Что такое народные традиции и обычаи?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, дарить друг другу на праздники открытки, сделанные своими руками.
Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. У славянских народов есть очень хорошая традиция уступать место в транспорте старикам. Всем нам это кажется обычным. Но у французов так поступать не принято.
Традиции народов мира для детей
На нашей планете проживает около 3 тысяч разных народов и народностей. Каждый народ имеет свои особые традиции. Некоторые из них очень непривычные для нас, русских.
- Говоря «да» мы привыкли кивать головой. А вот болгары и албанцы делают наоборот. Чтобы подтвердить сказанное, они махают головой из стороны в сторону. Кивок означает «нет».
- В России число 13 считается несчастливым, особенно если это дата, припадающая на пятницу. Такой день в шутку называют «днем нечистой силы». В Испании неприятностей ждут не в пятницу, а во вторник тринадцатого. В некоторых странах недобрым числом считают шестерку. В Китае это четверка. Там в некоторых домах даже нет четвертого этажа. После третьего идет сразу пятый.
- Мужчины в России здороваются пожатием рук. И это тоже древний обычай. Так наши предки показывали друг другу, что в руках у них нет оружия или камня. В Японии рукопожатия не приняты. Их заменяют поклоны. В Индии в знак приветствия ладони подносят к подбородку, как для молитвы, и, покачивая головой, произносят «намасте». Эскимосы при встрече трутся носами. Из-за холода у них открыто только лицо.
Традиции и обычаи, связанные с детьми
С рождением и воспитанием детей связано много традиций:
- Туркменские девочки в возрасте 9-10 лет проходят обряд заплетания кос. Им расплетают две косы и делают 20 маленьких косичек. С этого дня они считаются взрослыми. Меняется также наряд.
- У казахов существует обычай «разрезания пут». Когда малыш делает свои первые шаги, его ножки обвязывают шнурком. Разрезать его доверяют почтенному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями твердо стоять на ногах и уверенно идти по жизни.
- Индийцы сбрасывают своих новорожденных детей с 15-ти метровой башни. Они падают на натянутый внизу тент. Народ верит, что после этого дети становятся удачливыми.
Прием пищи
Для нас привычно завтракать и обедать, сидя за столом, а пищу брать ложкой и вилкой из тарелки. Но так едят не все.
- Китайцы и некоторые другие восточные народы вместо ложки и вилки используют палочки.
- У азиатов также принято есть, сидя на полу или на невысоких подушках.
- В Индии едят руками. Точнее одной рукой – правой.
Национальные блюда
У разных народов своя любимая еда.
- Индийская кухня отличается обилием разных пряностей. Блюда у них очень острые. Мясу индийцы предпочитают крупы, овощи и фрукты.
- Японцы кушают преимущественно сырую пищу. Основа национальной японской кухни – это рис и морские обитатели (креветки, рыба).
- Народы Крайнего Севера в основном питаются мясом. Они охотятся на оленей, тюленей, моржей. Также здесь собирают коренья, ягоды и стебли растений.
- Итальянскую кухню называют одной из самых лучших в мире. Итальянцы готовят вкусные макароны – пасту и пельмени, которые они называют равиоли. А еще это родина пиццы.
Одежда
Национальная одежда тоже относится к традициям народов.
- Женщины Ближнего Востока носят странное для нас одеяние – темную и длинную паранджу. Открытыми остаются только глаза. Здесь не принято, чтобы кто-нибудь видел хоть частичку женского тела.
- Индийские женщины носят сари – длинные и пестрые куски ткани, замысловато завязанные на теле. Надевать и носить сари считается настоящим искусством.
- У японцев национальная одежда – кимоно. Она очень похожа на яркий шелковый халат с широким поясом (оби). Кимоно бывает женским, мужским и детским.
- Шотландские мужчины носят килт. Это юбка. А еще частью национального костюма шотландцев является музыкальный инструмент – волынка.
- Эскимосы, живущие на Крайнем Севере, надевают кухлянку и унты, чтобы согреться от лютых холодов. Специальная одежда шьется из шкур и меха животных.
- Национальная одежда мужчин Греции – тоже юбка. Она обязательно белая, с 400 складками. Сверху одевается белоснежная рубаха с пышными рукавами, яркий жилет и пояс. Женщины наряжаются в многослойный костюм с передником, украшенный звонкими монетками.
Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров
Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Коробовой Галиной Николаевной, музыкальным руководителем первой квалификационной категории МБДОУ ЦРРДС «Гнёздышко» г. Черногорска Республики Хакасия. Сегодня Галина Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по ознакомлению дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Николаевны:
«Русский фольклор является тем видом искусства, который может помочь в достижении цели: зажечь искорку любви и интереса у детей к жизни народа и его истории и культуре, дать возможность ощутить себя личностью».
Увлекательного чтения…
Знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа средствами различных жанров
Никто не может стать сыном
своего народа, если он не проникся теми
основными чувствами,
какими живёт народная душа.
В.В. Зеньковский
Каким мы видим наше будущее, зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.
В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 » О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.» Одной из основных задач намечено «формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей высокий уровень гражданственности, патриотичности»….. Без знаний традиций своей Родины, культурного наследия своего народа реализация такой задачи невозможна.
Родная культура — это истина и красота, наполняющие человеческие сердца.
Перед нами педагогами стоят такие задачи:
- развивать у детей понимание культурного наследия ;
- воспитывать уважение к родной земле, гордость за неё;
- учить бережно, относиться ко всему, что нас окружает.
Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, понимание своих национальных особенностей, формированию чувства собственного достоинства, как представителя своего народа. И именно здесь так важен пример взрослых и особенно близких людей.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны, забывать о своём культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность» (Д.С. Лихачёв.)
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Обогащает его духовный мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций.
Русский фольклор является тем видом искусства, который может помочь в достижении цели: зажечь искорку любви и интереса у детей к жизни народа и его истории и культуре, дать возможность ощутить себя личностью.
Работа по данному направлению в нашем саду ведётся на протяжении многих лет. Перед всеми педагогами поставлена задача по формированию духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности помогают решать занятия по фольклору. Для более глубоких знаний я обратилась к педагогическим технологиям:
О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Проанализировав содержание этих изданий, я пришла к выводу, что русский фольклор является понятной и доступной областью творчества.
На музыкальных занятиях по ознакомлению с окружающим бытом и традициями мною используются тематически подобранные русские народные игры, такие как: «Мельница», «Чурилки», «Золотые ворота», «Маша варежку надела» и другие.
Потешки, заклички, которые раскрывают особенности тех или иных предметов, явлений: » Падай, падай белый снег!», «Дождик, дождик поливай»; «Эй! Весёлый наш народ!» и другие.
Через многократное повторение текста игр, хороводов, дети быстрее запоминают незнакомые слова, что позволяет развивать их память, в том числе и музыкальную.
При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей.
Начиная с младшей группы, знакомлю детей с колыбельными песнями, которые способны внести разнообразие в любом виде деятельности: Баю-баю, баиньки…» , «Кач, кач, кач…»,»Люли, люли, люлиньки»…
В старшем дошкольном возрасте уделяю внимание знакомству детей с хороводами, которые различны по типу, характеру и темпу исполнения, с интересными хореографическими рисунками. Они, как никакой другой жанр взрослого фольклора, наиболее приемлемы для детей. Это такие как: «Я на камушке сижу»…, » Вейся, капустка», «Во сыром бору тропина», » Со вьюном, я хожу» и другие.
В своей практике широко использую хороводные песни, частушки, игровые песенные припевы, что позволяет детям петь свободно и раскованно.
Полученные знания детей о традициях, обычаях, обрядах, применяются в проведении обрядовых праздниках. Роли детям выделяются соответственно их возрасту и творческим способностям.
В нашем детском саду проводятся такие народные, календарные праздники, как Ярмарка, Осенины, Капустник, Колядки, Масленица, которые имеют свои цели и задачи – это создание у ребёнка радостного настроения и положительного эмоционального настроя, формирование нравственных качеств, художественного вкуса. Усвоение нравственных норм, сплочение взрослых и детей.
Знакомясь, с традициями и бытом русского народа дети с огромным удовольствием поют, русские народные песни, рассказывают потешки, дразнилки, водят хороводы, играют на русских народных музыкальных инструментах, чувствуют себя при этом расковано, подражая взрослым, оставляя в душе положительные впечатления надолго.
Хочется верить, что знания и умения, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут нашим воспитанникам стать настоящими патриотами Родины и принесут пользу в дальнейшей жизни, награждая любовью и уважением окружающих людей.
Праздники в разных странах
Есть праздники, которые празднуют во всем мире – Новый год, День рождения, свадьба. А есть совершенно особые.
