Как рассказать ребенку о Войне. И о празднике 9 мая

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

  • Как рассказать детям о Великой Отечественной войне Зачем рассказывать детям о войне
  • С чего начать беседу Почему началась война
  • Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать
      Военные профессии
  • Города-герои
  • Награды
  • Как рассказать ребёнку о Дне Победы
  • Жизнь и подвиги детей во время ВОВ
  • Лучшие книги и рассказы о войне для детей
      Для дошкольников
  • Для младших школьников
  • Для среднего звена
  • Для подростков
  • Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми
  • Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

    Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

    Зачем рассказывать детям о войне

    Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

    С чего начать беседу

    Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

    Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

    Почему началась война

    Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

    Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

    Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

    Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

    О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

    • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
    • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
    • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
    • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
    • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
    • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
    • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
    • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

    Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

    1. Когда началась Великая Отечественная война?
    2. Какая страна напала на Советский Союз?
    3. Кто такие фашисты?
    4. Кто победил в войне?
    5. Сколько времени продлилась ВОВ?
    6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

    Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

    О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

    Военные профессии

    Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

    В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

    Города-герои

    Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

    • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
    • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
    • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
    • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
    • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
    • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
    • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
    • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
    • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
    • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
    • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
    • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

    Награды

    Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

    • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
    • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
    • награды за оборону городов-героев.

    Как рассказать ребёнку о Дне Победы

    Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

    Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

    Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

    Как рассказать ребёнку о Дне Победы

    Д ети воспринимают любое событие через определённый визуальный ряд. День Победы у них ассоциируется, в первую очередь, с салютом, маршем, показом техники и солдатской кашей. Для них это что-то вроде утренника, когда они дружно репетируют строевой шаг, а потом нарядные идут группой или классом по улице. Отзвуки Великой Отечественной Войны до нас доносятся эхом, а для наших детей – это уже некий рассказ о том, как прадед на немца ходил. С одной стороны, немного грустно, а с другой – великое счастье, что мы знаем о войне лишь понаслышке.

    Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ! К сожалению, из-за режима самоизоляции никто маршем не пройдёт, а, значит, перед взрослыми встаёт новая задача: объяснить подрастающему поколению, что такое День Победы. Мы предлагаем несколько простых шагов, которые помогут создать праздничную атмосферу в домашних условиях.

    Шаг №1.

    Украсить дом

    Подгадайте такое время, когда и вы, и ребёнок ничем посторонним не заняты, и начните украшать дом в честь Дня Победы. Сейчас идёт Всероссийская акция «Окна Победы»: это замечательная возможность почтить память всех воинов и почувствовать настроение праздника. Заранее подготовьте шаблоны (Интернет даёт массу вариантов) и мыльный раствор, чтобы клеить фигурки на стёкла. Это занятие может увлечь на целый день, и скучно не будет. Если у вас хорошие художественные способности, то используйте краски – рисунок получится ярким и живым.

    Шаг №2.
    Рассказать о Великой Отечественной Войне

    Пока вы с ребёнком будете украшать дом, поделитесь тем, что знаете о войне и Дне Победы. Ваш рассказ не должен быть сухой сводкой, как от «Советского информбюро», а скорее, повестью или даже сказкой. Если дети совсем маленькие, то не стоит засыпать их сложными словами «немецко-фашистские захватчики», «оккупация», «блокада» – чем проще, тем лучше. Текст может быть таким:

