Организация развивающих занятий для детей 3-4 лет дома

Обычно обучением детей 3-4 лет занимается детский сад. Работая по специализированным программам, педагоги дают там маленьким дошколятам весь необходимый им набор знаний и навыков. Но бывают и такие ситуации, когда ребёнок не может посещать это заведение или много пропускает из-за частых болезней. Тогда родители сами берутся за образованием крохи. Посредством систематических развивающих занятий для детей 3-4 лет даже дома дети могут усвоить всё, что положено их возрасту, если знать чему и как их учить.

Как проводятся развивающие занятия с детьми 3-4 лет дома

Домашнее обучение – трудоёмкий процесс, требующий определённой подготовки родителя и правильного настроя. Для эффективной работы нужно не только продумать содержание занятий, но и пробудить интерес ребёнка к обучению. Что нужно знать?

Принципы организации домашних занятий

Любое обучение, домашнее или профессиональное, должно проводиться в соответствии с основными принципами педагогики и учитывать возрастные особенности дошколёнка. Что нужно знать?

  1. Во-первых, для детей 3 лет ведущей деятельностью является игра. Только играя, малыш может полностью погрузиться в обучающий процесс и прочно усвоить необходимые знания.
  2. Во-вторых, все занятия с ребёнком должны носить системный характер. Ежедневные уроки, задания которых планируются заранее, усложняются по мере их усвоения.
  3. В-третьих, деятельность ребёнка должна постоянно меняться – чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями и заданиями творческого характера.

Условия проведения «уроков» для дошколят

В 3 года дети уже умеют подолгу концентрироваться на интересующем их объекте, и всё же не стоит планировать слишком много заданий. Длительность занятия с детьми 3 лет должно быть не более 25 минут, с обязательной динамической паузой.

Тематический материал:

  • Развивающие игры для мальчиков 3 лет
  • Игры для девочек 4 лет — развивающие

Приступать к работе лучше, когда ребёнок успел отдохнуть и пребывает в хорошем настроении, обычно занимаются после завтрака или дневного сна, каждый день в одинаковое время.

Во время работы ничто не должно отвлекать внимание крохи – уберите всё лишнее со стола и с поля зрения.

Используйте яркий реквизит, раздаточные материалы и пособия. Их можно купить или сделать самостоятельно. Чтобы интерес к данным средствам обучения не пропал, старайтесь не играть с ними вне занятий.

Хорошо, если все упражнения занятия объединены одним сюжетом. Так будет проще удержать внимание ребёнка.

Отдохнуть от умственного напряжения физические упражнения — танец под музыку, ходьба по линии и наклону, игры с мячом и т.д. Их необходимо включать в каждый урок.

Задачи и планирование

Результативность любой работы, в том числе и педагогической, зависит от правильно поставленных задач и чёткого плана их реализации.

К основным задачам развивающих занятий для детей 3-4 лет можно отнести следующие:

  • формирование мыслительных навыков;
  • развитие моторики, воображения и творческих способностей;
  • совершенствование звуковой и смысловой сторон речи, расширение словарного запаса;
  • формирование представления о явлениях и свойствах предметов, окружающем мире;
  • воспитание личностных качеств, обучение нормам поведения.

Составлять план развивающих занятий для детей от 3 лет нужно так, чтобы различные виды деятельности чередовались. Еженедельное планирование поможет понять, какое упражнение стоит оставить, какое усложнить, а что вовсе отложить на некоторое время.

Принцип построения занятий для дошкольников

Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

Занятия следует проводить после ночного или дневного сна — это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

Игры для детей 4 лет

Игра 13. «Не вижу и не слышу»

Это отличная подвижная игра для двух и более игроков, которая очень нравится детям. Правила: когда ведущий произносит “не вижу”, игроки бегают, прыгают, резвятся, но в абсолютной тишине. Если кто-то произнесёт звук, то проигрывает. Если ведущий говорит “не слышу”, то игрокам можно и нужно шуметь, кричать, петь, смеяться, но стоять на одном месте. Кто сдвинулся — проиграл.

