Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»
Конспект открытого занятия в старшей группе ДОУ
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».
Программное содержание:
Задачи: Образовательные: 1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; 2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей; 3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр. Словарные: 1. Повторение и закрепление звука Р; 2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах; 3. Развитие диалогической речи; 4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении. Воспитательные: 1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма; 2. Воспитание культуры речевого общения; 3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи. Предварительная работа: 1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи; 2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/ 3. Разучивание с детьми стихов; 4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»; 5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко; 6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» Материал: картинки с изображением планет, игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки, лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба», цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения. Используемая литература: 1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса». 2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход занятия.
— Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие! — А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/ — Какой первый звук в слове РАКЕТА? — А что мы с вами обязательно наденем? /дети: — скафандр!/. — А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? — Где он находится: в начале, в середине или в конце слова? Мы скафандр надеваем Чтобы в космос полететь Много нового узнаем Нужно только захотеть! — Наш экипаж к полету готов Внимание! Внимание! Отправляемся в полет! — Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. — Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
— Послушайте внимательно стихотворение о планетах. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. (Аркадий Хайт) — Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты). Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /На каждой планете дети выполняют задания./ Задание: Отгадайте загадки. 1. Что за птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд? (ракета) 2. Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном) 3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда, по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник) /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/. — Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его. /дети произносят слово Венера и находят звук «р»/ Задание: «Скажи наоборот»: День -…ночь Ярко — …темно Солнце -…луна Улетать — …прилетать Прилуниться — …приземлиться — Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. /Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/. — Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его. /дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/ Космическая физкультминутка В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх). А внизу леса, поля – (Наклониться). Расстилается земля. (Руки развести в стороны). — Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами. — А вы знаете, кто был первым космонавтом? Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики… — Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/. Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание. Задание: «Составь предложение, используя картинку». Например: «ракета» — Ракета летит в космос. «луна» — В небе светит луна. «созвездия» — Звезды в небе образуют созвездия. — Ребята, нам пора нам отправляться дальше! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
— Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его. /дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/. Задание: «Образуй множественное число». Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы; планета-…планеты; космонавт-…космонавты, с созвездие-… созвездия. — Ребята, какие созвездия вы знаете? /ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./ Игра «Собери созвездие» /Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./ Игра «Летает – не летает» Если я называю слово, что летает — вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. — Самолет летает? … Летает. — Луноход летает? … Не летает — Космонавт летает? … Летает. — Спутник летает? … Летает. — Звезда летает? … Не летает. — Вертолет летает? … Летает. — Ракета летает? … Летает. /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/. — Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. — Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин» Летит, летит ракета Вокруг земного света, А в ней сидит Гагарин- Простой Российский парень! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/. — Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание. Задание: «Назови ласково». Например: звезда -…звездочка; облако-…облачко; солнце -…солнышко; небо -…небушко; самолет -…самолетик; вертолет -…вертолетик. — Молодцы ребята, с заданием справились. — Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим? Эта планета – любимый наш дом, На ней мы с рожденья до смерти живем. Планета прекрасна: моря, океаны. Цветы и деревья там, разные страны, И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
— Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. — Ребята у планеты Земля есть свой спутник. — Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник. Только лучше звезд видна В небе полная … (луна). — Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Он хочет с вами поиграть. Игра-викторина «Угадай-ка». — Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце). — Человек, который летает в космос (космонавт). — Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль). — Как называется и животное, и созвездие? (Медведица). — Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя) — Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин). — Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе). — Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток») — Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики). — Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» «Летит корабль» Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Всё видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой! (автор стихотворения — В.Орлов) — Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось? — Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.
