Экскурсия по видам и жанрам изобразительного искусства

Читатели мои дорогие, здравствуйте! Сегодня предлагаю поговорить о прекрасном – об искусстве. Когда я училась в школе, уроки рисования любили почти все. Напрягать мозг там особо было не нужно. Даже те, кто не славился художником, вполне себе мог накалякать-намалякать на приличную «4». Главное, чтобы аккуратно.

Тему учитель задавал обычно «из головы», не прививая нам особых знаний про пейзажи и натюрморты. И учебников по ИЗО у нас не было. Только альбом и краски.

Сегодня ситуация в корне изменилась, и в стопке школьных учебников красуется учебное пособие к уроку рисования. Открываю. Чего там только не нашла! И как карандашом штриховать, и как акварелью закрашивать, и про жанры изобразительного искусства (как раз то, что нам давали крайне сжато, а некоторым и вовсе не преподносили) – всё тебе пожалуйста, чтобы научиться отличать по крайней мере портрет от шаржа, а если постараться, то и блеснуть познаниями, чем разнятся ведута и каприччо.

Решила помочь нашим детям в освоении теории (с практикой, думаю, они и сами справляются на отлично) и на примерах показать, какие виды рисования в изобразительном искусстве присутствуют. Чтобы потом не краснеть, разглядывая живописные полотна и скульптуры в музеях.

Видовое разнообразие в ИЗО

Прежде чем приступать непосредственно к жанровому богатству, предлагаю рассмотреть, какие виды вообще включает в себя изобразительное искусство. Если вы привыкли ИЗО воспринимать только лишь как рисунки, то я сейчас вас разочарую, так как в ИЗО есть:

  • Живопись. Пожалуй, основной блок, к которому мы привыкли и который лучше всех знаем. Это картины, фрески, росписи. Означает живопись «писать жизнь» и «писать живо», чему и соответствует. Через произведения живописи мы пробуждаем свои мысли и чувства.


    Действительность живописцы до нас доносят красками – акварелью, гуашью, маслом либо темперой.

  • Архитектура. Берёт своё начало от греческих «главный» и «строить». То есть это строительное искусство, которое охватывает здания культовые (церкви и храмы), общественные (школы, магазины, театры), промышленные (заводы и фабрики) и другие.


    Сюда же относятся ландшафтные сооружения – многочисленные беседки, мостики и фонтаны, которые строят для парков, скверов, бульваров, дачных участков. Сюда же по общим правилам ИЗО мы отнесём градостроительство, то есть искусство строительства городов.

  • Скульптура. Происходит от латинских «высекать», «вырезать».


    Скульпторы путём вырезания, лепки, отливания и чеканки создают объёмные фигуры-изображения из пластилина, дерева, глины, камня и даже металла.

  • Графика. От греческого «пишу, рисую».


    Графические рисунки появляются из линий и штрихов и чаще бывают чёрно-белыми, однако это вовсе не значит, что графика не может быть цветной, выполненной цветными карандашами и даже пастелью с акварелью.

  • Декоративно-прикладное искусство. Произошло от латинского «украшаю». Что к нему относится? Это витражи из осколков цветного стекла, это бытовые предметы, несущие в себе эстетическое наслаждение.


    С ДПИ мы чаще сталкиваемся в быту. Оглядитесь дома, и вы найдёте вокруг немало экземпляров ДПИ в домашнем интерьере – предметы декора и красивая посуда, дизайнерская мебель и даже одежда.

Ну вот, с видами вроде разобрались.

Переходим к жанрам

Все виды изобразительного искусства принято делить на жанры. Чаще это делается по отношению к живописным произведениям, так как некоторые из них затруднительно воплотить в иных видах, например, скульптуре либо архитектуре.

Начну с того, что каждый изобразительный жанр появлялся по мере развития истории как таковой.

Люди старались отображать события из своей жизни в разные эпохи, порождая всё новые и новые направления.

Многие из них создавались внутри уже ранее существовавших, постепенно становясь самостоятельными ветвями. Некоторые отмирали со временем, как изжившие себя и уже не востребованные. Есть и те, что прочно и на долгие годы закрепили своё положение в ИЗО.

Знаете ли вы, что?! Жанр – это совокупность произведений, которые схожи между собой предметами изображения либо авторским отношением к чему-то либо способом восприятия и толкования.

А теперь перечислим основные поимённо и дадим им краткие характеристики. Начнём с самых известных и простеньких.

