Что такое квест-игра?
Возможно, большинство из вас уже не только слышали это слово, но и практикуют квест-игры в своей работе. Однако, кто-то даже не представляет, что это означает и зачем нужно. Я попробую кратенько объяснить, чтобы ввести в вас в курс дела.
Впервые о квестах я услышала несколько лет назад, когда в городах начали обустраивать специальные комнаты для прохождения квестов, преимущественно для взрослых. Нужно было выполнить определенные задания за минимальное количество времени. Можно было играть в удовольствие либо соревноваться командами, кто умнее и быстрее. Мне это кажется очень интересным, проверить свои знания, смекалку, но мне так и не пришлось ни разу пройти квест. А вы это делали?
По аналогичному принципу проходит квест-игры и для детей. Их можно организовывать как для мероприятий, например, ко Дню космонавтики, так и во время занятий, организовав путешествие по определенной теме. Игровая методика позволит увлечь детей и более глубоко вникнуть к конкретную тематику. В квесте важно подобрать задания с учетом возраста детей, чтобы им было интересно и не очень сложно.
В игре ребенок познает мир, свои возможности, может проявить себя и занимается самопознанием. Игра выступает в качестве прекрасного педагогического средства, благодаря которому лучше всего удается решить образовательные и развивающие задачи. Ребенок социализируется, развивается и готовится ко взрослой жизни. Обучение и развитие с помощью квест-игры осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, поэтому для педагогов и воспитателей важно проводить такие игры, заниматься самообразованием, пополнять свое портфолио для аттестации.
Квест — это преимущественно командная игра, которую можно организовать как на свежем воздухе, так и в помещении. Очень важно, чтобы в игре чувствовался дух приключения, и тогда успех будет обеспечен. Кроме того, игра в команде сплачивает детей, что позволяет осуществлять и воспитательную функцию.
Квест — это уникальная игровая технология, которая позволяет в короткий срок вовлечь воспитанников в разные виды деятельности, в чем и заключается ее уникальность.
Квест технологии в ДОУ
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования,что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через«ворота детской игры».
Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной
модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и
смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е.работает самостоятельно, выполняет творческие задания) интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в
концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью дляпедагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы
подразумеваем, когда говорим о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест, можно трактовать как«поиск» или даже «приключение».
Квест-это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует
формированию умений решать определенные задачи на основе выбора
вариантов, через реализацию определенного сюжета.Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.2.6)
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном
университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры.Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность,предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрятьи в Европе, а затем и в России (2013г.).
По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б.
Додж, Т. Марч и др.)в основе квест технологий лежит деятельность по
формированию информационных и коммуникативных компетентностей
дошкольников.
При применении квест-технологии дети проходят полный цикл
мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным
материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.Квест, как недавно
определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы
мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач,
возложенных на вышеперечисленные технологии.
Ирина Николана Сокол рассматривает Квест как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя(наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения,знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющи практическую значимость.
Квест-технология — актуальна в контексте требований ФГОС ДО;
способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе
решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных
образовательных областей, используются возможности ИКТ и современных
образовательных технологий.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей
дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью
соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют
интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской
деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех
участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и
педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и
занимательной форме.
Главное преимущество квеста в том,что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом занимательном виде способствует активизаци познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей:реализовать проектную и игровую деятельность,познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты
помогают реализовать следующие задачи:
образовательные
— участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие
– в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности,
творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков,самореализация детей;
воспитательные
– формируются навыки взаимодействия со сверстниками,доброжелательность, взаимопомощь и другие.
В квестах можно выделить такие виды:
— линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
— штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения,но
пути решения выбирают сами;
— кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключены в круг. В этом
случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своемупути к финишу.
По типу образовательных задач
(классификация Б. Доджа и Т. Марча).
