Опыт работы «Мастерская как форма работы с детьми»
В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста. Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта. Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта. Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка. Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления. Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество. От чего зависит новизна творческих решений? Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании. Чему же способствует творческая деятельность детей? Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами. «Творческие мастерские» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская» — это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Творческие мастерские могут использоваться в различных направлениях деятельности детей: например, театральные мастерские, в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний, таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками. Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы. При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т.е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется. Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей. Занятия в «мастерской» помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской. Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников. Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерской могут быть самыми разнообразными: краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый» материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания Творческий процесс — это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении
Библиографическое описание:
Аксененко, С. В. Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Аксененко, О. И. Русанова, Л. В. Рязанцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (37). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5708/ (дата обращения: 21.11.2021).
Статья посвящена идее создания творческих мастерских в детском саду в рамках реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Анализируется опыт работы студий и творческих мастерских в дошкольной организации с привлечением дошкольников разных возрастов. Доказано, что детские студии и творческие мастерские решают проблему личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: студия, творческая мастерская, дошкольники, воспитатели.
Введение. В современной педагогической науке проблема воспитания творческой личности является одной из самых важных. Вопросам творческого развития детей в разных видах деятельности обращались многие ученые. Авторы А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Короткова, Л. В. Лидак, Н. С. Махина, И. А. Мухина, В. А. Радченко, Е. О. Смирнова и др. уделяли внимание игровой деятельности как фактору развития креативности и самостоятельности. Н. А. Ветлугина, Жиренко О. Е., Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, и др. видели творческое развитие детей через художественную деятельность. Ученые О. В. Акулова, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, Н. Б. Крылова, С. А. Шмаков Л. С. Фурмина и др. считали театральные мастерские в наибольшей степени развивают творческие способности детей.
Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, а творческие студии и творческие мастерские — это формы образовательной деятельности, позволяющие детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.
Деятельность в творческих студиях и в творческих мастерских направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его способностей и возможностей, на развитие креативной личности, и отчасти, на осуществление ранней профессиональной ориентации.
Основными задачами организации кружковой или студийной работы в детском саду являются: создание условий для творческого потенциала детей, начиная с раннего возраста; удовлетворение запросов родителей (законных представителей) в творческом развитии детей; повышение квалификации педагогов и формирование новых профессиональных компетенций в области художественно-эстетического, культурно-просветительного, творческого и экологического воспитания дошкольников.
Для реализации идеи создания творческих мастерских и студий необходимо создание условий образовательной среды для проявления личностных качеств ребенка, развития его потенциала, поиска самого себя через когнитивное развитие и культурные ценности, формирование гражданской идентичности ребенка.
Изучение материала по теме исследования позволило сформулировать цель исследования — создание педагогических условий для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования — организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования — педагогические условия для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.
Поставлены задачи для достижения цели: создание особой развивающей предметно-пространственной среды с учетом образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения работы студии и творческих мастерских; разработать образовательные программы для студии и творческих мастерских с учетом применения инклюзивного образования; учитывать национально-культурные условия; создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья, а также эмоционального благополучия детей.
Для решения поставленных задач разработаны мероприятия, вошедшие в образовательные программы «Изостудия», «Театральная студия», творческая мастерская аппликация, коллаж, лепка пластилином и тестом, квиллинг (плетение из скрученной бумаги). С детьми подготовительной группы педагоги работают в арт — студии.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие воспитанники младших и подготовительной групп МКДОУ Павловский детский сад № 11 Павловского муниципального района Воронежской области. Создание и организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении началась с 2021 года и продолжается до настоящего времени.
В качестве методов исследования являлись творческие задания, которые усложнялись по мере освоения техник или приобретение опыта в художественной или театрализованной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве результатов созданных педагогических условий для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении являются работы, выполненные детьми и педагогами.
Рис. 1. Изображения работ, выполненных детьми совместно с воспитателями в творческих мастерских
Образовательная деятельность в творческих мастерских и студиях осуществляется по следующему алгоритму: мотивация, обусловленная потребностью к творческой деятельности; обсуждение объекта для создания; совместное с детьми планирование предстоящей деятельности; распределение трудовых ролей по желанию детей в зависимости от вида деятельности (индивидуальная или групповая); совместная деятельность воспитателя и детей; анализ результатов деятельности.
Алгоритм деятельности в арт-студии и театрализованной студии отличается от творческих мастерских, так как ведущая роль в выборе материала для деятельности принадлежит воспитателю, музыкальному руководителю или художнику.
В том и другом случае детям подготовительной группы предлагается образовательная деятельность, предполагающая достижение собственного целостного продукта каждым ребенком, а дети младших групп выполняют работу совместно с воспитателем. В итоге у детей младшей группы образовывается общий продукт, например, тряпичная кукла. Каждый ребенок готовил для куклы предмет одежды и, если ребенку удалось самостоятельно завязать косынку или фартук, — это большое достижение для детей такого возраста. Результатом работы в творческих мастерских становится не только реальное умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Однако, воспитателями отслеживаются достижения дошкольников и мониторинг осуществляется посредством метода наблюдения в младших группах и при помощи диагностики специальных способностей у дошкольников подготовительной группы. В младших группах наблюдение проводится по следующим параметрам: усидчивость; внимание; развитие мелкой мускулатуры пальцев; подвижность кисти; мотивация; развитие интереса; уровень познавательной активности.