Игра больше подходит для улицы, чтобы дети могли вдоволь набегаться и накричаться, не тревожа соседей.

Игра 14. «Цветные краски»

Это замечательная игра для закрепления знаний цветов и их оттенков. Для неё требуются минимум три участника.

Уверены, многие родители вспомнят правила! Нужно начертить линию (или проложить верёвку или шнурок), с одной стороны которой стоит ведущий, а с другой — игроки. Ведущий поворачивается спиной, называет любой цвет и разворачивается обратно. У кого на одежде есть такой цвет, легко переходит на другую сторону, остальные же участники должны перебежать, пока их не схватил ведущий. Кого из игроков он поймал, занимает место ведущего.

Игра 15. «Полоса препятствий»

Эта игра потребует небольшой подготовки, так как нужно создать «трудности», которые будут преодолевать дети. Лучше всего играть в компании или даже командами на скорость.

Ориентируясь на интересы малыша, создайте полосу препятствий (стулья, под которыми надо проползти, туннель из подушек, листочки, которые спасут от лавовой реки и так далее). Тематика может быть разной, например, охота на динозавров, спасение принцессы от дракона, джунгли, пиратский остров и любые другие фантазии.

Если играют команды, можно подготовить главный приз для победителей и поощрительный для проигравших. Но самой важной наградой в “Полосе препятствий” будет отличное настроение и заряд бодрости!

Игра 16. «Снова и снова»

Отличная игра, которая развивает навыки классификации и анализа.

Вам понадобятся карточки с изображениями животных, растений, предметов мебели, цветов, транспорта и того, что можно классифицировать.

Суть игры — выложить перед ребёнком все картинки, например, с мебелью и попросить отделить предметы небольшого размера от крупных, затем деревянные от пластмассовых и так далее. Чем больше вы найдёте вариантов для анализа и сравнения, тем лучше.

Игра 17. «Что в уме?»

Цель забавы: весело и интересно развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Подготовьте несколько несложных картинок с разным содержанием и попросите малыша выбрать одну, но не говорить, какую именно. Затем взрослый задаёт вопросы, чтобы разгадать, какое же изображение было выбрано, а ребёнок отвечает либо да, либо нет. Например: “На этой картинке человек?”, “Есть ли жёлтый цвет в одежде человека?”. Затем поменяйтесь ролями — кто быстрее справится с заданием?

Готовые сюжетные картинки или изображения животных можно приобрести в любом книжном магазине или сделать самим, вырезав из журналов.

Игра 18. «Загадочные действия»

Играют два и более человек, которым нужно понять, что показывает ведущий своими жестами или действиями. Например, взрослый зажимает нос, закрывает глаза и приседает — это ныряние в воду. Загадать можно любые реальные предметы или занятия: письмо, плавание, сон, стук молотка и так далее. Ведущий может заранее подготовить возможные варианты и записать их на карточках. Выигрывает тот участник, который называл правильные ответы быстрее остальных.

Игра 19. «Кто так может?»

Ещё одна интересная игра на развитие речи. Задача проста — быстрее остальных игроков отгадать, о чём идёт речь. Ведущий описывает предмет, человека или персонаж, например: “Это небольшой металлический предмет, который издаёт тонкий звук. Такие маленькие предметы часто вешают домашним животным на шею” (колокольчик).

Игра помогает закреплять любые полученные знания: о профессиях, транспорте, растениях, животных, временах года и множестве других предметов и явлений.

Игра 20. «Сравнения»

Взрослый показывает ребёнку два предмета и просит рассказать, в чём их сходства и отличия. Например: “Вот мячик и воздушный шарик разных цветов, сравни их!”. Сходство — оба предмета круглой формы. Отличия: цвет, материал. Чем больше признаков назовёт малыш, тем лучше. Постепенно усложняйте задачу, подбирая похожие предметы, например, кубики одного цвета, но немного отличающиеся по размеру. Можно также увеличивать количество сравниваемых предметов.

Эта игра отлично развивает внимание и совершенствует навыки классификации и анализа.

