Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения которой зависит нравственная ценность человека и общества. В настоящее время у некоторых людей может сложиться неправильное представление об этой обязанности. В этом вопросе часто необходима консультация для родителей.
Планируя родительское собрание на тему «Трудовое воспитание в семье», многие педагоги широко цитируют слова Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского.
Мы живем в другое время и ориентируемся на современные моральные ценности, поэтому, говоря о трудовом воспитании, не всегда уместно опираться на педагогическое наследие прошлого.
В современном обществе упал престиж труда. Честный труд больше не в почете.
Причин падения несколько:
- Страна содержит коррумпированную армию чиновников, поэтому труд остальных граждан оплачивается не по достоинству. Низкая зарплата для человека унизительна. Люди не могут содержать свою семью, создать здоровые условия жизни своим детям.
- Государство всеми своими действиями способствует росту безработицы.
- Пенсионеры получают нищенскую пенсию. Размер их пенсии свидетельствует о пренебрежительном отношении чиновников и политиков к людям труда.
- В нашей стране работают почти бесплатно, но по призванию.
Несмотря на все сложившиеся обстоятельства, трудовое воспитание в семье – бесценный опыт, необходимый человеку для всестороннего развития и самореализации. Важна роль труда в жизни семьи.
Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила воли.
Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю последующую жизнь. Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к окружающим людям.
Трудовое воспитание в раннем детстве
Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…
С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…) любое дело дается малышу с трудом. До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять спокойствие, терпение и доброжелательность.
Моя маленькая дочь в три года с удовольствием бросала в лунки картошку, поливала в саду цветы, собирала ягоду… Она все делала неуклюже и быстро уставала, но была очень счастлива, так как ей нравилась роль маминой и папиной помощницы. Для нее все дела были игрой. Сажая картошку, дочь обращалась к ней со словами: «У меня есть свой домик. А это твой домик. Здесь будет жить твоя сестренка…». Собирая ягоды, она говорила: «Эти большие ягодки – мама и папа, маленькие ягодки – их дочки, эта ягодка похожа на маму…». Радость совместной работы остается у детей и родителей на всю жизнь.
Важно позволить малышу выполнять то дело, которое он может сделать сам. Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность, может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс неполноценности.
Трудовое воспитание дошкольников
Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.
По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость.
При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.
Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…
Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.
Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.
Трудовое воспитание девочки
Многие родители уверены в том, что они знают, как воспитывать девочку. Дальновидная мама заботится о том, чтобы дочь с раннего возраста помогала ей накрывать на стол, мыть и вытирать посуду. Со временем обязанности дочери усложняются – она заботится о младшей сестренке, убирает квартиру, стирает, гладит белье, учится готовить, вязать, шить …
Сначала любое дело мама с дочкой выполняют сообща. При самостоятельном выполнении работы мама не должна скупиться на похвалу. В случае неудачи важно тактично попросить ребенка перемыть пол, перегладить белье, перевязать носок… Нельзя выражать недовольство и унижать его словами: «Надо было сделать это самой. У тебя руки не тем концом вставлены». Прилежание требует времени. Научившись стирать или готовить, девочка начнет ценить труд матери.
Формы и виды трудового воспитания
Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.
Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.
Виды трудового воспитания
Самообслуживание
Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.
Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:
- Постоянно совершать эти действия
- Следить за выполнением трудовых процессов
- Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности
По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.
Хозяйственно-бытовой труд
Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.
Труд в природе
Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества.
Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.
Ручной труд
Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.
Формы трудового воспитания
Выделяют три основные формы трудового воспитания:
- Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
- Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
- Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.
Трудовое воспитание мальчика
Сын должен видеть, как отец постоянно работает по дому, не сидит, сложа руки, оставляя домашние дела жене. Труд отца – наглядный урок для сына. Сын без принуждения будет делать любое дело, если для отца оно стало привычным. Отец учит сына пользоваться инструментами, пилить, строгать, забивать гвозди, чинить утюг, часы…
Умный папа научит сына всему, что умеет делать сам, сообразуясь с его возрастом. Дошкольник может подавать отцу инструменты, выполнять посильную работу в доме, в саду, во дворе. Ничем не заменить общение детей и родителей в процессе работы. Такие минуты общения помогают стать ближе друг к другу. Так возникают у детей любимые дела, которыми они занимаются без напоминаний. Именно родители передают детям увлеченность каким-либо занятием.