- В Японии один из главных праздников – это Хинамацури, «праздник кукол». Каждый год 3 марта девочки в нарядных кимоно спускают по реке лодочки с бумажными куколками. Народ верит, что куклы вместе с собой уносят горести и беды.
- В Индии есть свой праздник – «обезьяний пир». Обезьянам накрывают стол, полных вкусностей. Так индусы почитают бога Раму и его обезьянье войско. Приход весны здесь встречают фестивалем красок, во время которого люди обливают друг друга водой, окрашенной в яркие цвета.
- В Шотландии проходит очень зрелищный фестиваль огня. Вечером люди одеваются в национальные костюмы и под традиционную музыку несут горящие факелы.
Новый год
Встреча Нового года – один из самых долгожданных обычаев для детей. В ночь с 31 декабря на 1 января его празднуют практически в каждом доме. Кратко о новогодних традициях разных народов:
- В России подарки детям раздает добрый Дедушка Мороз в длинной шубе с волшебным посохом в руке. У него есть внучка Снегурочка и жена Зима. Живет он в Великом Устюге.
- В Польше вместо Деда Мороза детишек поздравляет святой Николай. Он ездит верхом на коне и носит белую мантию. Подарки помогает развозить его помощник – Питер. Получают их только послушные дети. Балованным полагаются розги.
- Канадские дети на Новый год ждут Санта-Клауса. Он разъезжает по воздуху в упряжке с оленями и проникает в дом через дымоходную трубу. Его дом находится в Лапландии. Там он весь год мастерит подарки вместе с эльфами.
- Во Франции в новогоднюю ночь к детям приходит Пьер Ноэль. Он ездит на ослике и раскладывает подарки в башмачки.
- Финляндский Йоулупукки маленького роста. На Новый год его везет в повозке козлик. Ребенку достаточно шепотом сказать, какой подарок он хочет, и Йоулупукки обязательно его услышит. Помогают гному-старичку другие гномики.
- В Италии Дед Мороз – это женщина, очень похожая на ведьму. Зовут ее Бефана. На самом деле Бефана добрая, хоть и разъезжает на метле. У нее есть золотой ключик, которым она может открыть любую дверь. На Новый год она подлетает к детским чулкам и наполняет их подарками.
Роль народных праздников в воспитании детей дошкольного возраста
Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций
Подготовила: Щелконогова Г.Н., воспитатель «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида», г. Ковылкино, Республика Мордовия Без прошлого — нет будущего, Без языка — нет нации, Без нации — нет культуры, Без культуры — нет народа. Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций. Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним. Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции. В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. На протяжении многих лет в детском саду «Ромашка» функционирует кружок «Лихтибряня», в процессе деятельности которого большое внимание уделяется изучению истории родного края , традиции и обычаев предков,что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивает на народных праздниках. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором мордовского народа. Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Особое внимание уделяется совместному участию в творческих мероприятиях. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Организовываем праздники и досуги, развлечения, театрализованные представления, интегрированные такие как праздники «Мой любимый город», «Народный костюм» и праздники фольклорного направления «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Пасха, русской березки «Троица» и другие. Устраиваем выставки детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставки во время этого праздничного мероприятия. Используем в праздничной программе инсценированные драматические сказки : «Как собака друга искала?», «Горячие сани», стихов, вносим в действие элемент театрализации. На всех мероприятиях родители с детьми участвуют в различных конкурсах . Важно отметить, что совместная деятельность взрослых и детей, создают у них мощную мотивацию к познанию, на котором усвоение достаточно идет легко и непринужденно . Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходится, конечно хе, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей. Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид) Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.
Рекомендуем посмотреть:
Половое воспитание старших дошкольников Опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников через освоение техники «Изонить» Техника изонить. Тематическое планирование для детей 6-7 лет Опыт работы воспитателя. Аппликация в детском саду
Похожие статьи:
Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Традиции русского народа для детей
Наша страна – Россия. Она самая большая в мире. У русского народа много интересных традиций и обычаев:
- Наши предки издавна жили в деревянных избах, сложенных из бревен – обтесанных стволов деревьев.
- Костюм юношей состоял из длинной рубахи, портков и картуза. Вместо привычных туфель они обували лапти, сплетенные из древесного лыка.
- Русские девушки носили сарафан до пят поверх рубахи, а голову украшали кокошником.
