Методика проведения развивающих занятий в первой и второй младших группах


Миссия развивающих занятий в первой и второй младших группах

Развитие — это важная составляющая целей любого образовательного курса, практикуемого с воспитанниками детского сада. Более того, те или иные аспекты развития являются обязательной частью не только непосредственной образовательной деятельности (НОД), но и режимных моментов, развлечений. Поэтому, рассматривая цели и задачи занятий по развитию в таком широком смысле, уместно говорить о миссии этого направления в целом в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Цели и задачи занятий по развитию определяются стратегиями изменений психолого-педагогических характеристик детей первой и второй младших групп.

Цели развития определяются возрастными особенностями малышей 1,5–4 лет

Цели занятий по развитию с детьми 1,5–3 лет

Суть занятий по развитию в первой младшей группе определяется отработкой трёх фундаментальных для малышей 1,5–3 лет жизненных приобретений — прямохождения, речи и предметного взаимодействия. Это:

  • обучение манипулированию с различными предметами, уясняя их назначение (в процессе игр);
  • формирование способности понимать и использовать речь в общении (расширяя пассивный запас слов, переводя его постепенно в активный);
  • воспитание коллективного духа (даже с учётом того, что дети первой младшей группы действуют, играют не вместе, а рядом, они видят, что все виды работы выполняются одновременно и задачи едины для всех).

Цели занятий по развитию с малышами 3–4 лет

Во второй младшей группе продолжается стратегия осуществления целей, поставленных ещё в прошлом учебном году. При этом акцент, в силу того, что в 3–4 года дети осваивают обширный комплекс звуков и грамматики языка, делается на развитии речи:

  • включение детей в диалог (со взрослым, друг с другом);
  • стимуляция любознательности как средства познания мира (в силу возраста дети постоянно задают вопрос «почему», который взрослым ни в коем случае нельзя оставлять без внимания);
  • понимание преимуществ коллективных игр (весело, интересно, ново).

Задачи развивающих занятий зависят от образовательной области, в рамках которой они рассматриваются.

Если в первой группе основными показателями развития являются освоение прямохождения, речи и предметного взаимодействия, то во второй акцент делается на развитие навыков общенияи умения работать не рядом, а вместе

Таблица: основные задачи развивающих занятий в первой и второй младших группах

Образовательная областьЗадачи для первой младшей группыЗадачи для второй младшей группы
Познание
  • Получение первичных знаний о себе (пол, имя), а также о членах своей семьи (имена, степень родства);
  • знакомство с объектами окружающей действительности (детским садом, столовой, медпунктом);
  • развитие умения объяснять назначение знакомых предметов (цвет, форма, материал);
  • знакомство с цифрами до 5 и элементарными геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником);
  • стимулирование проявления любознательности (например, в отношении поиска картинок с изображениями первых весенних цветов после рассматривания букета подснежников в группе).
  • Расширение знаний о себе (полное имя, возраст, адрес);
  • обогащение представлений о мире вокруг (знакомство с понятиями планета, страна, город);
  • формирование умения описывать предметы по набору сенсорных качеств;
  • освоение понятий больше, меньше, поровну;
  • обучение счёту до 5;
  • обогащение представлений о геометрических фигурах;
  • расширение кругозора (за счёт внесения в занятие элементов эвристического подхода, когда малыши, к примеру, сами отбирают карточки с птицами из набора картинок с изображениями животных).
Социально-коммуникативное направление
  • Приучение к самостоятельному поддержанию опрятности (через усвоение правил поведения за столом, умывание);
  • приобщение к поддержанию порядка (к примеру, дети помогают педагогу складывать игрушки);
  • выделение преимуществ игры со сверстниками (например, поиграть понравившейся машинкой товарища можно, если катать её по очереди);
  • формирование умения угадывать настроение по характерным внешним признакам (к примеру, улыбка у девочки на картинке — настроение хорошее).
  • Продолжение работы над приобщением к аккуратности и помощи в поддержании чистоты в помещении (дети помогают вытирать пыль, достают или убирают инвентарь для уборки группы);
  • расширение спектра видов игр, в том числе и начало освоения игр с правилами (к примеру, подвижные игры «Догонялки» или «Прятки»);
  • активное использование партнёрских игр (дети понимают, что играть вместе, а не просто рядом, интереснее, чему способствует и уровень развития речи).
Речевое развитие
  • Побуждение малыша на речевое взаимодействие (например, когда педагог «не понимает» то, что пытается до него донести ребёнок, провоцируя его на составление высказывания);
  • работа над освоением звукопроизнесения (гласными, «п», «б», «м», «ф», «в», «т», «д», «н», «к», «г», «х», «й»);
  • обогащение пассивного словарного запаса по темам (например, показывая малышам картинки с изображениями примет времён года, педагог добивается того, что дети объединяют слова «зима», «снег», «Новый год» или «осень» и «листопад» в отдельные блоки).
  • Освоение звукоряда (в норме малыш к 4 годам должен произносить все звуки, кроме «л» и «р»), а также грамматических норм языка (согласования слов в предложениях, способов образования множественного числа;
  • обогащение речи словами-названиями детёнышей животных (цыплёнок, котёнок и пр.);
  • развитие умения развёрнуто отвечать на вопросы.
Физическое развитиеОбучение координации частей тела при выполнении упражнений с одним видом физической нагрузки (только бег или только прыжки).Продолжение работы по тренировке координации движений, но в упражнениях со 1–2 сменами действий (с ходьбы на бег или с ходьбы на приседания, а затем на прыжки).
Xудожественно-эстетическое развитие
  • Обучение пользоваться карандашами, фломастерами, красками и правильно держать пишущие предметы;
  • знакомство с пластичными материалами (пластилином, глиной), раскатывая их в «колбаски», «шарики», «лепёшки»;
  • выработка правильной позы во время работы.
  • Освоение простых видов аппликации (например, составление фигуры снеговика или кругов-заготовок);
  • использование цвета в соответствии с образом изображаемого объекта (так, дети рисуют солнце жёлтым, небо голубым);
  • освоение нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ватными палочками);
  • развитие навыка создавать из пластичных материалов простые фигурки (из «шарика» и «колбаски» делать гриб).

