Организация режим дня и его значение в воспитании детей


Режим дня и его значение для дошкольников

3. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года

ЧТО ТАКОЕ РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ?

Значение режима дня для ребёнка

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В понятие «суточный режим» входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией отклонения отмечаются в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Режим дня: преимущества самодисциплины

Чтобы понять, как составить подходящий для вас распорядок дня, в первую очередь нужно знать, зачем необходимо это сделать. Следует серьезно поработать над планированием своего режима, если вы хотите:

  • Стать более дисциплинированным и организованным;
  • Лучше учиться или эффективнее работать;
  • Найти время на развитие хобби, общение с родными и близкими;
  • Организовывать для себя приятный и полезный досуг;
  • Тратить меньше времени на бесполезные занятия;
  • Ежедневно заботиться о состоянии своего здоровья;

Правильно составленный режим вашего дня позволит вам воплотить в жизнь все вышеперечисленное без особых трудностей и надрывов. Также в пользу самодисциплины говорит то, что преимущественное большинство успешных людей строго следовали своему индивидуальному графику и не позволяли себе отвлекаться на мелочи. Заранее составленный режим даже очень насыщенного дня позволяет значительно уменьшить ощущение острой нехватки времени и быть спокойным и уверенным в себе.

Профилактика переутомления у детей

В условиях дошкольного воспитания забота о нервной системе детей очень важна. Дети устают от длительного пребывания в большой группе, они ежедневно выполняют определенные обязательные задания, требующие больших усилий и концентрации, испытывают эмоциональный стресс.

Все это при неблагоприятных условиях может создать условия для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей легко развиваются нарушения нервной системы. Вот почему так важна роль воспитателя в регулировании поведения и деятельности детей.

Основное различие между нервной системой ребенка и взрослого заключается, прежде всего, в отсутствии морфологической зрелости. Это создает условия для быстрого истощения нервной системы и делает ее особенно чувствительной к действию возмущающих факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нейронов. Еще одной особенностью нервной системы ребенка является слабое развитие внутренних тормозных процессов, которое происходит только в более позднем возрасте и от которого зависит способность контролировать поведение и формировать волю.

Недостаточное развитие тормозных процессов в центральной нервной системе дошкольников создает условия для повышенной возбудимости нервных центров, что в свою очередь влияет на уровень физиологических возможностей организма и характер поведения и двигательной активности.

Утомление может быть вызвано различными факторами: помимо нарушений режима, его вызывает несоразмерность психологической или физической нагрузки физиологическим возможностям организма, предъявление чрезмерных, повышенных требований к ребенку в процессе обучения, недосыпание, стойкие отрицательные эмоции.

Работы выдающихся физиологов — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского — указывают на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, усталость можно рассматривать как защитную реакцию, которая предохраняет организм от перегрузки, а нейроны — от истощения. С другой стороны, утомление, которое в той или иной степени сопровождает любую работу, является необходимым условием для повышения выносливости организма, для тренировки, которая возможна только при преодолении первоначального утомления, т. е. такого утомления, которое еще не вызывает отрицательных изменений в организме, не приводит к болезненным явлениям. Когда процесс утомления выходит за пределы начальной, защитной стадии, развивается выраженная усталость и переутомление, возникают негативные реакции.

Поэтому воспитатель в дошкольном учреждении, ежедневно выполняя различные формы работы с детьми, должен организовать педагогический процесс так, чтобы возникающее в результате работы утомление детей легко устранялось своевременным отдыхом, сменой позы и действий. Если воспитатель соблюдает гигиенические и педагогические рекомендации по организации учебной, игровой, трудовой и досуговой деятельности дошкольников, то все виды работ, которые дети выполняют в течение дня, не только не будут развивать утомление и перегрузку, но и послужат основой для совершенствования физиологических возможностей организма.

