Пальчиковые игры для детей 5 лет
Лесенка. Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.
Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.
Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.
К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.
Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили…
Постучали. И открыли!
Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.
Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.
Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.
После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
Ольга Пашина
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
Авторские пальчиковые игры
Игра — это самый лучший способ развития речи и мышления детей. Играя ребенок радуется, получает удовольствие, впечатление, развивает фантазию, все это является сильнейшим стимулирующим средством для активного восприятия речи и порождает у ребенка самостоятельную речевую деятельность. Пальчиковая игра самый эффективный способ развития речи у детей, а так же массаж и гимнастика для рук, при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находятся множество точек, связанных с различными органами. Цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействуют на умственное развитие ребенка. Сочетая стихотворные строки и одновременное движение пальцами, у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовать движения и речь. Пальчиковые игры очень интересны детям, для некоторых игр надеваются бумажные колпачки, вязаные шапочки или персонажи, перчатки с вышитыми глазками и ртом.
Я хочу представить Вам комплекс пальчиковых игр по месяцам. Надеюсь, что стихи и подобранные к ним игровые движения понравятся детям, подарят радость общения и принесут пользу.
Сентябрь – «Бабушка»
Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту.
Напекла нам бабушка (ребенок имитирует пирожки руками
и показывают пальчик на руке)
Вкусные оладушки (ребенок гладят себя по животику двумя руками)
Вот для Вани (ребенок показывают пальчик на руке)
Вот для Тани (ребенок показывают пальчик на руке)
А еще возьмите маме (ребенок показывают пальчик на руке)
Папу тоже не забудем (ребенок показывают пальчик на руке)
Все мы рады очень будем (сжимают пальчики в кулачок и разжимают)
Октябрь – «Ежик»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
На иголках ежик носит (дети показывают ладошки с широко раскрытыми пальцами)
То листочки (второй рукой на иголки накладывается ладошка)
То грибочки (второй рукой накладывается кулачок)
То красивые цветочки (накладывается ладошка с широко раскрытыми пальцами)
Ежик носит все в свой дом (дети показывают крышу над головой двумя руками)
.
Так и зиму переждем (дети трут себя по ручкам, греются)
Ноябрь – «Котик»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Мышки прячьтесь в свои норки (дети показывают крышу над головой двумя руками)
.
Ходит котик по пригорку, (перебирают руками, имитируя лапки)
Мягкие у него лапки, (по переменке гладят рукой то одну руку, то другую)
Только в лапках цап — царапки (сжимают быстро кулачки и разжимают как коготки кошки)
Декабрь – «Зайка»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, соединяя движения с текстом.
Зайка по лесу бежал (ладошки сложены в кулачок, кулачки вращаются вокруг друг друга)
и лягушку увидал, (показывают ладошки с широко раскрытыми пальчиками)
ежика, (ладошка с широко раскрытыми пальчиками, к ней прижать кулачок)
улитку, (указательными пальчиками делают рожки у головы)
Вот какой он прыткий (хлопают в ладоши)
.
Январь – «Солнышко»
Цель: Развивать умение выполнять элементарные действия обеими руками.
Вот и солнышко проснулось, (скрещивают ладошки с широко раскрытыми пальчиками)
Нашим деткам улыбнулось, (шевелим пальчиками)
Всем на радость посветило, (шевелим пальчиками)
Всех согрело, обогрело, (гладят себя по голове)
Нашу землю облетело
И опять за тучку село (прячут лицо в ладошки)
Февраль – «Репка»
Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять или загибать по очереди пальцы правой и левой руки, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
На машине мы поедем (имитируем двумя руками руль)
В огород за репкой, (загибаем пальчик)
Возьмем в помощь мы себе
Бабушку и деда, (загибаем пальчик)
Репку дружно мы копаем, (загибаем пальчик)
И кладем в ведерко, (загибаем пальчик)
Каши много мы наварим дома у Егорки (загибаем пальчик)
Март – «Каша»
Цель: развиваем мелкую моторику пальцев руки.
Варим – варим кашку (пальчиком водят по ладошке)
Для нашей Наташки, (загибают пальчик)
Эта ложка для Егора, (загибают пальчик)
Эта ложка для Федоры, (загибают пальчик)
Ложка кошке, (загибают пальчик)
Ложка псу, (загибают пальчик)
Ну а птичкам дам я крошки (крошат крошки двумя руками)
Апрель – «Наш дом»
Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы играли впятером, (показывают руку с растопыренными пальцами)
Строили мы вместе дом, (стучат кулачком о кулачок)
Стены, крыша и окошко, (показывают крышу над головой)
Загляни в него ты крошка (соединяют пальцы обеих рук в круг, заглядывают в окошко)
Май – «Кораблик»
Цель: развивать умение выполнять элементарные действия обеими руками.
По реке ходил кораблик, (ладони соединены, движения волной)
Ветер сильный вдруг подул, (раскрыли ладони и дуют на них)
Кораблик наш перевернул (раскрытые ладони перевернули в низ)
Капитан у нас отважный,
От воды насквозь промок, (трут ладошки друг о друга)
Спас кораблик свой бумажный,
Починил и снова в путь (ладони соединены, движения волной)
Июнь – «Зверята»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Зайка с котиком играли
Все игрушки растеряли, (показывают ушки, пальчики сжимают и разжимают)
Петушок пришёл к ним в гости (пальчиками шагают по коленям)
И принес горошка горстку, (соединяют ладошки в лодочку)
Мы горошек посчитаем,
Сколько зернышек узнаем.
Раз два три четыре пять, (загибают пальчики на счёт)
Начинаем вновь считать.
Июль – «Дождик»
Цель: развивать общую координацию движений.
Дождик капает по крышам, (пальчиком стукают по ладошке)
Мы на улицу пойдем, (хлопают в ладошки)
Зонтик мы с собой возьмем, (над головой соединяют руки)
На ногах сапожки у Маши и Антошки (имитируют, надевают сапоги)
Август – «Мишка»
Цель: развивать общую координацию движений.
Мишка по лесу идет (хлопают ладошками по коленям)
И корзиночку несет, (показывают корзину, соединяя руки перед собой)
В ней грибы и ягоды (показывают кулачок, накрывают его ладошкой, и просто сжимают кулачки)
Медвежат порадуют,
Он в берлоге живет, (накрывают соединенными руками голову)
Зимою лапу сосет (складывают ладошки под ухо)
Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ
Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.
Книжные уголки в детских садах, их оформление по ФГОС
Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.
Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.
В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.
4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).
В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.
Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.
К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.
Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах
Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:
- 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
- 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».