Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «Ох, ты зимушка-зима»


Конспект занятия “Зимушка – Зима”

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида”

Фестиваль педагогических идей “Открытый урок “

Номинация: Занятие для дошкольников Конспект занятия “Зимушка – Зима”

Возраст детей 4 – 5 лет

Беликова Вера Александровна, воспитатель, высшая кв. категория

Тема: «Зимушка – зима» Возраст детей: 4 – 5 лет (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о времени года – зима. Задачи: Образовательные: Уточнить и закрепить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства. Развивающие: Развивать образную речь детей, активизировать словарь и обогащать его новыми словами: вьюжная, суровая, затяжная, серебристая. Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус детей, участвовать в создании коллективной работы, используя нетрадиционные техники рисования. Предварительная работа: 1. Наблюдение за зимними явлениями в природе. 2. Рассматривание снега, снежинок, морозных узоров на окнах. 3. Рассматривание репродукций картин зимних пейзажей: И. И. Шишкина «Лес зимой», А. Васнецова «Зимний сон», И. Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь». 4. Чтение и заучивание стихов о зиме: Я. Аким «Первый снег», С. Есенин «Поет зима – аукает», И. Суриков «Зима», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…». 5. Слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковского цикл «Времена года», А. Вивальди «Зима», Ф. Шопена вальс «Зимняя сказка». Методы и приёмы: Игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: шаблон окна (размер А1), снеговик, сшитый из комочков (высота 100см), сундучок для снежинок; Раздаточный материал: листы бумаги размером 15х15, с нанесенным восковым узором, краски, кисточки, салфетки, баночки для воды, снежинки – смайлики; ИКТ – оборудование: экран, проектор, ноутбук; презентация на тему «Зимняя сказка», фонограммы музыкальных произведений. Структура НОД: I. Вводная часть – 2 минуты а) психогимнастика – настрой; б) загадывание загадки; II. Основная часть – 16 минут а) беседа о погодных явлениях зимой; б) физкультминутка – самомассаж; в) словесная игра «Подскажи словечко; г) физкультминутка; д) словесная игра «Отгадай загадку»; е) продуктивная (изобразительная) деятельность детей; ж) просмотр презентации. III. Заключительная часть – 2 минуты а) обобщение воспитателя; б) рефлексия. Ход деятельности: Воспитатель: – Ребята! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и поделимся с ними нашей теплотой и добротой. Все мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг. День начнется с теплоты, с теплоты и доброты! – Приложите ручки к сердечку и подарите всем взрослым частичку своего тепла и доброты. – Молодцы. Нашим гостям сразу стало тепло и уютно. – Проходите и присаживайтесь на свои места. – А сейчас, послушайте загадку: «Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокожа, белолица. Как махнула рукавом – Всё засыпала снежком». – Ребята, скажите, пожалуйста, о какой царице говорится в этой загадке? Дети: О зиме. Воспитатель: – Дорогие ребята, сегодня мы в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас приглашает к себе прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица – Зима. Закройте глаза и с помощью волшебной музыки мы окажемся в гостях у Зимушки-Зимы. 1, 2, 3, 4, 5 Все кто хочет погулять, Оглянитесь, повернитесь, В зимней сказке очутитесь! (1 слайд)

А вот и хозяйка зимней сказки. (Входит воспитатель, одетый в зимнюю, нарядную одежду). Зима поет 1 куплет р. н. песни «Ах, ты, Зимушка-зима»

– Здравствуйте, ребята, я – Зимушка – Зима. Вы оказались на пороге моей зимней сказки. Но не пугайтесь, я вас не заморожу. Ведь я не только холодная. Я могу быть разной. – А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая). – Молодцы! Я хочу послушать, что вы ещё знаете обо мне? Если вы отгадаете все мои загадки, и поможете мне собрать снеговичка, который хотел встретиться с вами, но так торопился, что скатился с горки и рассыпался, то я с удовольствием приглашу вас в свою зимнюю сказку. – Ну, что, вы готовы? – Как можно узнать, что наступила зима? – Какой любимый праздник мы отмечаем зимой? – Какие зимние месяцы вы знаете? – Сейчас какой месяц? – А знаете ли, вы, ребята, что про каждый месяц есть своя пословица или поговорка: «Декабрь – шапка зимы», «Январь – году начало, зиме – середина», «У февраля два друга – метель, да вьюга». – Солнце греет зимой? – На деревьях есть листья? – Что мы видим на земле и на деревьях? Снег какой? – Чем покрыты реки зимой? – Дни зимой длинные или короткие? А ночи? – Скажите, если на улице идёт снег, то погода… Снег – (снежная) Мороз – (морозная) Ветер – (ветреная) Холод – (холодная)

Молодцы! Много знаете о зиме. Получайте первый снежок!

