Конспекты открытых занятий с детьми с ОВЗ!план-конспект на тему


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методическая разработка НОД в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Остров сокровищ» для детей с ОВЗ

Выполнила: Полищук Ольга Васильевна, Воспитатель МБДОУ № 75 «Лебедушка»

Пояснительная записка

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

На сегодняшний день надо заниматься решением основных проблем организации обучения детей с ОВЗ:

  • недостаточно разработанной нормативно-правовой базой, обеспечивающей совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях
  • отсутствием системы ранней диагностики и выявления детей с ОВЗ для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка
  • неподготовленностью педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях.

Поэтому в образовательных учреждениях педагогические кадры проходят подготовку, переподготовку и повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ. Формируются программы по созданию без барьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения, а также по обеспечению организации образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами;

Особенно важная комфортная психологическая среда, позволяющая ребенку с ОВЗ нормально чувствовать себя в любых организационно-педагогических условиях. Для этого мы, воспитатели, должны прививать толерантное отношение к ребенку с ОВЗ.

Цель занятия — помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  1. Формирование адекватных форм поведения.
  2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  4. Развитие крупной и мелкой моторики.
  5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Группа: старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Основные термины и понятия: остров сокровищ, пираты, сундук, фея, капитан, задания, сокровище, противоположные слова.

Оборудования и материалы: картинки для островов, бутылка, письмо пиратов, карта сокровищ, записки с заданиями, сундук с сокровищами, бисер, игрушки обезьянки, игрушка фея, орехи, маленькие фигуры животных, геометрические фигуры, песочница, флажки, магнитофон, картинки и иллюстрациями «Эмоции».

Ход занятия

Разминка

Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников.

Упражнение «Приветствие». Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом т.д. Дети могут поменять несколько партнеров.

1. Организационный момент

Воспитатель — Ребята, по дороге на работу я заметила, что около корня дерева лежит необычная бутылка. Подойдя ближе, мне стало интересно, что в ней. И вот, посмотрите та самая бутылка… Давайте вместе посмотрим, что в ней?

А в ней мы обнаружили письмо.

Дети – это карта сокровищ.

Воспитатель – давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие, используя данную карту. Я буду капитан, а вы все мои матросы. Нам предстоит отправиться на разные острова, отгадывать загадки, решать задания! А в конце, если справимся — обязательно найдем клад.

Можно занять места на корабле и поднять якорь. Расправили ручки — изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!

Дети: ш-ш-ш…

Вперед за приключениями!

Дети – Ура!

2. «Остров диких обезьян»

Воспитатель – вот и на горизонте первый остров «Остров диких обезьян». Наше задание посчитать всех обезьян, которые тут живут. Мы справимся?

Дети – Да! Конечно! Мы пираты удалые, математики простые. Все задания решаем, обезьянок посчитаем.

«Освободим обезьянок»

Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

«Где обезьянка»

Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

Воспитатель — Молодцы ребята, и за правильно выполненное задание нам полагается пиратский ключ.

А мы с вами на нашем корабле плывем дальше.

Дети: ш-ш-ш …

3. Психогимнастика

Воспитатель: Ребята, пираты бывают злые. Изобразите это на лице. Бывают грустные. Изобразите грусть. А у нас пираты добрые, веселые. Изобразите это на лице.

Дети выполняют задания.

4. «Остров говорящих попугаев»

Воспитатель – Вижу по маршруту следующий остров – «Остров говорящих попугаев». Наше задание – получить следующий ключ. Вы готовы к испытанию?

Дети – всегда готовы! Воспитатель – тогда берите подзорную трубу. Дети – делают из пальчиков подзорную трубу. Воспитатель – что вы видите?

Дети – попугаев!

