Кто разрабатывает пособие
Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.
Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы «Профессии» я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.
В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).
Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме
Как разрабатывается лэпбук «Профессии»
Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:
- пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
- материалы — карточки, картинки — должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
- кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
- содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры «Расскажи, кем ты хочешь стать» — ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы малыш стать специалистом этого профиля).
Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.
Таблица: нюансы выбора содержания блоков лэпбука «Профессии» в разных группах
Блок материалов | Зачем включается в пособие | Особенности рассмотрения в разных группах |
Информационный | Для ознакомления с темой. Информационный блок — это основа пособия, на которую ориентированы остальные материалы (наглядность, игры и пр.) | В первой младшей группе ребята знакомятся с профессиями, с результатами труда специалистов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: в садике готовит кушать повар, шофёр везёт автобус, на котором мама едет на работу, врач лечит, если заболели. |
Во второй младшей группе ребята расширяют знания о роде занятий человека (учитель, парикмахер, бухгалтер и др.), а также рассматривают тему в контексте профессиональных занятий своих близких («Моя мама — учитель» и т. п.). | ||
В средней группе ребята учатся соотносить профессию с инструментами и материалами, которые нужны для специалистов этого профиля (автомобиль — для шофёра, указка — для учителя, белый халат, лекарства, фонендоскоп — для доктора и пр.). | ||
В старшей группе ребята формируют обобщённое понятие «профессия», расширяют представления о трудовых действиях, о специальностях, которые были, есть и будут актуальными в мире. | ||
В подготовительной группе дети обобщают имеющиеся знания, а также формируют первичные представления о важности выбора профессии в жизни человека, знакомятся с профессиями будущего. | ||
Литературный (рассказы, стихотворения) | Для формирования образов профессий, воспитания уважения к труду. | Младших дошкольников с темой можно познакомить с помощью «Сказки о пропавших профессиях», которая акцентирует внимание на важности наличия специалистов в каждой области, а также привлекая отрывки произведения К. Чуковского «Доктор Айболит». |
В средней группе в лэпбук можно включить стихотворение «А что у вас» С. Михалкова, выстроив на его основе беседу на тему «Чем важны профессии наших мам и пап»:
| ||
Для старших дошколят в подборку можно включить:
| ||
Загадки | Для закрепления и повторения материала. | В младшем дошкольном возрасте задания лучше подбирать с зарифмованными ответами, так как ребятам ещё сложно работать с «классическим» вариантом загадок. В среднем и старшем в этот блок включаются загадки о вещах, напрямую связанных с профессией. |
Наглядный | Для придания эстетичности пособию и лучшего усвоения материала. Кроме того, в пособие включаются мультфильмы по теме. | В младшей группе в наглядный блок входят картинки с изображением представителей разных профессий для иллюстрации рассказов педагога, во второй младшей малыши сами описывают картинки в 3–4 предложениях. В средней группе на основе картинок дети составляют обобщённый рассказ о профессии в 4–5 предложениях, а в старших группах дополняют рассказ своим мнением относительно той или иной специальности, пробуют представить, как изменилась бы наша жизнь без этой профессии (в 6–8 предложениях). |
Творческий (раскрашивание, лепка) | Для закрепления материалов, развития творческих способностей и расширения познавательных интересов. | В младшем дошкольном возрасте ребята работают с картинками, на которых нет большого количества деталей. В средней и старшей группах дети раскрашивают специалистов в антураже их профессиональной деятельности (врач, осматривающий пациента, учитель на уроке). Начиная со средней группы, в этот блок можно включать пошаговые инструкции по лепке на темы, связанные с профессиями. |
Блок с ребусами и кроссвордами | Для работы с этим блоком ребятам нужно иметь представления о буквах, а также уметь писать, поэтому он используется только в лэпбуках для старших дошколят. Для малышей и детей среднего дошкольного возраста можно использовать картинки «Найди отличия». |
Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников
Видео: мультфильм «В мире профессий» для дошкольников
Подборка материалов для лэпбука «Профессии»
При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.
Информационный блок
В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.
Для обобщения профессий по сферам применения, можно сделать «Карту страны профессии», распределив специальности по нескольким направлениям: «Город Услуг» (парикмахер, продавец и др.), «Город Знаний» (учёный, учитель и др.) и т. д. Дети по описанию каждого города раскладывают картинки с изображением соответствующих специалистов.
О каждом «городе» ребята составляют отдельный рассказ-описание
Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.
План с иллюстрациями помогает составить рассказ о профессии даже тем, кто ещё не умеет читать
Стихотворения
В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:
- Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
- Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
- Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
- Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.
Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.
Загадки
Рифмовку с «договорками» о профессиях обычно включают в пособие для средней группы, но в лэпбуке для малышей её можно использовать отрывками.
Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:
- Всех на свете обшивает Что сошьёт — не надевает (Игла);
- Я по лысине бегу — Кудри с лысины стригу (Рубанок);
- Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться — Только пыль вокруг клубится (Метла).
Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.
Пословицы, поговорки
В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:
- Ремесло за плечами не виснет.
- Повар и духом сыт бывает.
- Кашевар живёт сытее князя.
- Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Не все те повара, у кого ножи длинные.
Игровой блок
В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.
Таблица: примеры игр для лэпбука «Профессии»
Как называется игра | Суть | На какую возрастную группу ориентирована |
Дидактические игры | ||
«Хлопни в ладоши, если…» |
| На вторую младшую |
«Исправь ошибку» | Педагог говорит фразу, а дети исправляют ошибку:
| На среднюю |
«Продолжи предложение» | Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
| На старшие |
Театрализованные | ||
«Давайте покажем, как это» | Детям предлагается перечень ситуаций, которые они обыгрывают в сценках:
| |
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» |
| На среднюю, старшие |
Подвижные игры | ||
«Все профессии важны» (для спортзала) | Педагог описывает профессию, дети выполняют движения:
| На старшие |
Примеры пальчиковых игр на тему «Профессии» можно найти в публикации Кочетковой Н.В. |
Фотогалерея: ребусы, кроссворд и тематические картинки «Найди отличия» для лэпбука «Профессии»
Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион
Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв
Ответ: почтальон
На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий
На этих картинках ребята ищут 5 отличий
На этих картинках детям нужно найти 10 отличий
Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии
Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит
Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки
Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки
Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины
Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фотографией
На основе раскраски «Швея» можно предложить детям подготовительной группы поразмышлять на тему актуальности этой профессии в будущем
Среди важных профессий, без которых нам не обойтись, обязательно нужно обратить внимание на те, что имеют отношение к спасению жизней людей в неординарных ситуациях
Рассматривая тему «Профессии будущего», обязательно нужно упомянуть профессию учёного
Для придания яркости образу Художника можно использовать восковые мелки для раскрашивания
В старшей группе дети могут сами работать с инструкцией по лепке, разъяснения педагога не нужны
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
- Корхова Юлия Александровна — воспитатель, СП детский сад «Тополёк» ГБОУ СОШ №8 п.г. т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
- Занина Любовь Викторовна — воспитатель. СП детский сад «Тополёк» ГБОУ СОШ №8 п.г. т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
В связи с реализацией ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Сегодня мы хотим познакомить вас с интересным способом организации как образовательной так и самостоятельной деятельности детей, с интересным методическим пособием – лэпбук.
Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.
На наш взгляд, лэпбук в работе с дошкольниками – это не просто форма организации образовательного и воспитательного материала по конкретной теме, а именно средство обучения, так как оформление лэпбука – это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Интерактивность папки обеспечивается за счёт разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т.д. Само по себе проектирование, изготовление и оформление лэпбука (естественно с дифференцированной помощью взрослого) способствует развитию у ребёнка конструктивных и изобразительных навыков.
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Создание лэпбука – один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Лэпбуки могут быть как индивидуальными, так и коллективными (парными, групповыми). Работая индивидуально, один ребёнок (с помощью взрослого, педагога или родителя) занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 детей работают над одним лэпбуком. Такая форма организации детей достаточно трудоёмка для воспитателя, хотя и очень эффективна в плане формирования навыков детей взаимодействовать со сверстниками в микрогруппе.
Создание группового лэпбука позволяет воспитателю организовать интересное познавательное взаимодействие с детьми своей группы в течение длительного времени (недели), так как работа над лэпбуком (от его проектирования до воплощения в жизнь) процесс трудоёмкий по содержанию и длительный по времени.
При создании коллективного лэпбука воспитателю важно грамотно распределить работу с детьми над его отдельными частями и элементами. Коллективный лэпбук лучше сделать более крупного формата, например формата А3.
Этапы работы над лэпбуком:
- Выбор темы, мотивация детей к работе над лэпбуком;
- Совместное составление плана (содержания) лэпбука;
- Разработка макета;
- Поэтапное создание лэпбука.
На наш взгляд, начинать данную работу следует с изготовления лэпбука по готовым разработанным шаблонам, которые можно найти в интернете. После того, как у детей и взрослых появится опыт изготовления, можно приступать к разработке собственных авторских лэпбуков.
Темы лэпбуков могут быть самыми разнообразными.
Лучше всего получаются лэпбуки на частные (узкие), а не общие темы. Например, можно сделать лэпбук «Профессии». Но он получится обзорным – вряд ли вы сумеете отразить всё многообразие темы в ограниченном объёме тематической папки. А вот лэпбук, например, «Профессия повар» позволит собрать более подробную информацию и сделать лэпбук максимально продуктивным.
Очень важно помнить о том, что если лэпбук посвящён профориентации, то он должен отвечать требованиям системного подхода к представлениям дошкольников.