У дошкольников подготовительной группы диагностика специальных способностей, развиваемых в творческих мастерских и студиях, проводится по следующим параметрам: усидчивость; мотивация; переключаемость и стабильность интересов; развитие когнитивных процессов; коммуникативные способности; тайм-ориентация; самоанализ.
Выводы: исходной идеей организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении является позиция творческого преобразования предметно-развивающей и зрелищно-игровой среды, которая приводит к развитию совместного творческого воображения воспитателей и воспитанников. Такая среда является способом установления связи с художественной и эстетической культурой личности и составляет часть целостного процесса воспитания.
Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении опирается следующие компоненты: коммуникативный, как фактор социализации ребенка; художественно-эстетический; духовно-нравственный (формирует индивидуальное сознание); физический (культура здоровья); игровой; познавательный; трудовой; психологический (ребенок — субъект деятельности).
Таким образом, организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении необходимое условие для общего развития ребенка.
Литература:
- Финк М., Бостельман Антже. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Серия «Антология дошкольного образования». Национальное образование, 2016–108 с.
Педагогические возможности творческой мастерской в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность с детьми и использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с детьми [1].
Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности детей выделяют дизайн — гост
иные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные салоны, что делает образовательный процесс более интересным и запоминающимся для детей.
Творческая мастерская является одной из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей в ДОО.
Для того чтобы выделить сущность творческой мастерской мы рассмотрели следующие понятия «мастерская», «творческая мастерская», «педагогическая мастерская»
Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существующего.
Педагогическая мастерская зародилась во Франции в 30-х годах ХХ века. Ее разработчиками являются такие психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Педагогические мастерские – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.
В нашей стране технология мастерских получила развитие в работах Г.С. Альтшуллера, И.П. Волкова, И.П. Иванова как технология творческого развивающего обучения, которые стали теоретической основой создания авторских школ.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование[2].
Основные идеи мастерских выражаются в следующих положениях:
Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.
Гражданин понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооруженная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Каждый человек (ребенок) — «Все способны!». Лозунг «Все способны», позволяет проводить раннюю диагностику одаренности, создавать для талантливых детей оптимальные условия для развития и становления их личности.
Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.).
Занятия в творческой мастерской помогают сформировать у детей основные навыки и умения, предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». ФГОС ДО в соответствии с пунктом 2.6. Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Таким образом, творческая мастерская — это хранилище культурных ценностей, характеризующих различные стороны человеческой деятельности. Использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах продуктивной деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками. Очень важно, что во время работы в творческой мастерской ребёнок проявляет заинтересованность, активность, самостоятельность, с интересом выполняет задания педагога и радуется своим успехам.
Список используемой литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября ., № 1155. – М., 2013 [Электронный ресурс].URL: (дата обращения: 05.09.2017).
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г, Солнцева О.В. и др. Образовательная программа «Детство» // Навигатор образовательных программ дошкольного образования. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – Пресс», 2014 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: (дата обращения: 02.04.2018).
Петренко Г.А. Творческая мастерская – стимул саморазвития личности ребенка. [Электронный ресурс].URL: (дата обращения: 05.04.2018).
Зачем делать что-то руками вместе с детьми?
Константин Беляев
учитель информатики и технологии школы № 2120
В школе я совмещаю информатику, технологию и робототехнику — эти три дисциплины прекрасно связываются. С новичками-пятиклассниками изучаем, что такое ручной труд, почему его считают творчеством, чем труд полезен и какие инструменты для работы использовать.
К сожалению, за два урока труда в неделю дети не могут удовлетворить свой технический интерес. Хорошо, если их родители «с руками» и дома или в том же ЦМИТе они вместе проводят технический уик-энд. Но, как правило, ученики приходят после уроков ко мне — и мальчики, и девочки. Ручной труд вызывает у ребят большой интерес, они отлично справляются благодаря ответственности и сосредоточенности. У пятиклассников пока нет цели понять производственный процесс, они скорее фантазируют, стараются создать какой-нибудь прототип. Самый популярный объект на уроках — куб в кубе, мы учимся делать его на ювелирном станке, хотя его можно изготовить на 3D-принтере.
Учителей по технологии (аналог старых трудов) сейчас мало: ручной труд осознается как развлечение, а не обучение. Школа дает базовые знания, а чтобы углубить понимание прототипирования, нужно отклоняться от школьной программы — именно поэтому ЦМИТы пользуются спросом.
Дмитрий Лапшин
вместе с сыном Глебом (11 лет) резидент ЦМИТа
Я считаю, что совместное творчество родителей и детей — лучший формат для развития, общения, взаимного роста. Многие знакомые мне отцы занимаются с детьми ручным трудом, в последнее время это стало культурной частью жизни, а ЦМИТы — явление неизбежное, возникшее в результате переизбытка идей и недостатка путей для их реализации. Я нашел для сына отличный ЦМИТ, где он варится в обществе мастеров, знакомится с современными технологиями и учится переводить идею в материю. Не только сын, но и я учусь там с большим удовольствием: мы придумываем идею и пускаемся в квест. Это, кстати, здорово!