    «А ты знаешь, к какому празднику мы готовимся? Вся наша огромная страна будет отмечать День Победы 9 мая. Это очень большой праздник. Когда-то давно, когда ещё не было ни тебя, ни нас с папой, ни даже бабушки с дедушкой, на нашей Родине началась война. Она длилась очень долго: 4 лета, 4 осени, 4 зимы и 4 весны. Фашисты (это враги) хотели захватить наши земли. Они отправили к нам тысячи злых солдат с ружьями, стреляющими острыми пулями, сотни огромных танков и столько же самолётов, ревущих, как гром в дождь. Наши прабабушки и прадедушки не захотели сдаваться и жить по правилам врага. Вся огромная страна встала на защиту своих границ. Поэтому мы и говорим — «Великая Отечественная Война», потому что все-все-все (и мужчины, и женщины) боролись с фашистами. Прадедушки были храбрыми воинами, а прабабушки – медсёстрами и помогали раненым. И вот, спустя 4 лета, 4 осени, 4 зимы и 4 весны, наши солдаты одержали победу и прогнали врага. Но многие в той войне погибли. В честь героев, сражавшихся с фашистами, по всей нашей огромной стране установили памятники. И каждый год, 9 мая, мы поздравляем друг друга с победой в Великой Отечественной войне. Вспоминаем наших ветеранов – это опытные солдаты, спасшие Родину. Помним и гордимся воинами, которые без страха сражались за всех нас: за наших бабушек и дедушек, за наших мам и пап, за наших детей и их будущее. В День Победы мы всегда радуемся тому, что уже много лет не летают в небе самолёты, ревущие, как гром в дождь, а по земле не едут огромные танки. И говорим нашим ветеранам: «Спасибо за мирное небо над головой!».

    Рассказ, конечно, адаптируется под возраст детей, да и фантазию родителей никто не отменяет. Можно воспользоваться информацией из книг или Интернета.

    Шаг №3.
    Просмотреть фотографии

    Почувствовать дух праздника поможет просмотр семейных альбомов. Расскажите ребёнку о его предке, покажите фотографии, письма с фронта, награды, какие-то личные вещи, если такие сохранились. Вспомните, как вы в детстве праздновали День Победы, поделитесь своими эмоциями.

    Шаг №4.

    Отправиться на экскурсию

    Конечно, физически сейчас это невозможно, но благодаря различным ресурсам можно попасть на виртуальную экскурсию. Например, народный сайт «Моя семья в истории Великой Победы» предлагает в виртуальном методическом кабинете посетить туры по музеям и выставочным залам, посмотреть 3D-панорамы военного времени. Тур будет интересен не только детям, но и взрослым.

    Шаг №5.
    Мастерить, рисовать, играть

    Детей старше 5 лет определённо заинтересуют энциклопедии. Мальчиков увлекут книги о военной технике, оружии, воинских званиях. Рассмотрите вместе иллюстрации, прочитайте описание и характеристики боевых машин. Предложите сделать поделку или рисунок. Как правило, танки умеют и любят рисовать все мальчишки. Главное – не ограничивать полёт фантазии. Пусть ребёнок рисует так, как чувствует, даже если вы знаете, что лазерных пушек в 1941 не было.


    Девочкам можно рассказать о героизме медсестёр и врачей. Если есть набор доктора, то это будет прекрасным вариантом игры. Подключите папу, пусть притворится раненым солдатом, а дочка станет заботливой медсестрой. Для старших дошкольников устройте небольшую полевую кухню. В этом году придётся ограничиться личными квадратными метрами, но это лучше, чем ничего. Сварите вместе с детьми солдатскую кашу, сделайте чай. Чтобы лучше почувствовать военный дух, попробуйте смастерить из простыней, стульев и подручных материалов палатку (быть может, у вас есть готовая) и приём пищи перенесите туда. А если ещё найдёте железную посуду, то получится очень атмосферно.

    Шаг №6.

    Устроить поиски сведений

    Сейчас на просторах Интернета можно найти практически любую информацию. Задайтесь целью собрать всевозможные данные по своим родным-участникам войны. Если у вас до этого не было возможности оформить всё, то сейчас самое время. Сделайте специальный альбом или аккуратно сложите документы в папку, привлеките детей к этому занятию, пусть украсят, например, обложку, заготовленными наклейками. Такое занятие будет лучше всяких настольных игр. Попутно можно рассказывать о Дне Победы, обязательно вспомнятся какие-то семейные истории.

    Шаг №7.

    Читать литературу

    С малышами лучше заняться чтением стихов. При желании, выучите небольшое и понятное крохе произведение.

