Работа с семьёй по теме «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье»


Патриотическое воспитание в рамках семьи

Ульяна Кубрикова

Патриотическое воспитание в рамках семьи

Патриотическое воспитание, это идея имеет глубокие исторические корни и основания. В течение веков в России главной задачей обучения и воспитания молодого поколения считалось формирование «истинного сына Отечества»

,
патриота на примерах подвигов предков.
Все мы знаем, что патриотизм это любовь к Родине. Воспитывают ее в детях дошкольное, школьное учреждение, но в первую очередь это должны делать родители. Нужно больше уделять внимание развитию и воспитанию патриотизма детей не только со стороны государства, но и со стороны семьи, прежде всего.

Условия дошкольного учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. Ведь именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. «Семья — уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием».

С чего же начинается патриотическое воспитание в семье? Да со слов ребенка, «Мама, а что здесь было раньше?»

. В этот момент начинается процесс
воспитания знание истории, в том числе знание своей малой Родины. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, — задача, которая вполне по плечу любой семье. Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. Все, что можно посмотреть, потрогать, все, что стоит веками. Это может быть увлекательно, если правильно представить. И в рамках семьи это может быть бесконечно интересно, здорово.
История обладает особым очарованием для ребенка, потому что она заставляет его прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. На серьезный вопрос ребенка, «Как погиб мой прадедушка?»

, нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к
воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. Рассказывая и показывая детям семейные реликвии – памятные предметы, связанные с боевой жизнью или с военной службой своих отцов, дедушек, прадедушек. За каждым таким предметом стоит семейное придание.
С этого начинается семейная традиция. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи. Передается из поколения в поколение знание собственных корней, уважение к своей истории, духовным ценностям, любовь к городу, стране. Что хорошо воспитывает настоящую любовь к Родине, к русской культуре.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне — «…много об этом говорят в детском саду и в школе»

. Поэтому у педагогов дошкольного образования в нравственно –
патриотическом воспитании, главная задача состоит в привлечении родителей активно участвовать в жизни группы своих детей. Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведению мероприятий, которые формируют представление об отношении к малой Родине и Отечеству. Некоторые мероприятия становятся традиционными, находя отклик в сердцах не только детей, но и их родителей.
К таким мероприятиям можно отнести:

• Совместные экскурсии по музеям города, по местам боевой славы. Возложение цветов к стелам в честь героям Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами;

• Реализации проектов,совместно с родителями:

«Моя семья»

(беседы, составление рассказов о своей
семье, о предках военного времени, праздники, выставка «Поколения»
);

«Мой город (поселок)

» (рассказы
воспитателя и родителей об истории города, рассматривание фотоальбомов, экскурсия по городу);
«Достопримечательности города (поселка)

»;

«Знаменитые земляки»

(драматизация сказок, рассказы
воспитателя о знаменитых людях — писатели, художники);
Организация мини-музея в группе (реликвии военных лет)

.

Помогать родителям, активно участвовать, в процессе патриотического воспитаниясвоих детей необходимо в виде информации для родителей: книжки-передвижки (что и как рассказать детям о событиях Великой Отечественной Войны)

. Там же могут быть рассказы взрослых о военном времени (боевые эпизоды, улицы – герои, семейные маршруты по памятным местам погибших героев – земляков, стенгазеты с фотографиями детей и родителей у памятных мест, памятка для родителей «Известные люди о
воспитании любви к Родине«.
Работа, по формированию патриотических чувств, проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитаниявысших нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Педагог, с особенностями, сказанными выше, правильно определяет место семейной педагогики в общем воспитательном процессе.

Необходимо раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов. Ведь это первые шаги на пути к патриотическому воспитанию, к приобщению Большой Истории – через историю семьи. Родители – не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А. С. Макаренко)

.

Воспитать патриотов сегодня, это значит обеспечить будущее, завтра. Именно эти цели и задачи должны ставить перед собой педагоги и родители.

Патриотическое воспитание это работа, в которую мы должны вложить часть своей души, часть своего сердца, и пропустить через себя.