Это интересно. Во второй младшей группе взрослый становится для ребёнка образцом для подражания, и желание копировать его действия вступает в противоречие с реальными возможностями маленького человека. Разрешению этого внутреннего конфликта способствуют сюжетно-ролевые игры, в которых малыш может исполнять роль врача, воспитателя, мамы или папы.

Примерить на себя роль взрослого ребёнку помогают сюжетно-ролевые игры

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Конспект открытого занятия «Путешествие в огород к бабе Маше. Осенние изменения в природе» в группе раннего возраста Конспект игра ИОС «Путешествие в огород к бабе Маше»

Для группы раннего возраста №1 Цель: создать условия для формирования представлений у детей об осенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: познакомить детей с осенними признаками природы, научить узнавать овощи по…

Открытое занятие по ФЭМП «Путешествие по сказке «Колобок» (вторая младшая группа) Открытое занятие по ФЭМП Путешествие по сказке Колобок» (вторая младшая группа)

Кузьменко Эльвира Возрастная группа: вторая младшая группа. Цель: создать условия для развития познавательных способностей на примере сказки Колобок». Задачи: Образовательные: — закреплять понятия…

Виды занятий по развитию в младших группах

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), с детьми 1,5–4 лет осуществляется НОД, нацеленная на развитие:

  • интеллекта;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • внимания;
  • речи;
  • основных движений;
  • творческих способностей;
  • культурно-гигиенических навыков (КГН);
  • нравственно-патриотических чувств.

На занятиях в ДОУ малыши в увлекательной форме изучают цвета и формы, а также развивают творческие способности

Эти векторы развития в работе с малышами 1,5–3 лет реализуются на занятиях по:

  • ознакомлению с окружающей средой (1 раз в неделю);
  • развитию речи (1 раз в неделю);
  • формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) (1 раз в неделю);
  • физической культуре (2 раза в неделю);
  • изобразительному искусству, куда входит рисование, лепка и конструирование (по одному разу в неделю);
  • музыке (2 раза в неделю).

Это интересно. Такое распределение часов соответствует требованиям ФГОС и программе «От рождения до школы», принятой за основу в большинстве детских садов в стране.

Во второй младшей группе к перечню занятий добавляется 1 час на конструирование. В остальном же расчасовка будет идентичной. Однако для воспитанников 3–4 лет в учебно-воспитательный процесс могут быть включены часы на занятия:

  • хореографией (1 или 2 часа);
  • с логопедом (обычно это групповые занятия, индивидуальные начинаются в средней, когда весь звукоряд уже сформирован);
  • английским языком;
  • экологическим воспитанием.

Это интересно. Последние два курса в программе «От рождения до школы» включены в вариативную часть, что позволяет организовать кружковую работу в этих направлениях.

Развивающие задачи для всех видов занятий едины, в зависимости от характера НОД меняется только акцент в работе

В какой форме нужно проводить уроки?

Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.


Игровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 лет

Игровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.

Нужный эмоциональный фон можно создавать за счет игрушек, приходящих на урок: «К нам сегодня пришел Буратино и принес разные фигуры».

Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.

Естественно не нужно забывать хвалить кроху.

Методы и приёмы для развития младших дошкольников

При разработке занятий по развитию педагог активно обращается к копилке приёмов (средств) в рамках используемых в работе методов.

