Педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста


Педагогические технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе.

Характерной чертой труда в природе является направленность на помощь живому существу или природному объекту, и поэтому повышается ответственность ребенка за состояние растения или животного в процессе ухода.

В трудовой деятельности смещается акцент с деятельности для себя («Полью растение, чтобы оно было красивым и радовало меня») на деятельность для другого живого существа («Полью растение — ему нужна моя помощь»).

Большинству детей интересны такие виды деятельности в природе, в которых они могут реализовать свою потребность в общении с живыми объектами. Для старших дошкольников, владеющих достаточно широкими представлениями о природе, опытом взаимодействия с ней, высоким уровнем развития ручной умелости, является достаточно интересной и привлекательной практическая деятельность с природными объектами. Многие дети предпочитают ее другим видам детской деятельности. В настоящее время выраженными становятся ценности труда, в том числе труда по уходу за животными и растениями, проявляется потребность в элементарной трудовой деятельности, которой детям явно не хватает сегодня. Поэтому в детском саду необходимо создавать условия для удовлетворения этой потребности и вместе с тем развития практических умений старших дошкольников.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое -движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников

Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, мы стараемся реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении и использовать в своей работе инновационные технологии.

Способ познания окружающего мира для детей — это игра. Ролевая игра — метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Сюжетно — ролевым играм мы придаем экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие к Нептуну», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т.д.

В своей работе мы также используем игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации

(«Я — Дождь», «Я — Солнце», «Я — Ветер», «Солнышко и тучка» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней. Формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Чтобы развивать у детей способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией, мы используем в своей работе кейс — технологии. Кейс — технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.

Кейс — технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Детям предлагаются разные ситуации, а они делают умозаключения, например: «Почему листочек пожелтел?», «Много снега зимой — это хорошо или плохо?», «Если исчезнут все птицы на земле — это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди — это хорошо или плохо?», и т.д. Цель такого кейса — совместными усилиями проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Деловая игра «Кто за кем?» показывает детям, что в природе всё связано между собой.

Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: « Что будет если не потушить костер в лесу? «

Деловая игра «Береги природу». Предлагают детям рассмотреть картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Одну из картинок убирают, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Информационно-компьютерные технологии широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

Ребенку, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

Знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, при котором дети становятся активными объектами педагогического воздействия.

Мы используем следующие виды иллюстративно — наглядных материалов на электронных носителях, такие как:

1. Звуковые материалы — это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.

2. Экранные материалы — это слайды, посвящённые отдельной теме.

3. Мультимедийные презентации — это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

3. Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

4. Медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

Эффективным методом расширения знаний по экологии, является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику. Цель — ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади» и т.д.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность. В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Экологический театр открывает широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Что? Где? Когда?»; «Знатоки природы»; «Мы — друзья природы»; «День земли»; «День рождения леса»; «Золотая Осень»; «Синичкин день» помогает детям ощутить себя частью природы. Дети с удовольствием выступают перед своими товарищами, а также перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Еще одной из интересных форм работы с детьми являются акции.

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Виды акций: «Защитим ель и сосну»; «Покормите птиц зимой»; «Снежное одеяло для деревьев»; «Берегите первоцветы»; «Украсим планету цветами»; «Чистый двор — чистая планета»; «Берегите лес и его жильцов от пожара!»

Как инновационную форму экологического образования в своей работе мы используем экологическую тропу.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., затем свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю. Поэтому инновационным в данной работе можем считать организацию кружка «Хочу всё знать!» по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO — технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально — личностному развитию детей № 9 «Семицветик»

Ф.И. О. авторов/реализаторов практики Ульдина Ирина Викторовна

  • тип представленной образовательной практики:
  • образовательная практика
  • направление представленной практики:
  • Обновление содержания и технологий дополнительного образования.
  • Ключевые слова образовательной практики: экологическое воспитание, познавательно-исследовательская деятельность, сотрудничество, команда, социализация, успешность.
  • На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
  • дополнительное образование детей и взрослых
  • группа участников образовательной деятельности направлена на:
  • воспитанники средне-старших групп
  • родителей.

Данная практика направлена обучить участников внедрению LEGO -технологии с целью повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Практика связана с технологией LEGO — конструирования, как способа формирования знаний детей о мире животных, растений, которая позволяет воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, художественно-эстетические, конструкторские способности ребенка. Представленная практика расширит знания детей о мире животных, растений, поможет развить конструктивно-модельное творчество, воспитать бережное отношение к миру природы.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Формирование бережного отношения к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы. Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающему миру имеет большое значение в жизни ребенка в дошкольный период. Мир животных и растений необычайно разнообразен и привлекателен и для дошкольников. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животному и растительному миру природы. Оказалось, дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животных, неумение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее. Дошкольники в игре часто используют готовые макеты животных, деревьев, но никогда сами не строят их из лего-деталей. Одним из эффективных способов, оказывающих влияние на уровень экологического образования дошкольников, является применение LEGO — технологии.

