ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Следующая > |
Статья:
Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин. Используются настенные предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой. Картины рассматриваются, по ним проводятся беседа и рассказывание, способствующие развитию речевой активности детей, формированию обобщающей функции слов, умений употреблять их в связной речи. С настольными мелкими картинками организуются дидактические игры. Например, закрепление названий одежды происходит в игре с парными картинками «У кого такая картинка?». Один набор картинок у воспитателя, другой роздан детям. Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «У кого такая же? Что это у тебя?» Сначала приемы словообразования используют в процессе повседневного общения, занятий. Например, при рассматривании картин из серии «Наша Таня» внимание детей останавливают на имени девочки: «Как зовут девочку? Как вы думаете, как ее зовет мама? Как еще можно ее звать?» (Таня, Танечка, Танюша.) Стимулирует развитие словаря детей и рассматривание картинок. Однако этот вид деятельности педагог должен направлять, так как дети самостоятельно быстро теряют интерес к картинкам и начинают их мять, рвать. Детям нужно показать, объяснить, рассказать, напомнить о содержании картинки. Таким образом, у детей формируется произвольное внимание и обогащается словарь. Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. Дети видят изображение предмета, их учат узнавать предмет на картине, т. е. сравнивать его с известным ранее. Чтобы рассмотреть, назвать картину, ребенку надо вспомнить и ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово. Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину. Общие неконкретные вопросы (Что нарисовано? А что еще можно сказать?) не учат восприятию. Более правильный вопрос для выяснения смысла картины: о чем эта картина? Воспитатель постепенно подводит детей к умению отвечать на этот вопрос, используя такие приемы: сам раскрывает содержание картины в краткой словесной форме, показывает центральный объект указкой и одновременно спрашивает: «Что, кто это?» (т. е. первый вопрос звучит конкретно); формулировкой вопроса обращает внимание на композицию картины: «На кого смотрят все дети и взрослые в этой групповой комнате?» Старшим детям предлагает вглядеться в картину и придумать ее название (не только в конце занятия, но и в начале его). Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям, которые были уже раскрыты, когда говорилось о непосредственных наблюдениях (так же подготавливается внимание детей до момента внесения картины, дается время для первоначального ее созерцания, затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними). Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов: 1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую? 2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож? 3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи? 4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом? 5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького? Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Не смелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик? В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?). Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном. Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших группах рассматривание длится 5—10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок. Можно предложить иную, чем обычно, организацию занятия. Дети садятся вокруг сдвинутых вместе столов так, чтобы каждый ребенок был хорошо виден воспитателю. Педагог раздает картинки, затем организует обмен ими, использовав игру «Поехали, поехали!». (Дети кладут картинки изображением вниз и передвигают их по столу друг другу; по сигналу «стоп!» останавливают движение и открывают ближайшую к себе картинку.) На таких занятиях полезно рассмотреть с детьми картинки новых игр (лото, кубиков, настольно-печатных) до внесения их в игровой уголок. При этом уточняются названия всех картинок, одновременно педагог объясняет правила проведения этих игр, а также их хранения. В старших группах параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация, составление загадок и другие более сложные задания.
Рассматривание иллюстраций 2 младшей группе детского сада картотека
Рассматривание сюжетных картин (по выбору преподавателя). Дидактическое упражнение на звукопроизношение.
Рассматривание сюжетных картин (по выбору преподавателя). Дидактическое упражнение на звукопроизношение
Цель. Продолжать учить малышей рассматривать сюжетную картину, помогая им найти ее тему и конкретизировать деяния и отношения персонажей. Отрабатывать правильное и ясное произношение звукоподражательных слов (учить охарактеризовывать положение предметов).
Часть I. Воспитатель докладывает, что ему очень нравятся дети, которые все делают совместно, помогая друг дружке: «В эти моменты на малышей так приятно глядеть! Желаете посмотреть на девченку и 2-ух мальчишек, которые что-то строят?»
Преподаватель показывает картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность поменяться впечатлениями. Интересуется, вроде бы они окрестили эту картину. Объясняет, что заглавие картины должно быть коротким, к примеру: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – наслаждение!». Спрашивает, кому какое заглавие картины понравилось.
«Итак, девчушка в карем платье и двое мальчишек, – продолжает разговор воспитатель, – решили совместно построить… (прекрасный забор). Поведайте, кто что делает?»