Замечая красоту, созданную руками матери и отца, наблюдая их явное удовольствие от работы, дети испытывают горячее желание сделать что-то самостоятельно.
Все дети независимо от пола должны приобретать навыки самообслуживания.
Нельзя строго делить обязанности на женские и мужские, убеждать мальчиков в том, что мытье полов (сервировка стола, приготовление еды…) – не мужское дело. Мальчики должны выполнять любую работу, так как не может быть недостойного их занятия.
В детстве у меня было слишком много обязанностей, и я благодарна родителям за то, что они выработали во мне потребность трудиться. Своих дочек я научила всему, что умею. Главное — в любом деле добиваться совершенства: не просто стирать, а стирать безупречно, при приготовлении любого блюда использовать только полезные продукты, обращать внимание на сервировку стола, создавать уют и комфорт в доме… Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие детей».
Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением к труду.
Есть такое понятие «культура труда». Не все родители с ней знакомы. По соседству со мной живет мастер на все руки. Он ремонтирует холодильники, телевизоры, стиральные машины, компьютеры… Однако ему не хватает культуры труда. Это выражается в том, что в его мастерской никогда не бывает порядка, он делает все с душой, но на скорую руку. Аккуратность не культивировалась в его семье. Есть талант и способности, но нет привычки добиваться красоты и совершенства.
В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут дети в своей будущей семье.
Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и «нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли. В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать». Что было бы с людьми, если бы они не были знакомы с этими понятиями? Вся жизнь превратилась бы в сплошной хаос. Все делали бы только то, что им нравится. Важно с детства научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки самоконтроля и самоорганизации.
Трудовое воспитание детей в семье
Шакуро Оксана Валерьевна
Воспитатель
Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог к.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.
Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко подтвердил это. Он у самых «трудных» подростков воспитывал чувство человечности, честности, правдивости. С большим мастерством А.С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение, воспитательное воздействие.
Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего туда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.
Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.
Чрезвычайно важное значение имеет труд для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья детей. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, и их движения совершенствуются, при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для сна и отдыха.
Трудовое воспитание – одна из важнейших задач семьи. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.
В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или заправлять утром свою постель, они будут это делать без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых.
Создание привычек – важнейший результат правильного трудового воспитания детей. Для этого полезно установить, начиная с дошкольного возраста, обязанности детей. Никто не должен, например, убирать игрушки – нужно приучить детей самих это делать, необходимо научить их правильно одеваться и раздеваться, правильно укладывать свои вещи на место, специально отведенное для этого. «Каждой вещи – свое место» — это должно стать правилом. Но выполнение его нужно требовать не только от детей, оно в одинаковой степени обязательно для всех членов семьи.
В трудовом воспитании важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поручений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.
Неправильно поступают те, кто, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать пол, освобождают мальчиков от домашних забот, считая, что это – женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к работе по дому. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что связано с домашним трудом.
Задача трудового воспитания детей в семье – приучить их к труду не зависимо от пола и возраста, научить каждого из них выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми), — неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей — это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.
Поделиться с друзьями
Формы сотрудничества детского сада и семьи по формированию представлений о рациональном питании детей седьмого года жизниПодготовка к ПМПК детей в группе компенсирующей направленности
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.
Комментарии
Станкевич Евгения Витальевна
25.03.2020 16:39
Хорошая статья. Правильно отмечено, что в трудовом воспитании важнейшее значение имеет пример взрослых, что правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поручений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.
Сообщить модератору
Попелковская Ирина Николаевна
23.04.2020 16:36
Все совершенно верно! Необходимо родителям пересмотреть взгляд на трудовую деятельность ребёнка в школе — ведь ЗА СОБОЙ и ДЛЯ СЕБЯ трудятся!
Сообщить модератору