    12 стихов о войне для малышей

      1. С. Михалков «Нет войны» 2. Т. Белозёров «День Победы» 3. А. Усачёв «Что такое День Победы» 4. С. Пивоваров «Старый снимок» 5. А. Сурков «Красоту, что дарит нам природа» 6. А. Владимиров «Женщинам-воинам» 7. В. Степанов «Рассказ ветерана» 8. А. Барто «В дни войны» 9. Н. Томилина «День Победы» 10. А. Твардовский «Рассказ танкиста» 11. В. Степанов «Приходят к дедушке друзья» 12. П. Воронько «День Победы»

    Если у вас дети старше 5-6 лет, то выберите небольшой рассказ. После прочтения обязательно расспросите ребёнка, что ему понравилось в произведении, какие персонажи запомнились, что он чувствует и представляет. Таким образом, дети не только немного прикоснутся к тому далёкому времени, но и пополнят словарный запас, разовьют навыки связной речи.

    10 рассказов о войне для детей

    Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

      1. С. Алексеев «Победа будет за нами!» 2. А. Платонов «Маленький солдат» 3. К. Паустовский «Стальное колечко» 4. С. Георгиевская «Галина мама» 5. В. Драгунский «Арбузный переулок» 6. В. Осеева «Андрейка» 7. Г. Черкашина «Кукла» 8. А. Митяев «Мешок овсянки» 9. А. Гайдар «Поход» 10. Г. Абрамян «Случай на переправе»

    Шаг №8.

    Слушать песни военных лет

    Их можно включить фоном, когда вы украшаете дом, мастерите с детьми какие-нибудь поделки или рисуете. Если ребёнок артистичный, то выучите вместе одну из понравившихся песен и запишите выступление на видео. При желании, можно принять участие в конкурсе военной песни. Или просто порадовать домашних и близких своим творчеством.

    Шаг №9.

    Посмотреть тематические мультфильмы

    Старые советские мультики и современные короткометражки есть в свободном доступе в сети. Выберите понравившийся и устройте совместный просмотр. Предварительно сами посмотрите мультфильм и оцените, подойдёт ли он по возрасту вашему ребёнку. После поговорите о сюжете, предложите сделать рисунок к мультику.

    10 мультфильмов о войне для детей

      1. «Солдатская сказка» 2. «Легенда о старом маяке» 3. «Василёк» 4. «Воспоминание» 5. «Солдатская лампа» 6. «Салют» 7. «Приключения красных галстуков» 8. «Сильные духом крепче стены» 9. «Скрипка пионера» 10. «Жить»

    С младшими школьниками посмотрите кинофильм о военном времени и патриотизме.

    15 фильмов о войне для детей

      1. «Сын полка» 2. «Садись рядом, Мишка!» 3. «Четыре танкиста и собака» 4. «Девочка ищет отца» 5. «Мальчишки» 6. «Зимородок» 7. «Полонез Огинского» 8. «Пятёрка отважных» 9. «Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой» 10. «Александр Маленький» 11. «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Отряд Трубачёва сражается» 12. «Сказка о Мальчише-Кибальчише» 13. «Офицеры» 14. «Жила-была девочка» 15. «Солдатик»

    Шаг №10.

    Устроить праздник

    Самоизоляция – не повод ходить весь день в пижаме, тем более в День Победы. Оденьтесь в нарядную одежду, не забудьте про «Георгиевские ленточки», приготовьте праздничный обед. Позвоните родным, чтобы поздравить их. Если есть возможность, то заранее купите или сшейте для детей фронтовую одежду и устройте тематическую фотосессию. Выберите несколько снимков и оформите их с помощью простых редакторов в виде открыток. Возможно, это даже станет традицией для вашей семьи. Посмотрите запись прошлогоднего парада и салюта на Красной площади. Детям очень важны подобные символы праздника.

    В конце вечера обязательно проговорите с ребёнком всё то, чем вы занимались. Порассуждайте, опасно ли быть солдатом, что такое война, почему мы празднуем 9 мая, ещё раз напомните, как важно чтить память о воинах.

    Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!