Преподаватель слушает ответы малышей (при всем этом он просит гласить, во что одеты мальчишки, чтоб легче было осознать, о ком речь идет: мальчишка в голубой рубахе и голубых штанишках, мальчишка в полосатом свитере).
«Дети только начали строить, – гласит преподаватель, – но уже можно представить, что забор будет прекрасным, поэтому что…» (Выражения малышей.)
Воспитатель предлагает вниманию детей эталон рассказа: «Хорошо играть совместно. Любопытно! Двое мальчишек и девченка строят забор. Девченка в прекрасном карем платье делает красноватые ворота. Будет и красноватая башня. Ее строит мальчишка в голубой рубахе.
Кубиков не хватает. Но на помощь торопится мальчишка в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».
Воспитатель повторяет рассказ, малыши договаривают слова (выделены курсивом).
Часть II. Преподаватель просит малышей вспомнить, в какой российской народной притче заяц напугал водоносов так, что им со ужасу привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее желала съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».
Дальше преподаватель зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Потом повторяет его, а дети проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.
Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит малышей поведать, какие игрушки они лицезреют и как размещены предметы (преподаватель дает подсказку, как верно обозначить положение игрушек).
Малыши закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Дети открывают глаза и говорят, что поменялось.
Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень колоритную картину, – начинает занятие воспитатель. – Она именуется „Дети играют». Как вы думаете, во что играют дети на картинке?»
Преподаватель слушает ответы малышей. Потом предлагает их вниманию картину, дает возможность разглядеть ее и поменяться впечатлениями.
«Дети из больших кубов и пластинок выстроили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?
В центре картины (указывает) красноватая арка с голубой пирамидкой наверху.
Перед аркой остановилась… (большая голубая грузовая машина). В кузове… (кубики).
Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девченка, она стоит по другую сторону забора, что-то указывает шоферу грузовой машины. (Она указывает, где лучше объехать забор.)
У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красноватая, в кузове посиживает Петрушка.)
А где шофер этой машины? И проедет ли красноватая машина под аркой?»
Занятие можно окончить таким рассказом: «Мальчики и девченки выстроили из огромных кубов различного цвета – зеленоватых, голубых, сиреневых – хороший забор. Забор этот с красноватой аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и тормознула. Вот неудача! Узковата арка для большой машины. Девченка, она стоит по другую сторону забора, указывает, где лучше объехать забор.
Тормознула и маленькая красноватая машина с Петрушкой в кузове. Петрушка спит, не беспокоится. Он знает, что шофер впору доставит его на концерт».
Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.
План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект совместной деятельности воспитателя с детками 2-ой младшей группы по ознакомлению с книжной графикой «Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к потешке «Котики»..
«Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к потешке «Котики».
Цель: продолжать знакомить малышей с книжной графикой.
Задачи:
- познакомить малышей с иллюстрациями Ю.А. Васнецова к потешкам «Ходит кот по лавочке», «Кисонька»;
- вдохновлять малышей пристально рассматривать иллюстрацию, делать по ней описания, осознавать ее настроение;
- сформировывать умение чувственно отзываться на произведение;
- развивать умение по иллюстрации определять сказку и узнавать персонажи;
- содействовать обогащению словаря, связной речи малышей.
Материал: иллюстрации Ю.А. Васнецова к потешкам: «Ходит кот по лавочке», «Кисонька», иллюстрации Ю.А.Васнецова к сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба». «Волк и семеро козлят», «Колобок», пластилин, доски для лепки, бумажные салфетки.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций В. Сутеева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, НООД по лепке «Прянички»
Рассматривание предметных картинок.
(пособие 1,рис. 1-12[1])
Учить малыша устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, демонстрировать пальчиком нареченный предмет и отдельные детали, подавать взрослому нареченную картину. Расширять активный словарь (собака, молоток, лошадь, часы, гусь, мяч, домик, дудочка, погремушка, колокольчик, девченка, кролик. )
По мере надобности новейшую картину демонстрировать ребенку при соотнесении со знакомой игрушкой. В плане указывать рисунки, с которыми проводится работа. Можно прирастить количество картинок на одном занятии с 3-4 до 6-8.
Давай умоемся
Уточнить осознание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова),
части лица
(рот, глаза, уши);
бытовое иигровое действие
(мыться).
15. Найди другую (с игрушками)
Учить малыша отыскивать в специально приготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по наружным свойствам; именовать игрушки.
Материал.
Два однородных предмета, хороших друг от друга по какому-либо признаку; предмет, схожий с одним из их по этому признаку, и контрольный предмет. Варианты заданий:
а) 2 различные скотины, коза, машина;
б) 2 различные курочки, петушок, лошадь;
в) 2 различные дудочки, палочка, барабан;
г) 2 различные утки, гусь, часы;
д) 2 различные лошади, скотина, мишка;
е) 2 различные кошки, собака, куколка.
Вопросы:
Где лошадь? Где другая лошадь? Где скотина? А где мишка? Что это? и т.п.
16. Рассматривание парных картинок (пособие 1, рис. 13-32)
Учить малыша отыскивать рисунки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по наружным свойствам. Расширять активный словарь.
а) 2 различные козы, бык, утюг;
б) 2 различные собачки, мишка, кролик;
в) 2 различных петуха, лошадь, матрешка;
г) 2 различные палочки, балалайка, пирамидка;
д) 2 различных кошки, селезень, мяч.
17. Рассматривание картинок, изображающих обыкновенные знакомые деяния (ест, дремлет, купается, идет, ест, рыдает и др.; пособие 2, рис. 1-16)
Учить малыша узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, беря во внимание речевые способности малыша. Подводить малыша к осознанию вопроса «Что делает? »
а) Различные предметы и различные деяния: «Собачка кушает», «Ляля спит», «Мишка идет»,
и другие, имеющиеся в группе. Указывать в плане рисунки, с которыми проводится работа.
б) Однообразные деяния, предметы различные: «Собачка кушает», «Козочка кушает», «Ляля кушает»
и т.п. — дремлет, идет, посиживает, купается, едет — с каждым действием различные персонажи.
в) Однообразные предметы, различные деяния: «Ляля спит», «Ляля купается», «Ляля кушает»,
и др. — собачка, зайка, мишка, киска — делают различные деяния. В учете указывать не только лишь осознание ребенком нареченных действий, вопроса
«Что делает. »,
да и то, какова речевая активность малыша.
18. Рассматривание обычных сюжетных картинок (пособие 2, рис. 17-22)
Взаимодействие 2-ух лиц: «Девочка купает куклу», «Девочка кормит куклу», «Девочка катает куколку на санках» и другие, имеющиеся в группе рисунки. При выборе картинок отражать сезонность. Обучить малыша созидать сюжет рисунки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими деяния. Сформировывать речь, состоящую из обычных всераспространенных предложений. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а много.
Вопросы:
«Где. Кто это? Как зовут? Что это? Что делает? А ты. »
19. Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания (из серии «Хорошо и плохо»; пособие 2, рис. 23-30)
Учить малыша узнавать на картинах мальчугана и девченку; отвечать много, развернуто.
Вопросы.
Где мальчишка? Где девченка? Где у девченки платьице, косичка? Где у мальчугана штаны, рубаха? Кто это? Где мальчишка дает девченке яблоко? Где мальчишка не дает девченке игрушки? Что делает мальчишка? А ты. и т.п.
Рассказ без показа
Учить малыша слушать маленький рассказ о событиях, бывших в его опыте без приятного сопровождения, отвечать на вопросы.
Пример рассказа. I часть:
«Жила-была девченка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапку, пальто, башмаки. Спустилась по лесенке, открыла дверь и вышла на улицу. »
Вопросы:
«Кто пошел на улицу гулять? Что надела Машенька?»
II часть рассказа:
«На улице дети гуляли. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «Ав-ав». Машенька ужаснулась, рыдает. А тетя произнесла: «Не страшись, Машенька, собачка не кусается». Собачка удрала. Маша больше не рыдала, пошла с детьми гулять».
Вопросы:
«Кто напугал Машу на улице? Кто залаял? А что тетя произнесла Маше?»
21. Какая игрушка для тебя нравится (пособие 1, рис. 33-42)
Активизировать словарь по теме «Игрушки».
Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести малыша к осознанию и называнию обобщающего слова
«Игрушки».
Приучивать отвечать на вопрос полной фразой.
Вопросы:
«Какая игрушка для тебя нравится? Какие игрушки есть у нас? Что ты делаешь с игрушками? Каким одним словом можно именовать все это?»
22. Выясни и назови овощи (пособие 1, рис. 43-54)
Познакомить малыша с натуральными овощами и их изображениями на картинах. Закреплять в активном словаре малыша наименования отдельных овощей. Дать понятие об главных действиях, производимых с ними, о месте выкармливания овощей. Уточнить обобщающее слово «овощи». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи. Если в разделе «Развитие активной речи» началась работа по формированию правильной слоговой структуры слова, добиваться от малыша проговаривания первых слогов при назывании овощей, сохранения ритмико-слогового состава слова.
