Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников


Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников

Каспарова Наталья Александровнамузыкальный руководительАНО ДО “Планета детства “Лада”детский сад № 119 “Волжаночка”Самарская область, г. Тольятти

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2021г.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫВ РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность развития творческих способностей детей вызвана тем, что перспективность личности в современном мире определяется её креативностью, которая становится всё более очевидной задачей образования. Человек, вовлечённый в творчество, способен воспринимать мир не только с помощью слов и интеллекта, но и на основе интуитивного познания.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, – пишет австрийский композитор и педагог К. Орф, – задача педагога – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление.

Рекламное сообщение

Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чём она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Осмысленное восприятие музыкальных произведений будет наиболее эффективным, если встроить его в процесс игры – это доступный, интересный, полезный вид деятельности, в процессе которой формируются основы развития музыкальных способностей. С помощью наглядности ребёнка легче увлечь и заинтересовать. Игры помогают сделать наиболее эффективным и результативным процесс освоения и закрепления новых знаний.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Считаю, что педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

Поэтому я активно разрабатываю собственные музыкально-дидактические игры (Приложение 1) и использую их как в образовательной деятельности с детьми, так и в ходе режимных моментов, а также при организации самостоятельной деятельности воспитанников. Тем самым в доступной игровой форме развиваю у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки:

  • «Сложи псенку», «Разноцветные кубики» – игра на различение формы музыкального произведения;
  • «Узнай сказку», «Музыкальные цветы» – игра на определение характера музыки;
  • «Кого встретил колобок?» – игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков;
  • «Веселый поезд», «Выбери инструмент» – игра на развитие слуховых представлений; «Кто поет?» – игра на определение регистра и т.д.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Педагогическую диагностику провожу посредством игровых заданий и в ходе наблюдений за музыкальной деятельностью детей. Анализ мониторинга показал, что мои воспитанники демонстрируют положительную динамику по освоению программного содержания. Результаты педагогической диагностики используются мною исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с дошкольниками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры являются эффективным средством развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Приложение 1.

«Музыкальные загадки»

Цель: Развивать воображение, память, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость детей на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером.

Игра основана на репертуаре программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Игра проводится с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки.

Игровой материал: планшет, карточки с изображением портрета русских и зарубежных композиторов, карточки по содержанию музыкальных пьес, карточки с изображением эмоций. CD диски с «Музыкальными шедеврами» из программы О.П. Радыновой.

Ход игры: Ведущий включает отрывок музыкального произведения, дети выкладывают на планшете карточку по содержанию пьесы, портрет композитора и смайлик (эмоцию). И так несколько произведений. Ведущим становится тот, кто отгадал все «музыкальные загадки».

Музыкально – дидактическое пособие «Магнитное лото «Музыкальные инструменты».

Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах, их звучании.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты.
  • Упражнять детей в различении тембров звучания инструментов.
  • Формировать восприятие ритмических рисунков слов – названий инструментов.
  • Развивать умение сравнивать музыкальные инструменты и различные предметы по материалу, классифицировать их.
  • Способствовать расширению знаний об окружающем мире, развитию творческой активности детей, побуждать их к самостоятельным действиям, развивать внимание.

Игровой материал: маленькие карточки с изображением музыкального инструмента на магните. Поле (черный квадрат) для деятельности – магнитное. Музыкальные инструменты классифицируются на группы: Клавишные, смычковые, ударные, щипковые, духовые (5 больших карточек).

Ход игры: Детям раздаются маленькие карточки с изображением музыкальных инструментов, ведущий кладет на магнитную доску большую карточку (например: струнные инструменты, дети выкладывают вокруг нее струнные инструменты и т. д. Ведущий становится тот, у кого закончились маленькие карточки.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Дидактические игры для детей на уроках музыки