Воспитатель: – Ну, Зимушка – Зима, ты нас немножко заморозила. Давайте, ребята, погреемся! Повторяйте за мной! Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз (пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед (ладони двигаются по коленям разнонаправлено) Все на улицу — вперед! (шагают) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами) Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зима: – Согрелись! Вот вам следующее задание:

Словесная игра «Подскажи словечко». На полянку, на лужок тихо падает (снежок) Словно белые пушинки с неба падают… (снежинки) Много дела для лопат все сильнее… (снегопад) Все бегут вперегонки, все хотят играть в… (снежки) Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик) Рядом снежная фигурка, это девочка … (Снегурка) Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег) Молодцы! Хорошо справились с заданием. Получайте второй снежок. Воспитатель: – Ребята, а вы любите зиму? Почему? (ответы детей) – Расскажите, Зимушке – Зиме, как вы играете? Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пошли гулять: Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы еще катались, А потом в снегу валялись, Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.

Зима: – Да, вижу, весело у вас зимой. А теперь отгадайте загадки о моих помощниках: Кто все ночи напролет Песни снежные поет? Ветру — зимняя подруга, Наметет сугробы… (вьюга)

Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это — зимние… (метели)

Заметает в парке тропы, Собирает снег в сугробы. Кто же эта незнакомка, Догадались вы? (Поземка)

В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий… (лед)

Наши окна — как картинки. Кто художник-невидимка? Чьи узоры? — Вот вопрос. Их нарисовал… (мороз)

Воспитатель: – Мороз – главный зимний художник – невидимка. Какие красивые узоры он рисует на окнах. А вы, хотите научиться рисовать зимние узоры? Проходите в мастерскую, я вас научу. У каждого из вас есть маленькое «стеклышко», возьмите синюю краску и аккуратно закрасьте его. – Что происходит? Появляются чудесные морозные узоры! Вы – настоящие волшебники! (Дети закрашивают «листочки – стеклышки» синим цветом, где заранее нанесен узор свечкой или восковыми мелками). – Какие удивительные узоры у вас получились. Молодцы! Давайте составим морозный узор на нашем зимнем окошке. (Дети раскладывают свои рисунки на шаблоне окна). – Получайте еще один снежок. Вот и готов снеговичок! Зима: – Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моими заданиями, собрали снеговичка, поэтому я с удовольствием приглашаю вас в мою зимнюю сказку. Просмотр презентации: зимние пейзажи в музыкальном сопровождении. Воспитатель: – Ну вот, ребята, мы с вами побывали в замечательном путешествии, познакомились с хозяйкой зимней сказки и ее маленьким помощником. Давайте поблагодарим их и попрощаемся до следующей встречи.

Рефлексия. Воспитатель: – Понравилась вам зимняя сказка? – Что больше всего понравилось? – Хочется ли вам еще побывать в зимней сказке? – Какое у вас сейчас настроение? – Возьмите снежинку – настроение и положите ее в наш зимний сундучок. Сохраним эти снежинки до следующей встречи с зимней сказкой.

Методические рекомендации: 1. Данное занятие может быть проведено как открытое мероприятие для педагогов и родителей. 2. Материал можно использовать при составлении музыкально – литературного досуга по лексической теме «Зима. Зимние забавы». 3. Некоторые элементы занятия (психогимнастика, физкультминутки с элементами самомассажа) рекомендуем использовать в различных видах детской деятельности. 4. Нетрадиционную технику рисования рекомендуем использовать на занятиях по изобразительной деятельности.

Литература: 1.Образовательная программа ДОО: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2021. — 368 с. 2. Владимирская Л.А. От осени до лета. Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках.- ИЗД – ВО.: УЧИТЕЛЬ, 2014. 3. Леонова Н. Н. “Художественно – эстетическое развитие детей в средней группе ДОУ”. Перспективное планирование, конспекты. СПб. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]