Таблица: приёмы на занятиях по развитию с детьми 1,5–4 лет

МетодПриёмыКогда и для чего может использоватьсяПример (группа)
НаглядностьПоказ объектаПри знакомстве с темой на всех видах занятий.Картинки, иллюстрирующие тему «Домашние животные», на которых представлены взрослые особи и их детёныши (первая младшая группа). Плакаты с изображениями цифр (первая и вторая младшие).
Показ образцаПри отработке практического навыка. Как правило, на занятиях изобразительной деятельностью.Прежде чем давать задание малышам второй младшей группы нарисовать одуванчик ватными палочками, педагог показывает картинки, нарисованные в этой технике.
Показ способов действияДля того чтобы дети запомнили порядок движений в подвижной игре или ход действий при создании «шариков» из пластилина, педагог сам показывает процесс выполнения.В первой младшей группе этот приём активно применяется и при проведении сюжетно-ролевых игр: у детей нет необходимого для них опыта, поэтому, чтобы показать, как ведёт себя кассир в магазине или врач, воспитатель изображает эти понятия в виде загадки, которую будут загадывать малыши своим одногруппникам.
Использование технических средств обучения (ТСО)
  • Мультимедийных проекторов;
  • ноутбуков.
Например, в первой младшей группе при обучении правильно мыть руки с малышами можно смотреть серию «Осьминог» мультфильма о малышариках.
Речевые методыРассказОбычно используется для мотивации детей перед той или иной деятельностью.Например, для введения детей второй младшей группы в тему «Элементарные фигуры: квадрат», перед выкладыванием квадрата из счётных палочек я рассказываю историю о том, как злая Баба-Яга захотела навредить доброму царю Квадрату и сломала его фигурку на столе. Дети помогают Квадрату, складывая «его» на столах.
Беседа (полноценное использование возможно только со второй младшей группы, когда у ребят уже и опыта немного есть, и словарный запас немаленький).Используется, как правило, в начале занятия для мотивации детей.К примеру, тему о семье мы с ребятами 3–4 лет начинаем с ответов на вопросы:
  • Как зовут ваших мам, пап?
  • Как вы понимаете, что такое отчество? и т. п.
Рифмовки (стихотворения, загадки), чистоговорки.Загадки и стихотворения применяются для мотивации, а чистоговорки для отработки звукопроизнесения.Например, перед рассмотрением темы «Треугольник» в первой младшей группе со своими воспитанниками при помощи загадок мы повторяем уже выученные фигуры — круг и квадрат:
  • Три вершины, Три угла, Три сторонки — Кто же я? (Треугольник).
  • Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его … (Квадрат).
Практические методы (призваны решить организационные вопросы в планировании занятия)Планирование выполнения заданийОчень важно, чтобы задания были логичными и грамотными: презентация нового материала, его связь с уже известным, отработка, закрепление.
Постановка задачиНовая задача должна логично продолжать начатую ранее работу. Например, рассмотрение темы «Птицы осенью» во второй младшей группе является продолжением начатой в первой младшей темы «Птицы».
Анализ результатов работыМониторинг необходим для выстраивания стратегии работы по развитию малышей, составления конспектов занятий.
Контроль и коррекцияПриём необходим для того, чтобы вовремя начать работу со специалистом. Например, если малыш не просто пропускает звук, не выговаривая его, а заменяет его, то есть в его сознании произошла подмена одного звука другим, и сама по себе ситуация не изменится.
Выяснение причин недостатков и разработка проекта их исправленияЕсли у детей не исправлять ошибки, то усвоение нового материала будет затруднено. Если не отследить время появления звуков, то можно пропустить момент, когда произойдёт замещение сложного звука. А это, в свою очередь, существенно снижает вероятность того, что звук, который малышом не выговаривается, появится.
Информативно-рецептивный метод (педагог презентует информационный блок, а дети пытаются его осмыслить)НаблюдениеДети на прогулке наблюдают за сезонными изменениями и обсуждают их.
ЭкскурсииЭтот приём практикуется не во всех ДОУ. Предполагает наблюдение и обсуждение представленных объектов.
ЭвристическийДети самостоятельно ищут информацию по тому или иному вопросу. В первой младшей группе не используется, а во второй только при условии включения родителей в образовательный процесс. Например, при помощи задания создать проект семейного дерева.
Игры (основной вид деятельности у детей)
  • Дидактические;
  • подвижные;
  • сюжетно-ролевые (театрализованные), пальчиковые.
  • В дидактических играх дети обогащают свой жизненный опыт, например, получают информацию о делении животных на домашних и диких.
  • Подвижные расширяют двигательный опыт, к примеру, малыши учатся переходить с бега на ходьбу и наоборот.
  • В театрализованных играх ребята примеряют на себя разные роли и выделяют в них основополагающие черты: мимику, жесты, слова в речи и пр.
  • Пальчиковые упражнения способствуют тренировке мелкой моторики, что ускоряет процесс развития речи.

Ознакомиться с примерами разных игр для младших дошкольников можно здесь.

Метод практических заданий (чаще всего являются формой проведения рефлексии по той или иной теме)
  • Рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.
Например, знакомство с цифрой «1» в первой младшей группе можно подытожить аппликацией или раскрашиванием шаблона красками и пальчиками или традиционно, кисточкой.

Видео: малышарики о мытье рук в серии «Осьминог»

Оформление предметно-развивающей среды в группе

Важной составляющей группы наглядных приёмов является предметно-развивающая среда, оформление которой для детей 1,5–4 лет имеет игровую направленность. При этом наполнение каждой из зон для младших дошкольников не имеет кардинальных отличий.

Это интересно. Материалы могут быть как фабричными, так и изготовленными своими руками.