    Как празднуют День Победы в вашей семье? Поделитесь этим или другими семейными традициями в нашей группе «Стань автором блога Lucky Child!»

    Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

    «У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

    Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

    На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

    Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

    Марат Казей, 14 лет

    Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

    К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

    Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

    Сережа Алешков, 6 лет

    Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

    В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

    Зина Портнова, 17 лет

    Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

    В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

    Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

    Длинные и короткие стихи на конкурс чтецов ко Дню Победы (в школу и детский сад)

    Наше поколение не должно забывать о тех сражениях, когда шла Великая Отечественная война 1941-1945 гг, запомните эти даты. Мы должны научиться больше не повторять такие ошибки судьбы, но при этом всегда помнить о подвигах и о тех людях, которые сражались за нашу Родину. Наша матушка Русь ни один раз держала оборону в свою сторону, цените мирное время, оно досталось нам огромными утратами и кучей жертв.

    Слава богу, что война закончилась и только эти фразы, предложения напоминают нам об этих событиях тех лет.

    Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны… Что такое День Победы – Это значит – нет войны. (А. Усачёв)

    ***************************************

    Спать легли однажды дети – Окна все затемнены. А проснулись на рассвете – В окнах свет – и нет войны! Можно больше не прощаться И на фронт не провожать – Будут с фронта возвращаться, Мы героев будем ждать. Зарастут травой траншеи На местах былых боёв. С каждым годом хорошея, Встанут сотни городов. И в хорошие минуты Вспомнишь ты и вспомню я, Как от вражьих полчищ лютых Очищали мы края. Вспомним всё: как мы дружили, Как пожары мы тушили, Как у нашего крыльца Молоком парным поили Поседевшего от пыли, Утомлённого бойца. Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой, Жизнь отдав на поле боя За народ, за нас с тобой… Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам рядовым – Пешим, плавающим, конным, Утомлённым, закалённым! Слава павшим и живым – От души спасибо им!

    ***************************************

    Послушайте вот это произведение, читает девочка.

    Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда!

    ***************************************

    ***************************************

    Бабушка надела ордена И сейчас красивая такая! День Победы празднует она, О войне великой вспоминая. Грустное у бабушки лицо. На столе солдатский треугольник. Дедушкино с фронта письмецо Ей читать и нынче очень больно. Смотрим мы на дедушкин портрет И разводим ручками с братишкой: — Ну, какой, какой же это дед? Он же ведь совсем ещё мальчишка!

    ***************************************

    Во что идет у вас игра? В подводную войну! В войну? К чему тебе война? Послушай, командир: Война народам не нужна. Играйте лучше в мир. Ушел он, выслушав ответ. Потом пришел опять И тихо спрашивает: Дед, А как же в мир играть? Ловя известья, что с утра Передавал эфир, Я думал: перестать пора Играть с войной, чтоб детвора Играть училась в мир!

    ***************************************

    Фотоснимок на стене – В доме память о войне. Димкин дед На этом фото: С автоматом возле дота, Перевязана рука, Улыбается слегка… Здесь всего на десять лет Старше Димки Димкин дед.

    ***************************************

    Уходили мальчики — на плечах шинели, Уходили мальчики — храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где — не знали сами… Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести… Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В черный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики — стиснув автоматы. Повидали мальчики — храбрые солдаты — Волгу — в сорок первом, Шпрее — в сорок пятом, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа.

    ***************************************

    ***************************************

    Провожала парня Катя, А на сердце – пустота. В белом стареньком халате Медицинская сестра. Завела она бы песню, Только голос не звучал. А жених её по чести Первый раз поцеловал. И ушёл, махнув, в теплушку, Оказалось – навсегда. Ничего, споют Катюши, И промчатся вмиг года. Будет Катенька-сестричка День Победы отмечать, Но увы, ей лишь приснится, Что жених придёт опять. Ничего, не плачь, родная, С Днем Победы, дорогая!

    ***************************************

    Приснилось мне, приснилось мне Как будто я на той войне. Вдруг вижу – папа молодой, Тогда еще не папа мой, Такой смешной, такой худой, И совершенно не седой. Среди разрывов и огня Идет, не зная про меня.