Рекомендуемая литература

1. Кром, М. Сколько лет патриотизму? [Текст] / М. Кром // Родина. – 1994. – № 10 – С. 15–21.

2. Дубровина И. В. Мир психологии. Семья и социализация ребенка. — 1998. — № 1. — С. 54-57

3. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье? – М., 1989.

4. Н. А. Арапова-Пискарева. «Воспитательная система «Маленькие россияне»

. Программа
нравственно-патриотического воспитания дошкольников» — 2005.
5. Жуковская Р. И. и др.Родной край: Пособие для воспитателей.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ

Наиболее благоприятным периодом для гражданско–патриотического воспитания считается младший школьный возраст (от 6-7 до 10 лет). Так как в этом возрасте адаптивность человека высокая, и он менее подвержен влиянию внешней тревоги

[14].

Большие возможности открывает младший школьный возраст для последовательного и систематического воспитания, в которое в ходит и гражданское, патриотическое, нравственное воспитание. Начала, которые заложены в характер и мировоззрение человека в данном возрасте, имеют крепкую устойчивую основу. Более совершенными формами воспитания детей этого возраста могут быть беседы, воспоминания родителей, короткие рассказы, рассматривание семейного фотоальбома, реликвий (наград, личных вещей, газетных статей), а также посещение музеев, выставок; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему. Старшему и младшему поколению семьи полезно совместно смотреть исторические фильмы, телепередачи об истории, народа, героях; разучивать героико-патриотические песни. Детей нужно знакомить с военной символикой, а именно знаменами, орденами, медалями, а также почетным оружием и элементами военной формы.

Родители могут создавать такие ситуации, которые требуют от ребенка напряжения воли и сознания, воображения, активной работы чувств, памяти, мышления и внимания. Например, ребенок может выполнять какие – то определенные обязанности в быту по дому, быть ответственным за оказание помощи членам семьи, нуждающейся в ней, по самообслуживанию. На семейных праздниках полезно проводить игры, в которых участвуют все члены семьи.

Необходимо развивать у ребенка точку зрения о полезности занятий физкультурой и спортом, формировать умение осуществлять простейшие физические упражнения и вызвать интерес к спорту, который развивает силу, выносливость и быстроту, так как они важны для будущей подготовки к труду и защите Отечества [2].

Формы гражданско–патриотического воспитания у подростков в целом остаются те же, но они улучшаются, видоизменяются и усложняются. Чем старше становится ребенок, тем больше родителям необходимо уделять внимание к запросам и потребностям его, повышая свои педагогические знания, и совершенствуя методы воспитательного взаимодействия. В этом возрасте необходимо иметь постоянную психологическую связь со своим ребенком, нужно находить время на то, чтобы интересоваться не только учебой и интересами его, а участием в общественной жизни. С точки зрения военно-патриотического воспитания немаловажно одобрять и поощрять участие ребят в военно–спортивных играх типа «Зарница» и «Орленок», в поисковой и музейной работе, желание собственным трудом приобрести материальные средства на экипировку и обмундирование для туристических походов и т. д.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Патриотическое воспитание в семье

Любовь к родине — одно из самых светлых чувств человека. Люди всегда любили свой дом, свою природу, свой родной язык.

Патриотическое воспитание ребёнка начинается ещё в семье. Всю жизнь дети помнят свои поездки с родителями на море, походы в лес за грибами. Такие чувственные моменты пробуждают в ребёнке любовь к своей природе.

Родители рассказывают о дедушках, бабушках, воевавших в Великую Отечественную Войну, о их подвигах. Показывают их фотографии, ордена, медали. Всё больше и больше людей со своими детьми принимают участие в шествии «Бессмертного полка». Так же родители читают книги своим детям о своей родине, о природе, о том, что её надо любить и беречь.

Ребёнок с детства учится не только любить свою Родину, но так же уважительно относиться к другим странам, другим народам, другим культурам, традициям. Родители прививают стремление делать Родину всё лучше и лучше, сделать её чище, красивее, добрее. Как писал Николай Добролюбов: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможна лучше».

