Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»


Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие»

Конспект открытого занятия в старшей группе ДОУ
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».

Программное содержание:
Задачи: Образовательные: 1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; 2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей; 3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр. Словарные: 1. Повторение и закрепление звука Р; 2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах; 3. Развитие диалогической речи; 4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении. Воспитательные: 1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма; 2. Воспитание культуры речевого общения; 3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи. Предварительная работа: 1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи; 2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/ 3. Разучивание с детьми стихов; 4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»; 5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко; 6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса» Материал: картинки с изображением планет, игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки, лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба», цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения. Используемая литература: 1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса». 2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
Ход занятия.

— Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие! — А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/ — Какой первый звук в слове РАКЕТА? — А что мы с вами обязательно наденем? /дети: — скафандр!/. — А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР? — Где он находится: в начале, в середине или в конце слова? Мы скафандр надеваем Чтобы в космос полететь Много нового узнаем Нужно только захотеть! — Наш экипаж к полету готов Внимание! Внимание! Отправляемся в полет! — Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. — Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.


— Послушайте внимательно стихотворение о планетах. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. (Аркадий Хайт) — Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты). Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /На каждой планете дети выполняют задания./ Задание: Отгадайте загадки. 1. Что за птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд? (ракета) 2. Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном) 3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда, по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник) /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/. — Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его. /дети произносят слово Венера и находят звук «р»/ Задание: «Скажи наоборот»: День -…ночь Ярко — …темно Солнце -…луна Улетать — …прилетать Прилуниться — …приземлиться — Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. /Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/. — Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его. /дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/ Космическая физкультминутка В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх). А внизу леса, поля – (Наклониться). Расстилается земля. (Руки развести в стороны). — Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами. — А вы знаете, кто был первым космонавтом? Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики… — Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/. Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание. Задание: «Составь предложение, используя картинку». Например: «ракета» — Ракета летит в космос. «луна» — В небе светит луна. «созвездия» — Звезды в небе образуют созвездия. — Ребята, нам пора нам отправляться дальше! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.


— Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его. /дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/. Задание: «Образуй множественное число». Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы; планета-…планеты; космонавт-…космонавты, с созвездие-… созвездия. — Ребята, какие созвездия вы знаете? /ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./ Игра «Собери созвездие» /Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./ Игра «Летает – не летает» Если я называю слово, что летает — вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. — Самолет летает? … Летает. — Луноход летает? … Не летает — Космонавт летает? … Летает. — Спутник летает? … Летает. — Звезда летает? … Не летает. — Вертолет летает? … Летает. — Ракета летает? … Летает. /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/. — Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо. — Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин» Летит, летит ракета Вокруг земного света, А в ней сидит Гагарин- Простой Российский парень! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/. — Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание. Задание: «Назови ласково». Например: звезда -…звездочка; облако-…облачко; солнце -…солнышко; небо -…небушко; самолет -…самолетик; вертолет -…вертолетик. — Молодцы ребята, с заданием справились. — Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим? Эта планета – любимый наш дом, На ней мы с рожденья до смерти живем. Планета прекрасна: моря, океаны. Цветы и деревья там, разные страны, И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!


— Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. — Ребята у планеты Земля есть свой спутник. — Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник. Только лучше звезд видна В небе полная … (луна). — Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Он хочет с вами поиграть. Игра-викторина «Угадай-ка». — Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце). — Человек, который летает в космос (космонавт). — Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль). — Как называется и животное, и созвездие? (Медведица). — Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя) — Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин). — Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе). — Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток») — Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики). — Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» «Летит корабль» Летит в космической дали Стальной корабль Вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Всё видно в них Как на ладошке: Степной простор, Морской прибой, А может быть и нас с тобой! (автор стихотворения — В.Орлов) — Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось? — Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.