Квесты могут иметь следующие формы:
— создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;
— планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе
заданных условий;
— трансформация информации, полученной из разных источников;
— поиск и систематизация информации;
Любой квест требует тщательной подготовки педагога. Подготовка
осуществляется в 3 этапа:
— подготовка условий, оборудования, материала квеста;
— разработка маршрута и карты, сценария квеста;
— подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение,
игра).
Квест игры в образовательном процессе, который выстраивается системно, поэтапно вчетырёх направлениях:
- работа с детьми,
- работа с родителями воспитанников,
- методическое сопровождение,
- создание развивающей предметно-пространственной среды.
Проводятся квесты в самых разных местах: в группе, в зале, в музее, квесты
на природе, на участке, на экскурсии.
Квест игры используются в рамках не прерывной образовательной
деятельности с детьми.
Квест — игра активирует активное включение родителей воспитанников в
образовательный процесс. Родители являются активными партнерами, а в
некоторых квест – играх и участниками, а это является одной из главных задач,которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
В процессе внедрения в практику квест-технологии в детском саду:
— создаётся
атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощённости у всех
участников образовательного процесса;
— воспитатели и специалисты стали проявлять искреннюю заинтересованность
в достижениях детей;
— в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах;
— старшие дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, выражать свое
мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развито речевое
взаимодействие; сформировано позитивное отношение к окружающему миру,
другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою
позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и
детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь
педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-
образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся,
увлекательным, весёлым, игровым.
Цели, задачи и преимущества квестов
Цель квеста в группе дошкольников сводится к тому, чтобы в игровой форме запустить процесс активизации познавательных и мыслительных процессов воспитанников, реализовать игровую и проектную работу, дать новые и закрепить уже имеющиеся знания, выполнить отработку умений на практике.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи квест-игры следующие:
- закрепление знаний по теме и усвоение новых;
- развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность;
- повышение мотивации к образованию;
- развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе исследовательских;
- развитие положительных качеств характера;
- формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками.
Квест-игры могут быть как одиночные, так и групповые. Но мы будем рассматривать сегодня только групповые игры, поскольку нам нужно занять всю группу воспитанников.
По характеру сюжетов квест может быть линейный, штурмовой или кольцевой. Вы найдете далее сценарии линейных квестов, они наиболее распространены. Линейный квест означает, что дети будут получать задания последовательно по цепочке по мере разгадывания. Т.е. разгадали первое задание, получили второе и так далее.
В чем же преимущества квестов в ДОУ?
- Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.
- В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.
- Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.
- Они учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.
Если вы не уверены, что отчетливо понимаете структуру квестов и их назначение, то советую принять участие в очень интересных офлайн-вебинарах по данной теме:
- «Образовательная квест-технология как форма ранней профориентации детей дошкольного возраста» (объем 4 ч.)
- «Структура и содержание занятия НОД с дошкольниками с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
- «Формирование читательских умений у дошкольников с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
- «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
- «Знакомство дошкольников с окружающим миром с использованием образовательной квест-технологии» (объем 4 ч.)
Квест-технология в дошкольном образовании
Кожина Ю.В., Кирченко Н.П. Квест-технология в дошкольном образовании // Совушка. 2021. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 21.11.2021).
Заказ № 50470
Одна из задач ФГОС ДО — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ активно внедряют в свою работу инновационные технологии, направленные на реализацию государственного стандарта дошкольного образования.
Одной из таких технологий является игровая технология.
Интерес к ней связан с признанием роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.
Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.
«Квест-игра» – это командная игра, в которой игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д., что является эффективным средством повышения как двигательной активности, так и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.
Перед квестами ставят задачи реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
В процессе путешествия дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, воспитываются командный дух, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.
В квест-играх также присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости и позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата. После каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует и прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом – наставником.
Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.
Коллектив нашего детского сада работает по приоритетному направлению «Экологическое воспитание детей дошкольников» и находится в постоянном поиске новых форм мероприятий, которые позволяют расширить представление о природе, а самое главное экологической культуры современного человека. Поэтому в этом учебном году мы использовали новую форму организации педагогической деятельности-квест-игры на экологические темы.
