Эффективные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)


Эффективные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)

  • 23 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»

Одним из условий успешного творческого развития ребенка является совместная деятельность родителей, детей и педагогов. Семья и детский сад, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя, помощника воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Когда я стала работать по программе «Радуга», меня стали волновать вопросы: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации? Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций, я стала использовать новые формы, основной целью которых стало педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательный процесс.

Таким образом, участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В перечень новых форм, используемых мной, входят:

  • Встреча за круглым столом.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Диспуты.
  • Информационные листки и др.

В своей работе по взаимодействию с родителями я применяю следующие принципы:

  • Целенаправленность.
  • Системность.
  • Учет специфики каждой семьи.
  • Учет опыта родителей.
  • Доброжелательность.
  • Открытость.

Для того чтобы лучше знать семью в начале года составляю «социальный паспорт» группы:

  • возраст родителей.
  • состав семьи (полная, неполная),
  • количество детей в семье,
  • образовательный уровень родителей,
  • социально-экономическая ситуация в семье.

Беседую с родителями, детьми о летних каникулах, о том, что нового произошло у ребенка.

Конечно, не сразу складывались доверительные отношения с родителями. У некоторых родителей отсутствовала мотивация для общения, не было желания выносить семейные проблемы на обсуждение. Я стремилась избегать критики, строить общение на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно родители стали понимать, что я искренне заинтересована в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам, более критично относиться к себе и своему ребенку.

В начале года было проведено анкетирование на тему «Выявление состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада». Эти анкеты помогли мне в дальнейшей работе, а именно я составила перспективный план мероприятий с родителями, учитывая пожелания и их советы.

В индивидуальной работе использую папки передвижки. Например «Конвенция о правах ребенка». Почему именно эта тема, да потому что не секрет, что родители не знают прав своего ребенка и как неприятно об этом говорить встречается жестокое обращение с ребенком. «Подготовка руки к письму» – где были вывешены рекомендации и различные росчерки.

В родительском уголке особенный интерес вызывает у родителей рубрика «Герой дня». В ней, например, помещаю такую информацию:

– Толик сегодня внимательно слушал рассказ Насти. – Гена был вежлив. – Настя идеально выполняла обязанности дежурной в уголке природы.

Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями дало определенный результат. Родители стали активными участниками всех дел. Стали относиться к своему ребенку как к равному, поняли, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Стали проявлять интерес к делам ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке.

Список литературы:

  • Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Е.В.Соловьева «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 6 – 7 лет в д/с. М. Просвещение, 1997 г;
  • Т.Н.Доронова «На пороге школы»: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет по программе «Радуга». 3 изд. М. Просвещение, 2004 г.

Описание своей работы за учебный 2010 – 2011 год я бы хотела представить в форме современного, всеми знакомого жанра – увлекательного частного детектива «Исчезновение Ежа Кузи».

Форма, конечно, сказочная, но основана на реальных событиях.

Приложение 1: Работа с родителями.

Приложение 2: Частный детектив «Исчезновение Ежа Кузи».

Автор: Синаева Валентина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок», п. Преображенский, Назаровский район Красноярского края. Стаж 27 лет. Диплом лауреата регионального конкурса «Профсоюзной премии имени Героя социалистического труда К.А. Миксон». Почетная грамота Министерство образования и науки Российской Федерации. Финалист Всероссийского конкурса «Мой лучший урок 2012-2013 г».

Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях

Елена Святошенко

Эффективные формы взаимодействия с родителями в современных условиях

«Все мы родом из детства»

. Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье, именно она играет важную роль в
формировании его личности. Ведь родители – первые воспитатели и учителя своего ребёнка, которого правильно воспитать – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей. Созидание человека – это не только, можно сказать, подвиг, но и труд на протяжении всей жизни. Труд, не знающий ни каникул, ни отпусков. Но и труд, приносящий радость и счастье.
В. А.Сухомлинский рекомендовал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Именно в семье любящие родители должны создавать воспитывающую, творческую атмосферу, развивать эмоциональную сферу ребёнка, так как для него общение с родителями – первая школа общения, в основе которой доброта, великодушие, сердечность, откровенность, правдивость, уважение и обязательно требовательность. Известно, что дети учатся тому, что видят у себя в семье. Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации полезного досуга, добросовестного труда и т. п.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)

в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Так как я работаю в первой младшей группе детского сада на данном этапе в своей деятельности выделяю основное направление – взаимодействие с семьями воспитанников.

Целю работы над темой:

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Оказания помощи родителям в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей.

Задачи:

— Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

— Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.

— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

-Обобщение опыта работы по созданию условий для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы деятельности.

Что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»

,
«сотрудничество»
,
«содружество»
?

Термин «взаимодействие»

, предполагающий обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где
взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия с семьей воспитанника.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности»

.
Формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в наших руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса большое значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

В работе я использую разные формы организации работы с родителями:

Традиционные:

— консультации на темы: «Первый раз в детский сад!»

,
«Адаптация ребенка в детском саду»
,
«Какие игрушки нужны детям»
.

родительские собрания: «Подготовка ребенка к детскому саду»

,
«Адаптационный период, как легче его преодолеть»
,
«Учим ребенка общаться»
.

— анкетирование.

— беседы с родителями и детьми, посещение семей воспитанников.

— советы и рекомендации по проблемам воспитания детей.

оформление родительского уголка, в котором содержится информация о работе группы, режимных моментах, имеются папки-передвижки с разнообразным материалом.

Нетрадиционные:

родительские собрания в нетрадиционной форме: «Путешествие в страну Сенсорика»

.

— опросы родителей.

— библиотека методической литературы «Для Вас, родители»

.

— участие детей и родителей в выставках и конкурсах различных уровней организации.

оформление групповых помещений – стараемся оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки, тогда группа становится уютнее и атмосфера складывается доброжелательной. Довольно часто использую украшение окон в групповой комнате и раздевалке, привлекая интерес детей уже на улице, чтобы дети с удовольствием шли в детский сад, как в «сказочную страну»

.

— выпускаем стенгазеты: «Лето, ах, лето!»

,
«Мой выходной день»
.

— индивидуальное консультирование по запросу родителей.

Инновационные:

«Почта доверия»

, где любой член семьи имеет возможность высказать свое мнение и обратиться за помощью не только педагогов, но и специалистов детского сада.

— проектная деятельность — в декабре проведен проект «Зимняя фантазия»

, результатом его стало участие в конкурсе зимних построек.

— участие в социальных акциях «Бумажный бум»

,
«Покормите птиц зимой»
,
«Шоколадный подарок»
.

— размещение информации на сайте ДОУ и Сетевом Городе.

— интерактивное общение с родителями в программе вайбер в режиме онлайн.

Для более эффективной работы важно понять и применять на практике принципы взаимодействия с родителями:

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей.

• Единство в понимании педагогами и родителями цели, задач, средств, условий, результата развития ребенка.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

• Доброжелательный стиль общения.

• Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Родители – активные участники процесса взаимодействия.

Таким образом, привлекая родителей к сотрудничеству, взаимодействию,я получила:

— расположение и доверие родителей к детскому саду;

-создание общности интересов, эмоциональной взаимопомощи и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

— наиболее благоприятную атмосферу для общения с родителями;

— более успешную и легкую адаптацию детей моей группы;

— творческий потенциал для работы в этом направлении.

Опыт работыТема: «Современные формы взаимодействия с родителями»

Актуальность

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важней ших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Цель:

1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию.

2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Противоречия

1. Сотрудничество родителей и детского сада обеспечивает полноценное психическое, интеллектуальное развитие ребёнка. Использование только традиционных методов и форм работы с семьёй, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.
2. Систематически проводятся родительские собрания, беседы, консультации. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними (низкий уровень посещения собраний, пассивность)

Самообразование

Цель

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжать поиск эффективных форм работы сотрудничества с семьёй.

Большое значение в повышении моих профессиональных качеств, теоретических знаний имело самообразование. Изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», материалов совещания стали основополагающими документами в работе с родителями.

Анализ методической литературы, периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Старший воспитатель», «Вестник образования») способствовали систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями. Наиболее актуальными из них считаю: семинары – практикумы, встречи – дискуссии, встречи – диспуты, устные журналы.

Взаимопосещения, собеседования со старшим воспитателем, опытными педагогами помогли приобрести необходимые навыки по созданию педагогических условий взаимодействия с родителями.

Стараясь убедить родителей в том, что в детском саду осуществляется всесторонняя подготовка детей не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни проводили «дни открытых дверей».

Считаю, что система непрерывного самообразования дала возможность повысить свой уровень профессиональной подготовленности к взаимодействию с семьями воспитанников на современном этапе.