Вопросы и задания:
«Покажи, где. Что это? Где вырастают морковка, огурец, лук. Каким одним словом можно именовать это? Что мы делаем с овощами?»
23. Чего не стало (на материале темы «Овощи»; пособие 1, рис. 43-54)
Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» либо сочетание «Не стало». Смотреть за правильным согласованием слов. (Поначалу из 2-ух картинок убирается одна, потом из 3-х, из 4.)
24. Семья.Люди (пособие 1, рис. 55-61)
Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, дедушка, бабушка, отпрыск, дочь; посиживает, стоит, читает, прыгает; большой, старенькый, маленький» и др. Сформировывать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи.
Вопросы:
«Где папа? Где мать? Кто это? Кто посиживает? и т.п. Что делает дедушка (бабушка, папа, мать. )? Кто большой? Кто небольшой (большая, малая)? Какой дедушка (бабушка, внучка. )? Каким одним словом можно именовать их?»
25. Кто что ест(пособие 1, рис. 62-69)
Уточнять представление малыша о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы: «Лакает, грызет, клюет». Сформировывать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить малыша давать полный ответ.
Вопросы:
«Кто это (собака, курочка, кошка)? Кто грызет (умеет грызть)? Кто лакает (клюет)? Чем собака грызет косточку? У кого еще острые зубы? Кто еще грызет? Чем курочка клюет? У кого еще клюв? Кто еще клюет? Как кошка лакает? Что любит собака (курочка, кошка)?
а) систематизация: «У кого зубы, у кого клюв».
б) исключение 4-го излишнего.
26. Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят» (пособие 2, рис. 31-38)
Посодействовать ребенку уяснить наименования персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из их дремлет. Сформировывать обобщающие понятия «Люди, Звери». Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На».
Вопросы:
«Кто это? (Бабушка, дедушка, люди.) Что делают люди? Какие люди дремлют? Что делают животные? Какие животные дремлют? Где дремлют лисы (зайки, птицы. )? Что будут делать птицы (животные, утки), когда подремлют? Кто летает (плавает, бегает)?
а) систематизация: «Люди, животные, птицы».
б) исключение 4-го излишнего.
27. Отлично и плохо(пособие 2, рис. 23-30)
Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Учить малышей охарактеризовывать деяния, изображенные на картинах, сопоставляя их со своими действиями и действиями других малышей. Активизировать в речи прилагательные: «добрый, осторожный, неопрятный, скупой, драчливый». Упражнять в ответах на вопросы причинно-следственного нрава.
Вопросы:
«Что делает мальчишка? Так можно делать? Как делает мальчишка? Почему этого мальчугана именуют хорошим? и т.п. А ты. »
28. Транспорт (пособие 1, рис. 70-81)
Учить отличать по внешнему облику и именовать грузовую и легковую машины, автобус, трамвай, самолет, лодку, пароход, трактор, поезд, троллейбус, велик, байк; демонстрировать и именовать части машины (кабина, руль, кузов, колеса, окна). Дать понятие о предназначении каждого вида транспорта и нраве их передвижения. Приучивать отвечать на вопросы полной фразой. (Для знакомства с разными видами транспорта обширно использовать способности прогулок за пределами дома малыша, игрушки, рисунки).
Вопросы:
«Что это? Где? Какая это машина? Что делает? На чем летают? На чем движутся по дороге? На чем плавают? Что летит (плывет, едет по дороге, едет по рельсам)?»
29. Одежка, обувь, головные уборы (пособие 1, рис. 82-114)
Уточнить представление малыша о предназначении предметов одежки, обуви, головных уборов. Упражнять в группировке предметов по их предназначению. Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов. (Обширно использовать способности режимных процессов, натуральные вещи, дидактическую куколку, рисунки.)
Вопросы:
«Что это? Куда надеваем? Каким словом можно именовать все это? Почему положил наверх (в середину, вниз)?»
30. Посуда (пособие 1, рис. 115-124)
Активизировать активный и пассивный словарь малыша по теме «Посуда».
Уточнить обобщающее слово. Дать представление о предназначении отдельных видов посуды.
Вопросы:
«Что мы поставили на стол? Каким одним словом можно именовать все это? Что мы делаем с чашечкой (тарелкой. )?»