Первую игру-путешествие мы провели с детьми старших групп под названием «В гостях у Осени». Территорией для проведения этой игры были выбраны групповые помещения и участки на территории детского сада
Задачи осеней квест-игры было:
- Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах, злаковых культур, деревьях и кустарниках.
- Сформировать познавательную активность детей.
- Закрепить правила поведение в природе.
- Повысить физическую активность.
- Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
- Умение работать в команде.
Опыт оказался очень удачным, познавательным.
В процессе подготовки к зимнему экологическому квесту к нам присоединились педагоги подготовительных групп, узкие специалисты и сотрудники детского сада, так как в этой игре уделили больше внимание основам безопасности и жизнедеятельности детей. Мы решили расширить территорию проведения зимней квеста-игры, и дети выполняли задания во всех помещениях детского сада: в групповых комнатах, медицинском кабинете, зимнем саду, музыкальном и спортивном залах.
А сейчас мы представляем для вас фото-отчет о проведенной игры. Название игры «По следам Бабы Яги».
Перед данным квестом были поставлены следующие задачи:
- Расширить представления детей о зимней жизни природы.
- Формировать познавательную активность воспитанников.
- Привлечь детей к бережному отношению к зимующим животным и птицам к охране и защите природы.
- Повысить физическую активность дошкольников при помощи многофункциональности ледяных скульптур.
- Закрепить правила о безопасном поведении зимой.
В групповой комнате ребят встретил Снеговик, который рассказал о своей проблеме и попросил ребят пропавшие снежки. И как полагается ребята ознакомились с картой-путешествием (фото).
Первое задание дети выполняли в медицинском кабинете(фото), где отвечали на вопросы старшей медицинской сестры, проводили опыты со снегом, выясняли причины зимних заболеваний. Первые снежки ребята получили.
Далее дети определили по карте следующий пункт: «Зимний сад» (фото). Заданием было разделить виды птиц на зимующих и перелетных, была проведены игры на развитие логики, мышления и внимания «Кормушки», «Найди отличия» .За правильное выполнения всех заданий дети вновь получили снежки.
Следующим пунктом пребывания детей стал музыкальный зал(фото), где музыкальный работник в образе — Зимы провела с ребятами психогимнастику «Зайчики» и где дети поучаствовали в театрализации «Ветер и снежинки». Зимушка наградила всех снежками.
Потом ребята попали в спортивный зал (фото), где их встретил Ваня Затейкин. Поиграв с Ваней, ребята со Снеговиком сделали вывод о его неправильном поведении в играх в зимнее время года (фото) и дали нужные советы, которые помогут соблюдать правила поведения на улице зимой. За оказанную помощь, Ваня вручил детям последние снежки. Итогом всей квест-игры стала веселая и задорная игра «Снежки» (фото). Усложнив ряд заданий квест был проведен и с детьми подготовительной к школе группы.
Сейчас мы разрабатываем весенний квест, который планируем провести как в помещение детского сада, так и на участках и активно к нему привлечь родителей.
Квест-игра в ДОУ: план подготовки к мероприятию
Очень интересный квест можно разработать ко Дню здоровья. Всемирный День здоровья отмечают 7 апреля. Именно в этот день в 1948 году была создана Всемирная организация здравоохранения.
Начать мероприятие можно с просмотра небольшого мультфильма в группе. Затем детей распределить на 3-4 команды и отправить их добывать ключи. Делить на команды лучше всего с помощью разноцветных кружочков. Их можно вырезать из картона и перевернуть на подносе цветной стороной вниз. Четыре цвета — четыре команды.
Далее следует продумать количество станций в зависимости от возраста детей. Я предлагаю общий вариант для средней группы, а вы уже можете видоизменять количество и сложность станций в зависимости от того, для какого возраста готовите праздник.