Пейзаж

Происходит слово от французского «местность» и потому основа пейзажа – это природа. Этот жанр можно поделить на несколько веточек:

Ещё пейзажи можно разделить по временам года.

Портрет

На нём художники изображают человека, пытаясь передать его внутренний мир через взгляд, жесты и иные тонкости. Портрет бывает групповым и индивидуальным. Есть автопортрет – это когда художник рисует самого себя.

Отдельно стоит парсуна – это изживший себя переходный жанр 17 века, занимавший промежуточное положение между иконой и светской портретно живописью.

Натюрморт

Самый вкусный и приятный с эстетической точки зрения жанр, ведь среди предметов на холсте при написании натюрморта появляются фрукты, овощи и цветы, а также предметы домашнего быта и посуда.

Анималистика

Это жанр позволяет нам лишний раз тепло улыбнуться, ведь его объект для рисования – животные.

Думаю, к анимализму можно вполне отнести выделенное когда-то в самостоятельную ветку иппическое направление, где главный мотив – лошади.

Бытовой

Всё просто – чем живём, то и рисуем. На полотнах бытового жанра – простые сценки из обыденной жизни, без всяких прикрас.

Исторический

Из этого жанра мы можем узнать о произошедших в отечественной и международной истории событиях и найти детали и явления, важные для общества в определённый исторический эпохальный промежуток.

Религиозный

Основной сюжет в этих полотнах – библейские и евангелистские эпизоды.

Мифологический

В этом жанре рисуют мифологических героев из легенд древних народов.

Былинный

Это направление в ИЗО утрачивает свою популярность, так как обращено к сценам из былин и народному фольклору, незаслуженно забытым современностью.

Ню

В стиле ню рисуют обнажённое тело, пытаясь передать идеал красоты конкретной эпохи и даже страны.

Карикатура

Современное направление юмористического изображения людей, когда реальное соединяется с фантастическим, а взгляд заостряется на определённых чертах лица, фигуры, одежды. Часто его применяют, чтобы кого-то поддеть.

Разновидность карикатуры – шарж, он немного добрее и нередко используется в качестве подарка знакомым.

Следующие жанры изобразительного искусства редкие и глубокие по смыслу, часто трудные для восприятия, так как они завязаны на определённых событиях, случающихся в разные эпохи.

Аллегорический

В корне имеет греческий смысл – иносказание. В этом вся суть этого направления, в котором смысл заключается в скрытости и тайности. Он предназначен для раскрытия понятий добра и зла, справедливости и власти, силы и любви через героев картины с символическими атрибутами. Главное здесь – нахождение ассоциаций.

В аллегории можно выделить ушедший от нас ванитас – жанр эпохи барокко, когда всех беспокоили быстротечность жизни, тщетность удовольствий и неизбежность смерти.

На таких натюрмортах вы найдёте в центре полотна его главное отличие — изображение человеческого черепа.

Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет

Методические рекомендации

В первой части занятия, при обсуждении картины, расскажите детям, как звали художника, когда и где он жил, какое место занимал пейзаж в его творчестве.

В беседе с детьми 4 — 5 лет подчеркните красоту пейзажа, обсудите время года, время дня, состояние природы и погоды на картине; детально обсудите, что именно изобразил художник, каким элементам пейзажа он придавал главное значение. Спросите у детей, хотелось ли им оказаться в том месте, которое написал художник, что бы они там делали, чем именно нравится им этот пейзаж, а если не нравится, то почему.

С детьми 6 — 7 лет дополнительно обсудите, чем привлек данный пейзаж художника, что он чувствовал, какие мысли могли у него возникнуть, какие чувства и мысли вызывает это пейзаж у ребят. Спросите, какими художественными средствами добился автор красоты и выразительности пейзажа (композиция[1], цвет, рисунок[2]), обсудите их на конкретных примерах в данной работе. Обязательно нужно сопоставить этот пейзаж с пейзажами, рассмотренными на предыдущих занятиях, обратить внимание на сходства и различия.

Вторая часть занятия проводится после перерыва и включает два этапа. Сначала дети на небольшом листе бумаги (формат А5 или А6 (1/2, 1/4 формата A4)) фломастером (не маркером!) какого-нибудь одного цвета (кроме желтого) выполняют упрощенный набросок пейзажа, пытаясь передать композицию — взаимное расположение и относительные размеры основных частей изображения (предварительно обсудите с детьми, какие части картины главные, а какие — второстепенные). Категорически нельзя использовать несколько цветных фломастеров или закрашивать фломастером отдельные части рисунка. Репродукция пейзажа должна постоянно находиться в поле зрения детей.