Воспитатель сообщает детям о том, что попугаи очень умные, и они хотят выяснить, смогут ли ребята назвать слова, противоположные по значению тем, которые он сейчас назовет:

Глубоко – мелко Сыро – сухо Солнечно – пасмурно Веселый – грустный

Жадный – щедрый Толстый – худой Крупная – мелкая Высокая – низкая

Длинный – короткий Широкая – узкая Кудрявый – лысый Темное – светлое

Прекрасный — ужасный

Воспитатель: Молодцы ребята! Попугаи довольные вашими ответами и за это задание мы получаем вторую монету.

Уже пора отправляться дальше. Вперед, на корабль!

Дети: ш-ш-ш…

5. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: Ну а сейчас приготовили свои пальчики для гимнастики. Мы сильные и смелые пираты, не страшны нам ни бури, ни грозы. За своим капитаном, мы пойдем и в пургу и морозы!

  • «Морские брызги». Дети стряхивают «морские брызги» – похлопывают тело от ног до плеч.
  • «Бескозырка». Поправляют «ленточки бескозырки» – поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
  • «Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
  • «Горизонт». Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз – в «бинокль» они рассматривают горизонт.
  • «Яблочко». Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются. Затем подбрасывают и ловят разноцветные мячи.
  • «Корабль по курсу». Проводится гимнастика, напоминающая морскую азбуку, сигналы флажками.

6. «Остров царя Салтана»

Воспитатель: А теперь дети, едем прямо на восток, Мимо острова Буяна,

В царство, славного Салтана…». Там задания решим, ключ получим и спешим. Чудо клад мы все найдем, и домой мы попадем.

Чтоб получить ключ от царя Салтана, мы должны пройти 3 задания.

Первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные орешки белочки из сказки «О царе Салтане». Ваша задача все вернуть на места и распределить орешки в тарелке (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам. Для этого задания воспитатель приготовил и разукрасил разные виды орехов.

Второе задание из бисера разного цвета выложить полоски. С помощью воспитателя придать форму радуги, правильно подбирая цвет.

Цель: учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, захвата щепотью.

Задание под номером три – Для хорошего настроения мы создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Берем лучики и клеем к солнышку!

За это задание мы получаем третий ключ и отправляемся дальше. Вперед, на корабль!

Дети: ш-ш-ш…

7. Психогимнастика

Ой, какие молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все вернемся в круг, сделайте два глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле. Давайте поздороваемся с солнышком!

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю, Всех я вас – люблю!

8. «Остров сокровищ»

Воспитатель – мы приплыли на остров сокровищ! Наш ждут новые приключения и поиск клада!

Упражнение «Раскопать клад» (упражнения делаем с помощью стола для рисования песком). Вариация игры “Чудесный мешочек”

Этот вариант упражнения предлагается ребенку в виде сказки: «В одной сказочной стране жила прекрасная фея. Она жила в волшебном лесу со сказочными обитателями. Но еще ей очень нравилась песчаная страна по соседству. Она любила летать над этой песчаной страной и любоваться дюнами, песчаными морями. Однажды, когда она пролетала над песчаной страной, поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои волшебные фигурки. Фея очень расстроилась, ведь без этих фигурок, погибнет ее страна. Давай поможем их найти, и вернуть феи. А за это, она подарит нам последний ключик, от волшебного сундучка с сокровищами.

Дети выполняют задания, ищут в песке фигуры (игрушки животных и геометрические фигуры).

Воспитатель: От лично! Вы нашли фигуры, а за это добрая фея отдала нам последний ключик. Теперь мы сможет открыть волшебный сундучок и получить сокровища.

Дети вставляют ключи в замки и открывают сундук. На дне они обнаруживают «золотые медали», карандаши и книжки.

9. Подведения итогов

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось?

Что вам больше всего запомнилось.

Какое задание было самым сложным?

Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще-интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Заключение.

После написания и реализации методической разработки НОД для детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что эти детки ничем не отличаются от здоровых детей. Они в своем роде «уникумы», к которым надо найти правильный подход.

