характерные для девочек, мальчиков. Развивать связную речь.

Материал: картинки с изображением мальчиков и девочек, фишки.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и предлагает назвать хорошие качества, которыми обладают девочки и мальчики. Ребенок называет качества того, кто изображен у него на картинке. За правильный ответ дается фишка. У кого больше фишек тот и выиграл.

Подготовительная группа

1. Д/и «Сбор чемодана»

Цель: закрепить полоролевое поведение мальчиков и девочек.

Материл: карты-схемы мужского и женского поведения.

Ход игры: детям предлагается выбрать те черты характера, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого. Объяснить, что эта схема означает.

2. Д/и «Отгадай профессию»

Цель: закреплять знания детей о мужских и женских профессиях. Развивать умение разгадывать загадки.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий, карточки с загадками.

Ход игры: воспитатель читает загадку, а дети отгадывают название профессии. Отгадавший выбирает карточку с изображением и объясняет, кто может выбрать такую профессию.

Автор: Голова Елена Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 131» комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]