Значение мелкой моторики для детского развития
Значению мелкой моторики для развития человека было посвящено множество исследований. Все они подтверждают, что совершение мелких движений кистями и пальцами рук стимулирует речевые центры мозга. А успешное овладение речью, в свою очередь, способствует коммуникативным навыкам ребенка, успешному установлению социальных связей и формированию понятийного мышления.
Пальчиковое рисование
В целом, мелкую моторную деятельность ассоциируют с когнитивным развитием психики ребенка. Это особенно актуально для детей 3–4 лет, так как в этом возрасте социальное окружение и кругозор ребенка резко расширяется, он начинает ежедневно взаимодействовать не только с родителями и близкими родственниками, но и со своими сверстниками, воспитателями, работниками детского сада и другими взрослыми.
Справка. «Кризис 3 лет» или «кризис негативизма» – возрастной этап в развитии ребенка, проявляющийся такими поведенческими особенностями, как упрямство, строптивость, протестность. Успешному преодолению этого периода способствует развитие речевых навыков ребенка.
Когда желания ребенка не совпадают с его реальными возможностями, он оказывается в ситуации, в которой вынужден учиться договариваться. Перед родителем и трехлеткой встает непростая задача по достижению компромисса. Достигнуть взаимопонимания значительно проще, когда ребенок в достаточной мере владеет речью, способен выразить свои потребности и переживания.
Помощь рисования на первый взгляд кажется неочевидной, но научные исследования и продолжительный педагогический опыт подтверждают эффективность этого метода. Кроме того, давно известен психотерапевтический эффект рисования, благодаря которому проведение тематического занятия с элементами арт-терапии поможет ребенку преодолеть напряжение и тревогу, связанные с кризисным периодом.
Техники рисования для детей второй младшей группы
Существует достаточно много видов и техник рисования, доступных детям возраста 3–4 лет. Ниже приводятся наиболее интересные и полезные из них.
Пальчиковое рисование
Это простая и увлекательная техника идеально подходит для знакомства с изобразительным искусством. Она достаточно проста в исполнении, предоставляет ребенку свободу действий и ее легко осваивать в игровой форме. Для первого раза можно попробовать оставлять на бумаге отпечатки пальцев, используя разные цвета. Как только ребенок понял смысл этого действия, можно позволить ему рисовать пальчиками по собственному усмотрению.
Важно! Воспитатель должен сначала сам продемонстрировать этот способ. После того как ребенок проявил заинтересованность, ему предлагается сделать то же самое. Если малыш не демонстрирует готовности, следует отложить занятие.
Когда эта техника освоена, можно с ее помощью создавать сюжетные рисунки. Для этого перед занятием на листах бумаги маркером рисуются контурные изображения солнышка, воздушного шарика, домика или других предметов. Потом детям предлагают отпечатками пальчиков заполнить пространство внутри готового рисунка.
Рисование ладошками и кулачками
После того, как пальчиковая техника освоена, дети легко перейдут на рисование ладошками. Взрослому нужно проявить изобретательность и заранее продумать сюжет рисунка. Отпечаток ладошки может быть лучиками солнца, каким-нибудь животным, цветком, деревом или домом. После того, как краска на бумаге просохла, фломастерами дорисовываются глаза, ушки, листочки или другие элементы, делающие рисунок узнаваемым.
Рисование ладошками
Рисование штампами и печатками
Штампы для рисования могут быть закуплены в магазинах для творчества или изготовлены самостоятельно из природных материалов, картона, поролоновой губки, ватных палочек, даже из картофелины или цветной капусты. Эта техника производит на детей особое впечатление благодаря простоте исполнения и эффектному результату. На первом этапе можно дать детям в свободной форме освоить использование штампа, а после предложить сюжетный рисунок.
Штампы
Кляксография
Этот способ познакомит ребенка со свойствами красок. Нанесение водянистых клякс и разводов на бумагу покажет интересное смешение цветов. В этот момент можно обратить внимание ребенка на то, что два разных цвета, смешавшись, могут дать третий, совершенно новый. Так же можно поэкспериментировать с густотой – наносить разводы и брызги сначала жидкой, а потом более густой краской. После того, как рисунок просох, с помощью фломастеров или карандашей можно оформить кляксы в изображение космоса, пейзажа, времени года (например, если преобладают желтые и красные цвета – осень, синие и белые – зима).