31. Устроим куколке комнату (пособие 1, рис. 125-131)
Учить малыша отличать и именовать предметы мебели, говорить об их предназначении. Упражнять в употреблении и осознании обобщающего слова «Мебель».
Активизировать в речи глаголы
«Лежать, сидеть»
в повелительном наклонении (ляг, сядь), предлоги
«На», «В».
Для знакомства с предметами мебели использовать окружающую обстановку, кукольный уголок, рисунки, конструктивную деятельность.
Вопросы:
«Что поставим в комнату Кати? Для чего Кате шкаф (кровать, стул, стол, диванчик. )? Где твоя кровать? Где у нас стол. Еще где? Попроси Катю лечь в кровать (сесть на стул). Где посиживает (лежит) Катя? Куда положим одежку? (поставим посуду)? Какая мебель у нас в комнате? Каким одним словом можно именовать все это?»
32. Что можно разглаживать утюгом, что можно резать ножиком (пособие 1, рис. 132-141)
Познакомить малыша с предназначением предметов (утюг, ножик).
Учить малыша группировать предметы (рисунки) по их качествам, объясняя свои деяния. Активизировать в речи наименования предметов и их свойств.
(Можно взять рисунки из серии «одежда», «овощи».)
Эталон:
«Это платьице. Платьице гладят утюгом. Это сыр. Сыр режут ножом» и т.д.
33. Чего не стало (на материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; пособие 1, рис. 82-114)
Цель см. в занятии № 23.
Куда что положить
Учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежка, овощи). Подводить малыша к умению исключать не подходящий к группе предмет.
Эталон:
«Это пальто. Пальто мы надеваем. Это одежка. Одежку кладем в шкаф. Это тарелка. Из тарелки мы едим. Это посуда. Посуду ставим на поднос. Это морковка. Морковь мы едим. Морковка — это овощ. Овощи собираем в корзину».
Вопросы:
«Что это? Что мы делаем с ней (с ним)? Куда необходимо положить? Что стоит на подносе (лежит в корзине, в шкафу)? Какой предмет Незнайка положил излишний? Что не подходит? Почему?»
35. Домашние питомцы (пособие 1, рис. 142-149)
Закреплять у малыша слова, обозначающие наименования домашних питомцев. Уточнять части тела животных (рога, копыта, грива, хвост, лапы, зубы и др.),
особенности внешнего облика
(шерстка, щетинка и др.)
36. Кто еще пришел (пособие 1, рис. 142-149)
Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные ».
Вопросы:
«Кто это? Кто еще пришел? (после того, как ребенок закроет глаза, потом откроет их)».
37. Кто как ест (пособие 1, рис. 142-149)
Уточнять представление малыша о том, кто, что и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные». Учить малыша отвечать на вопросы, используя предложения с однородными членами.
Эталон:
«Корова жует травку. Лошадка жует травку (овца, свинья, коза). Собака грызет кость. Кошка лакает молоко».
Вопросы:
«Как ест скотина (лошадка, коза. )? Кто еще жует травку?»
38. Кто что делает (пособие 1, рис. 142-149)
Активизировать в речи малыша слова: «Бодается, царапается, фыркает, мурлычет, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, мычит».
Составить предложения с ними.
Вопросы:
«У кого рога? Кто бодается? У кого на лапках коготки-царапки? Кто царапается? Как мычит скотина? Что она делает?» и т.п.
Картотека: Рассматривание картины во 2-ой младшей группе.
Татьяна Макрушина Картотека: Рассматривание картины во 2-ой младшей группе
Тема: Мать купает малыша.
Цель: Обучить малышей осознавать актуально близкий сюжет, изображенный на картинке, развивать умение слушать пояснения.
Ход: На картине изображена ванна, в какой посиживает небольшой мальчишка. Мама мочалкой трёт ему спину. Мальчишка тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчугана радостное. Не далековато стоит стул, на спинке которого висит огромное полотенце. Воспитатель упражняет в назывании слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. Воспитатель указывает картину и дает детям возможность рассматривать её, прислушивается к их возгласам. Потом гласит: «Это мать, мать купает собственного сыночка Ваню. Ваня любит купаться. Катя, покажи ванну. В ванне тёплая вода. Мать трёт мочалкой Ване спину. А что это у Вани? Утка плавает в ванне, большая, жёлтая утка. Ваня желает изловить утку. Вымоет Ваню мать и польет незапятанной водой. А что это висит на стуле? Огромное полотенце. Мать будет вытирать Ваню. Ваня чистенький сейчас.»