Повтори узор

Одинаковые картинки

Два одинаковых предмета

Игра 21. «Вопросы-ответы»

Суть игры — ответить на разнообразные вопросы, которые задаёт взрослый. Это могут быть как смешные вопросы, так и познавательные и закрепляющие. Например: “Бывают ли грозы зимой?”, “Какого цвета солнце?” или “Зачем нужно кушать?”.

Игра развивает речь и память, а также навыки обобщения предметов и подходит для тихих семейных вечеров.

Игра 22. «Команды»

Интересная спокойная игра на развитие речи. Ведущий заранее готовит забавные команды: «Сядьте те, кто любит компот», «Закройте один глаз те, кто пил сегодня сок» и так далее. Забава подходит для знакомства в новой компании, потому что позволяет узнать интересы новых друзей и создать весёлую атмосферу.

Игра 23. «Сигналы»

Очень интересная игра, которая развивает внимание и увеличивает его концентрацию, а также улучшает память. Задача проста — ведущий заранее готовит «сигналы» (любые картонные фигуры разного цвета) и показывает их детям. Каждый цвет обозначает какое-то действие, например, жёлтый — стоять на месте, красный — присесть, синий — поднять вверх руки. В произвольном порядке показывайте игрокам эти сигналы. Постепенно усложните задачу и произносите команды, показывая карточки другого цвета. Выигрывает тот, кто не запутался и верно следовал сигналам.

Игра 24. «Собираем игрушки»

Отличная активная игра, которая помогает не только развивать внимание и память, но и быстро убраться в комнате! Желательно, чтобы в игре было как минимум два участника, чтобы получилось соревнование.

Возьмите несколько предметов и разложите их по комнате в различные места (или просто озвучьте то, что нужно искать). Детям нужно как можно скорее найти все вещи и убрать в ящик или корзину. Выигрывает тот, кто оказался первым.

Потом усложните задачу и предложите продолжать поиски, стоя на одной ноге, хлопая, идя гуськом или ползая.

Какие предметы были на картинке?

Игры для детей 3 лет

Игра 1. «Ловушка»

Возьмите моток плотных ниток и вместе с ребёнком постройте “ловушку” — натянутые в разных направлениях нити, как паутину. Можно в разных местах “сети” прикрепить маленькие колокольчики. Задача игроков — пробраться сквозь ловушку, не задев нитей и колокольчика. Если это задание кажется простым, усложните задачу и играйте на скорость! Самому быстрому и шустрому участнику подготовьте небольшой приз.

Эта игра очень нравится детям, не требует тщательной и долгой подготовки, играть в неё можно и дома, и на улице.

Игра 2. «Что в ладошках?»

Вам понадобятся 15-20 небольших предметов (фишек, палочек, значков, кубиков, кружочков) трёх цветов, которые уже знакомы ребёнку.

Задача проста — спрятав в руке вещь, спрашиваем: “Не жёлтая и не синяя, какая?”. Если малыш отвечает верно, предмет переходит к нему, нет — остаётся у ведущего. Выигрывает тот, кто соберёт больше трофеев. Можно специально путать малыша, называть другие цвета и признаки, например, форму и размер, использовать не три, а 4-5 цветов. Ориентируйтесь на знания вашего ребёнка и обязательно меняйтесь ролями, чтобы малыш побыл ведущим.

Эта игра помогает закрепить знания цветов, развивает внимание и наблюдательность, учит анализу.

Игра 3. «У кого это есть?»

Хорошая игра на развитие речи, наблюдательности, а также закрепление знаний. Взрослый перечисляет предметы, а ребёнок называет, кому они могут принадлежать. Например: “У кого есть половник, фартук, нож и колпак?” (повар) или “У кого есть большой панцирь и маленькие лапки, которые не умеют бегать?” (черепаха).

Игра 4. «Поезда»

Эта весёлая подвижная игра подходит для тех детей, которые не любят соревнования.

Предложите им изобразить поезд, выстроившись друг за другом. Суть игры — повторять все движения за первым игроком, который может идти ровно, прыгать с места на место, сворачивать в разные стороны, шагать задом, танцевать и так далее. Следите, чтобы рулевым смогли стать все желающие.