Система работы по взаимодействию с родителями

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (31 год), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. Анализ данных социально-демографической карты показал: 90% наших воспитанников живут в полных семьях, 10% в неполных семьях. Контингент родителей неоднородный по образованию и профессиональной принадлежности (врачи, служащие, педагоги, рабочие). В подавляющем большинстве родители молодые, имеют среднее профессиональное образование. 60% семей составляют семьи с одним ребёнком, 40% — с двумя детьми. 50% родителей недостаточно информированы о деятельности ДОУ, 50% — готовы к сотрудничеству.

Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.

На тематическом собрании «Юные математики» родители смогли оценить роль развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Познакомились с формами и методами развития логического мышления, памяти, внимания; узнали, как правильно научить ребёнка решать математические и логические задачи.

В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребёнка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Вниманию родителей было представлено выступление детей (ритмическая гимнастика)

Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах. С которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Из консультации «Развиваем речь ребёнка вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка – зима», «Здравствуй весна!», «Ах, лето, лето!» стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Практикую награждение участников выставок.

Регулярная организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: «Новоселье», «День матери», «8 Марта», «Папа, мама, я – спортивная семья».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуется стенгазета «Фантазёры». Родители имеют возможность получать необходимую методическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей, их оздоровления, о событиях, происходящих в детском саду. В подготовке газеты родители принимают непосредственное участие, т.к. в одной из рубрик родители делятся семейным опытом по воспитанию и развитию детей.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Результативность

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.

Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Полную версию работы с приложениями можно .

Опыт. Современные формы работы с родителями в ДОУ

Прошли те времена, когда взаимодействие детского сада и семьи ограничивалось проведением родительских собраний, информацией в родительских уголках и редкими праздниками и развлечениями. Технологии и новшества современного мира требуют от детского сада современных форм работы с родителями.

Что интересно сегодняшним детям и родителям, и что мы им можем предложить попробуем рассказать в нашей статье.

Очень интересными получаются мероприятия с привлечением наших социальных партнеров – студентов различных ВУЗов и педагогического колледжа: происходит встреча трех поколений: родителей, студентов и дошкольников.

Так в прошедшем году мы провели робототехнический «Батл – тайм» — со студентами СФ МГПУ. Смешанные команды детей, студентов и родителей активно создавали робототехнические модели по схеме, озвучивали их, сочиняли свои истории. Иногда дети выступали в роли наставников, так как знаний в робототехнике у них оказалось больше чем у взрослых.

Конструктор «Фанкластик» появился в нашем ДОУ в прошлом году и сразу завоевал популярность у детей и педагогов. Мы попробовали познакомить с ним и родителей. В «конструкторском бюро «Фанкластик» принимали участие только родители. Такая форма работы пришлась по душе и папам, и мамам. Родители настолько заигрались, что продолжали усовершенствовать свои модели и после окончания работы «конструкторского бюро».

Популярное увлечение — прохождение различных квестов тоже пришлось по душе нашим родителям. Мы провели несколько различных квестов с детьми и родителями: квест – приключение «Тайна Мистера –Конструктора» — с использованием образовательных конструкторов. Очень увлекательно прошел квест «Сокровища Фребеля», построенный на заданиях с использованием «Даров Фребеля».

Еще один квест был посвящен Дню Космонавтики. В гости к детям и родителям прилетали «инопланетяне», которым нужна была наша помощь.

Настоящей изюминкой стало техническое дефиле, проведенное в рамках Дня технического творчества. Чудеса мастерства проявили наши родители и дети. Юным манекенщикам помогали настоящие роботы, которые в этот заполонили детский сад.

Педагоги детского сада успешно реализуют проектную деятельность с детьми, а вот родители не всегда охотно участвуют в создании детских проектов. В целях популяризации проектной деятельности мы провели с родителями «Битву проектов». На практике показали, что такое этапы проекта, работа над проектом, продукт проекта. Такая форма работы помогла нам в дальнейшем привлечь родителей к созданию нескольких больших проектов.

В детском саду работает «Мультстудия». В течение года к созданию мультфильмов привлекаются родители, старшие братья и сестры наших воспитанников. Получается целая семейная мультстудия!

Использование современных форм работы помогает активизировать родителей, привлечь их внимание к жизни детского сада, лучше понять своих детей. Мы продолжаем поиск новых форм сотрудничества, нам очень важно чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса в ДОУ.

Авторы: М.А. Шафигулина Мария Александровна, заведующий МБДОУ «Детский сад №2» г.о. Самара; С.В. Цыбусова, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» г.о. Самара; Ю.В. Демьяненко, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» г.о. Самара.

Фотографии: Архив редакции интернет-журнала «Воспитатели России»

Тэги:Опыт ДОУ Семья и детский сад

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]