Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО
Ирина Щепетинникова
Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО
Термин «педагогическая технология»
очень популярен в последние годы. Понятие
«педагогическая технология»
может быть представлено тремя аспектами: научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным.
Педагогическая технологиямаксимально связана с образовательным процессом: деятельностью воспитателя и детей, ее построением, средствами, формами и методами.
Она имеет следующую структуру: концептуальную основу, содержательную часть образовательного процесса (цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, технологический процесс, включающий организацию образовательного процесса, формы и методы работы педагога, деятельность дошкольников, диагностику образовательного процесса.
Любая педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики.Ее источниками и составными элементами являются: педагогическая, психологическая, общественная науки, передовой педагогический опыт, новое педагогическое мышление.
Применительно к дошкольному образованию целесообразно рассмотреть педагогические технологии, как средство развития личностных качеств ребенка (его активности, самостоятельности, творческих возможностей и др.)
Классификация педагогических технологий на современном этапе:
Личностно — ориентированные педагогические технологии
Технологии саморазвития
Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе
Технология, предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально — психологической основе
Игровые технологии
Здоровьесберегающее технологии
Технология проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Информационно — коммуникационные технологии.
Личностно-ориентированные технологии: направлены на обеспечение комфортных, безопасных, бесконфликтных условий развития личности. Личность ребенка является целью образовательной системы и центром внимания педагога. Ее уникальность, стремление реализации своих возможностей учитываются в разнообразных ситуациях. Примером личностно-ориентированных технологий является «Педагогика сотрудничества»
как особый вид воплощения нового
педагогического мышления.В ней: переход от педагогики требования к педагогике отношений, гуманно-личностный подход, единство воспитания и обучения.Содержание: новый взгляд на личность, личностная направленность образовательного процесса, формирование у ребенка нравственных ценностей (доброты, милосердия, трудолюбия, достоинства, гражданственности)
. Гуманизация и демократизация
педагогических отношений: вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, поощрение, стимулирование сотрудничество, право ребенка на ошибку. Основной стиль общения педагога и воспитанников: не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.Индивидуальный подход сегодня также имеет новую трактовку: формирование Я-концепции личности, применение психолого-педагогической диагностики личности, прогнозирование развития личности, создание индивидуальных программ развития.Для формирования Я-концепции необходимо: видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, оптимистично верить в нее; создавать ситуации успеха, поддержки; принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка; предоставлять детям возможность для реализации себя; развивать творческие способности, индивидуальность.
Технология саморазвития. Анализ научных исследований М. Монтессори, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской позволил определить концептуальные положения этой технологии: формирование самоуправляющих механизмов личности, воспитание саморазвития личности. Воспитатель должен помочь ребенку самореализоваться, самоопределиться. Дидактические основы данной технологии: учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ребенка и должен быть организован так, чтобы воспитанник имел возможность выбора при выполнении заданий; изложение знаний педагогом должно быть направлено на преобразование наличного опыта каждого ребенка; обеспечение возможности саморазвития, самовыражения; формирование умений по оцениванию полученного результата и планированию своей работы.
Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельностной основе.Деятельностный подход изучали: Л. С. Выгодский (психологическое изучение деятельности, А. Н. Леонтьев (основные положения общепсихологической теории деятельности, Д. Б. Эльконин (раскрыл понятия ведущей деятельности возрастных этапов)
. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре внимания — совместная деятельность детей и взрослых по реализации выбранных целей и задач.Принципы деятельностного подхода: принцип субъектности образования, принцип учета ведущих видов деятельности, принцип учета сензитивных периодов жизни, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации, принцип проектирования, принцип высокой мотивированности, принцип нравственного обогащения, принцип сотрудничества. Требования к
технологииорганизации и осуществления деятельности дошкольников: Подчинение предметного результата воспитательному в виде качественных изменений личности. Адекватное отношение к окружающему миру. Создание условий для положительных эмоций. Формирование социально ценных мотивов поведения и деятельности. Подчиненность деятельности правилам, обусловленным объемом, местом, временем и т. п.
Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.Основные требования:
Воспитатель должен владеть способами саморегуляции (релаксации, аутотренинга, воспитание оптимизма, развитым вниманием, воображением, речью; строить отношения на основе взаимопонимания, ведущий тип отношений- устойчиво- положительный; осуществлять развивающее педагогическое взаимодействие, основанное на модели «субъект-субъектных связей»
.
Педагогическоевзаимодействие реализуется на основе принципов: диалогизации, индивидуализации, проблематизации, персонификации (включение эмоций и личного опыта, достижения позитивной открытости, обеспечения субъективной свободы(«Знание не ради знания, а ради развития»
, преодоления тревожности, страха за счет положительной оценочной деятельности
(создание ситуации успеха)
. Воспитатель должен быть подготовлен к организации и проведению целенаправленной работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, используя эмоционально-символические и релаксационные методы, кинестические
техники,разнообразные игры: ролевые, коммуникативные, игры и задания, связанные с развитием произвольности, воображения. Применение в педагогическом процессе методов педагогического внушения и убеждения, основанных на доверии, целесообразности, педагогическом такте, лаконизме вербальных воздействий.Убеждение действенно: в рамках донной потребности или нескольких одинаковой силы, при малой интенсивности эмоций.
Игровые технологии: Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Главная цель – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.Основные требования: технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы; научная база – опора на определенную научную концепцию достижений образовательных целей; системность – логика, взаимосвязь частей, целостность; управляемость – планирование, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов; эффективность – достижение определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам; воспроизводимость – применение в других ДОУ. Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, легче усвоить материал любой сложности. Методические основы игровой технологии: создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности; осуществляется в определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом); охватывает определенную часть образовательного процесса, объеденную общим содержанием, сюжетом, персонажем; включаются последовательно игры и упражнения, формирующие знания из образовательной области. Руководство при организации игровой технологиидолжно соответствовать требованиям: выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры. Игровые педагогические технологии включают различные методы и приемы организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленная цель воспитания, развития и обучения, педагогический результат. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций.
Классификация педагогических технологий
Дифференциация ПТ по видам зависит от выбранного классифицирующего признака. Рассмотрим в сводной таблице классификацию по основным признакам:
Признак классификации | Вид педагогической технологии | Пояснение |
содержание и структура | обучающая | В процессе обучения дается углубленное знание одного или нескольких предметов |
воспитательная | Основная цель – не обучение, а воспитание | |
общеобразовательная | Обучение осуществляется в рамках основных учебных дисциплин | |
форма организации | индивидуальная | Обучение основано на индивидуальном общении учителя и ученика. Пример — репетиторство |
групповая | Прообраз классно-урочной технологии преподавания. Изначально ученики – группа людей разного возраста и уровня подготовки. Современная классно-урочная технология предполагает, что группы обучаемых состоят из людей примерно одинакового уровня подготовки | |
дифференцированная | Сочетание индивидуального и группового обучения | |
подход к обучаемому | авторитарная | Ученик – подчиненный объект в цепочке «учитель – ученик». Характерна жесткая организация процесса обучения, подавление инициативы и самостоятельности обучаемого |
личностная | Обучение выстраивается на признании ученика как личности. Цель – раскрыть и приумножить потенциал обучаемого | |
сотрудническая | В основе педагогического процесса – равноправное сотрудничество учителя и ученика | |
преобладающий метод обучения | объяснительно-иллюстративная | Обучение проводится на основе объяснений с одновременной подачей визуального ряда |
репродуктивная | Суть обучения – «натаскивание и зазубривание» | |
развивающая | Обучение строится на опережающем развитии мышления, достигаемом всесторонним развитием обучаемого | |
игровая | Процесс обучения происходит в формате игры | |
проблемно-поисковая | Учитель задает проблему, обучаемые в ходе коллективного обсуждения находят варианты решения |
Каждая из существующих педагогических технологий может быть классифицирована сразу по нескольким признакам.
Например, ПТ в средних школах нашей страны могут быть классифицированы (за небольшим исключением) как общеобразовательные, групповые, авторитарные, объяснительные. В принципе, это классическая модель «образования для всех», подтвердившая свое право на существование более чем 400-летним опытом.
