Укреплять и беречь здоровье с первых дней жизни ребенка – задача каждого родителя. И, как только малыш подрастает и начинает посещать детский сад, частично эту задачу берут на себя воспитатели. Обязанность любого дошкольного учреждения – заботиться о физическом и психологическом благополучии воспитанников. Охрана здоровья детей в ДОУ
подразумевает регулярное проведение закаливающих, развивающих и профилактических мероприятий. Кроме того, особое внимание уделяется построению и соблюдению рационального режима дня, качественному питанию и двигательной активности каждого ребенка.
Укрепление здоровья детей в ДОУ
невозможно без целого ряда физических упражнений. Утренняя гимнастика, развивающие занятия, игры и соревнования, упражнения на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, прогулки, занятия с использованием спортивных снарядов на свежем воздухе и т.д. Эти мероприятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают кровообращение и дыхание, способствуют нормализации пищеварения и обмена веществ, укреплению иммунитета, особенно в периоды с высоким риском заболеваемости.
Методы оздоровления детей в ДОУ также фокусируются на развитии позитивных эмоций у воспитанников. Физкультурные и спортивные занятия не ставят своей целью отточить технику выполнения упражнений. Они нацелены на развитие интереса к спорту и двигательной активности, способствуют появлению положительных эмоций и укреплению контакта детей с воспитателями, учат малышей ощущать свое тело и свободно двигаться.
Наконец,сохранение здоровья в ДОУ невозможно без закаливающих процедур. Методики закаливания изменяются в течение года, в зависимости от погодных условий и ситуации с распространений сезонных заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). Также тип закаливающей процедуры и ее интенсивность может меняться от воспитанника к воспитаннику. Здесь важен индивидуальный подход, принимающий во внимание состояние здоровья каждого малыша, особенности его характера, телосложения и иммунитета. Чтобы закаливание не навредило, а принесло пользу, все эти параметры должны быть учтены.
Далее рассмотрим различные виды оздоровительных мероприятий и их особенности.
Физкультурные занятия
Оздоровление ребенка в ДОУ
обязательно включает в себя физические упражнения. Те или иные виды упражнений подбираются воспитателем по физической работе с учетом возраста детей.
Так, в младших группах основная цель занятий заключается в том, чтобы научить малышей ориентироваться в пространстве, работать с простыми спортивными снарядами и инвентарем. В средних группах занятия уже больше фокусируются на развитии физических качеств – силы, выносливости, ловкости. В старших – прививают потребность в активном движении, учат самостоятельности, организованности и групповой работе.
Любое физкультурное занятие должно, в первую очередь, доставлять ребенку радость. Поэтому правильные методы оздоровления детей в детском саду всегда разнообразны. Это не только традиционные гимнастические и спортивные упражнения, но и подвижные игры различной интенсивности, ритмические занятия, состязания и эстафеты, сюжетно-игровые упражнения и многое другое.
«Оздоровление детей в условиях детского сада»
МБОУ Кикинская МООШ муниципального образования « Темкинский район» Смоленской области.
Консультация для родителей работы по теме: «Оздоровление детей в условиях детского сада»
воспитатель Реснянская В.В.
Пояснительная записка
Понятие « здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй , наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровья – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е.Торохова)
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Наблюдаемая воспитателями заболеваемость детей, имеющая тенденцию к увеличению, а также использование педагогами занятий, связанных с длительным нахождением ребенка в статичном положении, привели нас к поискам новых форм и методов оздоровительной работы в ДОУ.
Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа , как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Для позитивного выполнения данной цели я поставила следующие задачи
:
- Создание условий для благотворного физического развития детей;
- Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- Удовлетворение природной потребности детей в движении;
- Формирование разумного отношения к своему здоровью;
- Активизация познавательных интересов;
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- Развитие индивидуальности ребенка (не запрограммированность, а содействие развитию личности).
- Обеспечить чувство психологической защищенности, доверие ребенка к миру; радости существования (психологическое здоровье);
В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям..
В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей. Один из путей повышения подвижности детей самостоятельной деятельности это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Используем сюжетные подвижные игры с масками – шапочками. Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в опросе организации двигательной среды.
Оборудование предназначается для развития разных движений различных групп мышц.
Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя
:
— посидим в тишине;
— ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
— помечтаем под эту прекрасную музыку (релаксация).
В своей работе используем элементы закаливания и коррегирующей гимнастики.
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учетом требований ФГОС, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Пространство группы мы разделили на отдельные подпространства, они представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. ребенку, чем можно в них заняться, они созданы с целью представления каждому ребенку – дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала. Планировка и оборудование в нашей группе периодически меняется в течении года, вслед, за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.
Все имеющиеся в группе игрушки и материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям в группе комфортно и интересно.
Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать необыкновенное в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.
Самостоятельно использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудование: убрать на место и бережно к ним относится.
