Интерес детей к театру
Элементы театра естественным образом вплетены в жизнь каждого ребенка. Как только дошкольник включается в простейшие сюжетно-ролевые игры, он уже проявляет себя как актер.
Игровая деятельность дошколят способствует формированию у них интереса к театру. Сюжет, атрибуты, костюмы, обыгрывание намеченных ролей – это элементы театральной деятельности. Базовые сюжетно—ролевые игры: «Автобус», «Семья», «Магазин» – это маленькие импровизированные спектакли, режиссерами и актерами в которых становятся сами дети.
Нельзя не отметить творческие игры-драматизации, которые строятся на основе литературного произведения. Обычно дети разыгрывают небольшие сказки, такие как «Курочка Ряба», «Теремок», «Лиса и заяц».
Можно предложить дошкольникам использовать для инсценировки кукол настольного театра, теневого, пальчикового и других. Интерес у детей вызовут куклы – герои сказки, изготовленные совместно из деревянных ложек, пластиковых стаканчиков и другого материала.
Особое место в развитии интереса к «волшебному миру искусства» занимает специальная театрализованная деятельность, когда к праздникам ставятся спектакли с участием детей. Обычно это серьезный музыкальный спектакль, который позволяет дошколятам почувствовать себя настоящими актерами.
Все это объективные условия, которые приближают к ребенку настоящий театр. Поэтому, когда дошкольнику сообщают, что «мы пойдем смотреть представление, где на сцене будут настоящие сказочные герои», у ребенка складывается некоторое понимание, о чем идет речь.
Правила поведения в театре для детей
Собираясь на театральное представление, важно напоминать дошкольнику правила театрального этикета.
Это позволит ему чувствовать себя увереннее, а взрослому не переживать за возникновение «неловких» ситуаций.
Многое зависит от того, какие условия создадут взрослые, и как они настроят ребенка на посещение театра. Поэтому предлагаем памятку сопровождающему дошкольника на представление:
- Создать праздничную атмосферу (беседа, нарядная одежда).
- Привести ребенка за 30 минут до начала спектакля, чтобы он смог адаптироваться к обстановке.
- Сводить малыша в туалетную комнату до начала представления.
- Взять с собой воду, влажные салфетки или бумажные платочки.
- Войти в зал предварительно, не дожидаясь третьего звонка.
- Не предлагать телефон, как альтернативу происходящему на сцене, даже если заметно, что малыш потерял интерес. Необходимо постараться вернуть его на волну театральной сказки.
- После возвращения необходимо обязательно побеседовать с дошкольником о его впечатлениях и не забыть поделиться своими.
- Личный пример – главный урок для вашего малыша.
Памятка для детей, как вести себя в театре
Важно объяснить детям, как вести себя в зале и фойе театра, какие правила нужно соблюдать во время спектакля, и что им позволено в антракте. Достаточно сформулировать 10 понятных ребенку правил, которые станут для него руководством поведения в театре.
- Услышав звонок, следует заходить в зал, не задерживаясь в фойе, если нет на то важных причин.
- Необходимо соблюдать тишину, чтобы не мешать артистам играть, а соседям воспринимать происходящее на сцене.
- Вставать и садиться надо бесшумно, придерживая рукой сидение кресла.
- Нельзя занимать оба подлокотника, один из них предназначен для соседа.
- Во время спектакля нежелательно выходить из зала.
- Перекусить или попить воды можно только во время антракта.
- Во время антракта нельзя бегать и прыгать в фойе.
- Аплодисменты уместны только по окончании действия или всего спектакля.
- Нельзя покидать свое место, пока не закроется занавес.
- В гардеробе нельзя толкаться, чтобы оказаться первым.
Как родителям подготовить ребенка к посещению театра
Дети в театре – это уже маленькие театралы, которые должны быть готовы к восприятию происходящего на сцене. Поэтому необходима предварительная беседа с малышом о месте посещения и правилах поведения. Сюжет спектакля должен быть знаком и понятен дошкольнику, соответствовать его возрасту. Желательно отдать предпочтение представлению кукольного театра. «Ожившие куклы» привлекут интерес малыша больше, чем взрослые артисты.