Современные педагогические технологии используют как классические, используемые веками методы и методики, так и инновационные (в том числе – авторские). Выбор конкретной ПТ диктуется обстоятельствами сложившейся ситуации или утвержденными положениями образовательного учреждения.
Объясню на примере: допустим, ребенок пришел учиться в музыкальную школу. У него замечательный слух, великолепный голос. Казалось бы, занимайся с ним вокалом, и не «мучай» ребенка другими предметами.
Но статус музыкальной школы предполагает, что ученик должен получить полный комплект знаний по всем музыкальным предметам: по специальности (обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте), по сольфеджио (развитие слуха), по хоровому пению, по музыкальной литературе.
Это унифицированный стандарт, предполагающий довольно четкие рамки для преподавателей в выборе педагогических технологий. На основании пройденного курса обучения в музыкальной школе выпускнику выдают свидетельство государственного образца.
Если же родители определили ребенка учиться в музыкальную студию на вокал, то его там будут обучать, главным образом, пению. Такой курс не стандартизируется, поэтому у педагога полная свобода относительно выбора педагогической технологии. Он может «ставить» ученику голос по классической методике или использовать авторскую.
Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе
Ирина Никитушкина
Современные образовательные технологии и методы в учебно-воспитательном процессе
Дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого широко используется «Метод проектов»
. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в
процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, выпуск буклета, фотоальбом, презентация и т. д.
В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности.
Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?»
,
«Как его можно объяснить?»
. В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает учитель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос.
Исследовательская проектная деятельность школьников часто носит индивидуальный характер и предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей)
в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация,в которой у ребенка возникает вопрос:
«Что я хочу узнать?»
. Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов, анализ литературы и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему.
Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Когда мы говорим о проектной деятельности в школе по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с учащимися позиция учителя меняется, и он становится партнером для детей.Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но учитель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций,при которых учитель становится партнером для ребенка:
1) Включенность учителя в деятельность наравне с детьми. Учитель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними просматривает литературу, ищет иллюстрации. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.
2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
3) Третья позиция – свободное общение.
4) Четвертая позиция партнерских отношений – индивидуальный темп работы над проектом, который обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.
Любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, так и самим ребенком. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойдём и прочитаем про это в книжке»
.
Проектное обучение, по своей сути, является личностно-ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, даёт возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так,чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Системно-деятельностный подход в образовании как раз и включает в себя ряд образовательных технологий, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет работать на высокие результаты. Фрагментарное включение уроков-лекций, семинаров, зачётов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене логично вырастает в модульную систему преподавания в старших классах. Поэтому, чтобы сформировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес к предмету в целом, каждый урок открытия нового знания построен с использованием технологии модульного обучения и ИКТ. Технологиямодульного обучения подходит для работы в разных классах: как в среднем звене, так и в старших. Она позволяет поддерживать интерес к уроку, дети самостоятельно формулируют проблему, цель урока, строят планы, делают выводы. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы. Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач.
Большое значение на определённых этапах урока отводится использованию ИКТ. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет воздействовать на все органы чувств ребёнка. Учащиеся выполняют тесты за компьютерами, просматривают презентации учителя, знакомятся с видеофрагментами. Наличие в кабинете мультимедийного проектора сделало презентацию средствами Microsoft Power Point неотъемлемой частью любого урока.
Помочь в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления. По мнению Г. Селевко, критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологиизаключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то,как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом усваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
не присвоение «готового»
знания, а конструирование своего, которое рождается в
процессе обучения; коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские»
отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Думать критически – это значит проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, выработка своей точки зрения и способность отстоять её логическими доводами, внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
В критическом мышлении есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи — дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий.
Технологичность критического мышления обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; критическое мышление развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе. В данной технологии заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный; критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов, решений, критериев оценки полученных результатов.
Список использованных источников:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004
2. Сенновский И. Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. – М. 1995
3. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001
4. Чошанов М. А. Гибкая технологияпроблемно-модульного обучения: Метод. пособие. – М.: Народное образование, 1996
5. Д. Халперн «Психология критического мышления»
. – СПб. Питер, 2000