Рекомендуем посмотреть:

Стихи и частушки ко дню космонавтики для детского сада Сценарий тематического досуга ко Дню Космонавтики в детском саду Конспект проведения образовательной деятельности в средней группе на тему «Ах,если бы я был космонав Оформление ДОУ ко Дню космонавтики

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Космос»

Урок английского языка в ДОУ. Рисование космической ракеты

Исследовательско – творческий краткосрочный проект для старших дошкольников «Космос»-«Space»

Игра – путешествие для старших дошкольников «Полет в космос»

ЦЕЛИ:

Образовательные:

• Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства

• Обучение грамоте: развитие фонематического слу­ха и закрепление знания букв; развитие навыков слого­вого чтения

• Связная речь: развитие навыков творческого расска­зывания, умения придерживаться избранной линии в твор­ческом рассказывании

• Грамматика: построение предложений типа суждений

• Звуковая культура речи: учить детей четко и громко произносить слова

Воспитательные:

• Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности

• Формирование навыка выражения своего мнения

• Развитие способности к коллективному творчеству

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

• Фотоиллюстрации или картинки с изображением кос­мического корабля, звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса

• Таблицы с кроссвордами (они могут быть на больших листах бумаги или на доске)

• Разрезные картинки с изображением различных пей­зажей

1 Конспект занятия составлен для детей подготовительной груп­пы. При использовании его для занятий с детьми старшей группы можно исключить задание с отгадыванием кроссворда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ 1

Введение в тему занятия

Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем гово­рить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках:

1 2 3 4 5 6

В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.

В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.

В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «сказка». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.

В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на тре­тьем месте в слове «крот».

В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».

Во второй клетке запишем букву, которая стоит на чет­вертом месте в слове «салон».

Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «кос­мос», таким образом определяя тему занятия.

Примечание: слова для этого задания каждый воспита­тель может подобрать самостоятельно. Важно, чтобы гласные были ударными, а согласные должны звучать ясно, чтобы у де­тей не возникало сомнений в их значении. Например, для рас­познавания звука «б» ни в коем случае нельзя давать слово «яст­реб» (слышится не «б», а «п»). Лучше, если после согласных будут стоять гласные.

ЧАСТЬ 2

Работа над грамматическим строем речи Построение распространенных предложений типа суждений

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. На чем мы отправимся в путеше­ствие? Конечно, на космическом корабле. Сначала подгото­вимся к полету, соберем все необходимое. Но на космичес­ком корабле не должно быть ничего лишнего, случайного, Поэтому мы возьмем только те вещи, которые выстраива­ются в логическую цепочку, как бы цепляются одна за дру­гую. Выберем мы их из тех картинок, которые разложены на этом столе. Например, я ставлю на фланелеграф первую картинку с изображением продуктов. Продукты нам нужны в полете? Конечно, ведь полет будет долгим. Чтобы продук­ты не испортились, нужен холодильник, поэтому следующей я поставлю картинку с холодильником. А теперь вы продол­жайте подбирать картинки.

Далее картинки могут подбираться по следующим направ­лениям: для ремонта холодильника нужны инструменты (кар­тинка с инструментами), инструменты хранятся в специ­альном футляре (картинка с футляром), в футляре могут также храниться медицинские принадлежности (картинка с аптечкой); или для того, чтобы есть продукты, нужна по­суда (картинка с посудой), посуда хранится в шкафу (кар­тинка со шкафом), в шкафу могут храниться еще и книги (картинка с книгами и т.д.)

ЧАСТЬ 3

Развитие словаря Воспитатель: Все необходимое для полета собрали. А теперь вставайте-ка в круг, наденем специальные кос­тюмы для космонавтов — скафандры. Представьте, что вы зашли в корабль, осмотрелись… И что же вы видите? По­пробуйте рассказать об этом с помощью пашей игры

«Волшебная палочка». Палочка, как всегда, идет по кру­гу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важ­но, чтобы слова в нашем круге не повторялись, иначе вол­шебная палочка остановится, не перейдет к другому игро­ку. А мы с вами вместе должны последить за тем, чтобы слова не повторялись. Итак, я увидела в космическом ко­рабле пульт управления, с помощью которого можно уп­равлять всем, что происходит на корабле.

Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свое слово и передает палочку дальше. Наруше­ние правил игры дети отмечают топанием ногами.

Дети могут называть различные приборы, иллюминато­ры, кухню, помещения для отдыха космонавтов, библиотеку, телевизор, душ, кресла, помещение для хранения скафандров, инструменты, компьютеры, растения или подопытных животных, кладовые и т.д.

Когда палочка проходит весь круг, воспитатель задает следующую тему для разговора.