Тема: Малыши обедают
Цель: Обучить малышей осознавать актуально близкий сюжет, изображенный на картине: обучить умение слушать пояснения, маленький рассказ воспитателя, расширять словарь, учить говорить об изображениях на картинах.
Ход: Воспитатель указывает рисунки, ведает: На картинке нарисованы малыши. Они обедают, посиживают за столом расслабленно. Мальчишка ест кашу из тарелки, Вася, покажи тарелку. А это что? (большая ложка)
. А девченка уже съела кашу. Девченка ест компот ложечкой. А это что?
(чашечка)
. В чашечке компот. А это что?
(блюдце)
. Что делает девченка? Этот мальчишка уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчишка? Салфетки стоят в стакане. Таня покажи стакан с салфеткой. Малыши отлично и аккуратненько едят. Платьица и рубахи у их незапятнанные. Потом воспитатель просит отдельных малышей поведать, что делают мальчишки и девченки. Что они держат в руках? Что едят? Просит именовать цвет одежки
(зеленоватое платьице, красноватая рубаха)
. Упражняются в заглавии слов тарелка, чашечка, блюдце, ложка, салфетка, ест, вытирает, держит.
Тема: Коза с козлятками
Цель: Посодействовать детям осознать содержание картины, охарактеризовать персонажей, воспитывать умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, а при повторном прослушивание интенсивно помогать ему говорить.
Ход: Перед детками картина «Коза с козлятками»
. Малыши рассматривают её, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они лицезреют на картине, предлагает разглядеть сначала козу, а позже козлят. Рассматривая козу, малыши отмечают, что коза большая, с рогами: у неё длинноватая шерсть, а на шейке колокольчик. Коза стоит около кустика и объедает листья с ветвей. Колокольчик: «Коза наклоняется и колокольчик звенит. Ведет хозяйка из дома, прислушается и сходу обусловит, где гуляет коза, далековато ли ушла» Потом воспитатель, обобщит результаты рассматривания в маленьком рассказе, обращается к картине. Гласит, что рядом с козой гуляют козлята, предлагает детям поведать про их. Дети отмечают, что козлята мелкие, без рожек, у их весёлые мордашки, тонки ножки, густая шёрстка. Козлята гуляют, играют. Они делают вид, что бодаются и т. д. Завершая, разглядеть воспитатель предлагает внимания малышей рассказ про козу с козлятами. «У бородатой козы огромные рога, длинноватая шерсть, на шейке колокольчик, коза стоит около кустика и объедает листья с ветвей. Рядом с ней козлята. У их тонкие ноги, густая шерсть лохматая и смешная мордашка. Козлята мерятся силой. Они встали на задние ноги, фронтальные подогнули и отталкиваются ими друг от друга. Дети – озорники делают вид, что бодаются. Только им бодаться – то- нечем- рожки не выросли!» воспитатель повторяет рассказ, побуждая малышей договаривать отдельные слова.
Тема: Едем на лошадке
Цель: Учить малышей отвечать на вопросы по содержанию картины. Пристально слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, вызвать желание рассматривать картину после занятия.
Ход: Днем до занятия целенаправлено предложить детям поиграть: сделать из стульев тележку, запречь в неё лошадку и прокатиться. Воспитатель предлагает вспомнить, как было забавно кататься на лошадке. Со словами «кататься на лошадке»
обожают все дети, ставят на мольберт картину. Малыши рассматривают её. Им очень нравится эта картина.
— Видите, -показывает воспитатель, — малыши запрягли лошадку. Она везёт скамеечку. Только это совсем не скамеечка! Это телега. Кто же едет в телеге?- Мальчишка в красноватой рубахе. Он держит вожжи. Это он произнес лошадке: «Тпру-у-у»
. И она тормознула. – Ещё в телеге посиживает очень хорошая и весёлая девченка. У неё в руках куколка, закрученая в одеяло. Почему приостановили лошадку? Её поят водой. Мальчишка что-то гласит нежное лошадке. Любопытно, что мальчишка гласит ей? Пей лошадь, пей. Прекрасную лошадку запрягли малыши? Да с пышноватой гривой и хвостом. Как вы думаете, малыши просто катаются либо куда-то движутся? Наверняка, движутся в гости, так как наряженные. Воспитатель предлагает слушать рассказ:
«Решили малыши поехать в гости. Они запрягли самую прекрасную лошадка и сели в тележку. Впереди мальчишка в кепочке. Сзади весёлая и очень хорошая девченка. У неё в руках малышка в одеяле. Длительно ехали. Утомилась лошадь. ТПРУ стой лошадь! Пора для тебя пить! Вова принес для тебя целое ведро незапятанной прохладной воды! Пей, лошадь, пей!»