- Гостеприимство – одна из основных традиций русского народа. Гостям на Руси всегда были рады. Хозяева встречали гостей на пороге и угощали хлебом и солью.
- Праздники нашего народа тесно связаны с религией. На Пасху во всех домах пекут пасхальные куличи, красят яйца и радуются воскрешению Иисуса Христа. «Христос воскрес» – «воистину воскрес» говорят друг другу. На Масленицу всю неделю едят блины, а в последний день сжигают чучело зимы. Так многие сотни лет русские отмечают приход весны.
- Национальные блюда России – это пироги со всевозможными начинками, щи, каши. В особом почете овощи (репа, капуста, горох), а также грибы да ягоды. Из напитков на Руси издавна предпочитали сбитень и квас.
Презентация:
Можно подумать, что у каждого народа своя страна: у японцев – Япония, у мексиканцев – Мексика, у русских – Россия. На самом деле это не всегда так. В одной стране может проживать несколько народов. Если говорить о нашей стране, то в ней живет целых 190 национальностей: татары, украинцы, башкиры, армяне, казахи, киргизы, белорусы и многие другие.
Русские народные традиции в детском саду
Данная работа участвует в областном конкурсе публикаций «Детский сад: день за днем». Орфография и пунктуация автора сохранены!
Времена теперь другие, как и мысли, и дела —
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,
Но приданья старины забывать мы не должны!
Н. Кончаловская «Наша древняя столица».
Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. Много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции – трудная и благородная задача. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности.
У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в основе его личности.
Работа педагогов и музыкального руководителя направлена на формирование у детей дошкольного возраста общих представлений о культуре русского народа. Специалисты и воспитатели дошкольного образования постепенно подводят детей к пониманию гармонической связи человека с окружающей природой, включая их в интересную деятельность. Потешки, поговорки, пословицы, игры, песни, народные инструменты, танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым. Народный праздник помогает детям научиться творчески выразиться, свободно общаться со сверстниками.
В МАДОУ «Сибирячок» корпус №3, уже не первый год проводятся праздники и тематические занятия, посвященные народным традициям. С большим удовольствием дети участвуют в таких мероприятиях. Народные праздники и развлечения включают в себя все формы детского творчества.
Недавно для старших дошкольников в МАДОУ д/с «Сибирячок», корпус № 3, в русских традициях был проведен праздник «В гости к Зимушке-зиме». Целью этого мероприятия было знакомство детей со старинными русскими обычаями и традициями. Ведущие праздника – Скоморохи тепло принимали гостей. Вместе с детьми они отправились в сказочный лес, в гости к Зимушке – зиме. По пути ребята играли в различные игры и соревновались в эстафетах. Игры и забавы Зимушки – зимы, также порадовали детей.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Автор: Глебова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель
МАДОУ АР детский сад «Сибирячок».
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007371.
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Перейти к форме заказа >>>
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Поделиться
Татарские традиции для детей
Татары живут с нами бок о бок. Это народ с самобытной культурой. О традициях народа поможет рассказать видео:
- Татары очень трепетно относятся к своей семье и Родине. Они гордятся своим происхождением и чтят традиции предков.
- Здороваются они за две руки, произнося приветствие: «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам».
- Для того чтобы собраться за одним столом, татарам не нужен большой повод. Они часто ходят друг к другу в гости. Обязательно с гостинцами. Хозяева также дарят небольшие подарки.
- «Чайный стол – душа семьи», – говорят татары. Чаепитие для них является одной из важнейших традиций. Несколько поколений собирается за большим столом, и пьют свежезаваренный горячий чай из маленьких чашечек.
- Кухня народа очень разнообразная. Татарский обед может состоять из 18 блюд с разными вкусами. Перед и после приема пищи татары молятся. Самые известные национальные блюда татар – сладость чак-чак и эчпочмак (треугольный пирожок с начинкой из жирного мяса, лука, картофеля и яиц).
- Татарский национальный костюм представляет собой длинную рубаху, украшенную вышивкой, кружевом, лентами. У мужчин она длиной до колен, у женщин – до пяток. Частью костюма являются сапоги из мягкой кожи с ярким орнаментом. Называются они читек или ичиги.
- Татары всегда носят головной убор или даже несколько. На макушку одевается маленькая шапочка – тюбетейка, а поверх нее шляпа или чалма. Старшие женщины носят головной убор, закрывающий не только голову, но и шею, а также часть спины.