Кляксография
Монотипия
Эффектная техника, создающая симметричные рисунки. Лист бумаги складывается пополам и на одну половину наносится краска в виде клякс, либо, если сюжет продуман заранее, по намеченному карандашом контуру. Затем бумага складывается, разглаживается ладошкой и расправляется. Полученному отпечатку дают просохнуть, после чего фломастерами дорисовываются необходимые контуры и элементы. Так легко изобразить такие предметы, как бабочка, самолет, книжка.
Монотипия
Точки и линии
Для этого вида рисования с детьми 2–4 лет используют карандаши или восковые мелки. Освоение точек и линий подготовит ребенка к построению из них более сложных композиций на листе. Можно обратить внимание на разные виды линий – прямые, волнистые, зигзагообразные, а затем использовать их для изображения на бумаге морских волн, холмов, гор. С помощью точек на рисунке можно попробовать изобразить дождь, снег, цветы, песок. Таким способом ребенка знакомят с пейзажем и предлагают изобразить весну или зиму, используя несложные линии и точки.
Волны
Обведение и закрашивание
Детям раздаются или предлагаются на выбор шаблоны в виде домашних животных, игрушек, посуды, транспорта. Шаблоны обводятся и закрашиваются красками либо карандашами.
Самостоятельное изучение английского языка с детьми с нуля
Для проведения занятия потребуются следующие материалы:
- Основа для рисования – бумага, картон для выполнения небольших рисунков; для пальчикового рисования или рисования ладошками удобно использовать ватман или обратную сторону обоев.
- Цветные карандаши, фломастеры, мелки, гуашь, акварель, кисти, стаканчики-непроливайки с водой.
- Штампы, печати, самодельные штампы из подручных материалов.
- Клеенки, губки, влажные салфетки, фартуки, тряпочки, мыло.
Рисование в младшей группе требует индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Это новая и сложная для ребенка деятельность, при освоении которой он нуждается в постоянной поддержке и помощи педагога. Следует избегать любой критики, независимо от того, достигнут ли желаемый результат. На каждом этапе занятия необходимо уделить внимание каждому малышу и помочь справиться с возникшими трудностями.
Важно! В возрасте 3–4 лет дети уже могут понимать и выполнять краткие, понятные инструкции, поэтому вводная и демонстрационная часть занятия проводится педагогом для всей группы.
НОД по рисованию во второй младшей группе на тему «Петушок – золотой гребешок»
Цель: Ознакомиться с техникой «Рисование ладошками».
Задачи:
- Научить выполнять отпечаток ладони на листе бумаги.
- Развивать ориентирование на бумаге.
- Развивать творческие навыки.
- Воспитать любовь к животным, сопереживание персонажу.
Демонстрационные материалы:
- иллюстрации к сказке «Петушок – золотой гребешок»;
- аудиозапись сказки.
Раздаточные материалы: гуашь, кисти, губки, салфетки, ватные палочки, стаканчики-непроливайки с водой, бумага, клеенки, фартуки.
Предварительная работа:
- прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок»;
- разгадывание загадок о петушке.
Перечень профессий | Нормативный порядок выдачи |
Строители | сигнальная форма; перчатки; СИЗ лица и ушей; средства для сокращения воздействия вибраций |
Водители | рукавицы; теплый костюм; спецобувь |
Грузчики | комбинезоны; перчатки; куртки; брюки. |
Торговые сотрудники | косынки; перчатки; халаты |
Сельскохозяйственные сотрудники | перчатки; обувь; рукавицы. |
Электротехнические работники | диэлектрические спецперчатки; спецобувь; головной убор; верхняя спецодежда; термобелье для диэлектрики. |
Как приучить ребенка правильно пользоваться карандашом или ручкой
Петушок
Петушок
Петушок
Инструкция по выполнению рисунка «Петушок – золотой гребешок» в технике рисования ладошками:
- Лист бумаги располагается перед ребенком горизонтально.
- С помощью губки центральная часть ладони и большой палец окрашиваются желтым цветом.
- Остальные пальцы окрашиваются красным, зеленым, синим и оранжевым цветами.
- Кисть руки необходимо держать перед собой большим пальцем вверх, а остальные пальцы широко расправить.
- Ладонь плотно прикладывается к бумаге.
- Салфетками с ладоней вытирается оставшаяся краска.
- Ватная палочка обмакивается в черную краску и прикладывается в середину отпечатка большого пальца – это глаз петушка.