Таблица: разновидности и наполнение предметно-развивающих зон для младших дошкольников

Предназначение уголкаЧто входит
Спортивный
  • Мячики разного размера, в том числе и мячики-«ёжики» для проведения пальчиковой гимнастики;
  • кегли;
  • скакалки;
  • коврики для проведения зарядки и упражнений после сна.
Для творческой активности
  • Листы писчей и цветной бумаги;
  • карандаши, краски, фломастеры;
  • твёрдая основа для выставки детских работ.

Для детей 3–4 лет список дополняется клеем и ножницами.

Игровой
  • Куклы (для игр «Дочки-матери», «В магазине»);
  • игрушки (разделённые на мальчиковые, к примеру, «В машине», для девочек — парикмахерские принадлежности, общие — животные, каталки и пр.);
  • настольные игры (например, лото «Животные», «Птицы»);
  • пазлы на 4 или 6 деталей (во второй младшей на 8 деталей);
  • пирамидки;
  • материалы для строительства.
Музыкальный
  • Аудио- и видеоматериалы по темам «Времена года», «Игрушки», «Семья» и др.;
  • ТСО (телевизор, мультимедийный проектор и магнитофон).
Речевой
  • Тематические картинки;
  • материалы для речевых игр (например, картинки из двух половинок для составления и называния цельных изображений);
  • плакат с азбукой.
Книжный (часто располагается совместно с зоной речевого развития)4–6 книг со сказками, сборниками детских рифмовок и пр. по программе (русские народные сказки, произведения К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», стихотворения С. Михалкова, А. Барто и др.).
Математический
  • Комплекты палочек для счёта;
  • кубики с изображениями животных, букв, цифр.
Зона экспериментальной деятельностиВыставки из природных материалов необычной формы или интересно оформленные (каштаны, жёлуди, икебаны из осенних листьев). Для детей 3–4 лет могут добавляться средства для проведения наблюдений, например, лупа.
Уголок для строительства из конструктораКонструкторы из разноцветных деталей.
Зона живой природы
  • Комнатные растения;
  • небольшие лейки для полива.
Уголок трудового воспитанияОформляется со второй младшей группы. В него входят:
  • фартуки для уборки;
  • график дежурств детей;
  • веники, совки.

Во второй младшей группе предметно-развивающая среда дополняется, но не меняется полностью

Выбираем время и место для работы

Для того, чтобы развивающие занятия для детей 4 лет дали результаты, они должны быть регулярными. Желательно дома выбирать одно и тоже время и место. Выбирая время необходимо учитывать, чтобы карапуз был бодр, сыт и активен. Следует методом эксперимента понаблюдать, какое время наиболее подходящее.

Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы работа становилась частью режима дня.

Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные уроки. Однако, при правильно поставленной работе и адаптации к упражнениям некоторые детки легко выдерживают не менее получаса.


Первые уроки должны быть не дольше 15 минут

Первые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодра и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.

Выбирая место для ежедневной работы, прежде всего нужно обращать внимание на удобство. Рабочее место должно быть удобным как для малыша, так и для его мамы, может быть это детский стульчик со столом или коврик, на котором проходит работа.

Методика проведения занятий по развитию в младших группах ДОУ

Поскольку развивающие цели есть в каждом занятии в детском саду, то обозначить, а значит, и проследить, общую линию реализации этого направления работы с детьми можно с помощью ежедневного планирования деятельности малышей.

Таблица: пример ежедневного планирования в первой младшей группе (фрагмент)

АвторКрасикова О. Ю., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №106, г. Ангарск, Иркутская обл.
Первая неделя сентября
ДатаУтроПрогулкаВечер
ПонедельникЗнакомство с группой. Во время приёма уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями, долго капризничают и плачут. Подвижная игра (П/и) «Пальчики здороваются». Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук. Предложить детям игру с собачкой, которая лает. Обыграть сценку с собачкой, потом спеть песенку про собачку. Учить запоминать местонахождение игрушек в группе и класть их на свои места.Наблюдение за ветром, как дует ветер, качаются деревья, на землю падают листья. П/и «Мотылёк». Цели:
  • перешагивать через кучки песка, развивая умение преодолевать небольшое препятствие на пути;
  • учить вытирать ноги.

Выносной материал:

  • машинки,
  • куклы,
  • совочки,
  • ведёрки.

Помочь детям включиться в игру, создать сюжет игры «Кукла Таня едет в гости». Показать, как нужно делать куличики для куклы.

Знакомство детей с кукольным уголком. Цели:
  • рассмотреть с детьми имеющихся кукол, называя их по именам;
  • показать детям как, чем будем кормить их, предварительно спросив ребят, куда кукла сядет, из чего будет есть.

Во время еды следить за правильной посадкой детей за столом. Учить правильно, держать ложку и кружку, есть, и пить не проливая. Беседы с родителями о поведении детей дома с целью выявления лучшего опыта семейного воспитания.

