Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.статья


Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России, а именно ситуацию, связанную с дошкольным образованием в России можно назвать кризисной.

Я считаю, главная из первых проблем это общедоступность дошкольного образования, которая в настоящее время не осуществляется данным образом. Рост количества мест в ДОУ катастрофически отстает от роста количества детей. Как мы помним, период упадка рождаемости пришелся на 1991 год [1]. Тогда многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду и в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что привело к тому, что в настоящее время приходится искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста. По статистике сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70 % до 50 %. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Большинство детей приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, — ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

А что же дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество ДОУ наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эго — Павел Крусанов (“Мертвый язык”) [6,с 23].

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детском саду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно о дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения. Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр формируются основные навыки самостоятельности, умения контактировать и договариваться.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно, способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.

Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери».

Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него формируется адекватное самовосприятие. Помимо коммуникативного развития ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное, эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой и физкультурой — это минимальный набор, который готов предложить любой детский сад.

В настоящее время изменилась и сама система ДОУ. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые — детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, детский сад- центр развития ребенка и др [5,с 7] А также существуют различные дополнительные кружки по дошкольному образованию. С одной стороны это хорошо, что создаются хоть какие-то условия для дошкольников, а также позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов не отвечает закономерностям детского развития. А также минус таких дополнительных учреждений в том, что не каждый родитель может осилить их материально, ведь плату такие учреждения выставляют больше, чем в детских садах. Данные дополнительные учреждения осуществляют подготовку всего по 2–3 часа несколько раз в неделю, а в детском саду ребенок находится практически по 12 часов. Специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от дополнительных, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3–4 часам практически невозможно.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный) []. Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития.

Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последнее время произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.

«Грустно, если ты провел детство, так толком его и не увидев». Джоди Фостер.

Литература:

1. Данные Федеральной службы государственной статистики / https://www/gks.ru/scripts/dbinet/dbinet.cgi

2. Информация о результатах эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду // https://www.ed.gov.ru/do-sch/rub/200,print.

3. Пахоменко Г. С. «Практика оказания платных образовательных № 7–2006 г.;

4. Савицкая Е. В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, № 4.

5. Шереметьева А. В., статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5–2008 г.

6. «Цитаты великих ученых», под ред. Макаревич А. С. — 2009г.

Все дети от рождения гении. Но только до садика

Почти с самого рождения дети обладают поразительным воображением – они любят играть, склонны придумывать себе воображаемых друзей, части увлекаются творчеством, придумывают разные интересные идеи на каждом шагу.

Но после попадания в отечественные садики «система» чаще всего негативно влияет на этот поток фантазии – и ребенку уже не так интересны свои выдумки, а только общение со сверстниками, довольно примитивные (или даже опасные) игры с ними, и баловство. И все из-за недостаточного количества внимания от безразличных воспитательниц, которым за усилия «больше не заплатят». А воспитанием малышни больше занимается нянечка, которой лучше бы подошла профессия прапорщика или тюремного надсмотрщика: оделись, построились, поели, спать.

Что же в наших садиках не так

Увы, пока наша отечественная система основана только на авторитете старших и воспитанию дисциплины, послушания, «удобного» характера у детей. С воспитанием индивидуальности, а тем более, развития в них каких-то нужных в жизни качеств, в младших дошкольных заведениях пока прогресса не наблюдается.

Весь воспитательный процесс в основном крутится вокруг заполнения методичных планов и дрессировки детей на утренники для родителей. Все остальное время дети, по сути, предоставлены сами себе, но под надзором воспитательницы, которая или беседует с коллегами, или уткнулась в телефон, или пишет очередной, никому не нужный, отчет.


Кроме “самостоятельной деятельности”, дети еще самостоятельно гуляют, едят и спят

И пока родители всерьез не озаботятся будущим своих малышей и переменами в этой сфере, детские садики в своем подавляющем большинстве, увы, так и останутся рассадниками насморка, невкусной манной каши и принудительного послеобеденного сна.

Где из гениального и талантливого от рождения ребенка (а они все такие), вырастают безинициативные школьники, а потом скучные и пассивные взрослые. Поэтому к вопросу выбора садика для малыша нужно подходить особенно ответственно, все-таки родителям стоит поднапрячься и найти прогрессивное дошкольное заведение. Или объединиться и вместе в коллективом детсада попробовать что-то изменить.
Оставить комментарий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]