- Чистый конец ватной палочки обмакивается в красную краску и тычком прорисовывается бородка и гребешок.
- Тонкой кисточкой дорисовывается клюв.
- По желанию рисунок дополняется другими элементами – солнце, трава, насест для петушка.
Важно! Ведущей деятельностью детей в 3–4 года является игра, поэтому целесообразно включать ее в занятия по рисованию во 2 мл группе.
Картотека игр для детей 3 лет
Для детей возрастом 3 года на занятиях по рисованию в детском саду разработана картотека игр.
Игра «Волшебные краски»
Цель: познакомить детей с особенностями смешения цветов.
Материалы: цветные карточки, карточки «+», «-», «=».
Ход: демонстрируется пример, составленный из карточек: красный+синий=фиолетовый; зеленый+красный=коричневый.
Дети решают их с помощью красок на бумаге.
Игра «Аквариум»
Цель: разучить названия цветов.
Материал: рыбки из картона различных цветов, карточки – аквариумы с контурными рисунками рыбок соответствующих цветов.
Ход: по инструкции педагога дети подбирают рыбок к контурам в аквариуме.
Игра «Матрешка»
Цель: закрепить знания об основных стилях русской росписи.
Ход: на доске изображения матрешек. Дети по очереди примеряют на них свой вариант расписного сарафана.
Игра «Уточка и утята»
Цель: совершенствовать навыки ориентирования в пространстве.
Материалы: картонные уточка и утята, изображение пруда.
Ход: перед детьми ставится задача проложить путь уточки к утятам, а затем к пруду.
Игра «Зимние забавы»
Цель: закрепить знания о зиме.
Материалы: изображение зимнего пейзажа, шаблоны зимней одежды и обуви, предметы зимних игр.
Ход: с помощью зимнего пейзажа педагог актуализирует знания о зиме. Детям предлагается выбрать из шаблонов предметы, связанные с зимой и зимними играми: валенки, рукавички, шапки, санки, коньки, хоккейные клюшки.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Знакомство с карандашами»
-У меня есть рисунки, нарисованные такими карандашами (воспитатель показывает разные рисунки и предлагает детям найти нарисованные игрушки, цветы и другие предметы в группе)
— Итак, мы с вами познакомились с карандашами. Но нам ведь нужно на чем-то нарисовать наше солнышко. Что нам еще понадобиться? Посмотрите вокруг.
— Конечно, это бумага. Взгляните, какая она? Правильно, белая. Но она бывает не только белая (показывает разноцветную бумагу).
— Друзья мои, для того, чтобы вам было легче нарисовать солнце, мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Солнышко»
Дети держатся за руки и ходят по кругу, по команде воспитателя, дети делают круг то уже, то шире.
— Ребята, молодцы! А теперь мы с вами попробуем потрогать солнышко, как думаете, можно это сделать? На что похоже солнце? Верно, на мячик. (воспитатель раздает каждому ребенку по мячу)
— Антоша, каким цветом твой мяч? (можно спросить каждого ребенка). Потрогайте хорошенько ваши мячи. Какие они? Гладкие, круглые. Как будто мы с вами держим в руках солнце.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.
— Ребята, сейчас каждый нарисует для себя солнышко. Каким цветом мы будем рисовать солнышко? Верно, желтым. (воспитатель показывает как правильно держать карандаш). Запомните, детки, карандашами нельзя баловаться: кидать, тыкать в кого-то, грызть или ломать. Сначала попробуем нарисовать солнышко в воздухе. А теперь, на ваших листочках (воспитатель помогает каждому ребенку правильно взять карандаш и нарисовать круг, не забывая хвалить попытки каждого).
— Отлично, ребята! Но посмотрите, наше солнышко спит. Чтобы его разбудить, нам нужно нарисовать ему лучики. Пробуем нарисовать прямые линии в воздухе. Отлично! А теперь рисуем лучики у солнышка. Здорово! (воспитатель следит за правильностью приемов работы детей)
— На карандаш сильно не давим, иначе бумага может порваться и наше солнышко испортится.
— Какие замечательные рисунки у нас получились! Когда вы закончили рисовать, нужно прибрать наших помощников. Карандаши должны всегда быть прибраны в коробочки или в стаканчики, иначе они могут потеряться и нам нечем будет рисовать яркие и красивые рисунки. Сейчас мы с вами повесим наши солнышки на наш стенд для рисунков, они будут радовать нас сегодня, а вечером вы заберете их домой, покажете папам и мамам.