Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Сценарий мероприятия «Мини-музей Хлеба» в старшей логопедической группе Воспитатель: Уважаемые гости! В нашей группе есть мини – музей «Хлеба»

. Сейчас дети представят экспонаты, которые находятся в нашем музее. М. Геля: «Это наш
мини – музей «Хлеба»
. Здесь есть торт, булочная Деда Мороза, каравай, театр сказки
«Колосок»
, пахарь, птичка жаворонок,…

Экскурсия с детьми старшего возраста в мини-музей «Космос» на тему «Солнце — большая звезда» Экскурсия с детьми старшего возраста на тему «Солнце – большая звезда»

Цель: формирование представлений о Солнце, как раскаленном небесном теле шарообразной формы, и его значении в жизни растений и животных. Воспитатель встречает детей в
мини – музее «Космос»
. — Здравствуйте, я…

проект «Приходите к нам в музей»

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31

проект «Приходите к нам в музей»

Организация работы с педагогами и специалистами ДОУ по внедрению инновационной технологии «музейная педагогика»

Новикова Лариса Олеговна

Пояснительная записка

Педагогический коллектив детского сада «Сказка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Одна из основоположниц отечественного ДО в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой: -музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество; -в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом.

Проект «Приходите к нам в музей» разработан старшим воспитателем Новиковой Л.О. для воспитателей и специалистов МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31 «Сказка», с целью внедрения инновационной технологии «музейная педагогика» в педагогический процесс. Направлен на поддержку детской инициативы, ознакомление детей с миром музеев, создание условий для развития познавательных, творческих способностей дошкольников, а также для возможности практического претворения новых педагогических идей и методик.

Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга родителей воспитанников и педагогов ДОУ:

·30 % родителей воспитанников имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % родителей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % — узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, родители детей проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми

·Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини- музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.

Существуют противоречия

· между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

· необходимостью развития у детей познавательной активности и любознательности, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

· необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Проблема. Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Гипотеза. Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области познавательного, художественно-эстетического, речевого развития.

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта «Приходите к нам в музей»
Автор проекта Новикова Л.О., старший воспитатель МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №31 «Сказка»
Реализаторы проекта Воспитатели и специалисты, родители, дети МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31 «Сказка»
Вид проекта Творческий, познавательный
Тип проекта Среднесрочный, 4 месяца
Цель проекта Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к искусству в целом через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.
Задачи проекта 1. Создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;

2. Стимулировать самообразование педагогов.

3. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини — музее,

4. Способствовать формированию познавательного интереса, любознательности у дошкольников, путем внедрения в работу педагогов технологии «музейная педагогика»

5. Содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Краткое содержание проекта Организация и планирование методической работы с педагогами по освоению инновационной технологии «музейная педагогика»; создание системы работы с детьми и родителями по этому направлению. Организация и проведение педагогических мероприятий, направленных на создание психоэмоционального комфорта и творческого поиска у педагогов ДОУ.
Место проведения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального района Республики Карелия Детский сад № 31 «Сказка»

г. Сортавала, Победы, д.4

Сроки проведения Октябрь, ноябрь, декабрь 2021г., январь 2021г.
Количество участников проекта 160 человек (из них 16 педагогов)
Возраст детей от 2до 7 лет
Форма проведения Педагогические консультации для педагогов, семинар-практикум, обмен опытом, смотр-конкурс, педагогический совет, регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня
Практическая значимость проекта Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».
Продукты проекта Мини-музеи в возрастных группах и кабинетах специалистов; презентация мини-музея; паспорт мини-музея, специальные знаки для посетителей мини-музея, выставка детских творческих работ, дидактические игры для мини-музеев по теме музея.
Ожидаемые результаты С педагогами:
  1. 1. Создание мини-музеев в возрастных группах ДОУ.
  2. 2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.
  3. 3. Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.
  4. 4. Создание системы работы педагогов с родителями и детьми.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музеях

2. Повышение познавательной активности детей, развитие любознательности.

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).

4.Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

5.Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом.

План реализации проекта Предварительная работа:

Анкетирование родителей, педагогов

Накопление информации и материалов по организации работы с педагогами по музейной педагогике.

Подготовка методических рекомендаций по организации музейной деятельности в разных возрастных группах.

Создание условий для организации экспозиций.

Реализация проекта:

Планирование и организация методической работы с педагогами по технологии «музейная педагогика» по возрастным группам.

Организация смотра-конкурса «Лучший мини-музей в ДОУ» (для педагогов)

(создание мини-музея в возрастных группах, кабинетах специалистов).