Перед написанием конспекта занятия, я прочитала специальную литературу о том, как правильно организовать и заинтересовать деток с ОВЗ. Очень хорошо в работе помогли лекции, которые я читала на сайте где прохожу повышение квалификации.

Колоссальная работа была проведена и с помощью узких специалистов. Консультировалась со штатным психологом, логопедом, инструктором по физической культуре. Собирая по крупинкам важную информацию, как сделать занятия интересным и в свою очередь несложным и увлекательным.

Важной ступенькой при написании итоговой работы стала работа с родителями. Для них очень важно, что б к деткам относились с любовью и пониманием.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные.

Опыт работы показал, что психо- коррекционные игры эффективны в коррекционной деятельности с детьми со сложной структурой дефекта.

Для того чтобы организовать работу с детьми в социуме необходимо обучить их играть, выполнять необходимые действия, правильно говорить и др. и итогом всей коррекционно-развивающей деятельности является перенос знаний полученных в процессе обучения в игровую деятельность. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями, медицинским персоналом, сотрудниками детского сада и другими учреждениями.

Важной для себя при подготовке конспекта я сделала психогимнастику. Она примыкает к психологическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. С помощью психогимнастических упражнений дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. С помощью психогимнастических упражнений дети овладевают коммуникативными и эмпатическими способностями, наблюдательностью, зрительной, моторнослуховой, кинетической и пространственной памятью, тонкой и грубой моторикой тела, умением справляться с негативными эмоциями. Они становятся более сдержанными и устойчивыми к стрессовым ситуациям. Происходит активизация детского воображения, творческой самореализации в движении. Кроме того, у детей развиваются умения: ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояние мышц (напрягать и расслаблять их), копировать сложные движения (специфические движения животных и т. д.), контролировать мимику и пантомимику, описывать своё состояние, адекватно использовать язык жестов и мимики.

Все вышесказанное я реализовала в своем занятии. Дети увлеченно

кривлялись, показывали свои эмоции, пытались вообразить себя пиратами.

Были и некие трудности. Сначала я заметила, что ребята стеснялись и робели. На этот случай у меня были подготовлены картинки с эмоциями. Мы начали разглядывать данные файлы, копировать и показывать их. Были детки, которые не хотели показывать «эмоций на себе». Они просто поднимали картинки с эмоциями, и старались правильно их менять при смене задания. В основном могу сказать, что психогимнастика очень полезная. Так как ребенок получаем моральное спокойствие, расслабление, чувствует себя более открыто и раскованно.

Работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому мной было предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединении дополнительного образования. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату.

После занятия мы мало проводили (к сожалению) мероприятий на тему «Остров сокровищ». Но в следующий раз я планирую организовать выставку совместных рисунков по данной тематике. Очень хорошо на моральное состояние деток с ОВЗ может повлиять «Конкурс пиратского костюма из бросового или природного материала».

Обогащая себя новыми знаниями, взрослые учатся выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Одной из форм работы с детьми с ОВЗ являются индивидуальные занятия на дому (совершая с ними прогулки во дворе, экскурсии в парк, сквер и т.д.), которые проходят 2-3 раза в неделю по 2 часа, либо по 1 часу – 4 раза в неделю. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.

На родительском собрании мы обсудили возможность группового выезда на природу. Эта поездка сплотит коллектив, даст возможность воспитателям, детям и родителям ближе познакомится.

При проведении занятия, я старалась поддержать детей. Поддержать ребенка — значит поверить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд, безобидные, но они могут привести детей к разочарованию. Такими факторами могут быть завышение требований к ребенку со стороны участников процесса обучения, воспитания и развития, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка.

Когда я предложила поиграть в игры «Освободим обезьянок» и «Где обезьянка», целью которых было развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу и учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление. Не все дети сразу поняли, что надо делать. Девочка Аида, сделала все неправильно. Но я преподнесла все так, чтоб помочь ей правильно решить задания и не переживать поп поводу маленьких неудач.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться демонстрацией удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; употреблять словосочетания, снижающие напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивать веру в силы и возможности ребенка.