- Национальные праздники татар Нардуган, Навруз Байрам, Курбан Байрам, Сабантуй связаны с земледелием и религией. Например, Сабантуй проводится после посевных работ. Все девушки и парни наряжаются в парадные национальные костюмы и устраивают массовые гуляния. Они от всей души пляшут, громко поют, состязаются, показывая ловкость и силу. Самое главное соревнование – борьба на поясах «корэш». Победители получают подарки – петуха в клетке, сапоги или что-то другое.
Белорусские традиции детям
Белорусские, татарские и русские традиции во многом похожи. Не зря эти народы называют братскими.
- Также как и татары, белорусы празднуют окончание посевных работ. Только праздник здесь называется Дожинки. На нем выбирают лучших тружеников и вручают им подарки. Есть в Белоруссии и особый, национальный праздник. Это «Гуканне вясны». В начале апреля люди зовут весну. Они делают из теста и бумаги фигурки аистов, украшают ими дома и деревья.
- Для белорусов очень важна добрая репутация. Поэтому они практически никогда не ругаются, не обманывают и тем более, не дерутся.
- Национальный белорусский костюм шьется из белых тканей. У мужчин это вышитая рубаха с разрезом на груди, цветной пояс, холщовые штаны. Женщины вместе с рубахой надевают клетчатую юбку, фартук и обязательно яркую безрукавку. Головы белорусок украшают повязки из ткани или венки.
- У многих Белоруссия ассоциируется с картошкой. Из нее готовят многие национальные блюда – драники, картофельную бабку, колдуны. Последние выглядят как пирожки с мясом. Только оболочка у них не из теста, а из все той же картошки.
Казахские традиции для детей
Народ Казахстана чтит традиции и обычаи предков, как никто другой. Они относятся к этому как к священному долгу.
- Радушие и гостеприимство казахов не знает равных. Они впустят в дом и накормят даже своего врага. Причем подадут ему все самое вкусное, что только найдется в доме. А путникам, принесшим добрую весть, еще и подарят подарок.
- Национальной едой в Казахстане являются блюда из конины и баранины (казы, шужук, жая, бешбармак), домашняя лапша, плов.
- Казахским детям с раннего возраста прививают уважительное отношение к старшим, сдержанность и добропорядочность.
- Асар – традиция казахского народа, которая состоит в том, чтобы делать все сообща. Для строительства дома они могут позвать друзей, соседей, родственников. Они помогают друг другу бесплатно. Асар – это повод собраться всем вместе и укрепить свои отношения.
- Один из древнейших обычаев казахов – обваливание в земле человека, который долго жил вдали. Его смысл отражает пословица «все мы дети родной земли».
- Большим праздником здесь считают наступление весны – Наурыз. Его справляют 22 марта. Весь народ встает с рассветом и сажает деревья. Дальше начинаются празднования с песнями и соревнованиями. Среди них есть конкурсы на разгадывание загадок, распевание песен, чтение стихов и скороговорок.
- Костюмы казахов одни из самых красивых в мире. Они богато украшены вышивкой, лебяжьими перьями и пухом, золотой и серебряной нитью. Платья, жилеты, головные уборы бывают самых разных моделей. Чтобы описать их все, не хватило бы и дня.
В наше время жизнь городских жителей в разных странах мало чем отличается. Люди носят похожую одежду, едят разнообразную еду и празднуют не только свои праздники. Но это не значит, что традиции и обычаи предков позабыты. Люди одеваются в национальные одежды по особым торжественным случаям, проводят обряды, рассказывают о них детям. Так живет культура народа, его душа.
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»
Библиографическое описание:
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре» / Ю. В. Ботвинко, Ю. П. Грецкая, И. Ф. Кривальцевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (37). — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5784/ (дата обращения: 21.11.2021).
Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны — не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие.
К. Д. Ушинский
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» ориентирован на основные направления в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Данный проект реализован в три этапа.
На подготовительном этапе сформированы цель и задачи, определены направления, объекты и методы, проведена предварительная работа с детьми и родителями.
Второй этап — основной. На этом этапе реализованы мероприятия, которые включают взаимодействие педагогов, детей и родителей. Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами, особенностями русского народного костюма. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализовано в рамках проекта через различные формы: беседы, НОД, развлечения, направлено на ознакомление и обобщение знаний детей о семье, Родине, значимых событиях в жизни русского народа.