Кроме этого в лэпбуке размещаются материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: пословицы и поговорки, короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки; физическое развитие: описание подвижных игр, схемы физических упражнений и многое другое.
Материалы для изготовления лэпбука лучше подбирать разного цвета и фактуры, для того, чтобы сделать лэпбук визуально более привлекательным для ребёнка дошкольного возраста.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.
Ознакомление детей с миром профессий взрослых мы решили начать с профессии Кондитер. Эта профессия знакома и интересна детям с детства, видя как готовят их мамы и бабушки.
Для этого мы изготовили лэпбук «Профессия Кондитер». Все составляющие элементы лэпбука, объединены между собой, общей темой. В нашем лэпбуке 19 кармашков.
Два кармашка с текстом беседы о профессии кондитер. Третий кармашек с ознакомлением с кондитерским инвентарём, четвертый кармашек с дидактической игрой «Я — кондитер» (украшение торта).
Пятый кармашек сборник стихов по профессии, шестой кармашек с загадками о предметах, необходимых кондитеру, продуктах питания, овощах, фруктах и с пословицами.
Седьмой кармашек с игрой «Путаница» (отыщи запутанные предметы), восьмой — игра «Что лишнее?», девятый кармашек с рецептами (технология приготовления кондитерских изделий). Два маленьких кармашка с раскрасками, двенадцатый кармашек с игрой «Узнай предмет по силуэту». С обратной стороны, два кармашка с играми «Какая картинка спрятана» и «Бумажная хозяйка». Пятнадцатый кармашек с физкультминутками и пальчиковыми играми. Шестнадцатый кармашек с картинками для составления рассказа. Семнадцатый кармашек с логическими заданиями. Два маленьких кармашка с пазлами (посуда и кондитерские изделия).
В ходе нашей работы над созданием лэпбука, мы закрепили и расширили знания детей о профессии кондитера. С помощью нашего пособия дети как в совместной, так и в самостоятельной деятельности могут извлечь информацию о трудовых процессах кондитера, а также ознакомиться с предметами — помощниками кондитера (посуда, специальное оборудование); могут развивать любознательность, интерес к данной профессии и воспитывать уважительное отношение к труду людей данной профессии; могут формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации ( «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Литература:
- Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. С. 162 164.
- Кураев, Г. А. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. 146с.
- Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю., Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2021. — №15. 2. — С. 136138. —
- Это интересно! [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
- Рыкова А. Что такое лэпбук? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. —
Следующая > |
Как использовать лэпбук в детском саду и дома
Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:
- для презентации нового материала по теме;
- для отработки полученных знаний;
- для закрепления и повторения материала.
Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.
С лэпбуком дети могут работать как самостоятельно, так и в группе
Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования:
— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
— пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
— обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
— его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение лэпбука для педагога
Способствует:
- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение лэпбука для ребенка
Способствует:
- пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;
- повторению и закреплению материала по пройденной теме
Темы лэпбуков может быть: увлечения детей; темы недели; литературные произведения; интересные события.
Наполняемость лэпбука – дидактические игры, загадки, стихи, раскраски, картинки, фотографии, посвящённые одной теме.
Предлагаю Вашему вниманию лэпбуки, которые использую в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Лэпбук «Деревья нашего края»
В лэпбуке находится «Волшебный круг — С какого дерева листок»», раскраски на тему, стихи и загадки, схема «Расскажи о дереве», карточки «Для кого нужны деревья», «Что сделано из дерева?», «Как правильно вести себя в лесу».
Лэпбук «Моя страна -моя Россия»
В лэпбуке находятся фотографии известных людей России, игра «Собери флаг и герб», игра «Мемо» с достопримечательностями Москвы, викторина и ребусы
Лэпбук «Мой Дзержинск»
В лэпбуке находится игра-ходилка «Путешествие по родному городу», игра «Мемо» с достопримечательностями города, картинки «Растяпинские забавы», игра «Собери герб и карту»
Лэпбук «В гостях у свистелок»
В лэпбуке находится артикуляционная гимнастика, загадки, раскраски, чистоговорки, звуковые улитки, мнемотаблицы с чистоговорками, звуковые ходилки, игра на дыхание «Сдуй снежинку»
Лэпбук «Здоровячок»
В лэпбуке находятся карточки с полезными и вредными продуктами, раскраски, смайлики и зубики для оценки продуктов, режима, одежды, игра «Веселые человечки», зрительный тренажер
Лэпбук «В гостях у сказок»
В лэпбуке находятся раскраски по сказкам, театр на ложках, пальчиковый театр «Заюшкина избушка», игра «Назови сказку», «Собери сказку», «Разложи сказку»
Лэпбук помогает: структурировать сложную информацию; развивать познавательный интерес и творческое мышление ребёнка; разнообразить даже самую скучную тему;
научить простому способу запоминания, объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия