Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке, выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.

Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.

Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к окружающим.

На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).

В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями

другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя

формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке,

о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.

В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая

взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость. Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. У тому же у ребят очень слабо развит самоконтроль — умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет

часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и

семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со

взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с

окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные

словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с

окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить

их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь

растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.

У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель,

одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи

и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются

представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в младшем дошкольном

возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления об явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.

Подготовила: воспитатель Захарова Наталья Григорьевна МБДОУ №4 «Ивушка».

Следующая >

Конспект занятия «Мой родной поселок»

Цель: формирование у малышей понятия о малой Родине;

Задачи: познакомить с родным поселком (городом), выучить его название и определить достопримечательности, обогатить словарный запас и эмоциональную сферу дошкольников;

Предварительная работа: экскурсия к главной достопримечательности поселка; работа с родителями: оформление альбома с фотографиями семей воспитанников возле своих домов, возле достопримечательностей поселка, на природе края.

Инструментарий: колокольчик с надписью-названием поселка; ноутбук с презентацией поселка и музыкальным сопровождением, коллаж с фотографиями, предоставленными родителями детей, макет «волшебного» автобуса, наборы конструктора.

Вводная часть: воспитатель звенит колокольчиком, обращая внимание детей на себя:

— Дети, смотрите, какой красивый колокольчик! Здесь что-то написано (читает название поселка). О, это же наш поселок так называется, правда? Помните, куда мы недавно ходили с вами? (дети отвечают, что гулять по поселку). Красивый у нас поселок? Знаете, ведь Горноправдинск – это наша с вами Родина, только маленькая. Так и называется – Малая Родина. Потому что есть большая – Россия, а Горноправдинск – малая.

Послушаем песенку о Родине, например «С чего начинается Родина».

Воспитатель: красивая песня? О чем она? Правильно, о нашей большой Родине, которая начинается с мамы и папы, друзей, родного дома, садика, нашего поселка. Хотите прокатиться на волшебном автобусе по улицам нашего поселка? Кто будет водителем? Поехали! (дети садятся в два ряда на стульчики с макетом автобуса и «едут» под музыку)

Воспитатель: стоп автобус! Остановка: Дом Культуры «Геолог». (Демонстрируем на ноутбуке или проекторе фото) Знаете, что это за здание? Это – Дом Культуры, здесь проводятся праздники, концерты. Как называется, кто запомнил?

Поехали дальше! Следующая остановка – смотрим на экран. Кто узнает это место? Правильно, это парк. Давайте прогуляемся и разомнемся (физкультминутка). Садимся в автобус (далее еще одна-две остановки у достопримечательностей).

Уф, устали мы путешествовать! Отдохнем немного и поиграем в игру: «Что исчезло со стола?» (игра на развитие зрительной памяти, внимания, речи).

Подведение итогов

Воспитатель звенит колокольчиком: дети, вы молодцы сегодня. Понравилось путешествие? А куда мы ездили и что видели? Как называется наш поселок? А как называется наша Родина? Что такое малая Родина? Я люблю наш поселок и Родину, а вы? Какой наш поселок? Красивый, уютный, чистый. Что нужно делать, что бы он таким был всегда? Не сорить, сажать цветы, деревья, беречь их. Еще хотелось бы видеть новые красивые здания, да?

Давайте сделаем домики из конструктора для нашего поселка (конструирование домиков, под музыкальное сопровождение, можно заменить аппликацией). Теперь давайте составим поселок из ваших домиков, молодцы, ребята! Волшебное путешествие подошло к концу. Спасибо, вы умнички.

…Примерно так я вижу занятие в младшей группе. Надеюсь, пригодится коллегам. Если понравился конспект – поделитесь с друзьями-подругами, а также приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]