КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»план-конспект урока по развитию речи по теме
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Птицы.»
Цели: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.Предварительная работа. Наблюдение за городскими птицами во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением птиц; чтение рассказов о поведении городских птиц, заучивание стихов, загадок, чистоговорок о птицах.Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц по количеству детей, таблички с названиями, картина с изображением солнца, мнемоквадраты-интонации (3 шт.), аудиозапись голосов птиц.Ход занятия Дети садятся на ковер, делают вид, что спят. Входит педагог.Педагог (П.). Доброе утро! Птицы запели. Добрые люди, вставайте с постели! Прячется вся темнота по углам, Солнце встает и идет по делам. Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему? Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.П. Посмотрите на дерево прилетели птицы. Педагог и дети называют перелетных и зимующих птиц.Физкультминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают, (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Педагог раздает детям картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, предлагает детям рассмотреть их и выполнить задание. Картинки с изображением зимующих птиц поместить на ковролин, а картинки с перелетными птицами положить на стол. Воспитатель предлагает загадку: Особа всем известная, Она крикуха местная, Увидит тучку темную — Взлетит на ель зеленую. И смотрит словно с трона. Кто она? (Ворона.)Дети показывают таблички. Дети находят ее на ковролине, отмечают, что ворона — самая большая среди городских птиц. Педагог читает вторую загадку: Птичка-невеличка, Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок — Получается прыжок. Кто это? (Воробей.) Дети показывают таблички.П. Посмотрите и расскажите, воробей какой? (Маленький, шустрый, коричневый…)(описание по схеме) • Как мы его ласково назовем? (Воробышек, воробьишко…) • А теперь сравните ворону и воробья. • Лапки у воробья какие? (Маленькие лапки, малюсенькие.) • А у вороны лапы какие? (Большие, большущие лапищи.) • У воробья голова какая? (Маленькая головка, малюсенькая.) • А у вороны? (Большая голова — головища.) • У воробья клюв какой? (Маленький клювик.) • А у вороны? (Клюв большой, черный — клювище.) • У воробья глаза какие? (Глазки маленькие — бусинки.) • А у вороны? (Глаза большие — глазищи-чернищи). • У воробья хвост какой? (Малюсенький хвостик.) • А у вороны? (Большой черный — хвостище.) Педагог предлагает пальчиковые игры.1. «Птичка». Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы — голова, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими. Дети вместе с педагогом выполняют движения и читают стихотворение. Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.2. «Птенчики в гнезде». Дети обхватывают пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелят.
Птички в гнездышке сидят,
Маму ждут и есть хотят.П. Как называются детеныши птиц вороны, воробья? (Птенцы вороны — воронята, птенцы воробья — воробьишки.) Педагог предлагает детям послушать слова поговорку и повторить их с разной силой голоса — сначала тихо, затем громче и наконец громко:
«Где птица не летает, а свое гнездо знает.»
Затем предлагает детям маски-интонации. На этот раз эту поговорку произнести: — вопросительно; — удивленно; — испуганно (использование мнемоквадратов «эмоции»). Релаксация «голоса птиц» Педагог предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза, расслабиться и послушать пение птиц в аудиозаписи.
Музыка меняется на бодрую. Дети встают.(пока дети лежали педагог выставляет перелетных птиц.
П. Посмотрите, пока мы отдыхали к нам прилетели и другие птицы. Как они называются (ласточка, грач, кукушка). Подберите к ним таблички. А что делают птицы весной (ответы детей). Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные птицы) А птиц, которые были с нами всю зиму? (зимующие птицы).
П. Ребята, что мы делали на занятии?(Ответы детей).
П. Молодцы ребята. Много знаете про птиц. А тут мне птички тоже просили вам что-то передать. (дети получают шоколадные яйца).
Занятие закончено.
Конспект НОД по речевому развитию «Птичка» для детей раннего возраста р
Конспект занятия НОД по развитию речи в группе раннего возраста.
Воспитатель Габдинурова Нелли Мавлютовна. Тема
: «Села птичка на окошко»
Цель:
Формировать слуховое восприятие художественного текста, понимать содержание, развивать чувство ритма и своевременно повторять имеющийся в тексте восклицания «Ай»; воспитывать любовь к малым формам фольклора. Формирование элементарных представлений детей о птицах.
Задачи
:
Образовательные
1.Дать представление о внешнем виде птиц, их особенностях (есть перышки, клювик, хвостик, крылышки).
2.Познакомить детей с повадками птиц (летают, клюют, ходят по земле, прыгают).
3.Формировать элементы исследовательской деятельности.
Развивающие
1.Развивать интерес к окружающему миру, познавательным действиям.
2.Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.
Воспитательные
1.Воспитывать доброе, заботливое отношение к птичкам, желание о них заботиться.
2.Содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми.
Интеграция образовательных направлений:
«познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие»
Материал:
Перышко, игрушка птичка, звуки природы (пение птички), фон с изображением птичек на окне, игрушка кошка, попугай настоящий в клетке
Предшествующая работа:
Наблюдение за птичками из окошка, на улице.
Рассматривание иллюстраций с птичками.
Ход:
Воспитатель обращает внимание на лежащее перышко.
-Ой, посмотрите, что это лежит? Да это же перышко. (поднимает с пола)
-Что это у нас? перышко (повторение слова детьми вместе и индивидуально).
— Какое оно? (ответы детей) Пушистое!
Погладить перышком щечки у детей: Какое перышко? (ответы детей) Мягкое!
-Подуйте на перышко (воспитатель подносит перышко детям, дети дуют).
-Подуйте сильно! Посмотрите, как перышко летит! Перышко легкое.
-А кто знает, откуда эти перышки? Кто их оставил? Кто пришел к нам в гости? У кого есть перышки? (звучит музыка со звуками природы, изображающими пение птички)
-Кто у нас так поет? (дети смотрят по сторонам, ищут)
-Смотрите, что за гости на окошке? Птички! (на окне картинки с изображением птичек и игрушечная птичка) Вот кто подарил нам перышко!(Воспитатель берет птичку игрушечную в руки) -Посмотрите, вот какая птичка. Она боится, давайте ей скажем «не бойся, птичка» (детки проговаривают слова, гладят птичку)-Какая птичка? (красивая, маленькая,) (повторение слов детьми)-Давайте познакомимся с птичкой (рассматривание игрушки).Провожу пальчиком по частям тела птицы, побуждая повторять слова: -Это у птички голова (дети гладят пальчиком по голове) А это что (глазки) А у деток есть глазки? Покажите. Зачем птичке глазки? Детки глазками смотрят и птичка смотрит глазками. Птичка смотрит на Катю, на Виталика(перечисление детей по именам).