    Приснилось мне, приснилось мне, Я папу видел на войне. Идет куда-то в сапогах Не на протезах. На ногах.

    ***************************************

    ***************************************

    Снова настигает нас начало мая. Соберемся, будем за Победу пить. И о том, что наша жизнь теперь другая, я хотел бы с папой тихо говорить.

    В день Победы мама купит, как и раньше красные гвоздики – праздничный букет. Но сегодня папу не тревожат раны. Третий праздник папы с нами больше нет.

    Лучшие книги и рассказы о войне для детей

    Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

    Для дошкольников

    1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
    2. А. Гребенина «Вера Иванова».
    3. А. Митяев «Письмо с фронта».

    Для младших школьников

    1. Л. Воронкова «Девочка из города».
    2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
    3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

    Для среднего звена

    1. В. Богомолов «Иван».
    2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
    3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

    Для подростков

    1. А. Лиханов «Последние холода».
    2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
    3. Б. Васильев «В списках не значился».

    Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

    1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
    2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
    3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
    4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

    Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

    Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

    Композиции из пластилина

    С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

    1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
    2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

    Голубь мира

    Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

    Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

    • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

    Другие варианты

    1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
    2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
    3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

    Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

    Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.


    3

    Рассказываем детям про День Победы 9 мая

    В нашей огромной стране, каждый должен знать о таком празднике как День Победы. Родители должны рассказать своему ребенку о Великой Победе, чтобы каждое следующее поколение передавало это из уст в уста и хранило память. Чтобы дети знали какой ценой наши бабушки и дедушки подарили нам мирное небо.

    9 мая во истину является очень важным событием в нашей стране. Если задуматься, то наше поколение является последним, кто видит великих героев в живую — ветеранов. Их с каждым годом становится все меньше, но их подвиг мы и наши дети будем чтить и уважать всю свою жизнь.

    Рассказывая ребенку о 9 мая, скажите ему, что именно советские войска являются освободителями мира от фашисткого захватчика. Расскажите сколько погибло человек, назовите цифры, которыми пришлось заплатить за мир. Говорите ребенку правду, чтобы не искажать его понимание.

    9 мая мы празднуем день Великой Победы, конец Второй Мировой Войны. Война началась в 1939 году, в которой участвовало более 60 стран мира. В нашей стране война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда все люди мирно спали. Звучала сирена, по стране прошла новость: Началась война! Фашисткая Германия начала наступление!

    Все мужчины, от мала до велика отправились на фронт, защищать своих близких. Женщины и дети боролись с врагом в тылу, помогали своей стране. Война длилась долго. Каждый день умирали люди, их семьи и близкие. Многие дети потеряли своих отцов и матерей. Война никого не жалела.

    Фашисты были очень жестокими. Они брали мирных жителей в плен и издевались над ними: морили голодом, убивали, жгли дома. Они ни щадили никого. Уничтожали поселения и памятники. Но наши солдаты были очень смелыми и отважно боролись. Они ничего не боялись, шли напролом врагу. Солдаты замерзали, умирали от голода, но по прежнему боролись. Они мечтали о победе и мирном небе над головой.

    1945 год стал последним годом войны. Наши солдаты сражались изо всех сил, приближая день победы. Весной 1945 года советские войска подошли к столице Германии городу Берлину. Началась битва, которая продолжалась до 2 мая. 8 мая 1945 года верховные руководители фашисткой Германии подписала акт об окончании военных действий. 9 мая стало днем Великой Победы и праздником для всех народов.

    Из года в год этот праздник заставляет нас вспомнить то страшное время и сказать слова благодарности ветеранам. В честь победы по всей стране проводятся парады и чествования ветеранов. К памятникам погибших несут цветы. Всех ветеранов поздравляют, читают стихи, поют песни, дарят цветы. Подвиг нашего народа никогда не будет забыт!

    Расскажите ребенку об этом дне, чтобы он понимал как ценен мир. Чтобы у него было чувство гордости за свою страну и чувство уважения и вечной памяти о наших ветеранах.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]