Семинар-практикум для воспитателей по теме «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника»


(Роман Ругин)

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

— Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

— Ворона кричит зимой – к метели

— Лягушки квакают – к дождю

— Воробьи в пыли купаются – к дождю

— Около луны звезда народилась – к потеплению

— Собаки катаются – к пурге

Каждый воспитатель должен решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждому воспитателю по ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.

Алѐша прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Николаевна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации —

«бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждому воспитателю надо нарисовать пословицу так, чтобы другие воспитатели смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами. 2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 4.Любишь кататься – люби и саночки возить. 5.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

6. Яблоко от яблони недалеко падает.

Воспитатели поочередно исполнить отрывок из песен о природе.( «Облака, белогривые лошадки», «Кабы не было зимы», «Кузнечик», «Улыбка» . «Вместе весело шагать» «Во поле березка стояла»)

Семинар-практикум для воспитателей «Любовь к природе»

Транскрипт

1 Семинар-практикум для воспитателей «Любовь к природе» Цель: повысить уровень профессионального мастерства и творческий потенциал педагогов в сфере экологического образования. Задачи. 1. Уточнить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. Выявить умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; 3. Развивать познавательный интерес у педагогов; 4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю. План семинара-практикума. 1. Экологический тренинг для педагогов. 2. Визитная карточка команд. 3. Разминка. 4. Блиц конкурс 5. Решение педагогических ситуаций 6. Творческий конкурс. 7. Музыкальный конкурс. 8. Итоги. Ход семинара. 1.Экологический тренинг для педагогов. Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему «Любовь к природе». Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда останется сыном природы и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту окружающей природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней одна из главных задач воспитателей и родителей. Удивительный мир природы Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать. Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и

2 природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. 2.Визитная карточка команд. Ведущий: — Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 2 минут посовещаться и придумать название команде и представить ее. 3.Разминка. Ведущий: Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе. Вторая задача формирование у детей трудовых навыков и умений. Третья задача формирование у детей любви к природе. Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов). «Экология это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». Дайте определение, что такое экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.) Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.) Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

3 Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями? (В работе с родителями по экологическому воспитанию я использую как традиционные формы (консультации, беседы, проведение выставок поделок из природного материала, конкурсы рисунков, стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов), так и нетрадиционные — это развлечения, КВН, деловые игры, анкетирование, экскурсии) Назовите элементы предметно развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников. (Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.) Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.) Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.) Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.) Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; экскурсии; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов) Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.) Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.) Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия, экскурсии, повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы), экологические праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте). Перед вами на столах расположены карточки с заданием, попробуйте расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение): 1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных; 2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

4 3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода; 4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений); 5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными; 6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы; 7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; (4, 3, 1, 2, 6, 5, 7) 4.Блиц — конкурс Ведущий: — Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. Ведущий: — Предлагаю вам небольшой блиц — конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. — Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде). — Уж на дороге греется (перед дождем). — Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают). — Мыши выходят из-под подстилки на снег (за сутки до оттепели). — Собака катается по земле, мало ест и много спит (к вьюге). — Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам). — Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя). — С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день (к хорошей погоде). — Цветы перед дождем (пахнут сильнее). — Кошка свернулась клубочком (к похолоданию). — Ворона кричит зимой (к метели). — Лягушки квакают (к дождю). — Воробьи в пыли купаются (к дождю). — Около луны звезда народилась (к потеплению). Ведущий: — Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы? 5.Решение педагогических ситуаций. Ведущий: — Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут. 1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и

5 спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации? 2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/? 6.Игра. Ведущий: — А сейчас Вашему вниманию предлагается поиграть. Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете: 1. Знает девочка любая, что морковка. (голубая, оранжевая). 2. Белым снегом все одето, значит, наступает. (лето, зима). 3. Ночью каждое оконце слабо освещает.. (солнце, луна). 4. Облетели листья с клена, стал он к осени. (зеленый, голый). 5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось.. (два, три). 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно.. (четыре, пять). 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу. (баран, дятел). 8. На заборе поутру, кукарекал. (кенгуру, петух). 9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте. (петух, филин). 10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает. (корова, обезьяна). 11. На болоте во весь дух, громко квакает. (петух, лягушка). 12. Слышала вся улица, как мычала. (курица, корова). 7.Творческое задание. Ведущий: — Воспитатель профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать. 1.Весна красна цветами, а осень пирогами. 2.Увидел грача весну встречай. 3.Готовь сани летом, а телегу зимой. 4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 5.Любишь кататься люби и саночки возить. 6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 7. Яблоко от яблони недалеко падает. 8.Музыкальный конкурс. Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах. 9.Практическая часть.

6 А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому я предлагаю вам сделать этот цветок своими руками способом оригами и пусть удача и счастье будут в каждом уголке нашего детского сада. (Педагоги выполняют задание). Заключение. Ведущий: — На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти информацию об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе. Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. Благодарю всех за участие!

7 Семинар практикум «Любовь к природе»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]