В групповой комнате оборудованы уголки уединения. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию.
Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:
- Регулярные прогулки на свежем воздухе;
- Солнечные и воздушные ванны;
- Водные процедуры;
- Фитотерапия;
- Витаминотерапия;
- Закаливание
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.
Мы, знаем что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращаем внимание на:
- Личную гигиену (с использованием худ. cлова);
- Проветривание;
- Влажную уборку;
- Режим питания;
- Правильное мытье рук;
- Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
- Полоскание ротовой полости после еды;
- Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
При создании предметно – пространственной среды учитываем, что воздействие на ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе образовательной деятельности.
В образовательной деятельности даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.
В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» — дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Оформили альбом «Мир вокруг нас» и собрали гербарий.
Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнают, какие растения дают оздоравляющий эффект – это фикус, герань, хлорофитум.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.
Соответственно, для родителей оформляем в « Уголке здоровья» рекомендации, советы:
- Предлагаем папки – передвижки;
- Рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;
- Проводим анкетирование.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровья детей.
Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.
Предметно – пространственная среда способствует:
- Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;
- Воспитанию и развитию ребенка в коллективе;
- Развитию опорно – двигательного аппарата;
- Развитию у детей организованности, инициативности;
- Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;
- Наполняемости нравственно – эстетическими ценностями;
- Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости; гибкости, ловкости.
- Формирование личности;
Предметно – развивающая среда – это мощный обогащающий фактор детского развития.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы определяется в соответствии с уровнем здоровья, развития и двигательной подготовленности детей. Своей главной задачей я считаю – не только дать знания детям, а главное воспитать у них желание быть здоровыми и научит умению, при необходимости помогать себе и другим детям.
В своей работе я использую следующие методики оздоровления:
Методики, направленные на развитие органов дыхания
Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики — в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
Методики, направленные на повышение резистентности организма
Массаж пальцев
. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
Методики, направленные на коррекцию зрения
Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного
заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).
Методики, направленные на профилактику ОРЗ
Самомассаж биологически активных зон
(по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).
Аэрофитотерапия
(по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие .
Закаливание водой, воздухом и солнцем
— один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ.
Методики, направленные на развитие речевого аппарата
Пальчиковые игры.
По мнению И. Канта «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Человек — это универсальное «мыслящее тело», пример этой универсальности — движущая рука человека. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Учеными доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Выполнение кинезиологических упражнений каждой рукой способствуют формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.
Логоритмика —
комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.
Методы, направленные на коррекцию психического состояния
Психогимнастика
— невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной).
Психогимнастические этюды
М.И. Чистяковой, адаптированные к дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.
Коммуникативные игры
(по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой и Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.
Музыкотерапия
(по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
Мои наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод: что во время физических упражнений у дошкольника формируются такие личностные качества как, выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.
Самомассаж
.
Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
В своей работе использую самомассаж лица, шеи и массаж рук.
Массаж лица.
Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:
- От переносицы к ушам;
- От желобка под носом к ушам;
- От околоушной области лица к подбородку и обратно;
Вибрационный массаж лица.
Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.
Массаж шеи.
Необходимо:
- Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
- В области горла гладить попеременно то левой то правой руками;
- От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.
Массаж рук.
Поглаживание
– воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.
Растирание
– более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.
Вибрация
– ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.
К лечебно-профилактическим мероприятиям можно отнести и упражнения направленные на профилактику развития плоскостопия.
- Ходьба по палочке
- Ходьба по ребристой доске
- Ходьба по обручу
- Ходьба по камушкам
- Собирание пальчиками мелких предметов
- Ходьба по массажным дорожкам «Травка», «Солнышко».
используемая литература
- Программы
- ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. М.,2016год.
- Методические пособия
- Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
- И.М.Шумова ,Н.С.Голицына «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М., 2007г. М., 2008г.
- О.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург 2018г.
- Л.П.Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». Санкт-Петербург 2021г.
- Н.В.Нищева «Веселая дыхательная гимнастика». Санкт-Петербург 2014г.
- Н.А.Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии». Волгоград 2017 г.
Закаливание
Оздоровление детей в детском саду
невозможно без закаливающих процедур. В работе с детьми важно соблюдать ключевые принципы закаливания:
- проводить закаливающие процедуры только со здоровыми детьми;
- отказаться от закаливания в случае, если ребенок негативно реагирует на него – плачет, беспокоится, боится;
- начинать с щадящих процедур, постепенно переходя к более интенсивным;
- проводить закаливание регулярно и систематически.
В детском саду медицинский работник обязательно должен вести тетрадь закаливания, где будут отмечаться выполненные процедуры, реакция детей, достигнутые результаты и имеющиеся медотводы.