Цель: Развитие познавательных, творческих, конструкторских способностей дошкольников и повышению уровня экологической воспитанности, на основе различных модификаций наборов «Лего-конструирование».

Задачи:

  1. Развивать у дошкольников пространственное воображение, творчество, креативность и умение работать в паре, команде: творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального.
  2. Развивать познавательный интерес к миру природы.
  3. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  4. Совершенствовать у дошкольников умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, практические навыки конструирования и моделирования по образцу, схеме, операционной карте, условиям, по собственному замыслу.
  5. Научить выделять характерные особенности животных, растений при моделировании.
  6. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности. 7. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. 8. Повысить интерес родителей к конструктивной деятельности как основе первоначальных инженерных навыков у детей через организацию активных форм работы с ними.

Основная идея практики связана с технологией лего- конструирования, как способа формирования знаний детей о мире животных, растений, которая позволяет воссоздать образ в действительности, развивая мыслительные, конструктивно-модельные, художественно-эстетические способности ребенка.

  • расширится представления о природе
  • сформируется начала экологической культуры у детей
  • у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через LEGO конструирование, как результат дети участвуют в проектной деятельности в выставках «LEGO природа».

Принципы:

  1. Принцип «субъектности деятельности» — заключается в том, что ребенок выстраивает деятельность самостоятельно: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п.;
  2. Принцип творчества — означает приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности;
  3. Принцип вариативности- предполагает формирование способностей ребенка к отбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;
  4. Принцип психологической комфортности– заключается в создании на занятиях доброжелательной атмосферы; развитии диалоговых форм общения.

Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированных технологий, технологии организации проектно-исследовательской деятельности, ИКТ-технологии, технология развивающего обучения, технология сотрудничества: направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия; технологии дифференцированного обучения, технологии проблемного обучения. Методы организации учебного процесса: словесные: вербальные (беседа, объяснение, дискуссия, рассказ); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (практические работы); продуктивные (проблемные, поисковые). Формы организации учебной деятельности: теоретические занятия, практические занятия, конкурсы, разработка и защита проекта, выставки, викторины, встречи с интересными людьми. По формам познавательной деятельности учащихся: фронтальная форма; микрогрупповая форма; групповая форма; индивидуальная форма.

Ожидаемые результаты:

Практика предоставит каждому ребенку возможность не только получать знания о мире животных и растений, но и развивать художественно-эстетические, творческие и конструктивные способности, формировать коммуникативные навыки, открыть начальные предпосылки исследовательской деятельности. Разнообразные ситуации общения с животным миром заинтересуют дошкольников, дадут им большой запас представлений об их особенностях, повадках, сформируют навык взаимодействия с ними. Дети научатся моделировать разных животных из лего- деталей и использовать их в игре. Эстетическое восприятие окружающего мира обеспечат родители своим детям непосредственным «живым» совместным общением с природой.

Средняя группа 4-5 лет

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к легоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства
  • Моделирует предметы и механизмы с использованием деталей LEGO на основе, образца, простейшей схемы, по замыслу.
  • Способен дополнить свою модель деталями, обыграть её используя дополнительные элементы.
  • Объединиться в игре со сверстниками.
  • Совершенствует способы соединения деталей и мелких элементов конструктора Lego между собой.
  • Способен назвать свою постройку, объяснить назначение функциональных элементов. Договориться со сверстниками о совместной игре или постройке.

Старшая группа 5-6 лет

  • ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать
  • знаком с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную задачу.
  • Способен сравнить свой результат с замыслом; оценить достижения сверстников; развить их техническую идею.
  • Владеет навыком сюжетной постройки на основе конструктора LEGO
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором
  • Объясняет особенности постройки, соотнося со схемой.
  • Договаривается со сверстниками о совместной постройке, сюжете.
  • Анализируя технические идеи других высказывает свои предпочтения.
  • способы/средства/инструменты измерения результатов

Входной контроль: беседа, игра.

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа.

Промежуточный контроль: выставка, конкурс, исследовательская работа.

Итоговый контроль: конкурсы, исследовательская работа, открытое занятие, итоговое занятие, игры.

При реализации данной практики следует предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

  1. Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.
  2. Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Устранение рисков:

  1. Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников;
  2. Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте учреждения и т.д.).
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]