Игры эстафеты для детей 5, 6, 7 лет
Подвижные игры эстафеты для детей 5-7 лет
Правила эстафетных игр
❀ Равное количество участников, которые делятся на две команды.
❀ Равные физические силы.
❀ Присутствие взрослого ведущего. Он дает команду «На старт!», подсчитывает очки и следит за тем, чтобы игроки не нарушали правила: не выбегали раньше времени, клали предметы на место, вовремя передавали эстафету другим.
❀ Чтобы дети хорошо усвоили правила игры, устраивается тренировочное соревнование, без зачета очков.
Примерно с 5 лет детей все больше привлекают групповые, командные игры-эстафеты. Ведь в них есть дух соперничества. В них они узнают, что такое коллектив и плечо товарища. Дети начинают понимать, как важно подчиняться правилам группы, идти к цели и чувствовать свою значимость, вносить свой маленький вклад в большое дело.
В повседневной жизни не всегда удается организовать игру-эстафету. Ведь для ее создания нужны участники — большая группа детей. Однако эстафету можно обыграть и с четырьмя детьми. А если к ним присоединятся мамы и папы, игра превратится в настоящие «веселые старты». Эстафеты всегда зрелищны. Хорошо, если вокруг вас соберется группа поддержки: будет веселее и зрителям, и участникам. А если вам не удалось собрать две команды, поиграйте в более узком кругу, без соревновательного задора, где побеждает дружба и хорошее настроение, где процесс важен ради самого процесса.
«Разгрузи машину». Перед командами стоит простая задача — разгрузить машину с кирпичами. Для этого с одной стороны площадки ставятся две коробки с кубиками («машины с кирпичами»), а с другой стороны располагаются игроки. Задача участников — добежать до «машины», взять «кирпич», вернуться к линии старта, положить ношу в обозначенное место и передать эстафету другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет все «кирпичи».
«Пройди через обручи». Две команды становятся друг за другом в колонну. На площадке раскладывается 3—4 обруча. Задача участников — добежать до поворотной стойки (это может быть стул, куст, камень, столб, какой-то предмет) и вернуться назад к линии старта. На пути вперед необходимо преодолеть препятствия: поднять каждый обруч, продеть через себя и положить на место.
«Перенеси арбузы». Для этой эстафеты вам понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.
«Соревнования мячей». Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
«Общая картина». Для проведения этой игры вам понадобятся два мольберта, на которых закреплены чистые листы бумаги (можно упростить задачу и прикрепить два листа ватмана на стене). Рядом положите фломастеры или маркеры с толстым стержнем. Ведущий ставит перед командами задание — написать картину: портрет человека, кошку, дом, робота и т. д. (задание должно быть простым). Каждый участник должен добежать до «мольберта», нарисовать одну деталь образа и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой представит свой «шедевр».
«Меткие стрелки». На площадке кладется два обруча. С небольшого расстояния участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч. У кого будет больше попаданий, тот и победил.
«Быстрее, выше, сильнее!» К пяти годам большинство подвижных игр для детей приобретают спортивный характер. «Быстрее, выше, сильнее!» — этот олимпийский девиз становится актуальным, насущным для старших дошкольников. И девочкам, и мальчикам одинаково интересны активные игры с элементами бега, прыжков, преодоления различных препятствий.
Похожие статьи:
Подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Подвижные игры для детей подготовительной группы в помещении
Подвижные игры во второй младшей группе
Подвижные игры для детей 3-5 лет в детском саду
Подвижные игры для детей до 1 года
ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Куликова Светлана Геннадьевна,
инструктор физкультуры,
МБДОУ «ДСОВ» №113
г. Братска Иркутской области
Проработав более 30 лет с детьми, я могу сказать с полной ответственностью, что для детей любого возраста самая интересная и результативная форма проведения занятий это игры; подвижные, спортивные и эстафеты.
Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимают игры-эстафеты.