Музыкальные игры на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств
Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская областьОписание. Предлагаю игровой материал на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств. Данный материал могут использовать воспитатели и музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, преподаватели общеобразовательной и музыкальной школ, родители и сами дети от пяти до семи лет.Цель : развитие чувства ритма через музыкальное творчество. Задачи : 1) учить детей слушать и слышать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки; 2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимание, воображение; 3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми авторских заданий. Игра является неотъемлемой частью учебного процесса. Она помогает понять и закрепить знания о полученном материале, будит интерес, развивает воображение у детей и взрослых, превращая обучающихся и обучающих в соавторов единого творческого процесса. Предлагаю игры, которые часто использую в учебном процессе на первой ступени обучения (подготовительный и 1 классы детской школы искусств), использую на концертах для родителей, чтобы они видели рост своего ребёнка и могли помочь ему при затруднении в выполнении домашнего задания. I. Игра «Повтори ритмический рисунок» 1 вариант игры Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). Описание. Преподаватель стучит в ладоши или карандашом по столу ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания. Пример.
Преподаватель проговаривает стихотворение: Та, та, два кота… Ребёнок отбивает ритм стиха ладошками (или пальцем по клавише, карандашом по столу, рукой по крышке инструмента, рукой в бубен, палочкой по клавише металлофона):

Вопросы к заданию
1. Сколько звуков ты слышишь? 2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце? 3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце? 4. Сколько длинных и коротких звуков ты услышал? 5. Выбери правильную схему из предложенных:


2 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). Описание. Преподаватель предлагает простучать ритм по таблице:


Вопросы к заданию
1. Простучи ритм в ладоши и проговори текст. Выделяй голосом длинные и короткие звуки : длинные тяни, короткие проговаривай быстро. 2. Нарисуй схему из нот к любому стиху (на выбор ребёнка или преподавателя).
Пример.
Дин, дон, дин, дон, В зоопарке ходит слон. Ребёнок а) проговаривает стих и отбивает ритм в ладоши; б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков; в) определяет их расположение (в начале, в середине, в конце); г) записывает схему стиха нотами — кружками.


3 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие), видах звуков (шумовые и музыкальные). Описание. В данном задании ноты записаны чёрными и белыми кружками, как вариант для детей первого класса. Задание содержит загадку. В этом задании можно повторить вопросы из второго варианта игры, а можно поэкспериментировать с шумовыми и музыкальными звуками : ребёнок стучит ритм придуманным способом (Например, длинные звуки отбивает ногой, короткие — в ладоши, преподаватель угадывает, шумовые это звуки или музыкальные, повторяет за ребёнком задание, ребёнок проверяет выполнение задания. Потом задание предлагает педагог.)


4 вариант игры Музыкальная игра «Цветные клавиши» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, получение простейшего представления о длине звуков. Опсание. Для этой игры ребёнку потребуется цветная клавиатура,


опираясь на которую, он сможет самостоятельно сыграть,


а также придумать свои незабываемые мелодии с авторскими стихами, в составлении которых может помочь педагог, родители, старшие товарищи. Можно обработать созданный ребёнком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном виде, а также подготовить презентацию этого альбома с картинками и звучащими мелодиями, записать произведения в исполнении юного автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям. II. Игра «Поехали !» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний о длительностях нот. Описание. Игра «Поехали !» — для закрепления материала при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «ездят» на паровозиках. Можно изготовить вагоны из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3\4, 4/4/, 3/8, 6/8, 9/8), более мелкие длительности (шестнадцатые, тридцатьвторые), дать ребёнку попробовать самому заполнить вагончики длительностями в соответствии с предложенным размером.


III. Игра «Песенки на лесенках» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи. Описание. Игра «Песенки на лесенках» — ещё один вариант ритмического упражнения с изменением высоты звуков. Ребёнок здесь учится ориентироваться на клавиатуре, изменяя высоту звуков в соответствии с рисунком. Вариантов с диаграммой множество. Пример :
а) можно предложить ребёнку рассмотреть диаграмму в красном цвете и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз); б) определить, сколько коротких звуков и длинных (два коротких, 3 длинных), куда они идут : вверх или вниз (3 звука вверх, потом два вниз); в) сыграть мелодию на инструменте от звука до (варианты : от ре, от фа, от си); г) прохлопать ритм мелодии и подобрать к нему слова (Я иду гулять); д) придумать свою лесенку, нарисовать её в альбоме, сочинить слова.


Предложенные в разработке игры использую в донотном периоде обучения нотной грамоте, который занимает от месяца до трёх, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, его заинтересованности и активности. Игры помогают увлечь малыша обучением, а педагогу дают простор для развития собственной фантазии и возможность использовать резервы своего творческого таланта, реализуя лозунг «Учи, играя !»

Рекомендуем посмотреть:

Зимние музыкальные игры для детей 5-9 лет Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет Мастер-класс для родителей старшей группы. Музыкальные игры для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Музыкальные игры для старшеклассников

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА –

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]