ВторникЛасково и приветливо встретить детей. Уделять особое внимание детям, которые тяжело расстаются с родителями. Приучать детей перед едой мыть руки, закатывая рукава, насухо вытирать их личным полотенцем. Знакомство детей со строительным уголком.Наблюдение за птицами. Какие они бывают, форма, цвет, большие и маленькие. П/и «По тропинке». Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади. Игры на поручение (соберём камушки с участка).Знакомство детей с книжным уголком. Рассматривание и чтение сказки «Курочка Ряба». Цель: учить детей слушать. Беседы с родителями о том, как ребёнок провёл день. Продолжать учить детей запоминать местонахождение игрушек в групповой комнате и класть их на свои места.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/18/kalendarnoe-planirovanie-dlya-detey-rannego-vozrasta

Ежедневный план помогает распределить задачи развития между разными видами деятельности

Таблица: пример ежедневного планирования во второй младшей группе (фрагмент)

АвторПинчук Л. В., воспитатель МБДОУ Д/с «Родничок», г. Тамбов.
День неделиРежимСовместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областейОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Групповая, подгрупповаяИндивидуальнаяОбразовательная деятельность в режимных моментах
Последняя неделя сентября
ПонедельникУтро:
  • приём детей;
  • игры;
  • общение;
  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку;
  • завтрак;
  • деятельность после завтрака;
  • подготовка к ООД.
  • Подвижная игра «Жёлтый (красный) листочек, лети ко мне».
  • Игровая ситуация «Листики в садочке».

Цели:

  • знакомить детей друг с другом;
  • учить называть сверстников по имени;
  • развивать чувство уверенности в себе.
Индивидуальное задание ребёнку «Принеси много листьев (один лист)».
  • Сюжетная игровая ситуация «Миша промочил ноги». Цели: развивать разговорную речь детей и навыки общения;
  • вызвать желание помочь.
  • Наблюдение за тем, как падают осенние листья (медленно в безветренную погоду, быстро — в ветреную), отметить богатство оттенков листьев.
Дидактические игры:
  • «Волшебный мешочек»;
  • «Узнай и назови овощи».

Цель: обогащать словарь и сенсорный опыт детей.

Организованная образовательная деятельностьРисование «Красивые лесенки». Цели:
  • учить детей рисовать линии сверху вниз, проводить их прямо, не останавливаясь;
  • учить набирать краску на кисть, обмакивать её всем ворсом в краску;
  • убирать лишнюю краску о край баночки;
  • промывать кисть в воде, сушить кисть о салфетку;
  • продолжать знакомить с цветами.
Музыка по плану музыкального руководителя
Подготовка к прогулке. Прогулка:
  • игры;
  • наблюдения;
  • труд;
  • индивидуальная работа;
  • физкультурно-оздоровительная работа.
  • Игровая ситуация «Поможем собрать листья». Цели: развивать связную речь детей;
  • воспитывать желание помогать взрослым.
  • Наблюдение за трудом дворника. Цели:
    • обогащать словарь детей;
    • вызвать желание помочь.
  • Подвижная игра «Соберём урожай».
  • «Подбери листочек».
  • Беседа с детьми «Что нам осень принесла?».
  • Рассматривание «Бутоны, цветы на клумбе».
  • Трудовое поручение. Цель: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения.
Бег детей по дорожкам с опавшими листьями, слушание их шуршания. Предложение детям выбрать один понравившийся им лист.
Работа перед сномРазвивающая игровая ситуация «Овощи, фрукты, ягоды» (с использованием стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки К. Ушинского «Умей обождать»). Цели:
  • показать детям, что одни овощи видны, они красуются на грядках, другие нужно разыскивать в листве;
  • предложить детям обследовать овощи: погладить (гладкая репа, шероховатый огурец), надавить (твёрдый), попробовать на вкус.
Вечер:
  • игры;
  • досуги;
  • общение и деятельность по интересам;
  • подготовка к ужину.
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик»;
  • Дидактическая игра «Соберём красивый букет из листьев».
С Полиной Б., Димой Е. — беседа по игрушке «Мяч», «Кукла».Ситуация помощи «Грибочки рассыпались». Цель: развивать интерес к действиям взрослых, желание помочь.Рассматривание картинок на тему «Где что растёт» в уголке природы.
ПрогулкаТрудовое поручение «Жёлуди и шишки». Цели:
  • учить собирать природный материал;
  • поддерживать интерес детей к образным действиям и сравнениям: шишка похожа на ежа, у жёлудя шляпка, как у человека.
ВторникУтро:
  • приём детей;
  • игры;
  • общение;
  • утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку;
  • завтрак;
  • деятельность после завтрака;
  • подготовка к ООД.
  • Ситуация-инсценировка «Листочки». Цель: предложить детям изобразить листочки, летящие по ветру.
  • Дидактические игры: «Такой листочек»;
  • «Листочек, лети ко мне»;
  • «Собери жёлтые листочки». Цели:
  • формировать цветовое восприятие; побуждать детей участвовать в совместной деятельности;
  • развивать интерес к объектам природы, к листопаду.
Дидактическая игра с детьми «Что нам привёз Мишутка?». Цель: закрепить названия знакомых овощей и фруктов.Игра с народными сборно-разборными игрушками «Собери грибочки в лукошко». Цели:
  • формировать игровые действия;
  • учить вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке». Цель: закрепить знания детей об овощах их форме, величине, цвете.
Организованная образовательная деятельностьФЭМП «Количество». Цель: закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Двигательная деятельность по плану инструктора по физической культуре
Подготовка к прогулке. Прогулка:
  • игры;
  • наблюдения;
  • труд;
  • индивидуальная работа;
  • физкультурно-оздоровительная работа.
  • Наблюдение «Что выросло в саду?».
  • Подвижные игры: «Дождик и листочки»;
  • «Паровоз везёт нас в осенний лес».
  • Наблюдение «Гриб».
Разучить с детьми чистоговорки.Трудовое поручение: помочь взрослым убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележку и отвозить в определённое место.Дидактическая игра «Вейся, венок». Цель: учить составлять из листьев разноцветные дорожки.
Работа перед сномМытьё рук с потешкой:
  • Закатаем рукава, открываем кран — вода. Взяли в руки мыло, чтоб микробов смыло. Моем пальцы и ладошки! Посмотрите, крошки, на свои ладошки. А у нас ладошки! Чистые ладошки!
Вечер:
  • игры;
  • досуги;
  • общение;
  • деятельность по интересам;
  • подготовка к приёму пищи;
  • полдник;
  • ужин.
  • Беседа с детьми о правилах поведения в лесу.
  • Пантомима «Осенние листочки».
Индивидуальное задание ребёнку «Возьми одну игрушку (много игрушек)».Рассказы детей «Как мы ходили в лес». Цели:
  • формировать потребность делиться своими впечатлениями;
  • воспитывать уважение к рассказчику.
Рисование по трафарету «Что растёт на огороде?».
Прогулка
  • Игра малой подвижности «Листопад». Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев;
  • учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме;
  • конкретизировать понятие «листопад».
  • Чтение стихотворения В. Мирович «Листопад».
Цит. по: https://infourok.ru/plan-na-kazhdiy-den-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1764067.html