Для сохранения нервной системы дошкольников очень важно, чтобы в группе всегда была спокойная атмосфера. От умения педагога общаться с детьми, организовать игру, направить их энергию в нужное русло, установить равные, доброжелательные отношения между сверстниками в их совместной игре, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, зависит самочувствие детей, их хорошее настроение. Своим поведением, тоном разговора взрослый влияет на настроение детей, а также служит для них образцом для подражания в общении друг с другом. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает замечания, не умеет заинтересовать их, недостаточно тактичен, ребенок становится раздражительным, что впоследствии может привести к развитию невротических расстройств.

Следует помнить, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Это должно побудить учителя постоянно наблюдать за собственными действиями, речью и тоном, внимательно следить за своей внешностью, смотреть на себя со стороны, глазами детей. Если воспитатель приходит в группу спокойно, в общении с детьми не повышает голос, их можно занять интересной игрой, ребята всегда были уравновешенными, доброжелательными.

Очень важно не допускать чрезмерного шума в группе, который также негативно влияет на нервную систему. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы, играя в доме, дети использовали только те игрушки, которые для этого предназначены. Игры с крупными металлическими игрушками лучше организовать на площадке.

Одно из ведущих мест в профилактике переутомления и охране нервной системы детей принадлежит физиологически полноценному сну, который соответствует возрасту и индивидуальным потребностям детского организма.

Таким образом, создание благоприятных внешних условий, в которых протекает деятельность детей, рациональная организация самой деятельности, своевременный отдых, теплая дружеская атмосфера являются эффективными мерами по охране нервной системы детей.

Что делать руководителю

У бизнеса на период локдауна есть два варианта:

  1. Объявить простой по не зависящим от сторон причинам.
  2. Отправить персонал на удаленку.

Подробнее: Увольнение по сокращению штата: выплаты и компенсации

Какой вариант выбрать, зависит от разных обстоятельств.

Простой из-за карантина

Простой — фактически остановка всех процессов. Но сотрудникам положено 2/3 средней заработной платы, и если ее не платить, помимо долга, оштрафуют и начислят проценты. Если ситуация меняется и работодатель издает приказ о работе в период коронавируса, придется выплатить весь заработок.

Подробнее: Как оплачивается простой по вине работодателя

В течение 3 дней после издания приказа об объявлении простоя надо уведомить центр занятости о приостановке деятельности компании. Если временно закрываются только некоторые подразделения, никуда ничего не сообщают.

Подробнее: Как уведомить ЦЗН об объявлении простоя

Отпускные и больничные — по расписанию. Иначе не избежать жалоб в ГИТ.

Подробнее: Как отправить работника в отпуск во время простоя

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за COVID-19). Используйте эти инструкции бесплатно.

Временная удаленная работа

После ограничений весной 2021 года перевод на удаленную работу в связи с коронавирусом стал проще: власти уточнили в главе 49.1 ТК РФ все необходимые нюансы. Теперь если компания переводит персонал на дистанционный труд, по ст. 312.9 ТК РФ, надо издать приказ с указанием всех подробностей:

  • основания для перевода;
  • список переводимых работников;
  • продолжительность удаленки;
  • нюансы обеспечения оборудованием;
  • порядок взаимодействия с руководством и т. п.

Подробнее: Новый закон об удаленной работе

При «экстренном» переводе на удаленку справка о непрерывном производстве не нужна, работодатель и так выполняет требования властей. В этом случае согласие работника и допсоглашение к трудовому договору не готовят. Но следует сохранить ту же работу с той же зарплатой, обеспечить оборудованием. Любые изменения закрепляют письменно.

Подробнее: Перевод работника на дистанционную работу: допсоглашение и другие способы

Сотрудников станет контролировать сложнее, поскольку, по нормам ст. 312.4 ТК РФ, удаленный режим работы с 2021 года строится для работника в удобном для него режиме. Но уволить его разрешено по всем основным причинам плюс в случае невыхода на связь в течение 2 рабочих дней.

