Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: речевое развитие, цели, задачи, условия для речевого развития, предметно-пространственная среда, методы, приемы, формы, диагностика, сотрудничество с родителями, мелкая моторика, оригами, мнемотаблицы, озвучивание мультфильмов, театр
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения, а значит и передо мной лично, встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей в группе. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в свой годовой план включаю задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель одна: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателя, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для полноценного развития речи детей стараюсь в своей группе создать условия:
− развивающую предметно-пространственную среду (речевой уголок, уголок художественной литературы);
− целенаправленно работаю над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
− повышаю свою компетенцию в вопросах речевого развития дошкольников (изучаю литературу по данному вопросу, посещаю вебинары);
− провожу мониторинг состояния устной речи детей;
− Провожу консультации для родителей по речевому воспитанию детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» — заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. В моей группе имеется, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлен речевой уголок. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
На всех занятиях большое внимание уделяю развитию словаря, провожу словарную работу по изучению новых слов. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем работаем над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики о отражается в моих календарных планах.
Использую разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию, придумывание рассказов, рассказывание о личных впечатлениях, беседы по прочитанному и др. С целью повышения собственной компетентности в вопросах речевого развития детей участвую в мероприятиях:
− Педсоветы, мастер-классы.
− Знакомлюсь с современными методиками и технологиями по развитию речи В. В. Гербова, О. С. Ушаковой по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
− Участвую в конкурсах.
− Педагогических проектах.
Для изучения состояния устной речи дошкольников, провожу диагностику речевого развития детей. В своей работе использую диагностический материал Ю. В. Карповой «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. Методическое пособие».
Работа по речевому развитию не возможна без сотрудничества с родителями.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляю через:
− Оформление информационного стенда для родителей…
− Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
− Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.
− Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: логопеда, детского психоневролога, направление на ПМПК).
− Практические советы родителям — показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
− Показ открытых занятий по развитию речи.
− Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
− Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, поэтому в своей работе большое внимание уделяю развитию мелкой моторики: провожу занятия по оригами, пальчиковые гимнастики, лепку из соленого теста и т. д.
Развивать активную речь ребенка можно тренируя мелкую моторику. Установлено, что развитие мелкой моторики пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.
Оригами — искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т. д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т. д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.
В ходе изучения искусства оригами происходит работа по развитию речи, дети знакомятся такими понятиями, как «базовая форма» и др. и математическими терминами («диагональ», «угол», «треугольник» и т. д.). Оригами воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и на развитие интеллект в целом. У детей не только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.
Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения.
В своей работе использую эффективный метод- мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, использую прием мнемотехники.
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками — эффективность запоминания увеличивается на порядок. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
В своей работе использую игровой прием, который не оставляет равнодушным ни одного ребёнка, это озвучивание мультфильмов. В процессе озвучивания мультфильмов идёт развитие коммуникативных навыков и совершенствование умения взаимодействовать с партнёром. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Использую все виды театра: настольный театр, театр на руке, плоскостной театр, мягкие игрушки, кукольный театр, пальчиковый театр. Вместе с детьми делаем фигурки для пальчикового театра. Делая фигурку, ребенок комментирует свои действия, а сделав, придумывает много сказочных историй. Происходит развитие речи ребенка.
Конечно, это лишь несколько игр и приёмов, которые я использую для развития речи детей. Нам педагогам нужно помнить, что выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно, должен основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной организации, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольной организации, от опыта и творческого подхода педагога.
Литература:
- Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 192 с.
- Карпова Ю. В., Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3–7 лет. Методическое пособие — Вентана-Граф, 2015.
- Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика — 2012. — № 6.
- Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2010, № 4, с. 102–115.
- Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.