Проследить динамику развивающих целей помогает ежедневное планирование

Временной план занятия

С детьми 1,5–4 лет занятие любой учебно-воспитательной направленности длится 15 минут. Это время педагог делит на 4 этапа работы с темой:

  1. Введение в изучение материала, а также мотивация малышей и актуализация знаний, навыков и умений, которые у малышей уже есть — до 2 минут.
  2. Этап презентации новой информации в связке с тем, что дети уже знают, а также проведение физкультминутки — до 7 минут.
  3. Закрепление материала в практических заданиях — до 4 минут.
  4. Этап подведения итогов, включающий положительную оценку педагогом деятельности всех детей — до 2 минут.

Таблица: пример конспекта занятия «Животные и их детёныши» в первой младшей группе (фрагмент)

АвторМедвецкая О., воспитатель МБДОУ Д/с «Ромашка», пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия.
ВведениеДети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.
  • К домашним животным Мы тех отнесём, С которыми в тесном контакте живём…>
Изложение материала<�… Дидактическая игра «Найди тень». Дети подбирают тень к животным, изображённым на слайдах презентации. Дидактическая игра «Чей малыш?». Дети называют детёныша лошади, коровы, собаки и др. Пальчиковая гимнастика «Щенок»…> <�… Дидактическая игра «Кто где живёт?». В.: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно? (Нет). Почему? (За ними некому ухаживать). Какая опасность их подстерегает? (На них могут напасть дикие звери). Как человек ухаживает за домашними животными? (Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища)…>
Закрепление<�… Рисование «Котёнок». В.: Ребята, давайте нарисуем котёнка. Только рисовать его будем необычно, с помощью ладошки и способа «примакивание»: сложенная ладонь — это туловище котёнка, кулачок-голова, пальчики-ушки, глазки, носик, ребро руки-лапки, хвостик.
Подведение итоговВ.: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами сегодня узнали много нового и интересного о домашних животных. Животным нужно дарить ласку, заботу и любовь.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvivayuschego-zanjatija-v-pervoi-mladshei-grupe-domashnie-zhivotnye-i-ih-det-nyshi.html

На занятиях по развитию используются разные виды игр: дидактические, подвижные, пальчиковые и театрализованные

Таблица: пример конспекта занятия «В гости кошке» во второй младшей группе (фрагмент)

АвторЧеканова Н. Г., воспитатель МБДОУ Д/с №1, г. Озёрск, Челябинская обл.
ВведениеВоспитатель приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки. В.: Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождения. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей.
Изложение материалаВ.: Что сначала надо постелить на стол? Дети: Скатерть. В.: Что мы поставим в середину и по краям стола? Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами…> <�… Стук в дверь. В.: А вот и гости пришли. (Воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком). Ребята, кто это? Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок…> <�… В.: У котёнка день рожденья, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»…> <�… В.: А теперь, ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их. Утёнок: У неё есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это? (Чашка). Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нём кипятят воду для чая, и он пузат. (Самовар)…> <�… В.: А теперь дети загадают вам свои загадки. Воспитатель вызывает желающих загадать загадку. Помогает детям с помощью шёпота на ушко, чтобы никто не слышал. Выслушиваются все желающие.
ЗакреплениеВ.: А сейчас зверята хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?». Обыгрываются игрушки — голоса животных и их детёнышей — грубый, тонкий, мягкий голосок.
Подведение итоговПедагог благодарит малышей за работу.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/10/26/seriya-zanyatiy-dlya-2-mladshey-gruppy

Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе

Видео: занятие по ФЭМП на тему «Путешествие с Колобком» во второй младшей группе

Развивающие занятия с детьми раннего возраста 2-3 лет

Цикл занятий для детей 2-3 лет «В гости к нам пришли матрешки»

Автор: Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию один из сценариев цикла занятий для детей 2-3 лет. Разработанная автором программа развития детей раннего возраста основана на общении и предметной деятельности, как ведущих в раннем детстве, и представляет собой систему интегрированных занятий с детьми по всем основным направлениям воспитания и развития ребенка. Программа составлена в виде сценариев цикла занятий, посвященных одной теме. Все части сценария выполняются по усмотрению воспитателя в течение дня в зависимости от эмоционального и физического состояния детей. Структура сценария цикла занятий: 1. индивидуальная работа во время утреннего приема 2. зарядка 3. предметно-познавательная деятельность 4. конструирование 5. развитие речи 6. продуктивная деятельность (рисование или лепка) 7. знакомство с художественной литературой. Особое внимание обращается на развитие у детей зачатков любознательности, самостоятельности, активности, инициативы. Без этих качеств невозможно развитие творческих способностей ребенка, развитие его личности. Назначение: Данный материал будет полезен всем, кому интересны развивающие занятия с детьми раннего возраста, как в детских садах, так и в частных центрах, в домашних условиях. Цель: Развитие детей раннего возраста. Задачи: Учить детей действовать с двухместной матрешкой. Формировать понятия «большой», «маленький». Учить различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Учить выполнять под музыку игровые движения, соответствующие словам. Упражнять в беге, ходьбе в одном направлении. Учить детей отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями. Знакомить с деталями строительного материала, учить сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение, память, мыслительные операции. Развивать активную речь, побуждая к высказываниям. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, стремление помогать. Материалы: Большая матрешка, двухместные матрешки на каждого ребенка, разноцветные платочки: синие, красные, желтые, зеленые; косынки четырех основных цветов, четыре коробки: красная, синяя, желтая, зеленая; пластилин, влажные тряпочки, карандаши для рассматривания. 7 кирпичиков и 1 призма на каждого ребенка.
1. Индивидуальная работа с детьми, действия с предметами «Матрешки»
Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот». На столе стоят матрешки.Воспитатель (обращаясь к малышу): Здравствуй, Маша. Слышишь, как весело в нашей группе? Хочешь посмотреть, кто там веселится? Пойдем, посмотрим. Вот, оказывается, кто веселится! (берет одну матрешку в руки, показывая ребенку)
. Это матрешка. Посмотри, какой у нее красивый сарафан, какой яркий платок. Покажи, Машенька, где у матрешки ротик, носик, глазки. Наша матрешка танцует под веселую музыку. Покажи, как она танцует. Хочешь поиграть с матрешкой? Выбирай любую, какая тебе нравится.
Аналогично проводится работа с каждым ребенком.

2. Зарядка с платочками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разноцветные платочки принесли матрешки. Вот красный платочек, вот синий… (показывает)
. Хотите поиграть с ними? Ползите к коробке с платочками, выбирайте какой понравится.
1-е упражнение. «За платочками». Ползание в заданном направлении. 2-е упражнение. «Помаши платочком». Исходное положение: сидя, руки с платочком опущены, ноги выпрямлены. Поднять руку с платочком, помахать, опустить вниз. То же самое выполнить другой рукой (4 раза).3-е упражнение. «Покажи платочек».
Исходное положение: стоя на коленях, платочек в руке за спиной. Руки с платочком вытянуть вперед. Принять исходное положение
(4 раза).4-е упражнение. «Положи платочек».
Исходное положение: стоя, руки опущены, в одной руке платочек. Присесть, положить платок перед собой. Принять исходное положение. Показать руки, сказать: «Нет платка». Присесть, взять платок. Принять исходное положение. Показать платок, сказать: «Вот платок».
(4 раза).5-е упражнение. «Весело шагаем с платочком». Ходьба с воспитателем под музыку.

3. Предметно-познавательная деятельность «Игра с матрешкой».
Воспитатель привлекает внимание детей большой яркой матрешкой.
Я веселая матрешка, Ладушки, ладушки. А в ушах моих сережки, Ладушки, ладушки.
Воспитатель побуждает во время произнесения слов «ладушки, ладушки» хлопать в ладоши. Дети садятся за столы, у каждого двухместная матрешка.Воспитатель (трясет матрешку, удивленно говорит): Что это? Воспитатель открывает матрешку и достает из нее другую, поменьше.Воспитатель: Была одна игрушка, а теперь две. Одна (показывает)
большая — это мама-матрешка, другая
(показывает)
маленькая — это дочка-матрешка. Достаньте маленькую матрешку из большой.
Дети выполняют действие.Воспитатель: Поздоровайтесь со своими новыми игрушками. Здравствуйте, матрешечки! Большие матрешки пошли гулять (воспитатель ставит игрушку на стол, просит, чтобы малыши поставили большие матрешки на середину стола «на лужок»).Воспитатель: Мамы зовут к себе дочек: «Идите к нам». Дождь пошел (воспитатель ударяет в бубен)
: Мама-матрешка прячет маленькую дочку
(воспитатель открывает большую игрушку, прячет в нее маленькую)
. Дождь не страшен.
Аналогичные действия выполняют дети.

