О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим — это ещё и основа правильного воспитания.
Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим — это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.
Зачем нам режим?
В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:
- гиперактивность
- гипервозбудимость
- ухудшение памяти
- снижение работоспособности
- быстрая утомляемость
- частые респираторные заболевания
Отчего это происходит? Режим дня для малыша — это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.
Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.
Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе
Советы по организации режима дня ребенка
Вот некоторые из рекомендаций, которые важно выполнять для здоровья и полноценного развития ребенка:
- Раньше просыпаться (рекомендованное время пробуждения у детей дошкольного возраста 7.30);
- Рацион сбалансировать (прием пищи по часам, полностью исключить перекусы сладким, мучным);
- Прогулки организовать в одно и то же время (не менее 1,5 часа, в зависимости от погодных условий);
- Интеллектуальные нагрузки давать преимущественно в первой половине дня;
- Не забывать про дневной сон, который должен длиться 1,5 — 2 часа в день. Полноценный дневной, как и ночной сон, важен в развитии дошкольников, в это время происходит разгрузка нервной системы, а также усвоение полученной за день информации. При этом не укладывайте спать ребенка после 15.00 — иначе поздно уснет ночью (6 часов хватает для игры и подготовки к полноценному отдыху).
Планируйте провести день с пользой! «Лень — матушка не дремлет!»
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Азбука режима
Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.
Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:
- не менее 4-х раз в день;
- горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
- по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
- по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
- по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).
В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.
По времени режим строится так:
- завтрак в 8-9 часов,
- обед в 12-13 часов,
- полдник в 15-16 часов,
- ужин в 18:30-19:30 часов.
Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.
Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.
Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.
- Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
- Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
- Обязательна утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
- Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
- Физкультминутки между умственными занятиями.
- Гимнастика после дневного сна.
- Умеренно активные игры на второй прогулке.
Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.
Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.
- Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет — 12 часов, 7 лет — 10-11 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
- Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
- Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
- Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.
Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями. Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений. Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:
В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет — 20-25 минут на один вид; 6-7 лет — 30-35 минут.
Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.
Примерный режим дня в дошкольном учреждении
Время | Деятельность |
7.00- 8.00 | Прием детей. |
8.00- 8.20 | Утренняя гимнастика. |
8.25- 8.55 | Подготовка к завтраку. Завтрак |
8.55- 10.00 | Подготовка к занятиям. Организованная направленность: речевое и физическое развитие, художественно- эстетическое, познавательное, в том числе ФЭМП (формирование элементарных математических занятий). Социально- коммуникативное и музыкальное. |
10.00- 10.15 | Второй завтрак. |
10.15- 10.45 | Самостоятельные занятия. |
10.45- 12.05 | Подготовка к прогулке. Прогулка. |
12.15- 12.55 | Подготовка к обеду. Прием пищи. |
13.00-15.00 | Дневной сон. |
15.00- 15.15 | Постепенный подъем. Гимнастика после сна. |
15.20-15.55 | Полдник. |
16.00-17.00 | Самостоятельная деятельность детей и взрослых. Подготовка к вечерней прогулке. |
17.00- 18.00 | Вечерняя прогулка. |
18.00- 19.00 | Ужин. Самостоятельная деятельность. Уход домой. |
Не задумывались, почему так выстроен день дошколят? Почему в первой половине проходят обучающие занятия, предусмотренные программой, по которой ребенок развивается? Для чего такой интервал времени между приемами пищи?
Ученые в области развития детства пронаблюдали и выявили, что именно при таком промежутке времени пища лучше усваивается в детском организме, отдавая больше полезных веществ. Это благоприятно отражается как на пищеварении, не перегружая желудок перекусами, так и на развитии мозговой активности ребенка.
В часовом промежутке с 9.00 до 12.00 «бодрое» время усваивания информации. В первой половине дня мозг у детишек не дремлет — работает, впитывает в себя новые знания. При не регулярной интеллектуальной нагрузке нервная система и психологическое состояние пребывают в расслабленном состоянии, что приводит к низкой успеваемости, пассивному физическому развитию, а это следствие снижения работы организма, в том числе, против вирусных заболеваний. Дети, четко соблюдающие распорядок дня, организованные, самостоятельные, любознательные и интеллектуально развиты.
В объединении режим дня + умственные нагрузки + физическая направленность = укрепление нервной системы, иммунитета, общее развитие.
Если ребенок часто остается дома или не посещает детский сад, рекомендовано тщательно подходить к его всестороннему развитию. Необходимо делить день на энергичные и пассивные части согласно возрастным и психологическим особенностям.
Конспект занятия по ОБП «Что такое режим дня?»
У каждого ребенка в руках цветок. Педагог передает ребенку цветок с пожеланием, а тот – следующему; букет постепенно увеличивается, и к педагогу возвращается целый букет – букет пожеланий. Пожелай здоровья, пожелай добра другим, и оно к тебе обязательно вернется!
Беседа:
Природа имеет свой режим жизни, свои законы жизни. Природа соблюдает в своей жизни определенный порядок, и этот порядок называется «Времена года». Перечислите их.