Третий этап — обобщающий, направлен на закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировку выводов. Составленный план работы в данном направлении освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию проекта в условиях ДОО. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Такая система работы позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа, развить в них чувство гордости за свою Родину, воспитывать любовь к своей семье, людям, уважение к обществу.
Проект основан на следующих принципах: создания условий для стимулирования интересов детей; выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве; мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы; учет индивидуальных и возрастных особенностей; системность; взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта: среднесрочный, познавательный, коллективный Участники проекта: педагоги ДОО, воспитанники раннего и младшего дошкольного возраста, родители.
Сроки реализации: январь 2020-май 2020
Результатами реализации проекта являются:
− пополнение предметно-развивающей среды;
− создание условий для приобщения детей к русской народной культуре;
− пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
− расширение кругозора детей через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
− сотрудничество педагогов и родителей по приобщению к русской народной культуре.
Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки нравственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Современные дети мало знают о русских народных традициях, родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Цель проекта — создание условий для ознакомления детей с традициями и обычаями русского народа, укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Цель проекта достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- Создать предметно-пространственную развивающую среду;
- Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ;
«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания:
− формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России
− формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.
Кроме того, 2021 год является годом, когда наша страна отмечает 75-летие победы в Великой Отечественной Войне, это важная дата в истории нашей Родины и считаем целесообразным формировать знания о событиях и чувстве гордости за героизм соотечественников с младшего дошкольного возраста.
Выводы
− Сформирована предметно-пространственная развивающая среда, которая способствует приобщению детей к народной культуре.
− Дети имеют достаточные для раннего и младшего дошкольного возраста представления о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках;
− Родители являются активными участниками совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Практическая значимость результатов
Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через ознакомление с народными обычаями, для этого в группах оформлены уголки, воспроизводящие атмосферу русского народного быта. В уголке появилась красивая сказочная печь с предметами народного быта, глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь, которую можно потрогать, поиграть и окунуться в быт наших предков. Воссозданная атмосфера бытового уклада русского народа, способствует пробуждению в душе ребенка любознательности, позволяет ощутить себя частью русского народа.
Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество. Использование фольклорных форм, таких, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, помогают развить не только пассивный, но и активный словарь детей, воспитывают любовь к родному краю и закладываются первые представления о культуре русского народа.
Художественное народное искусство, сильное образами, красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного. Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента. Народное декоративное искусство позволило развить у детей интерес, их художественное восприятие, содействует дальнейшему развитию их эстетических переживаний и суждений.
В системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью являются русские народные игры. Любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка серенький сидит». и т. д. В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этим играм.
Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под музыкальное сопровождение дети учатся музыкально — ритмическим движениям, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка». Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.
Знакомство детей с традициями и обрядами начиналось с кукольного и пальчикового театра, «уголок ряженья», где дети сами выбирают костюм, платочек, бусы, сарафан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки. Принимая участие в праздниках, как Рождество, встреча Весны, Пасха, дети узнали о традициях и обрядах русского народа. На Пасху детям нравится обмениваться игрушечными раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони». «Рождественские колядки» понятны детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Народная музыка во всей красоте показывает звучания народных инструментов и песен. Первое знакомство малышей начинаем с таких народных инструментов, как деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки. Дети с огромным интересом рассматривают их, берут в руки, пробуя звучание.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единение интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
По формированию представлений о своей семье, своем роде. В рамках данной работы была оформлены стенгазеты «Как я провел новогодние праздники», «Семейное древо» и презентация «Мой прадед — герой». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Работу с родителями старались внести не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляли консультации, организовывали совместные творческие конкурсы, день открытых дверей. Взаимодействие с родителями было направлено на привлечение к участию:
− выставки рисунков, поделок, фотовыставки, проводимых в детском саду,
− на совместных мероприятиях — своим примером показывали детям отношение к социальной стороне жизни детского сада, делились своими традициями.
Для родителей воспитанников мы составляем памятки, буклеты, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших.
Стоит отметить, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с детьми принимали участие в оформлении прогулочного участка. Стали чаще уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа. Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям.
Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. Коллектив педагогов дошкольного отделения «Горностай» ежегодно ставит перед собой одной из важнейших задач развитие и углубление патриотических чувств детей и взрослых.