Воспитатель повторяет рассказ, а малыши договаривают концовки предложений.
Тема: Петух и его семья.
Цель: Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами, строчками народных поэтических творений. Расширять ориентировку в окружающем.
Ход: Ребята, угадайте, про кого я говорю: Рано встает, деткам спать не дает? Верно Петух. Как он голосисто поет (Ку-ка-ре-ку)
Молодцы. Давайте позовем Петуха к нам
(возникает Петушок- игрушка)
Ку-ка-ре-ку! Здрасти, дети! Вы ведь понимаете кто я таковой? Какое стихотворение про меня сможете поведать?
Малыши: Петух, петух, золотой гребешок
Масляна головушка, шёлкова бородушка
Что ты рано встаешь? Голосисто поешь? Деткам спать не даешь?
Ребята, а кого Петух зовет? Курочку. Давайте поможем ему, позовем звучно: «Курочка иди к нам!»
Ко-ко-ко. Петя –петушок ты не лицезрел куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне отыскать их. Ребята, слышите кто- то пищит. Кто это?
-Пи-пи-пи! (цыплята)
Нашлись наши цыплятки. Поглядите, какие они мелкие, лохматые, желтенькие. Какие у их мелкие клювики, крылышки, лапки. Потом воспитатель совместно с детками прогуливаются имитируют движения петуха, курочки, цыпляток.
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Мама купает ребенка» Цель: сформировывать зрительное восприятие картины и осознание сюжета, развивать бдительность и наблюдательность, расширять активный словарь:.
Многообещающий план работы во II группе раннего возраста Многообещающий план II группе раннего возраста. Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи № Тема Задачи Дата проведения сентябрь.
Перспективныи? план ознакомления детеи? с живописью во второи? младшеи? группе.
Многообещающий план по ознакомлению малышей с живописью во 2-ой младшей группе
Квартал
Произведение
Цель
Подготовительная работа
Источник
1 кв.
Вызвать у малышей удовлетворенность от встречи с красивым, желание наслаждаться картиной. Сформировывать умение пристально рассматривать картину, чувственно отзываться на ее содержание.
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху».
Художественно-развивающие игры: «Собери луковки в корзину», «Секрет одной луковицы».
Загадывание загадок о луке.
К.С.Петров-Водкин «Яблоки на красноватом фоне»
Вызвать у малышей энтузиазм, наслаждение и чувственный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, удовлетворенность от встречи с красивым, желание наслаждаться картиной.
Рассматривание яблок, испытать их на вкус. Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Определи на вкус».
Художественно-развивающие игры: «Положи прекрасно яблоки в тарелку», «Собери фрукты в вазу».
Чтение стихов о яблоках: С.Маршак «Круглое, румяное…», «Я расту на виду…», А.С.Пушкин «Соку зрелого полно…», загадывание загадок.
И.С.Остроухов «Золотая осень»
Учить пристально всматриваться в произведение, созидать красоту родной природы, сберегать ее. Сформировывать эмоционально-личностное отношение к картине.
Наблюдение за осенней природой. Игры с листьями. Дидактические игры: «Найди листок, какой покажу (по форме, цвету, размеру). Составление букетов, изготовка сумочек, корон из листьев. Танцы с осенними листьями. Прогулки к березе, клену в осеннем уборе, в осенний парк.
Б.Кустодиев «Портрет Иры Кустодиевой с собакой Шумкой»
А.Венецианов «Вот-те и батькин обед»
Вызвать чувственный отклик на портретную живопись и устойчивый энтузиазм к ней. Учить при помощи воспитателя делать вывод об испытываемом детками состоянии (радуется, смеется, рыдает, огорчается), осознавать связь меж подходящим чувственным состоянием и действиями малышей.
Рассматривание картинок, изображающие калоритные, чувственные состояния малышей. В процессе общения уделять свое внимание на эмоциональное состояние друг дружку. Этюды: «Мы рассердились», «Как мы смеемся», «Мне грустно».
Лукас Кранах «Мадонна с малышом под яблоней»
Учить малышей осознавать содержание картины, ее настроение, средства выразительности, передающие чувственный настрой произведения и отзываться на него. Проявлять привязанность к близкому человеку – маме.