Лучше всего эту игру проводить на свежем воздухе, но если детей немного, она подходит и для домашней обстановки.

Игра 5. «Обезьянки»

Ещё одна игра на повторение движений. Но в ней больше задействована мимика, а не тело.

Расскажите малышам, что обезьянки очень любят корчить рожицы и повторять движения друг за другом. Предложите детям побыть этими животными и поиграть! Пусть один ребёнок повторяет движения за взрослым или придумывает гримасы сам, а все остальные игроки повторяют за ним. Не забывайте менять ведущего или играть в парах, если детей много.

Игра 6. «Высота»

Отличная задумка для игры на улице и дома. Подготовьте верёвку или шнур и положите её, вытянув в линию. Это будет ваша дорога над пропастью. На конце шнура поставьте тарелку или коробку, в которой будет лежать приз (яблоко, леденец, мячик или любой другой приятный сюрприз). Задача малыша — осторожно пройти по верёвке, удерживая равновесие и не упав. Пока ребёнок пытается пройти испытание, подбадривайте его словами, пусть он ощущает поддержку болельщиков! Ещё интереснее играть командами на скорость. Если все справляются легко, сделайте дорожку над пропастью не прямой, а извилистой.

Эта игра развивает координацию движений малышей, а также приносит массу веселья и хорошего настроения!

Игра 7. «Волшебные нити»

Это прекрасная игра на развитие воображения, а также закрепление знаний о цветах и формах. Покажите, как с помощью нитей или шнурков разных цветов выложить контуры различных предметов и фигур. А затем предложите выложить самостоятельно солнце, цветок или домик, тучку или контур птицы сначала одним цветом, а затем несколькими.

Игра 8. «Дождик»

Ещё один вариант игры с нитками или шнурками. Вместе с ребёнком нарисуйте на плотном картоне тучи. Под ними с помощью ножниц или шила сделайте небольшие дырочки, через которые ребёнок должен продеть нитки или шнурок, чтобы получились короткие стежки-полоски дождя.

Игра 9. «Забавные крупинки»

Отличный вариант для развития и мелкой моторики, и воображения, и сенсорного восприятия. Задача проста — насыпать в плоскую посуду или поднос тонким ровным слоем манную или любую другую мелкую крупу.

Затем предложите ребёнку нарисовать пальцем на таком “холсте” знакомые фигуры и рисунки. В начале это будут простые изображения: домик, солнце, тучка, а после можно усложнять задачу.

Когда малыш немного подрастёт, с помощью этой игры изучайте буквы и знакомьтесь с цифрами.

Игра 10. «Паутинки»

Возьмите картонную коробку и в каждой из её сторон сделайте несколько отверстий. Затем предложите малышу сплести паутинку, продевая разноцветные ниточки сквозь получившиеся отверстия. Используйте нитки или разные по толщине, цвету и длине шнурки. Можно разнообразить игру, просто положив на дно коробки мелкие предметы. Когда паутинка будет готова, с помощью пинцета или пальцев достаньте со дна коробки оставшиеся там вещи.

Игра 11. «Угадай-ка»

Суть игры — с закрытыми глазами угадать, что ведущий положил в руку. Подберите небольшие предметы разной формы и разных материалов. Если ребёнок хорошо говорит, предложите ему озвучивать свои мысли, например: «Это что-то деревянное, шершавое, твёрдое и с острыми углами. Думаю, это кубик».

Запомни картинку

Угадай звук

Игра 12. «Фигурные поиски»

Задача проста — вырезать из бумаги разной текстуры (обычная, картон, металлизированная, бархатная, газета) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Затем завяжите малышу глаза и попросите на ощупь пальчиками отыскать все круги или другие фигуры. Для детей 4 лет можно подготовить более сложные варианты (многоугольники, трапеции, ромбы).

Знания и умения детей 3—4 лет

Дошкольник в возрасте 3 — 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • различать и называть цвета;
  • считать до 10;
  • собирать простые пазлы из 4 — 6 частей;
  • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
  • видеть и называть несоответствия;
  • запоминать лёгкие стишки.

Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные — помимо непонимания могут спровоцировать протест.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]