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что мы мо­жем делать в космическом корабле. Мы можем наблюдать за приборами…

Дети могут перечислить следующие слова и словосо­четания: ремонтировать, устранять поломки, есть, спать, читать книги, смотреть в иллюминатор, принимать душ, готовить пищу, управлять кораблем, летать (потому что в космическом корабле невесомость), делать физические упражнения и т.д.

Воспитатель: Итак, мы выяснили, что внутри космичес­кого корабля люди могут двигаться. А как они двигаются?

Дети перечисляют: медленно, быстро, плавно, неуклюже, точно, стремительно, еле-еле, по-черепашьи и т.д.

1 Игры «Волшебная палочка», «Найди свою группу» и «Раз­резные картинки» разработаны психологом Е.В. Рылеевой, авто­ром программы «Открой себя».

Воспитатель: А теперь мы подошли к иллюминатору и смотрим через него на нашу планету. Какой она кажется из космоса? (Маленькой; шарообразной; голубой, потому что на пей много воды; сверкающей от солнечных лучей). А каким нам кажется наше солнце? (Очень ярким, слепящим глаза, сияющим…) А какими вы видите звезды в космосе? (Они по­хожи на яркие точки, их очень много, они разбросаны по все­му небу и т.п.)

ЧАСТЬ 4

Развитие фонематического слуха Выделение звука в слове

Воспитатель: Мы немного освоились на нашем кос­мическом корабле. Вы мне сейчас сказали, что космонавты не только работают, но и отдыхают. И, представьте себе, во время отдыха они тоже любят поиграть. Вот и мы с вами поиграем в буквенное лото.

Всем детям раздаются карты и карточки. У воспитате­ля (или у ребенка) в руках — мешочек с магнитными буквами. Он вытаскивает буквы из мешка и говорит, например: «У кого буква М?» Ребенок, имеющий в карте картинку, название ко­торой начинается с М, отвечает: «У меня — медведь» — и закрывает карточкой указанную картинку. Воспитатель про­веряет и подсказывает.

ЧАСТЬ 5

Связная речь Составление коллективного рассказа по картинкам Воспитатель: А теперь мы подлетели к планете, кото­рую должны исследовать. Мы сделали несколько снимков планеты. Но когда аппарат печатал наши снимки, получи­лись отдельные фрагменты. Вот они. (Воспитатель раздает каждому ребенку по одному фрагменту картинки.) Ваша за­дача — составить из фрагментов целые картинки.

Проводится игра «Разрезные картинки». Она может быть организована в двух вариантах.

1. Рубашки у всех картинок разного цвета. Дети разби­ваются на подгруппы по цвету рубашек. Каждая подгруппа складывает картинку на своем столе.

2. Рубашки у всех картинок одинакового цвета. Воспи­татель говорит только, что каждая картинка разрезана, например, на 4 части. Дети сами должны определить, на ка­кие подгруппы им необходимо разбиться. Еще более интерес­ной и сложной получится эта игра, если заранее обговорить правило: нельзя советоваться друг с другом, все нужно де­лать молча, не произнося ни слова. Каждый из детей сам дол­жен определить, к какой из картинок подходит его фраг­мент, к какой подгруппе он должен примкнуть. Конечно, такой вариант организации игры применяется только тог­да, когда дети уже хорошо знакомы с игрой.

После того как картинки составлены, воспитатель дает следующее задание.

Воспитатель: Мы должны передать на Землю, что мы увидели на этой далекой планете. Но мы уже так далеко от Земли, что не можем передать изображение. Мы можем под­держивать связь только голосом. Поэтому все, что изобра­жено на наших картинках, мы должны рассказать. Усло­вимся так: вы составляете рассказ по своей картинке все вместе. Кто-то начинает рассказ, потом его продолжает вто­рой, затем третий, четвертый заканчивает.

Это задание имеет большой воспитательный эффект в плане развития у детей социальных навыков: они должны уметь договариваться в рамках своей микрогруппы из 3-4 че­ловек, согласовывать свои мнения.

В заключении занятия, если еще осталось время, вос­питатель может предложить детям занимательный кроссворд «Солнечная система».

1 .Планета Солнечной системы, ко­торую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет.

2.Самая далекая от Солнца и са­мая маленькая планета Солнеч­ной системы.

3.Спутник Земли.

4.Вторая от Солнца планета Сол­нечной системы, соседка Земли.

5.Чем знаменита планета Сатурн? 6.Самая большая планета Солнеч­ной системы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]