Организация семинара-практикума «Дидактические игры для мини-музеев» (для педагогов группы)

Подведение итогов реализации проекта:

Итоговое анкетирование родителей, педагогов

Создание мини-музеев в возрастных группах и кабинетах специалистов

Разработка паспорта музея, изготовление специальных знаков для посетителей музеев. Разработка конспектов сценариев по проведению музейной деятельности.

Педагогический Совет «Итоги реализации проекта «Приходите к нам в музей»

Практика распространения опыта:

Распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология» на:

  • «День открытых дверей» с приглашением учителей СОШ №1, 4, 6
  • Методических объединениях старших воспитателей и учителей-логопедов
  • Проведение экскурсий для детских садов –соседей (ДС «Ромашка», «Родничок»), а также школ г. Сортавала
  • Публикация на сайте старшего воспитателя и МКДОУ № 31

Планирование методической работы

Дата Мероприятие Форма проведения Цель
04.10. 2017 Консультация для педагогов

«С чего начинается музей»

Педагогический час.

Презентация

Формирование у педагогов интереса к музейной педагогике; к восприятию изучения материала на данную тему
11.10.2017 Консультация для педагогов

«Как выбрать тему для создания музея»

Педагогический час.

Презентация

Мотивация к включению педагогов в изучение инновационной технологии «музейная педагогика»
18.10.2017 Обзор методической литературы по теме проекта Педагогический час. Обсудить все новинки педагогической литературы по данной теме
25.10.2017 Консультация для педагогов

«Цель и задачи мини-музея»

Педагогический час. Изучение материала по постановке правильной цели мини-музея и решению разнообразных задач по ее выполнению
1.11.2017 Консультация для педагогов

«Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ»

Педагогический час.

Презентация

Изучение инновационной технологии
08.11.2017 Консультация для педагогов

«Использование мини-музея в работе с детьми»

Педагогический час. Формирование умения педагогов применять новую технологию в работе с детьми. Изучение материала.
15.11.2017 Консультация для педагогов

«Использование мини-музея в работе с родителями»

Педагогический час. Формирование умения педагогов применять новую технологию в работе с родителями. Изучение материала.
22.11.2017 Консультация для педагогов

«Игры для мини-музея»

Педагогический час.

Презентация

Формирование интереса у педагогов к музейной педагогике, изучение материала по организации игровой деятельности.
29.11.2017 Консультация для педагогов

«Правила поведения в музее»

Педагогический час.

Презентация

Развитие творческих способностей воспитателей и детей
06.12.2017 Консультация для педагогов

«Ребенок-экскурсовод»

Педагогический час. Изучение материала по работе с детьми
20.12.2017 «Фестиваль дидактических игр для мини-музеев» Семинар-практикум Обобщить опыт работы педагогов по технологии «музейная педагогика», развивать творческий потенциал воспитателей.
24.01.2018 «Лучший мини-музей в ДОУ» Смотр-конкурс для педагогов ДОУ Выявление лучшей творческой работы по организации мини-музея в учреждении
31.01.2018 Итоги проекта «Приходите к нам в музей» Педагогический Совет в ДОУ Анализ творческой и организационной работы по проекту, выявление слабых и сильных сторон.
Распространение опыта работы на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»
14.02.2018 Методическое объединение учителей-логопедов МО учителей-логопедов в МКДОУ № 7 «Ромашка» Распространение педагогического опыта.

Доклад учителя-логопеда Гридневой Е.Н. на тему «Роль мини-музея в работе с родителями особых детей»

15.02.2018 «День открытых дверей» Организация Дня открытых дверей с приглашением учителей СОЩ № 1, 4, 6. Распространение педагогического опыта.

Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки.

26.02.2018-27.02.2018 «Приходите к нам в музей» Мероприятие для детей и педагогов соседних садов («Ромашка», «Родничок»), а также СОШ Распространение педагогического опыта.

Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки;

Февраль 2021г. Публикация на сайте старшего воспитателя и МКДОУ № 31 Публикация Распространение педагогического опыта.

Повышение имиджа учреждения

Приложение № 1

1. Презентация «С чего начинается музей»

2. Презентация «Как выбрать тему мини-музея»

3. Презентация «Цель и задачи мини-музея»»

4. Консультация для педагогов «Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ»

5. Консультация для педагогов «Правила поведения в музее»

6. Конспект семинара –практикума «Игры для мини-музея»

7. Положение о проведении смотра-конкурса «Лучший мини-музей ДОУ»

8. Анкеты для родителей и педагогов

9. Презентация «Итоги проекта «Приходите к нам в музей»

Список литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006

5. Столяров Б. А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:

6. Н. Рыжова, Л. Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»- ЛИНКА-ПРЕСС. 2008.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]