Программой детского сада предусмотрено широкое использование подвижных игр. Их рекомендуется проводить в разное время дня.
С помощью подвижных игр у детей можно развивать важнейшие физические качества: ловкость, силу, выносливость, воспитывать выдержку, настойчивость, смелость, решительность, находчивость.
В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых черт личности особая роль играм-эстафетам.
Игры-эстафеты – ода из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям не только старшего дошкольного возраста, но и детям средней группы.
В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие ориентировки в пространстве, воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности, формирование таких свойств, как точность, быстрота, координация движений. Соревновательный момент усиливает интерес детей к играм, способствует концентрации их внимания, позволяет повышать двигательную, эмоциональную и творческую активность дошкольников. При условии квалифицированного педагогического руководства эти игры содействуют воспитанию положительных взаимоотношений детей.
Таким образом, в каждой игре происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.
Отличительным признаком игр-эстафет является выполнение комбинированных действий поточно, по одному или по двое детей одновременно от каждой команды.
В играх преобладают следующие виды движений и их сочетания:
- бег с метанием, подлезанием или перелезанием;
- бег с спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;
- бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
- бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;
- бег с переноской мячей, обручей и других предметов и другие задания, которые выполняются в установленном порядке.
В каждой игре, в зависимости от ее сложности, содержится в определенное сочетание основных движений, знакомых детям.
Для организации игры-эстафеты обязательно деление ребят на команды, между которыми происходит состязание. В любой игре дети выполняют все действия в обусловленном порядке, в заданном или максимально возможном темпе. Правила игр составлены таким образом, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждого ребенка, поэтому инструктору физкультуры необходимо добиваться добросовестного и чёткого их выполнения.
В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Участвуя в играх, они усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценивать действия товарищей, добиваться победы в соревновании, преодолевать собственную робость, выполнять предъявляемые требования.
Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность этого периода остается высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры инструктору физкультуры необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей соблюдать чувство меры, не допускать излишнего азарта, для этого можно между эстафетами проводить конкурсы; отгадывание загадок, соревнования между двумя и более участниками.
Игры-эстафеты основаны на решении ряда двигательных задач, требующих от детей значительных усилий. В связи с этим дошкольников следует знакомить сначала с более простыми играми, а затем постепенно переходить к сложным. На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выполнения движений детьми, постепенно увеличивать их скорость. Для этого лучше всего проводить эстафеты с предмет: (мяч, тачка, машина…) Усложненные варианты игр можно предлагать лишь после усвоения детьми основных правил и содержания простейших игр и при условии овладения необходимыми двигательными навыками. Усложнение игр-эстафет следует производить таким образом: постепенно увеличивать количество препятствий в игре, изменять их расположение и способы выполнения заданий, вводить дополнительные, предварительно разученные движения, менять величину и вес используемых в игре предметов, увеличивать площадку для игр, усложнять правила, регулирующие взаимодействия детей.
В организации и проведении игры-эстафеты особая роль отводится воспитателю. Он должен хорошо знать содержание игры и ее правила, что бы четко, ясно и последовательно объяснить их детям, а так же изложить условия определения победителя.
Воспитателю необходимо тщательно продумать, как разместить инвентарь в зале, чтобы во время занятия не было никаких задержек.
Важным моментом организации и проведения игр-эстафет является распределение детей на команды, равные по силам.
На начальных этапах разучивания игры ведущее место отводится показу движений, который обязательно должен подкрепляться объяснениями. Даже старшим дошкольникам легче копировать образец педагога, поэтому при разучивании новых сложных игр-эстафет иногда можно использовать прием практического выполнения игрового задания вслед за инструктором. На последующих этапах обучения соотношение приемов показа и объяснений изменяется.
Практика показывает, что целенаправленное проведение игр-эстафет на физкультурных занятиях способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, а также оказывает положительное влияние на улучшение деятельности организма ребёнка в целом.
2