Дети выполняют несколько таких быстрых упрощенных набросков (но не более 10), показывая каждый педагогу, чтобы в каждом следующем рисунке учесть полученные замечания. Постоянно напоминайте детям: прежде чем проводить линию, нужно посмотреть, как эта линия проходит на картине. Основное внимание при этом уделяется именно композиции, а не рисунку, то есть не более точному вырисовыванию дерева, корабля или дома. Если ребенок более или менее справился с композицией, последние наброски можно посвятить уточнению рисунка, не обращая внимания на мелкие детали изображения и не рисуя их. На каждом наброске обязательно показывайте ребенку не только ошибки, но и удачные моменты. Этот этап занимает примерно половину второй части занятия.

На втором этапе дети выполняют сильно упрощенную, очень свободную копию репродукции красками.

Материалы, необходимые для работы:

• один лист плотной белой бумаги формата A3 (30×40 см);

• краски — гуашь художественная (набор из 12 цветов, желательно — «Мастер-класс» Петербургского завода художественных красок);

• кисть круглая, №9 или 10, из материала «ушной волос»;

• небьющаяся банка для воды емкостью около 1 литра;

• тряпка;

• 20 листов белой бумаги формата А6 (10×15 см) для подготовительных набросков;

• 3 пластмассовых ножа или 3 плоские деревянные палочки. Плоскими палочками достают из банок светлые краски:

белила, желтую и охру светлую, остальные краски берут кистью, предварительно сполоснув ее в воде и отжав двумя пальцами.

Карандаши, ластики и палитры не требуются! Для смешивания красок используются крышки от баночек с красками, при смешивании в крышку сначала накладывается более светлая краска, а затем в нее небольшими порциями добавляется более темная. Напоминайте детям, что нужно как можно чаще мыть кисть в банке с водой, отжимать двумя пальцами с кисти лишнюю воду, а пальцы промокать тряпкой. Кисть должна быть не сухая, но и не слишком мокрая, консистенция краски или смеси красок должна напоминать хорошую сметану.

Приступая к живописи, глядя на репродукцию и на свой лучший (не обязательно последний) набросок, ребенок повторяет этот набросок на большом листе уже кистью, тонкой, даже прерывающейся линией одного любого цвета[3]. Очевидные ошибки нужно исправлять, проводя рядом вторую, более правильную линию. В крайнем случае можно начать рисунок заново на обороте листа.

После внесения рекомендованных педагогом исправлений можно приступать к живописи, то есть к работе цветом. Помогите детям открыть банки с красками и удобно расположить все на столе. Учитывайте, что первые опыты живописи для ребят — большая психологическая нагрузка, следите за их состоянием, старайтесь не отбить интерес к искусству.

Обсудите с детьми цвет основных, самых больших пятен — частей пейзажа (обычно это небо и земля или вода, деревья и т. д.). Именно с них и нужно начинать.

Помогите детям развести первые смеси красок в крышечках от банок, учитывая пожелания каждого ребенка относительно выбора краски и цвета. Разведя цвет, например, для неба, нужно сделать один мазок этим цветом по бумаге или прямо по небу на рисунке, при необходимости уточнить цвет смеси или сменить краску. На первых порах ребята могут писать отдельные фрагменты пейзажа «открытым цветом», то есть краской прямо из банки, и лишь для светлых частей (небо, вода и др.) смешивать краски с белилами.

Советуйте детям не отвлекаться на мелкие детали изображения, периодически показывать педагогу, как идет работа, ничего не исправлять, пока весь лист не заполнен цветом: неудачное место высохнет и его легко можно будет переписать заново (исправлять нужно только грубые ошибки и только после совета педагога). Не добивайтесь от детей цветовой близости рисунка и репродукции — не забывайте, они создают свободную копию! Но желательно хотя бы приближенно отразить основные цветовые отношения: теплое — холодное, темное — светлое. Главная задача взрослого — увлечь детей живописью.

В конце занятия обязательно похвалите каждую работу, найдя в ней что-то удачное.

Перед началом занятий с детьми мы рекомендуем родителям и воспитателям, пользуясь изложенной выше методикой, попробовать самостоятельно выполнить несколько свободных копий репродукций, приведенных в пособии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]