Подробнее: Как управлять компанией в режиме удаленной работы

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.статья

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:

  1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;
  2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов. Постоянство должно сохраняться нетолько в плане ежедневности, но и в плане постояноства требований со стороны всего персонала группы.

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровьи и физическом благополучии ребенка. Этому способствует:

— своевременность приема пищи;

— своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

— соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице.

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы:

  • воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.
  • Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста:

  1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.
  2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно:

— детский сад,

— семья,

— преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель дожен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки.

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей , активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и времязатратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса. Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления.

Процесс кормления — это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой).

Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т.к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.

Для кого ввели карантин

Нерабочая неделя, объявленная президентом, завершилась, но в некоторых регионах продлили локдаун еще на несколько дней, а в отдельных ужесточили правила функционирования бизнеса. Чтобы узнать, каким организациям можно работать в карантин в вашем субъекте, рекомендуем обратиться в местную администрацию. Если говорить о федеральных правилах, то они приняты еще в 2021 году и пока не поменялись.

С учетом Распоряжения Правительства от 27.03.2020 № 762-р несложно понять, какие магазины будут работать во время карантина: продовольственные, те, что реализуют товары первой необходимости, независимо от режима работы.

В том же распоряжении есть список товаров первой необходимости, и процедура, как узнать, разрешено ли организации работать в карантин, несложная: надо посмотреть, чем занимается компания, и подпадает ли эта деятельность под описанные в правительственном документе. К примеру, чтобы разобраться, закроют ли строительные магазины на карантин, изучим перечень важнейших для населения товаров. В распоряжении нет никаких уточнений относительно строительных материалов, и если в ассортименте магазина нет дезинфицирующих средств или гигиенической продукции, работать в период локдауна ему не позволят.

Подробнее: Перечень организаций, работающих во время карантина

В том же перечне предусмотрели бензин, дизельное и газо-моторное топливо, так что заправки не закроют. Но если вы намерены в нерабочие дни отдать автомобиль на ремонт, уточните, не закроют ли автосервисы на карантин, — не исключено, что им не позволят продолжать функционировать, и ремонтировать железного коня придется позже.

ВАЖНО!

В указах президента о локдаунах прописано, что он не распространяется на непрерывные производства, включая медицинские организации. Если вас интересует, будут ли работать стоматологии в карантин, уточните этот момент: в прошлые разы они оказывали только экстренную и неотложную помощь, а плановые визиты отменяли.

Подробнее: Перечень непрерывно действующих предприятий и организаций

Советы работникам

Если ограничительные меры на вашу компанию не распространяются, если работодатель заставляет работать в локдаун, вы вправе попросить о переводе на удаленку, обосновывая это нежеланием заразиться коронавирусом. На подобное предложение работодатель вынужден согласиться, если нет веских оснований для отказа.

Подробнее: Пишем заявление на перевод на удаленную работу

Если вы уже на удаленке, запомните:

  • для дистанционного сотрудника из другого города поездка в головной офис — служебная командировка, оплачиваемая по общим правилам;
  • работник вправе оговорить компенсацию, если пользуется собственным оборудованием;
  • время на совещания, приемку отчетов и т. п. входит в рабочее;
  • приказ о расторжении трудового договора обязаны направить сотруднику в бумажном варианте заказным письмом.

Подробнее: Надо ли компенсировать расходы дистанционному работнику

Если нет желания или возможности перейти на работу вне офиса, изучите рекомендации, как себя обезопасить во время пандемии. Если в населенном пункте ввели какие-либо ограничения, требуйте от работодателя специальные разрешения на перемещение и появление на рабочем месте.

Подробнее: Выдаем сотруднику справку о том, что он работает во время карантина

Не исключена обязательная вакцинация, если вы захотите продолжить работу. Уволить за отказ вас не смогут, но отстранение от работы без сохранения зарплаты законно.

Подробнее: Отстранение от работы без прививки от коронавируса

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]