4. Конструирование «Дома для матрешек»
Воспитатель: Ребята, матрешки просят вас построить для них домики. Для большой матрешки — большой, для маленькой — маленький. Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставится трехгранная призма (крыша). Большой дом строится из 4-5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем. Затем в домики расселяются матрешки.

5. Игра с косынками.
В разных частях группы воспитатель расставляет 4 коробки красного, желтого, синего, зеленого цвета. Из каждой коробки выглядывают концы косынок соответствующего цвета: в красной коробке красные косынки, в синей — синие.Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые коробки матрешки для вас принесли. В красной коробке лежат красные косыночки. Кто хочет украсить себя красной косыночкой? Дети достают косынки. Педагог помогает малышам повязать косыночки: девочкам на голову, мальчикам на шею.
Давайте поищем в группе коробку и косынки другого цвета. Наши новые подружки, яркие матрешки, хотят, чтобы малыши были такими же нарядными, как и они. Д
ети разыскивают коробочки, наряжаются, любуются, смотрятся в зеркало.Воспитатель: Вы как настоящие матрешки. Настало время спеть песенку и поплясать. Звучит белорусская народная мелодия «Вот как спляшем». Дети танцуют, повторяя движения за воспитателем.
Эх, матрешки хороши, хороши, хороши. Вместе спляшем от души, спляшем от души. Ручками похлопаем хлоп, хлоп, хлоп! Ножками потопаем топ, топ, топ! Руками помашем раз, два, три! Вместе с вами спляшем от души!
Воспитатель: А теперь разложим косынки по местам. Красные косынки в красную коробку. Ваня, в какую коробку ты положишь косынку? (Воспитатель добивается, чтобы все дети проговорили название цвета полным предложением)

6. Лепка «Карандаши для матрешек».
Воспитатель: Матрешки очень любят рисовать и просят, чтобы мы сделали для них игрушечные карандаши из пластилина. Возьму кусочек пластилина, положу на ладошку, другой ладошкой прикрою и покатаю пластилин между ладошками. Посмотрите, какой карандаш получился. Какого он цвета? Слеплю еще один. Тебе, матрешка, нравится? Хотите (обращаясь к детям)
помочь мне? Только сначала разомнем наши ручки. В красном стакане стоят красные карандаши, в зеленом — зеленые. Таня, какого цвета карандаш ты взяла? А теперь покатаем их между ладонями.

Дети садятся за столы, лепят карандаши. Воспитатель от имени матрешки наблюдает, дает советы, высказывает пожелания.

7. Рассказывание сказки «Гуси-Лебеди».
Воспитатель: Матрешки очень любят слушать сказки. Садитесь и вы послушайте про сестру с братцем, как они от гусей-лебедей и от Бабы-Яги спаслись. Воспитатель рассказывает сказку с помощью магнитного театра.


Дети 2-3 лет по-разному понимают обращенную к ним речь взрослого, в разное время начинают говорить, имеют различный опыт предметной и игровой деятельности. В тоже время определенные умения, предпосылки и возможности есть у каждого ребенка. И именно с опорой на них организуется психолого-педагогическая работа.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по сенсорному воспитанию с детьми первой младшей группы Развивающее интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе. В гостях у Белочки Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) «Одуванчик» для детей группы раннего возраста (2-3 г

Похожие статьи:

Конспект занятия в первой группе раннего возраста на тему: Игрушки

Конспект занятия по социальному развитию в группе раннего возраста

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи и лепке в 1 младшей группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в 1-ой младшей группе

Мониторинг развития младших дошкольников в детском саду

Чтобы оценить уровень развития ребёнка, в детском саду дважды в год (в январе и мае в первой младшей группе, и в сентябре и мае во второй) проводится мониторинг, включающий в себя оценку деятельности малыша по всем направлениям. Алгоритм установлен ФГОС, составлен в рамках работы ДОУ по программе «От рождения до школы» и подразумевает анализ таких сфер, как:

  • познание;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие речи;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Диагностика показывает успешный или ошибочный вектор реализации целей развития ребёнка

Ознакомиться с картами диагностики для первой младшей группы можно в публикации педагога Локунёвой Н. Н. Схемы составления мониторинга для второй младшей группы представлены в работе воспитателя Кожиной Е. П.

Специфика целей и задач образовательной деятельности в первой и второй младших группах определяется особенностями развития детей этого возраста. Малыши активно познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, и всё это происходит на фоне активного развития речи. Именно эти направления являются приоритетными при разработке занятий с детьми 1,5–4 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]