Календарный план реализации проекта
1 младшая группа раннего возраста
Сроки проведения | Форма работы | Мероприятия |
Январь | ||
2–3 неделя | Беседа «Чудесные зимние каникулы с семьей». Цель: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Рассматривание иллюстраций новогодних книг, чтение стихов и сказок. Пальчиковая игра «Моя семья» | Развлечение «До свидания, Елочка» Цель: приобщать детей к праздничной культуре, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх вызвать у детей чувство радости. Доставить детям удовольствие от повторения знакомых стихов, песенок, танцев, хороводов, которые разучивали к новогоднему празднику. Консультация для родителей «Семья и семейные ценности». |
4 неделя | Беседа «Моя семья большая» Цель: формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. | Совместная деятельность детей и родителей, оформление семейного коллажа «Семейное древо». |
Февраль | ||
1–2 неделя | Беседа «Пойду в армию служить чтоб свой дом защитить». Цель: познакомить детей с городом, в котором он живет, дать первоначальное представление о «Дне Защитника Отечества» — воспитывать у детей желание заботиться о старшем поколении дедушке, папе, любить и уважать их. Воспитывать любовь к Родине. | Оформление уголка патриотического воспитания. Просмотр сказки «Теремок» спектакль детей младшей группы для детейраннего возраста «Старшие младшим» |
3–4 неделя | Беседа «Русская народная культура» Цель: знакомство с родной культурой, игрушками народных мастеров, с народными музыкальными инструментами, с народно прикладным искусством. | Консультация для родителей «Как играть с матрешкой» |
Март | ||
1–2 неделя | Беседа «Весенний праздник- 8 Марта». Цель: дать детям представления детям о весне и весенних явлениях — прилетели птицы, ярко светит солнце, появляются весенние цветы; рассказать о весеннем празднике «8 Марта». | Развлечение «Мамин праздник!» Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх, вызвать у детей чувство радости Изготовление подарков для мам и бабушек «Весенние цветы». |
3–4 неделя | Беседа «Быт русского народа» Цель: дать элементарные представления о русской избе, вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, люлька), обогатить словарь детей новыми словами. | Развлечение «Встреча весны» Цель: создание праздничного настроения у детей и родителей с приходом нового времени года. Приобщать детей к русской истории. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры. |
Апрель | ||
1–2 неделя | Знакомство с народным фольклором и хороводными играми. Цель: приобщать детей к истокам русской культуры, знакомить с народными играми, воспитывать интерес к фольклору. | Оформление картотеки. |
3–4 неделя | Театрализованная деятельность. Знакомить с настольным театром; учить внимательно следить за сюжетом. | Оформление уголка декоративно-прикладного творчества. Семейный театр: театр кукол «Весна в лесу» по мотивам русских народных сказок (родители). |
Май | ||
1–2 неделя | Беседа «День Победы». Цель: познакомить детей с праздником «День Победы», рассказать элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Рассматривание иллюстраций: флаг, военная техника, вечный огонь. | Поделки и рисунки. Сбор информации и изготовление книги «Мой прадед — герой» |
3–4 неделя | Беседа «Народные промыслы». Цель: дать первоначальные представления о русских ремеслах и промыслах, развивать эстетическое восприятие и вкус, воспитывать любовь к народной игрушке матрешке. | Консультация для родителей «Как играть с матрешкой». Семейный театр: драматический спектакль «Просто так» по мотивам одноименного мультфильма (дети — активные участники спектакля) |
Календарный план реализации проекта
2 младшая группа
Сроки проведения | Форма работы | Продукты проектной деятельности. |
Январь | ||
2 неделя | Беседа с детьми на тему «Новогодние каникулы моей семье». Цель: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьей. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. | Оформление стенгазеты «Как я провел новогодние праздники» (дети + родители). Консультация для родителей «В дом входит доброта». |
3 неделя | Беседа с детьми на тему «Рождество Христово». Цель: познакомить детей с праздником Рождество Христово; дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово; воспитывать интерес к народным праздникам. Развивать словарь детей за счёт слов: Рождество Христово, рождественская история, Вифлеем, рождественская звезда, младенец, мудрецы. | Развлечение «Рождественские колядки». Цель: Знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Воспитывать желание соблюдать народные традиции. Разучивание колядок. |
4 неделя | Беседа с детьми на тему «Я люблю свой детский сад». Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства к детскому саду. Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к труду взрослых, доброе отношение друг к другу. Развивать речь детей, кругозор, развивать мышление, память, воображение. | Составление картотеки «Русские народные игры». Консультация «Научите детей дружить». Картотека «Развитие речи ребёнка: чистоговорки, скороговорки» |