Итак, у нас будет четыре станции. Вы готовите для детей маршрутные листы таким образом, чтобы очередность станций у них не совпадала. Например, первая команда сначала идет на станцию 1, потом 2 и так далее. А следующая команда — сначала на 2, потом на 3, потом на 4, потом на 1. И по аналогии для других команд. Воспитанники еще не умеют читать, поэтому должно быть не название станции, а яркая картинка и стрелочка к другой станции. Понятно, что воспитатель будет помогать продвигаться командам от станции к станции.
Также необходимо подготовить 4 карты с местом, где будет обозначен клад в комнате. Можно это сделать в том помещении, где спят дети, положив его в сундук под среднюю кровать. Вы распечатываете 4 таких карты-чертежа комнаты, ставите крестик и разрезаете на 4 части. Эти кусочки карт ответственные за станцию будут давать детям, чтобы они складывали в конвертик.
Затем, когда дети пройдут по всем четырем станциям, у них в конвертике будет 4 кусочка карты. Им нужно будет сложить паззл, найти место, где прячется клад, и забрать его. В сундук с кладом можно положить бананы, яблоки, либо договориться с родителями, чтобы они сдали деньги на что-то вкусное и полезное. Кстати, на станции вы можете поставить главными методиста, повара, педагога по музыке, по физической культуре.
Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте
Человек тогда в полном смысле человек, если он — человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир.
Ф.Шиллер
По А. Гину “Педагогические приемы — это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся” [4]. Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников. Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.
Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра. В Большой советской энциклопедии отмечено: “Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе” [5].
Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Роль игровой деятельности и детской игры как таковой в решении задач разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо признана в педагогике.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра является эффективным педагогическим средством, позволяющим комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В ФГОС указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Но не стоит уменьшать значимость и двигательной активности ребенка для его гармоничного развития. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест — игр.
В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест — игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест — технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест — игра — это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания” [3].
Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest. Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, не с научной точки зрения, а поговорим на эту тему общечеловеческим языком, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Следует отметить по мнению Бачуриной. В., что “современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку интересные формы времяпрепровождения, что делает уже ставшие классическими формы организации педагогического процесса менее привлекательными и вызывающими менее яркие эмоции у воспитанников. А, как известно, без интереса нет результата или он достигается в меньшем объеме” [2].
В данной ситуации квест-игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их интерес и эмоциональную отдачу.
“«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий” [6].
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.
Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Например, любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
Как показал анализ терминов, “квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест — это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.“ [7].
Технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОО. Квест — занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.
Открытое квест-занятие проводится в детском саду для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.
Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определённым условиям:
Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.
Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.
Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.
Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.
Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.
Основными критериями качественного квеста являются:
соблюдение правил безопасности;
оригинальность замысла темы и сценария;
логичность заданий и целостность сюжета;
создание привлекательного и яркого игрового пространства.
Технология квест игр постоянно используется инструктором по физической культуре и учителем –логопедом на занятиях в детском саду № 14 «Колосок» села Бобровы Дворы
Во время проведения этих игр предусматривается комплексное решение задач, предложенное Овчинниковой Т. С. таких как:
“Обучающие
‒ расширять и закреплять знания детей с детства о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства.
‒ обучать, уточнять и закреплять знания о видах спорта, о навыках личной гигиены, о полезных и вредных продуктах питания, о знании спорта и физкультуры для здорового образа жизни человека, формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, соблюдения режима дня.
‒ обучение решению обучающих задач, путем проведения опытов;
‒ обучение самостоятельному умозаключению;
‒ обучать проведению звукового анализа слова;
‒ обучать составлять рассказ по схеме- закрепление умений работать с нетрадиционным материалом;
‒ закрепление временных представлений.
Развивающие
‒ развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми,
‒ развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;
‒ создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
‒ развитие воображения, внимания, мышления, речи, памяти;
‒ развивать логическое мышление, закреплять навыки сравнения и обобщения;
‒ развивать мелкую моторику;
‒ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.
‒ развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительно-эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения
Воспитывающие
‒ воспитывать волю к победе, любознательность, познавательную активность
‒ воспитание положительных нравственных качеств: доброту, отзывчивость, желание помочь.