Чувство патриотизма нельзя воспитать принудительно. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Взаимоотношения в семье влияют на отношения ребёнка в обществе. Ребёнок видит, как родители относятся к старшему поколению – к их бабушкам и дедушкам и воспринимает это как предмет для подражания. Неуважительное отношение к пожилым людям со стороны родителей оказывает пагубное влияние на формирование в ребёнке его нравственных ценностей и в дальнейшем скажется на его отношении к своей Родине.

Иногда родители сами подавляют в детях благородные чувства. Не позволяют помогать другим, когда те нуждаются в помощи. Бывает родители в присутствии своих детей ругают нынешнюю власть, это зарождает негативные чувства к своей Родине. Такие родители воспитывают в детях нелюбовь к Родине. Дети вырастают с различными пороками, они не уважают ни семью, ни страну и уж тем более окружающих. Ведь первая ступень воспитания патриотизма – это родственные чувства к маме, к папе, к бабушке и дедушке.

И хочется закончить статью отрывком из стихотворения Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему! Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все то, чему их учит. Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец! Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе, И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.

Панкова Екатерина Сергеевна.

Следующая >

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание – это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.

Мотивация школьников к учёбе

Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Перейти в статью

Конечно, с разрушением советской идеологии на смену режиму, в котором человек был винтиком в едином механизме, работающем на пользу родной страны, пришла более-менее демократическая структура. Главной сегодня является личность человека с ее многообразием, а чувство долга перед родиной из-за постоянных вооруженных конфликтов, глобализации, возможности коммуникаций с любым человеком в любой точке мира снижается. Это естественно. Однако есть в этом нечто такое, чего стоит опасаться: многие из современных подростков или детей младшего школьного возраста не испытывают к родине каких-либо чувств. Не видите в этом подвох?

А государство видит. Именно поэтому на территории нашей страны с 2001 года в систему образования внедрили методы патриотического воспитания, которые направлены на формирование положительного образа родины и способные привить любовь к большой-пребольшой стране с самых ранних лет.

«Я считаю что детям не столько надо «вдалбливать» (простите, другого слова не подобрала), патриотизм и любовь к родине, а больше на своем примере показывать. Это касается отношения к ветеранам, пожилым, детям. Это даже то, как мы относимся к мусору на улице и к людям, которые мусорят. Ведь любовь к родине и патриотизм — это не только красивые стихи и достижения.»

Счастливая мама Евгения Патюкова

Роль школы в семейном патриотическом воспитании

Знание истории своего родного края и страны обычно дается за школьной партой. Великая Отечественная война – это сложная страница в истории нашей страны, но она показала нам, что сплоченные усилия каждого и вклад в общее дело – залог успеха. Герман Геринг признал, что нацистская Германия проиграла войну из-за того, что не знала ментальности русского человека. По тактике и экономике все расчеты были верны и нацелены на победу, а вот в идеологической и патриотической составляющей русский народ победить было практически невозможно.

Патриотические игры в детском саду


Кроме изучения и знания своей истории, положительный вклад в развитие патриотических чувств внесут следующие школьные мероприятия по развитию патриотизма:

  • Уроки труда – здесь мальчиков и девочек учат созидать материальные ценности своими руками.
  • Физкультура – детей нужно научить заботиться о своем здоровье. Ведь только здоровый человек сможет похлопотать о развитии своей страны и встать на ее защиту в случае необходимости.
  • Литература – чтение классиков и современников расскажет детям о жизни Родины в разные эпохи.

Патриотическое школьное воспитание обязательно должно перекликаться с семейным. Регулярно интересуйтесь у детей, что они проходили на уроках, участвуйте в выполнении домашних заданий, общайтесь с педагогами. Школа – это вторая семья, поэтому не бросайте обучение ребенка на самотек. Учителя имеют квалификацию и опыт работы с детьми в сфере патриотического воспитания, но они не могут всецело заменить семью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]