Рассматривание семейных фото, беседы на темы «Чем можно повеселить маму», «Что любит и что не любит моя мама» и т.д. Проведение в детском саду совместных с родителями праздников.
Учить пристально всматриваться в произведение, осознавать отношения меж персонажами картины, ассоциировать изображенное художником в картине с реальной реальностью. Осознавать чувственный настрой произведения.
Дидактическая игра «Выбери предметы, нужные для мытья куклы». Беседы: «Расскажи, что делает мать дома», «Как матери ухаживают за вами». Рассматривание серии сюжетных картинок «Помоем куклу». Чтение стихов и потешек: Е.Благинина «Аленушка», «Водичка, водичка, умой мое личико…» и др.
2 кв.
«Две черные розы и тарелка с клубникой»
Дать детям представление о том, что картины отрисовывают живописец, чтоб повеселить нас, доставить нам наслаждение, направить внимание на красоту окружающих нас предметов, их характеристики (мягкость, сочность, спелость), качество их поверхности (яркость цвета, бархатистость поверхности). Сформировывать «насмотренность» от подлинно красивых произведений живописи.
Игры по обогащению чувственного и приятного опыта малышей. Художественно-развивающие игры: «Собери ягоды в тарелку», «Разложи прекрасно ягоды на салфетке». Чтение стихотворения «Я капелька лета…»
1 – стр.16-18, 2 – стр.8
Начать знакомство с творчеством ковровского художника В.Бычкова. Продолжать сформировывать энтузиазм к живописи. Вызвать желание наслаждаться картиной, ее колоритными красками, рассматривать ее пристально, чувственно отзываться на ее содержание.
Рассматривание муляжей грибов. Чтение стихов, загадок о их. Дидактические игры: «Найди грибок на ощупь», «Собери грибок из частей». Художественно-развивающие игры «Укрась ежика грибами», «Разложи грибы прекрасно в корзине».
А.А.Пластов «Первый снег»
Продолжать учить малышей всматриваться в картину, выделять ее главную идея. Сформировывать умение чувственно отзываться на произведение. Активизировать в речи слова: снег мягенький, лохматый, легкий.
Чтение стихов и загадок о снеге. Опыты со снегом, исследование его параметров.
К.Ф.Юон «Волшебница зима»
Учить малышей замечать прекрасное в природе и в пейзажной живописи. Сформировывать умение устанавливать связь меж реальной реальностью и ее изображением в искусстве. Сформировывать умение чувственно принимать произведение в целом.
Экскурсионная поездка в зимний парк, рассматривание деревьев в инее. Дидактические игры по развитию речи: «Скажи прекрасно о снежинках (о деревьях, о снеге)», «Кто произнесет слово более выразительно». Чтение стихов о зиме, заучивание песен.
3 кв.
Продолжить знакомство с творчеством ковровского художника В.Бычкова. Вызвать у малышей удовлетворенность от встречи с прелестной картиной, желание наслаждаться ею, рассматривать ее.
Экскурсионная поездка к кустикам расцветающей сирени. Художественно-развивающая игра «Расставь веточки сирени в вуале красиво». Сенсорная игра «Назови цвета и цвета сирени», «Кто лучше произнесет о цветах сирени». Чтение стихов о сирени.
1 – стр.21-22 2 – стр.8
«Мадам Шарпа нье со своими детьми»
Учить дошкольников осознавать содержание произведения, обрисовывать людей и их деяния, изображенных на картине. Воспитывать рачительное отношение к членам собственной семьи, энтузиазм к произведениям живописи.
Беседы: «Как члены семьи хлопочут друг о друге», «Как в моей семье проходит воскресный день». Дидактическая игра «Скажи о маме самые прекрасные слова». Разучивание стихов и песен о маме.
Учить малышей чувственно отзываться на цвет как средство выразительности создающее настроение. Воспитывать чувственный отклик на произведения искусства, человечные чувства: доброту, бережное нежное отношение к маме. Активизировать в речи слова: лаского, с любовью, тихое, спокойное настроение.
Заучивание колыбельных песен, игры с куколками. Дидактическая игра «Кто лучше и нежнее споет колыбельную песню». Прослушивание колыбельных в грамзаписи.
Литература
Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург, 1997г.
Н.А.Курочкина «Знакомство с натюрмортом» Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2001г.
Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003г.
Р.М.Чумичова «Дошкольника о живописи» Москва «Просвещение», 1992г.