Человек – это частичка природы, и он в своей жизни должен соблюдать порядок, должен вести определенный, правильный образ жизни. Порядок, по которому живет человек, называется «режим дня». Его соблюдают и взрослые, и дети, особенно те, кто хочет вырасти здоровым. Сегодня мы с вами поиграем в игру – путешествие «Режим дня». А что это такое?
-Правильно, это распорядок дня и жизни, который нам помогает все делать вовремя: и заниматься, и играть, и гулять, и отдыхать. Он спасает нас от усталости и перегрузок, укрепляет наше здоровье. В колонну становись! Отправляемся в путешествие на поезде.
Ждет давно нас паровоз – Две трубы и сто колес.
Паровоз, паровоз – он вагоны повез.
Станция 1 «Утро начинается – солнце просыпается»
-Чтобы проснуться в хорошем настроении, надо вовремя лечь спать. Когда мы утром просыпаемся, что мы делаем?
-А вы знаете, как правильно просыпаться?
1. Потянуться 2. Поставить правую ногу и встать 3. Улыбнуться
-А как вы думаете, почему улыбнуться?
Музыкальная игра «Потягушки»
-Что мы делаем дальше? Правильно, умываемся. Я сейчас проверю, знаете ли вы, какие принадлежности необходимы для утреннего туалета?
Игра
«Найди и покажи»
-Вот, умылись, молодцы! Слышу, как каша пыхтит на плите.
Дыхательная гимнастика «Каша»
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Станция 2: «Здоровое питание – отличное настроение»
-Мы прибыли на следующую станцию и немного на ней задержимся, поиграем.
Игра-эстафета «Полезные продукты питания»
Станция 3: Блоки Дьенеша д/и «Архитекторы»
-Мы позавтракали и прибыли на станцию «Школьная». Что вы делаете на занятии в школе? Правильно: рисуете, считаете, лепите, узнаете много нового и интересного. Мы с вами – архитекторы, будем строить дом по схеме.
—Вот мы с вами поиграли, на прогулке побывали.
Ждет, ребята, нас обед – и компот, и винегрет!
п/игра «Овощи – фрукты»
В два обруча ставит две кастрюли: «Винегрет» и «Компот». Раскладывает картинки с изображением различных продуктов.
Станция 4 «Тихий час»
-А теперь мы ляжем спать, Будем носиком дышать.
-Ребята, а как вы думаете, спят ли животные? Нужен ли им сон? Зачем? А вы знаете, как спят животные? Все ли одинаково? Давайте посмотрим фотографии.
Жираф Сова Белка Лошади Птички Щенки
— Ну, ребята, просыпайтесь и скорее закаляйтесь!
-После сна мы отдыхаем, в разные игры играем!
п/игра «Два круга»
(Под музыку – врассыпную бегут по группе. На остановке музыки построиться в 2 круга)
После школы дети идут домой, играют, выполняют домашнее задание. Давайте вспомним знакомые буквы и напишем их на дощечке.
Игра «Шнуровка»
Вечером домой идем, Ужин легкий перед сном.
В ванне мы купаемся, В пижаму одеваемся.
Накрывает землю ночь – Засыпают сын и дочь.
-Как вы думаете, а по продолжительности сон у всех одинаковый?
-Некоторые животные, например сурки, медведи, впадают в спячку, чтобы накопить побольше энергии для активной жизни, которая у них начнётся с приходом весны. А белки с приходом зимы спят больше, чем в другое время года. А нужен ли сон человеку? Зачем?
-Вспомните, что вы чувствуете, когда плохо спали ночью? Те люди, которые хорошо высыпаются ночью, живут дольше тех, кто постоянно недосыпает. Во время сна отдыхают также кости у детей, благодаря этому, они лучше растут. Не зря говорят, что дети растут во сне .
-А взрослые и дети спят одинаково по времени? Кто может сказать, сколько спят совсем маленькие (грудные)
дети? Но, чтобы сон был полноценным нужно соблюдать определённые правила.
Психогимнастика
«Сон»
В гости к нам приходит сон. За собой зовёт в кроватку.
Спи, малыш, в ней сладко-сладко, Все спят ночью, даже днём.
Мы немножко отдохнём. За полдня устали слишком,
Надо сделать передышку.
Итог:
А теперь садитесь, пожалуйста, за столы и нарисуйте свой самый хороший сон. А потом вы расскажите всем про свой сон. Наше путешествие «Режим дня» подошло к концу. Желаю вам быть всегда веселыми и здоровыми. Хвалит детей.
Дополнительные занятия, секции и кружки
Создавая режим дня ребенка дальше, смело вписывайте в оставшееся время те секции и кружки, которые вы выбрали совместно с чадом. В этом вопросе главное не перегружать детку, пусть лучше будет 2-3 секции, но их посещение по-настоящему станет приятным временем для дошкольника.
Читайте нашу статью: Куда направить энергию ребенка — выбираем кружки и секции для детей
Дома родители также могут самостоятельно заниматься с ребенком по специальным пособиям, которые помогут привить детке элементарные знания по математике, окружающему миру, подскажут, как научить ребенка читать и писать. Учитывайте также, что оптимальным временем в течении которого может концентрироваться ребенок 5-7 лет является 20-40 минут, после этого ему необходимо переключиться на активную деятельность.