Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Сценарий мероприятия «Мини-музей Хлеба» в старшей логопедической группе Воспитатель: Уважаемые гости! В нашей группе есть мини – музей «Хлеба»
. Сейчас дети представят экспонаты, которые находятся в нашем музее. М. Геля: «Это наш
мини – музей «Хлеба»
. Здесь есть торт, булочная Деда Мороза, каравай, театр сказки
«Колосок»
, пахарь, птичка жаворонок,…
Экскурсия с детьми старшего возраста в мини-музей «Космос» на тему «Солнце — большая звезда» Экскурсия с детьми старшего возраста на тему «Солнце – большая звезда»
Цель: формирование представлений о Солнце, как раскаленном небесном теле шарообразной формы, и его значении в жизни растений и животных. Воспитатель встречает детей в
мини – музее «Космос»
. — Здравствуйте, я…
проект «Приходите к нам в музей»
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31
проект «Приходите к нам в музей»
Организация работы с педагогами и специалистами ДОУ по внедрению инновационной технологии «музейная педагогика»
Новикова Лариса Олеговна
Пояснительная записка
Педагогический коллектив детского сада «Сказка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Одна из основоположниц отечественного ДО в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой: -музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество; -в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Старая поговорка гласит: «Все новое — хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом.
Проект «Приходите к нам в музей» разработан старшим воспитателем Новиковой Л.О. для воспитателей и специалистов МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31 «Сказка», с целью внедрения инновационной технологии «музейная педагогика» в педагогический процесс. Направлен на поддержку детской инициативы, ознакомление детей с миром музеев, создание условий для развития познавательных, творческих способностей дошкольников, а также для возможности практического претворения новых педагогических идей и методик.
Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга родителей воспитанников и педагогов ДОУ:
·30 % родителей воспитанников имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % родителей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % — узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, родители детей проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми
·Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини- музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.
Существуют противоречия
· между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;
· необходимостью развития у детей познавательной активности и любознательности, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;
· необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.
Проблема. Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.
Гипотеза. Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области познавательного, художественно-эстетического, речевого развития.
Информационная карта проекта
Полное наименование проекта | «Приходите к нам в музей» |
Автор проекта | Новикова Л.О., старший воспитатель МКДОУ Сортавальского МР РК ДС №31 «Сказка» |
Реализаторы проекта | Воспитатели и специалисты, родители, дети МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31 «Сказка» |
Вид проекта | Творческий, познавательный |
Тип проекта | Среднесрочный, 4 месяца |
Цель проекта | Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к искусству в целом через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии. |
Задачи проекта | 1. Создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ; 2. Стимулировать самообразование педагогов. 3. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини — музее, 4. Способствовать формированию познавательного интереса, любознательности у дошкольников, путем внедрения в работу педагогов технологии «музейная педагогика» 5. Содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников. 6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея, 7. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности. |
Краткое содержание проекта | Организация и планирование методической работы с педагогами по освоению инновационной технологии «музейная педагогика»; создание системы работы с детьми и родителями по этому направлению. Организация и проведение педагогических мероприятий, направленных на создание психоэмоционального комфорта и творческого поиска у педагогов ДОУ. |
Место проведения | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального района Республики Карелия Детский сад № 31 «Сказка» г. Сортавала, Победы, д.4 |
Сроки проведения | Октябрь, ноябрь, декабрь 2021г., январь 2021г. |
Количество участников проекта | 160 человек (из них 16 педагогов) |
Возраст детей | от 2до 7 лет |
Форма проведения | Педагогические консультации для педагогов, семинар-практикум, обмен опытом, смотр-конкурс, педагогический совет, регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня |
Практическая значимость проекта | Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология». |
Продукты проекта | Мини-музеи в возрастных группах и кабинетах специалистов; презентация мини-музея; паспорт мини-музея, специальные знаки для посетителей мини-музея, выставка детских творческих работ, дидактические игры для мини-музеев по теме музея. |
Ожидаемые результаты | С педагогами:
С детьми: 1. Повышение уровня знаний детей о музеях 2. Повышение познавательной активности детей, развитие любознательности. 3. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки). 4.Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности. 5.Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом. |