‒ воспитание навыков сотрудничества;
‒ воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;
‒ воспитывать интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм, воспитывать усидчивость, взаимопомощь” [8].
Все эти задачи осуществлялись нами в течении года на различных квест — играх таких как: «ЗОЖ- в гостях у Борбоскиных», «Путешествие в страну Витаминию»,
«Путешествие в страну Спортландию», «Поможем Смешарикам найти сокровища» — где дети переходили от одного задания к другому, на всей территории здания детского сада.
Многие игры проводилась на улице, где задания располагались на всех участках детского сада. «В поисках тайны черепахи Тортилы», «Отель для насекомых»,
«Огородная страда».
В квест- игре «Научим Незнайку правилам дорожного движения» детки закрепляли знания ПДД, проигрывали различные ситуации и находили нужное решение.
«По морям — по волнам» ребята с удовольствием отправились с капитаном в морское путешествие.
В играх «Моя родина — Россия» дети подготовительной группы выполняли задание связанные со знанием страны. А в квест- игре «Моя Белгородчина» со знанием родного края.
Ребята старшей группы отправлялись в путешествие за знаниями о животных и месте где они обитают в различных регионах планеты: Квест-игры «Веселые джунгли», «Северный полюс — какой он», «Самая жаркое место планеты — пустыня», «Четырехэтажная тайга» и др.
Также мы побывали с нашими воспитанниками в космическом пространстве, путешествие — «Белке и Стрелке нужна помощь», «Парад планет».
В сентябре 2021 года была проведена игра с приглашением первоклассников Боброводворской СОШ. Где общее количество участников составило 30 человек, дети были поделены на три команды. Продолжительность квеста составила 1 час, в течение которых каждая команда от станции к станции прошла определенный маршрут общей протяжённостью 1,5 км.
Квест, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.
Заслуживает быть отмеченным, что задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.
В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: квесты, как правило, коллективная игра, что также выступает большим плюсом. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней. Такие приключенческие игры требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Лучше игру проводить на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей. Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.
Из сказанного становится очевидным то, что любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А ведь если копнуть в историю, личностей, которые использовали не только сугубо научный подход к решению какой-то проблемы, можно найти немало.
Литература:
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. — 2008 — № 5.
- Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. — М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. — 176 с. — (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
- Гавришова Е. В., Миленков. М. Квест — приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2015 — № 10
- Гин. А Приемы педагогической техники (https://docplayer.ru/30465089-Priemy-pedagogicheskoy-tehniki-nekotorye-priyomy-pedagogicheskoy-tehniki-po-a-ginu.html)
- Игра (вид деятельности) — статья из Большой советской энциклопедии.
- Квест — https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест
- Квест-игра — https://ru-wiki.ru/wiki/Adventure_game
- Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях — КАРО, 2006–176с.
Сценарий квеста ко дню здоровья
А теперь рассмотрим непосредственно проект самого квеста. Нам нужно определить, какие это будут станции, как они будут называться и сколько длиться по времени. Оптимально, чтобы длительность мероприятия в средней группе была не более 45 минут.
- Максимум 10 минут — это мультфильм. Можете подобрать его самостоятельно, например, про витамины, про фрукты, про вред фастфуда.
- Организационный этап, когда дети делятся на команды и слушают правила — 5 минут.
- Станции по 4-5 минут.
- Клад, подведение итогов и рефлексия — 10 минут.
Теперь более подробно разберем станции.
- Первая станция — «Спортивная». Ее можно провести в спортзале и поручить педагогу по физической подготовке подобрать интересные спортивные игры, возможно, сделать полосу препятствий. Не забудьте предупредить о времени, что на все задание 3-4 минуты. Одну минуту оставляем на переход от одной станции к другой.
