Взаимодействие с родителями
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Для сотрудничества со взрослыми воспитатели используют различные методы:
- анкетирование для выявления отношения родителя к программе;
- презентация книг и выставок, посвященных православной культуре;
- совместное празднование национальных праздников;
- презентация семейного творчества.
Методы работы родителей с детьми зависят от возрастных и личностных особенностей, в зависимости от того, что интересно конкретному ребенку. Сформировать задатки нравственности можно через пословицы, песни или сказку, придуманную взрослым на основе собственного духовного опыта, экскурсиями, прогулками на природе.
Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.
Для каждого этапа взросления ребенка характерны свои особенности развития. Духовно-нравственное воспитание дошкольников предполагает учет индивидуальности ребенка, его характера, способностей, окружения. Именно такой подход позволяет развивать личность маленького человечка, формируя основу социального воспитания и осознания духовных ценностей.
Требования программы
ФГОС ДО – это совокупность обязательных положений в образовании детей младшего возраста на основе многолетнего опыта работы педагогов. Программа представляет определенные методы, которые способствуют духовному развитию малыша.
- Социально-нравственное воспитание дошкольников – усвоение общепринятых норм, формирование позитивного отношения и уважения к окружающим.
- Художественно-эстетическое восприятие – понимание и восприятие искусства, любовь к природе, развитие творческой деятельности, фантазии.
- Развитие речи – правильное использование основного средства общения с окружающими, обогащение словарного запаса.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – формирование представлений о Родине, традициях, ценностях и праздниках страны. Развитие познавательной активности, любопытства.
Для более продуктивной работы с детьми ФГОС указывает на необходимость их проведения в следующих условиях:
- установка и контроль правил доброжелательности между детьми разных социальных групп, возрастов, религий, наций;
- уважение к чувствам, желаниям и личности ребенка;
- совместные работы с семьей, вовлечение родителей в процесс духовного воспитания;
- специфическая форма подачи для данной возрастной группы – через увлекательную историю или сказку, интересный поход, веселую игру.
Необходимо формирование положительного отношения к миру, адекватного проявления чувств по отношению к окружающим, способности к анализу поступков других людей. Одна из успешных методик – собственный пример, ведь подражание взрослым занимает один из важных этапов в развитии ребенка.
Цель программы
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет родителей уделять приоритетное внимание обучению дитя. Веря в то, что интеллектуальное развитие является основой успешного и перспективного будущего, взрослые забывают о нравственной и моральной составляющей. А ведь духовные ценности закладываются с раннего возраста, и, проигнорировав естественное стремление ребенка к доброму и искреннему, родитель собственноручно рушит фундамент истинно важных качеств своего малыша.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует личность маленького человека, прививая ценные моральные качества ребенку, а также способствует накоплению опыта, основанного на традициях культуры. В рамках ФГОС предусмотрены следующие задачи:
- возрождение обычаев и традиций нации;
- знакомство с православной верой;
- духовное и эмоциональное обогащение;
- поддержание нравственных ценностей семьи;
- формирование понимания таких понятий, как справедливость, сочувствие, патриотизм и другие.
Приобщение детей к культуре, моральным нормам, традициям государства, общества и семьи принципы дошкольного образования по ФГОС, на которых основаны методы работы педагогов.
Положения образовательного стандарта
С 2013 года ФГОС входит в каждую образовательную систему. В рамках этих стандартов создаются учебные программы, направленные на развитие детей, в частности, дошкольников. Положения ФГОС основаны на следующих условиях:
- различные методы для разнообразия детства подопечных;
- всестороннее развитие ребенка;
- социализация через взаимодействие со взрослыми и детьми;
- уважение к личности дошкольника;
- поддержание эмоционального благополучия и психологического здоровья;
- особенная форма подачи информации через творческую активность, сказку, исследовательскую деятельность.
Особенно важным является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, формирующее любовь к стране, гордость за свой народ, стремление обогатить культуру. Основы патриотизма закладываются в семье, методы же работы воспитателей заключаются в развитии и обогащении уже полученного опыта. В положениях стандарта также подчеркивается значимость и особенность каждого возрастного периода. Занятия проводятся в ненавязчивой обстановке, в игровой форме или через сказку, отображающую в главных героях понятия о доброте, честности, отваге.