Я не рекомендую делать ребенку замечаний по поводу неправильно выполненного задания. Надо вместе подумать над проблемой и искать пути ее решения. В конце обязательно надо похвалить ребенка и высказать слова благодарности за проделанную работу.

Для хороших результатов и быстрой адаптации ребенка с ОВЗ надо разрабатывать индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Проводя анализ полученных результатов обучения детей с ОВЗ, я старалась сравнивать динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий.

Педагог достигает положительного результата, если дети с удовольствием встречаются с ним, испытывают положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается интерес к познавательной деятельности, дети справляются с более объемной и сложной информацией по теме занятий, чем раньше, способны заинтересованно работать более длительное время, могут анализировать свою работу и радоваться своим удачам.

Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Я применяла контроль в виде беседы, рассказа обучающегося, в основном в виде практической работы.

Мое занятие начинается с общей разминки. Цель: создание позитивной атмосферы, раскрепощение участников. Упражнение «Приветствие». Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом т.д. Дети могут поменять несколько партнеров. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу.

С самого начала работы я следила за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инструкцию, предупреждает отвлекаемость, ошибки, но при этом старается не вмешиваться, предоставляя ему самостоятельность. Когда ребенок не понимает, подробнее объясняла ему правила, начинала работу вместе с ним, постоянно уменьшая свою долю участия в совместном занятии. Необходимо учитывать физическое и психологическое состояние ребенка, он не может продуктивно работать, будучи больным и усталым.

От однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение необходимо переключение в работе, с этой целью педагог предлагает ребёнку поиграть. Это может быть игра «Ассоциации», «Гимнастика», «Изображение предметов и животных» и др. В своем занятии по рекомендации психолога я использовала и пальчиковые игры (гимнастику) по тематике «Остров сокровищ».

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленился, по этой причине отказывался от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». Так произошло и в нашем занятии, когда мы попали на «Остров говорящих попугаев». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Я не давала готовых ответов, а побуждала к самостоятельной деятельности, к поискам способов действия.

Задача педагога: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Новый материал, необходимый для усвоения, надо делить на маленькие порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических условиях, закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.

Мы с ребятами читали рассказы о морских путешественниках, смотрели развивающие мультфильмы по данной тематике, вели беседы на тему «Что такое клад». Все это помогло ярко и красочно провести занятия «Остров сокровищ».

При общении с детьми, имеющими трудности обучения, педагог обращает особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка. В нашем занятии был маленький форс-мажор. Дети нечаянно рассыпали бисер, из которого должны были сделать радугу. Но это никак не повлияло на результат работы и их настроение. Мы быстро все собрали и продолжили сое увлекательное путешествие.

Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном развитии применяются следующие приемы:

  • показ образца выполнения действия;
  • его выполнение ребенком по подражанию и по образцу;
  • образное описание действия;
  • игровая форма действия;
  • максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции;
  • объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия ребенка.

В силу огромной роли семьи, его ближайшего окружения в процессах становления ребенка необходима такая организация обучения, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовывать целенаправленные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Итогом я могу уверенно сказать, что общее развитие детей с детьми с ОВЗ, обеспечивает возможность их успешной социализации и социальной адаптации в современном обществе.

Проблематика дополнительного образования учащихся с ОВЗ, включает следующие аспекты:

  • — доступность дополнительного образования для детей с ОВЗ;
  • — профессиональный и личностный рост педагогов дополнительного образования в новых условиях образования;
  • — возможности социального партнерства в реализации программ дополнительного образования;
  • — адаптация программ дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • — вариативность и эффективность средств, методов технологий для развития двигательной и познавательной, эмоциональной сферы, волевых качеств и уверенности в себе детей с ОВЗ, их социальной адаптации и творческого развития;
  • — психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 «Об образовании в РФ»
  3. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
  4. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
  5. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.
  6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1981.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]