- Вторая станция — «Здоровое питание». Здесь можно рассказать детям о вреде газированных напитков и рассказать, что можно делать вкусные молочные коктейли с разными фруктами. И тут же блендером взбить молоко с бананом — получается очень вкусно и недорого. Не стесняйтесь на родительском собрании озвучить такое предложение родителям. Я уверена, что они будут не против выступить в качестве спонсоров. Как вариант, если вдруг в детском саду нет блендера и никто не сможет принести, то эту ситуацию можно обыграть. Дать детям пластиковые стаканы, а на столе разложить вырезанные из бумаги фрукты, ягоды, молоко, йогурт, овсянку. Они сами будут делать себе коктейль и называть то, что выбирают для него. Мы это уже делали, деткам тоже все очень понравилось.
- Третья станция — «Гигиена». Здесь важно напомнить деткам о правилах ежедневной гигиены. Можно отправиться всем вместе помыть руки. Можно подготовить загадки по этой теме.
- Четвертая станция — «Музыкальная». Спойте с воспитанниками интересные песенки. Можно попробовать найти музыкальную песню-игру.
Использование квест-игр в ДОУ
Мария Коробейникова
Использование квест-игр в ДОУ
Популярным развлечением для современных детей становится так называемая игра-квест. Сегодня таким способом проводят мероприятия в детском саду, школе, организовывают праздники. В чем же секрет успеха такой формы досуга? В нашем материале мы расскажем о том, что представляют собой детские квесты, поделимся нестандартными идеями проведения такого мероприятия для малышей дошкольного возраста.
Что такое квест? Сперва следует выяснить, что же обозначает собственно слово «квест»
. Переводится оно с английского языка как
«поиск»
. В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений — это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, детские квестыпомогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся)
; развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие). Сущность детского
квеста Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий»
сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко
квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями»
, героями сказочных сюжетов.
Принципы организации квестов Для того чтобы эффективно организовать детские квесты,следует придерживаться определенных принципов и условий: все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого)
; следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; роль педагога в игре — направлять детей,
«наталкивать»
на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Идеи квестов для дошкольников Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок»
. К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий.Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису. Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские
квесты. Сценарии разрабатываются с учетом поставленных целей, количества участников и многих других факторов.
Если вы творческий человек и проводить занятия для детей, нетрадиционно, в вашем стиле, тогда безусловно, вы должны попробовать данную технологию в своей работе.
Сценарий квеста к Дню Победы
Очень интересный квест можно провести к знаменательному празднику — Дню Победы. Можно выбрать патриотическую направленность — и вы сразу познакомите детей со страничками истории, но и выполните воспитательную функцию — дети захотят расти патриотами своей страны.
Можно организовать штаб на улице, собрать детей в нем, разделить на группы, а далее отправлять по станциям. Здесь можно сделать как линейный квест, когда команды отправляются по станциям, а можно сделать штурмовой, когда детей делят на несколько команд: зенитчики, саперы, пилоты, спецназовцы и т.д.
В таком случае каждая команда будет выполнять задания только на одной станции. На станциях они получат кусочки карты, по карте найдут ключ и ключом откроют сундук, в котором будет храниться Знамя Победы. Но можно положить вдобавок и сладости для детской радости. Такая игра займет меньше времени и дети не так устанут.
Что касается станций, то здесь все зависит только от полета вашей фантазии. Можно сделать из картона танки и сбивать их мячом. Или закопать в песочнике шарики (мины) и дать детям лопатки для поисков. Можно организовать палатку медсестры, куда дети могут обращаться, если их ранили (понарошку). Медсестра завяжет рану бинтом.
В общем, идей много. Такая игра подойдет для подготовительной группы, а еще больше идей по проведению праздника вы найдете в этом пособии «Сценарии праздника Великой Победы: утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно-исторические игры».
Квест к дню города также станет интересной изюминкой для ваших воспитанников. Например, в магазине «УчМаг» есть уже вот такой готовый квест для жителей Волгограда «Разгадай тайны города. Город-герой Волгоград. Квест-игра: 4 карты-маршрута + руководство к игре с виртуальными экскурсиями». А что мешает вам разработать такой же квест для своего города? При необходимости всегда можно обратиться за помощью в библиотеку.