В каком возрасте начинать приобщение к театру
В 3 года современный ребенок готов к восприятию театрального действа. Конечно, необходимо учитывать его индивидуальные особенности: коммуникабельность, уровень познавательного интереса, двигательной активности. Спектакль должен быть не более 40 минут (а для младших дошкольников 25-30 минут), так как в связи с возрастными особенностями эмоционально-волевой сферы ребенку сложно усидеть на месте долгое время.
Старшие дошкольники с интересом воспринимают как кукольные спектакли, так и игру актеров на сцене. Если представление веселое и динамичное, они могут удерживать внимание около часа.
Что полезно рассказать детям о театре
Заблаговременно, перед посещением представления нужно рассказать дошкольнику, в каком особенном месте предстоит побывать. Информация о театре должна соответствовать возрасту ребенка и содержать следующие сведения:
- что являет собой большое театральное здание;
- кто там работает;
- что делают артисты;
- кто такие зрители;
- о чем будет спектакль;
- как надо правильно себя вести.
Рассказ должен получиться кратким, но содержать основную информацию.
Сюжетно — ролевая игра «Театр»
Лучшей деятельности, чем игра, для дошкольника не существует. Поэтому правила поведения в театре можно закрепить с помощью сюжетно-ролевой игры. Конечно, такой сюжет сложен для малышей, но вполне может быть использован для детей старшего дошкольного возраста. Организатором чаще всего выступает взрослый.
Цель и подготовка к игре
Основная цель сюжетно-ролевой игры «Театр» – это закрепление и расширение имеющихся знаний о театре и о правилах театрального этикета. Игра требует определенной подготовки:
- беседы с детьми о театральном искусстве (короткие, динамичные), чтобы углубить их знания;
- наличие опыта посещения театрального действа;
- диалог об увиденном (наблюдения) и обобщение информации;
- возможно совместное изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, элементы костюмов для артистов и пр).
Распределение ролей
Основные роли в таком игровом действии: зрители, артисты и сотрудники театра (кассир, контролер, продавец в театральном буфете).
Необходимо проговорить с детьми, в чем заключается особенность действий каждого из них.
Например, в кассе кассир продает билеты, контролеры проверяют их и усаживает зрителей, в буфете посетителям предлагают соки и мороженое, актеры показывают спектакль, а маленькие театралы, выполняя все правила театрального этикета, наслаждаются спектаклем. В дальнейшем можно усложнить игру. Например, можно ввести роль гримера, костюмера, режиссера, мамы с малышом.
Ход игры
Ход игры – это моделирование посещения театра. Каждый из детей выполняет выбранную им роль, тем самым глубже понимания ее особенности и правила поведения. Роль взрослого – опосредованное воздействие на участников игры. Это разъяснение, совет по ходу игровых действий, помощь, возможно и ролевое участие (например, один из зрителей).
Обратная связь по завершении игры
По завершении игровых действий возможна обратная связь. Взрослый может поинтересоваться, понравилась ли детям эта игра, насколько правильно каждый обыграл свою роль, сложно ли это было, все ли зрители вели себя соответствующе во время театрального представления и др.
Сюжетная игра «Театр» позволит детям прочувствовать и осознать правила поведения в театре в простой и понятной им обстановке. Ее организация на первых порах потребует некоторых усилий и участия взрослого. В дальнейшем дошкольники самостоятельно смогут проигрывать уже знакомый им сюжет, обогащая его новыми ролями и деталями.
Родители и воспитатели, помните, что от вашей заинтересованности и личного примера зависит, насколько искусство и театральная культура станут неотъемлемой частью взрослой жизни вашего малыша.
Полезно ознакомиться: правила поведения за столом для детей.