Рекомендуем посмотреть:
Стихи и частушки ко дню космонавтики для детского сада Сценарий тематического досуга ко Дню Космонавтики в детском саду Конспект проведения образовательной деятельности в средней группе на тему «Ах,если бы я был космонав Оформление ДОУ ко Дню космонавтики
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Космос»
Урок английского языка в ДОУ. Рисование космической ракеты
Исследовательско – творческий краткосрочный проект для старших дошкольников «Космос»-«Space»
Игра – путешествие для старших дошкольников «Полет в космос»
Образовательные:
• Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства
• Обучение грамоте: развитие фонематического слуха и закрепление знания букв; развитие навыков слогового чтения
• Связная речь: развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании
• Грамматика: построение предложений типа суждений
• Звуковая культура речи: учить детей четко и громко произносить слова
Воспитательные:
• Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности
• Формирование навыка выражения своего мнения
• Развитие способности к коллективному творчеству
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
• Фотоиллюстрации или картинки с изображением космического корабля, звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса
• Таблицы с кроссвордами (они могут быть на больших листах бумаги или на доске)
• Разрезные картинки с изображением различных пейзажей
1 Конспект занятия составлен для детей подготовительной группы. При использовании его для занятий с детьми старшей группы можно исключить задание с отгадыванием кроссворда.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение в тему занятия
Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках:
1 2 3 4 5 6
В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.
В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.
В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «сказка». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.
В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».
В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».
Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».
Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос», таким образом определяя тему занятия.
Примечание: слова для этого задания каждый воспитатель может подобрать самостоятельно. Важно, чтобы гласные были ударными, а согласные должны звучать ясно, чтобы у детей не возникало сомнений в их значении. Например, для распознавания звука «б» ни в коем случае нельзя давать слово «ястреб» (слышится не «б», а «п»). Лучше, если после согласных будут стоять гласные.
ЧАСТЬ 2
Работа над грамматическим строем речи Построение распространенных предложений типа суждений
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. На чем мы отправимся в путешествие? Конечно, на космическом корабле. Сначала подготовимся к полету, соберем все необходимое. Но на космическом корабле не должно быть ничего лишнего, случайного, Поэтому мы возьмем только те вещи, которые выстраиваются в логическую цепочку, как бы цепляются одна за другую. Выберем мы их из тех картинок, которые разложены на этом столе. Например, я ставлю на фланелеграф первую картинку с изображением продуктов. Продукты нам нужны в полете? Конечно, ведь полет будет долгим. Чтобы продукты не испортились, нужен холодильник, поэтому следующей я поставлю картинку с холодильником. А теперь вы продолжайте подбирать картинки.
Далее картинки могут подбираться по следующим направлениям: для ремонта холодильника нужны инструменты (картинка с инструментами), инструменты хранятся в специальном футляре (картинка с футляром), в футляре могут также храниться медицинские принадлежности (картинка с аптечкой); или для того, чтобы есть продукты, нужна посуда (картинка с посудой), посуда хранится в шкафу (картинка со шкафом), в шкафу могут храниться еще и книги (картинка с книгами и т.д.)
ЧАСТЬ 3
Развитие словаря Воспитатель: Все необходимое для полета собрали. А теперь вставайте-ка в круг, наденем специальные костюмы для космонавтов — скафандры. Представьте, что вы зашли в корабль, осмотрелись… И что же вы видите? Попробуйте рассказать об этом с помощью пашей игры
«Волшебная палочка». Палочка, как всегда, идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важно, чтобы слова в нашем круге не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. А мы с вами вместе должны последить за тем, чтобы слова не повторялись. Итак, я увидела в космическом корабле пульт управления, с помощью которого можно управлять всем, что происходит на корабле.
Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свое слово и передает палочку дальше. Нарушение правил игры дети отмечают топанием ногами.
Дети могут называть различные приборы, иллюминаторы, кухню, помещения для отдыха космонавтов, библиотеку, телевизор, душ, кресла, помещение для хранения скафандров, инструменты, компьютеры, растения или подопытных животных, кладовые и т.д.
Когда палочка проходит весь круг, воспитатель задает следующую тему для разговора.
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что мы можем делать в космическом корабле. Мы можем наблюдать за приборами…
Дети могут перечислить следующие слова и словосочетания: ремонтировать, устранять поломки, есть, спать, читать книги, смотреть в иллюминатор, принимать душ, готовить пищу, управлять кораблем, летать (потому что в космическом корабле невесомость), делать физические упражнения и т.д.