Февраль | ||
1 неделя. | Беседа с детьми на тему «Мой город — Новосибирск». Цель: формировать представления о родном городе. | Подбор иллюстраций фотографий, книг о родном городе. Оформление уголка патриотического воспитания. |
2 неделя. | Беседа с детьми на тему «Права ребенка» | Инсценировка сказки «Теремок» -дети младшей группы для детей раннего возраста «Старшие младшим». |
3 неделя. | Беседа с детьми на тему «День защитника отечества». Цель: дать первоначальное представление о «Дне Защитника Отечества» — воспитывать у детей желание заботиться о старшем поколении дедушке, папе, любить и уважать. Воспитывать любовь к Родине, к российской армии, уважение к российскому солдату. | Спортивное развлечение «Бравые ребята». Изготовление подарков для пап «Самолет». |
4 неделя. | Беседа с детьми о празднике «Масленичная неделя» Цели: Знакомить детей с традициями русского народа: Дать представление о празднике «Масленица» (проводы зимы, игры, встреча весны, выпечка блинов). | Консультация «Маматерапия». |
Март | ||
1 неделя. | Беседа с детьми на тему «Мамы дорогие, мамы золотые». Цель: воспитание любви и уважения к своей маме. | Развлечение «Мамин праздник!» Цель: воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, воспитывать желание принимать участие в праздниках, участвовать в совместных играх, вызвать у детей чувство радости |
2 неделя. | Беседа с детьми на тему «Что такое книга?» Цель: знакомство с книгой как с источником знаний. | Выставка книжек-малышек (дети+ родители). |
3 неделя. | Беседа с детьми на тему «Русские народные сказки» Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. | Составление картотеки с потешками Консультация для родителей «Зачем детям сказки?». |
4 неделя. | Беседа с детьми на тему «Русская народная игрушка (игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки — свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д)» Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, во что играли наши бабушки и дедушки. | Развлечение «Встреча весны». Цель: создание праздничного настроения у детей и родителей с приходом нового времени года. Приобщать детей к русской истории. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры. |
Апрель. | ||
1 неделя. | Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, бубен. | Музыкально-дидактическая игра «Шумовой оркестр» |
2 неделя. | Беседа с детьми на тему «Русский народный костюм». Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. | Подбор иллюстраций национальных костюмов. |
3 неделя. | Знакомство с русским народным фольклором, подвижными, хороводными играми. Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; формировать любовь к устному народному творчеству; воспитывать интерес к фольклору. Способствовать развитию памяти, связной речи. | Русские народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди», «Салки». Выступление «Семейного театра» с театр кукол «Весна в лесу» по мотивам русских народных сказок (родители). |
4 неделя. | Беседа с детьми на тему «Моя родина Россия». Цель: Рассказать детям о государственных символах России: флаг -символическом значении цвета, гимн, герб. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Воспитывать чувство любви к своей Родине — России. | Консультация для родителей «Как знакомить детей дошкольного возраста с праздником день Победы». |
Май. | ||
1 неделя. | Беседа с детьми на тему «День победы». Цель: Познакомить детей с праздником « День Победы » и вызвать чувства гордости за свою страну. Рассказать элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Воспитывать гордость и уважение к прадедушкам. | Оформление книги памяти «Мой прадед -герой». Цель: рассказать маленьким детям, что их семья — это множество людей. Познакомить с прадедами рассказать, в доступной форме о героизме людей в годы войны. |
2 неделя. | Рассматривание орденов, памятников, военной техники, формы. | Составление картотеки «Наша армия родная», «Военная техника». |
3 неделя. | Заучивание стихов, слушание военных песен. | Консультация «Роль семьи в возрождении народных традиций». |
4 неделя. | Беседа с детьми на тему «Как прекрасен этот мир». Цель: учить детей видеть вокруг себя красоту родной природы. Отметить ожившую природу, распустившиеся деревья, цветы на клумбах, послушать поющих птиц, понаблюдать за насекомыми. | Выступление «Семейного театра» с драматическим спектаклем «Просто так» по мотивам одноименного мультфильма (дети — активные участники спектакля) |
Литература:
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
- Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.
- Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.
- Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое детство», 1999–208с.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.
- Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков.,1996.-127с.