План реализации проекта | Предварительная работа: Анкетирование родителей, педагогов Накопление информации и материалов по организации работы с педагогами по музейной педагогике. Подготовка методических рекомендаций по организации музейной деятельности в разных возрастных группах. Создание условий для организации экспозиций. Реализация проекта: Планирование и организация методической работы с педагогами по технологии «музейная педагогика» по возрастным группам. Организация смотра-конкурса «Лучший мини-музей в ДОУ» (для педагогов) (создание мини-музея в возрастных группах, кабинетах специалистов). Организация семинара-практикума «Дидактические игры для мини-музеев» (для педагогов группы) Подведение итогов реализации проекта: Итоговое анкетирование родителей, педагогов Создание мини-музеев в возрастных группах и кабинетах специалистов Разработка паспорта музея, изготовление специальных знаков для посетителей музеев. Разработка конспектов сценариев по проведению музейной деятельности. Педагогический Совет «Итоги реализации проекта «Приходите к нам в музей» Практика распространения опыта: Распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология» на:
|
Планирование методической работы
Дата | Мероприятие | Форма проведения | Цель |
04.10. 2017 | Консультация для педагогов «С чего начинается музей» | Педагогический час. Презентация | Формирование у педагогов интереса к музейной педагогике; к восприятию изучения материала на данную тему |
11.10.2017 | Консультация для педагогов «Как выбрать тему для создания музея» | Педагогический час. Презентация | Мотивация к включению педагогов в изучение инновационной технологии «музейная педагогика» |
18.10.2017 | Обзор методической литературы по теме проекта | Педагогический час. | Обсудить все новинки педагогической литературы по данной теме |
25.10.2017 | Консультация для педагогов «Цель и задачи мини-музея» | Педагогический час. | Изучение материала по постановке правильной цели мини-музея и решению разнообразных задач по ее выполнению |
1.11.2017 | Консультация для педагогов «Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ» | Педагогический час. Презентация | Изучение инновационной технологии |
08.11.2017 | Консультация для педагогов «Использование мини-музея в работе с детьми» | Педагогический час. | Формирование умения педагогов применять новую технологию в работе с детьми. Изучение материала. |
15.11.2017 | Консультация для педагогов «Использование мини-музея в работе с родителями» | Педагогический час. | Формирование умения педагогов применять новую технологию в работе с родителями. Изучение материала. |
22.11.2017 | Консультация для педагогов «Игры для мини-музея» | Педагогический час. Презентация | Формирование интереса у педагогов к музейной педагогике, изучение материала по организации игровой деятельности. |
29.11.2017 | Консультация для педагогов «Правила поведения в музее» | Педагогический час. Презентация | Развитие творческих способностей воспитателей и детей |
06.12.2017 | Консультация для педагогов «Ребенок-экскурсовод» | Педагогический час. | Изучение материала по работе с детьми |
20.12.2017 | «Фестиваль дидактических игр для мини-музеев» | Семинар-практикум | Обобщить опыт работы педагогов по технологии «музейная педагогика», развивать творческий потенциал воспитателей. |
24.01.2018 | «Лучший мини-музей в ДОУ» | Смотр-конкурс для педагогов ДОУ | Выявление лучшей творческой работы по организации мини-музея в учреждении |
31.01.2018 | Итоги проекта «Приходите к нам в музей» | Педагогический Совет в ДОУ | Анализ творческой и организационной работы по проекту, выявление слабых и сильных сторон. |
Распространение опыта работы на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология» | |||
14.02.2018 | Методическое объединение учителей-логопедов | МО учителей-логопедов в МКДОУ № 7 «Ромашка» | Распространение педагогического опыта. Доклад учителя-логопеда Гридневой Е.Н. на тему «Роль мини-музея в работе с родителями особых детей» |
15.02.2018 | «День открытых дверей» | Организация Дня открытых дверей с приглашением учителей СОЩ № 1, 4, 6. | Распространение педагогического опыта. Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки. |
26.02.2018-27.02.2018 | «Приходите к нам в музей» | Мероприятие для детей и педагогов соседних садов («Ромашка», «Родничок»), а также СОШ | Распространение педагогического опыта. Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки; |
Февраль 2021г. | Публикация на сайте старшего воспитателя и МКДОУ № 31 | Публикация | Распространение педагогического опыта. Повышение имиджа учреждения |
Приложение № 1
1. Презентация «С чего начинается музей»
2. Презентация «Как выбрать тему мини-музея»
3. Презентация «Цель и задачи мини-музея»»
4. Консультация для педагогов «Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ»
5. Консультация для педагогов «Правила поведения в музее»
6. Конспект семинара –практикума «Игры для мини-музея»
7. Положение о проведении смотра-конкурса «Лучший мини-музей ДОУ»
8. Анкеты для родителей и педагогов
9. Презентация «Итоги проекта «Приходите к нам в музей»
Список литературы
1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.
2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.
3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006
5. Столяров Б. А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:
6. Н. Рыжова, Л. Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»- ЛИНКА-ПРЕСС. 2008.