Основные приемы закаливания, которые включает в себя работа по оздоровлению в ДОУ
:
- обширное умывание прохладной водой. Ребенок поочередно проводит мокрыми ладошками по обеим рукам от кисти до локтя, затем – по шее, верхней части груди и лицу, после чего вытирается насухо;
- дневной сон без маечек – эта процедура может проводиться в теплое время года;
- полоскание рта йодно-солевым раствором (3-5 капель йода и столовая ложка соли на 1 литр воды комнатной температуры), рекомендуется проводить после зарядки или дневного сна;
- ходьба босиком;
- так называемая «рижская методика» – хождение по коврику с резиновыми шипами, смоченному солевым раствором.
Система оздоровительной работы в детском садуучебно-методический материал на тему
Система физкультурно-оздоровительной работы
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
- Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
- Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
- Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
- Проветривание ванны /перед, после сна/
- Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
- Профилактические прививки
- Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
- Закаливание солнцем, водой /в летний период/
- Профилактика плоскостопия /ежедневно/
- Профилактика осанки детей /ежедневно/
- Физкультминутки /ежедневно/
- Подвижные игры /ежедневно/
- Прогулки /в теплое время года/
- Полоскание горла /ежедневно/.Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
- Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
- спортивно/музыкальный зал оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
- имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр
- имеется медицинский блок.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
Консультации для воспитателей: “Особенности проведения гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.
Планирование выступлений на педсоветах:“ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итоги оздоровительной работы”.
Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”. В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
- занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
- Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
- Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
- Профилактика заболеваний.
- Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактический массаж ног, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности:утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит поддержание чистоты,кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание перед сном групп. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цель: Научить детей дышать через нос,подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:
- Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
- Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо — и кровообращение в легких.
Основные правила.
- Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
- Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
- Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
- Дышать носом.
Одним из распространенных способов повышения сопротивляемости организма в детских садах используется применение точечных массажей.
Массаж рук
Цель: воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы,вызвать ощущения легкости, радости.
- “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
- Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:
- поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
- ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
- нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
- лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
- с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.
Массаж головы
Цель: Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
- Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
- Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
- Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
- “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
- С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.
Массаж лица
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица,вырабатывать умение управлять мимикой,“лепить” красивое лицо.
- Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
- С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
- Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
- Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
В детском саду оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
- здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
- значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
Тематическое планирование занятий
Месяц | Тема занятий |
Сентябрь | Вот я какой |
октябрь | Будь всегда здоров! |
Ноябрь | Как мы дышим |
Декабрь | Как мы слышим |
Январь | Зоркие глазки |
Февраль | Язычок и здоровые зубки |
Март | Волосы, ногти и кожа- вот кто меня защищает |
Апрель | А что внутри меня? |
Май | Правила на всю жизнь |
На педагогическом Совете коллективом принято решение ежемесячно проводить день здоровья.
Хорошо в этот день в детском саду запланировать такие оздоровительные физкультурные занятия:
- Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
- Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр ( в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
- Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
- Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
- Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
- Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
- Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.
Планирование “Дней здоровья” в детском саду поможет вырастить детей здоровыми, выносливыми, физически подготовленными ко второй ступени в жизни ребенка , т.е. поступлению в первый класс.
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ В МБДОУ
Дети с нетерпением ждут праздника, готовят речевки, упражняются, тренируют волю к победе.
Профилактические мероприятия
Здоровье воспитанников ДОУ
также поддерживается при помощи комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение простудных и других заболеваний. В числе таких мер – комплексы зрительных упражнений по профилактике близорукости, гимнастика с простейшими элементами йоги, дыхательная гимнастика, сон без подушек, самомассаж мочек ушей и ушных раковин.
Во время обучающих занятий обязательно делаются паузы на расслабление, дыхание и тренировку зрения. Особое внимание уделяется оптимальному двигательному режиму, который является лучшей профилактикой плоскостопия и нарушений осанки.
Наконец, сохранение здоровья детей в ДОУ обеспечивается благодаря организации качественной и безопасной среды. Это, в первую очередь, регулярная влажная уборка помещений детского сада, проветривание, соблюдение оптимального температурного режима. В помещения, где играют и спят дети, должно поступать достаточное количество естественного света. В осенне-зимний период, а также в северных регионах недостаток естественного освещения может быть компенсирован установкой ламп дневного света.
Физкультурные занятия могут сопровождаться музыкой. Музыкальный фон способствует лучшей координации движений, улучшает настроение и стимулирует активность детей.
Как следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей?
Для анализа заболеваемости и ведения медицинских журналов в детском саду удобно использовать специальное программное обеспечение. Например, программный модуль «Медкабинет» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 30 медицинских журналов, которые помогают следить за состоянием здоровья и заболеваемостью детей, контролировать диетическое питание и качество приготовления пищи, соблюдать нормы продуктов и санитарное состояние помещений и т.п.
Вот так, к примеру, в системе выглядит формирование прививочного плана и график по одному из отчетов о заболеваемости:
Скачать бесплатную демо-версию этой программы можно здесь.
Автор статьи: Лидия Ситникова