Квест-игра для старших дошкольников «Берегите природу»


Использование квест-игры в экологическом воспитании дошкольников»

МДОУ Красногорский детский сад « Солнышко»

Использование квест-игры в экологическом воспитании дошкольников»

Кушакова Антонида Михайловна

воспитатель высшей категории

Введение.

Окружающая нас природная среда удивительна, но в то же время очень и очень хрупкая. Сегодня и детям и взрослым, необходимо больше знать о том, как сохранить и защитить природу, ведь она источник нашей жизни.

В настоящее время все более эффективным становится использование квест-технологий, в силу неординарности подхода к образовательной деятельности и наличия увлекательного сюжета.

Использование квест – игры в работе по экологическому воспитанию детей, помогает систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы. Развивает связную речь и активный словарь детей, активизирует внимание, память. Развивает умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них. Воспитывает умение работать в команде, соблюдать правила игры. Воспитывает любовь к родной природе. В связи с необходимостью расширения образовательной деятельности, появляется новая технология – образовательный квест, который позволяет персонализировать процесс образования, в полной мере используя образовательное пространство и создавая эффективные условия для совершенствования и личностного роста участников образовательных отношений. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Для успешного решения данного спектра задач, при использовании квест-технологий необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Доступность (задания не должны быть слишком сложными).

2. Системность (этапы прохождения игры должны иметь логическую связь).

3. Эмоциональная насыщенность (задания должны увлекать, вызывать интерес и желание действовать).

4. Ограниченность во времени (на выполнение заданий дается определенно время).

5. Разнообразность (выполнение заданий предполагает использование различных видов деятельности).

6. Безопасность (игра должна быть безопасной для жизни, психического и физического здоровья ребенка). Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Возможности квест-игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Шапирова Анна Валерьевна, Воспитатель МАДОУ 42 г.Великий Новгород, Новгородская область

Институт непрерывного педагогического образования, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

FEATURES OF THE QUEST GAME IN THE ENVIRONMENTAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN, Shapirova A.V.

Institute of continuing pedagogical education of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

Аннотация: В статье описана проблема выбора разнообразных методов, средств, форм при организации образовательного процесса. Цель: выявление возможностей квест-игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Результатом является раскрытие возможностей использования квест-игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра представлена как эффективное и актуальное средство экологического воспитания детей.

Ключевые слова: квест-игра, экологический квест, экологическое воспитание, старший дошкольный возраст.

Аnnotation: The article describes the problem of choosing a variety of methods, tools, and forms in the organization of the educational process. Purpose: to identify the possibilities of the quest game in the environmental education of older preschool children. The result is the disclosure of the possibilities of using the quest game in the environmental education of older preschool children. The quest game is presented as an effective and relevant tool for environmental education of children.

Keywords: quest-game, environmental quest, environmental education, senior preschool age.

Проблема экологического воспитания детей всегда была и остается актуальной на протяжении достаточно долгого времени. Во всём мире существует множество проблем с экологией, поэтому понимать важность происходящего, знать к чему могут привести последствия деятельности человека в природе без понимания экологических взаимосвязей в ней, важно с самого раннего детства. Когда мир на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего человечества, становится очевидным то, что экологическое воспитание и образование, являются одной из актуальнейших проблем современности.

Перед современными педагогами стоит задача выбора эффективных средств экологического воспитания детей. На наш взгляд таким средством является квест-игра, поскольку в естественной и увлекательной для ребенка форме позволяет формировать у него необходимые знания, умения, а также качества личности. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач [1].

В образовательном процессе квест – это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это – своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать определенные задачи.

В рамках нашего исследования основным средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является квест-игра. Рассмотрим возможности квест-игры в решении задач экологического воспитания детей.

Квест-игра в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение. С помощью квест-игры дети получают знания о животных, о птицах и насекомых, знания о растительном мире, о неживой природе, о временах года. С помощью квест-игры дети показывают своё отношение к миру природы.

Основной целью экологического квеста является формирование умений решать определённые задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

В процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами квест-игры, можно выделить следующие целевые ориентиры:

  • Расширение экологического кругозора старших дошкольников;
  • Воспитание бережного отношения к миру природы;
  • Привлечение родителей к вопросам экологического воспитания старших дошкольников;
  • Повышение педагогического мастерства воспитателей;
  • Создание творческого поиска в подборе более эффективных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

С помощью квест-игры дети полностью погружаются в происходящее, получают положительные эмоции, включаются в решение поставленных задач. Такие игры не только позволяют каждому участнику проявить свои знания, но и способствуют развитию коммуникационных взаимодействий между детьми, их сплочению. В квестахприсутствует элемент соревновательности, когда дети поделены на команды или подгруппы, а также элемент неожиданности (неожиданная встреча героя) [2].

В процессе теоретического анализа нами выделены следующие виды экологических квестов:

  1. Исследовательские квесты. Детям нужно самим найти информацию. Например, детям на станции «правила» дети должны рассказать правила поведения в лесу.
  2. Соревновательные квесты. Участникам квеста нужно как можно быстрее выполнить задание и перейти к следующему. Например, на станции «Цветочная поляна» детям предлагается отгадать загадки на время. Для отгадывания загадок у них есть пять минут.
  3. Ребусы. Детям нужно разгадать загадку – подсказку для того, чтобы выполнить следующее задание.

Мы приводим пример квест-игры по экологии «Береги природу!» для детей старшего дошкольного возраста. Анализируя данный и другие проекты, мы приходим к выводу, что квест представляет собой игровую форму организации образовательной деятельности, что делает её увлекательной, повышает интерес детей, способствует формированию устойчивых навыков самостоятельного получения знаний.

Квест-игра подводит дошкольников к сознанию своего места и своей роли в окружающей среде, ставит ребенка в положение исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию и решению экологических проблем родного края, развивает чувство прекрасного, прививает любовь и бережное отношение к природе.

Как правило, квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения эколого-биологических проблем. Для дошкольников нередко квест-игра состоит из разных видов деятельности и затрагивает формирование их компетенций в разных образовательных областях, помимо поставленных ряда экологического воспитания.

В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, что включенные в квест-игру занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Экологическая квест-играрасширяет представления детей о живой и неживой природе, о природных явлениях, множестве экологических связей, существующих в природе. [4]. Помимо формирования экологических представлений, квестпозволят решать, в том числе и задачи воспитания бережного отношения к объектам природы, учит видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Игровые приемы позволяют заинтересовать детей такой, может быть, не совсем «детской темой», трудной для понимания. Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки. Проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней [3].

Таким образом – квест-игра является новой интересной и познавательной формой экологического воспитания. С помощью квест-игры дети получают экологические знания, умения и навыки, а также учатся выстраивать партнёрские взаимоотношения, такое взаимодействие способствует сплочению между детьми.

Литература:

  1. Костюкова, С. П. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте / С. П. Костюкова, Н. М. Полякова.: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (240). — С. 355-358. — URL: https: //moluch. ru/archive/240/55469/ (дата обращения: 11. 11. 2020).
  2. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра квест, как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками / Л.Ю. Лосева, И.В. Колесникова//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста -2016. -№2. -С. 723.
  3. Международный образовательный портал: МААМ. ru // Экологическая квсет игра «Береги природу» в старшей группе. [Электронный ресурс]. – URL: https://www. maam. ru/detskijsad/yekologicheskaja-kvest-igra. html дата обращения (19. 11. 2020).
  4. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007. — 320 с
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]