Воспитатель: Итак, мы выяснили, что внутри космического корабля люди могут двигаться. А как они двигаются?
Дети перечисляют: медленно, быстро, плавно, неуклюже, точно, стремительно, еле-еле, по-черепашьи и т.д.
1 Игры «Волшебная палочка», «Найди свою группу» и «Разрезные картинки» разработаны психологом Е.В. Рылеевой, автором программы «Открой себя».
Воспитатель: А теперь мы подошли к иллюминатору и смотрим через него на нашу планету. Какой она кажется из космоса? (Маленькой; шарообразной; голубой, потому что на пей много воды; сверкающей от солнечных лучей). А каким нам кажется наше солнце? (Очень ярким, слепящим глаза, сияющим…) А какими вы видите звезды в космосе? (Они похожи на яркие точки, их очень много, они разбросаны по всему небу и т.п.)
ЧАСТЬ 4
Развитие фонематического слуха Выделение звука в слове
Воспитатель: Мы немного освоились на нашем космическом корабле. Вы мне сейчас сказали, что космонавты не только работают, но и отдыхают. И, представьте себе, во время отдыха они тоже любят поиграть. Вот и мы с вами поиграем в буквенное лото.
Всем детям раздаются карты и карточки. У воспитателя (или у ребенка) в руках — мешочек с магнитными буквами. Он вытаскивает буквы из мешка и говорит, например: «У кого буква М?» Ребенок, имеющий в карте картинку, название которой начинается с М, отвечает: «У меня — медведь» — и закрывает карточкой указанную картинку. Воспитатель проверяет и подсказывает.
ЧАСТЬ 5
Связная речь Составление коллективного рассказа по картинкам Воспитатель: А теперь мы подлетели к планете, которую должны исследовать. Мы сделали несколько снимков планеты. Но когда аппарат печатал наши снимки, получились отдельные фрагменты. Вот они. (Воспитатель раздает каждому ребенку по одному фрагменту картинки.) Ваша задача — составить из фрагментов целые картинки.
Проводится игра «Разрезные картинки». Она может быть организована в двух вариантах.
1. Рубашки у всех картинок разного цвета. Дети разбиваются на подгруппы по цвету рубашек. Каждая подгруппа складывает картинку на своем столе.
2. Рубашки у всех картинок одинакового цвета. Воспитатель говорит только, что каждая картинка разрезана, например, на 4 части. Дети сами должны определить, на какие подгруппы им необходимо разбиться. Еще более интересной и сложной получится эта игра, если заранее обговорить правило: нельзя советоваться друг с другом, все нужно делать молча, не произнося ни слова. Каждый из детей сам должен определить, к какой из картинок подходит его фрагмент, к какой подгруппе он должен примкнуть. Конечно, такой вариант организации игры применяется только тогда, когда дети уже хорошо знакомы с игрой.
После того как картинки составлены, воспитатель дает следующее задание.
Воспитатель: Мы должны передать на Землю, что мы увидели на этой далекой планете. Но мы уже так далеко от Земли, что не можем передать изображение. Мы можем поддерживать связь только голосом. Поэтому все, что изображено на наших картинках, мы должны рассказать. Условимся так: вы составляете рассказ по своей картинке все вместе. Кто-то начинает рассказ, потом его продолжает второй, затем третий, четвертый заканчивает.
Это задание имеет большой воспитательный эффект в плане развития у детей социальных навыков: они должны уметь договариваться в рамках своей микрогруппы из 3-4 человек, согласовывать свои мнения.
В заключении занятия, если еще осталось время, воспитатель может предложить детям занимательный кроссворд «Солнечная система».
1 .Планета Солнечной системы, которую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет.
2.Самая далекая от Солнца и самая маленькая планета Солнечной системы.
3.Спутник Земли.
4.Вторая от Солнца планета Солнечной системы, соседка Земли.
5.Чем знаменита планета Сатурн? 6.Самая большая планета Солнечной системы.