Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» в старшей группе


Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Ольга Ильина

Рабочая программа по ФЭМП для детей старшей группы. Пояснительная записка

Тематический план НОД

Пояснительная записка.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется значительным накоплением наглядно- чувственных представлений и простейших понятий. У ребёнка активно развиваются наглядно образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением. Ему свойственно стремление выполнять более обобщённые и сложные по своему содержанию задания и получать за это положительную оценку взрослого. Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретённые ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие)

формируется на основе включения его в систему, ранее усвоенных.

Рабочая программа познавательно — речевого направления по ФЭМП для детей старшей группы

(с 5 до 6 лет)

составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы.
Программойпредусмотрено проведение:

• диагностических занятий – 4;

• практических занятий –35.

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей :

1. «Развитие речи»

— развитие монологической речи при описании своих
работ.
2. «Чтение художественной литературы»

— рисование по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений.

3. «Формирование целостной картины мира»

— расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомство со строением предметов, объектов.

4. «Формирование элементарных математических представлений»

— ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей
(слева, справа, в углу, в центре и т. д.)
и величин
(больше, меньше)
.

Цель обучения математики не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

-развитие мотивационной сферы;

— интеллектуальных творческих сил;

-качества личности.

Задачи программы:

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление)

.

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности)

.

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

.

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

Формы организации НОД.

1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.

4. Экспериментирование.

5. Физкультминутки.

.Решение задач заданного в программе содержания осуществляется во взаимосвязи с другими

содержательными видами деятельности, такими как экологическая, изобразительная, конструктивная и т. д.

Количество и счет

Закреплять умение создавать множества (группы предметов)

из разных, по качеству, элементов
(предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений)
; разбивать множества на части и воссоединять их,: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов
(предметов)
один к одному; определять большую
(меньшую)
часть множества или их равенство.

Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе)

.

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну»

,
«8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»
).

Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10)

.

Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10)

.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?»

,
«Который?»
(
«Какой?»
) и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5)

.

Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета)

.

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.)

можно разделить на несколько равных частей
(на две, четыре)
.

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, — часть меньше целого.

Величина

Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)

или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем
(убывающем)
порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте)

опосредованно — с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче, выше (ниже)

. шире (уже, толще
(тоньше)
образца и равные ему.

Форма

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме,находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д.

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди)

— сзади
(за, слева — справа, между, рядом с, около)
; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения
(вперед, назад, налево, направо и т. п.)
;определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади
(сзади)
Кати, перед Наташей, около Юры»;обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу)

.

Ориентировка во времени

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Программасоставлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация»

— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Чтение художественной литературы»

— решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической
работы — формирования целостной картины мира.
«Здоровье»

— расширение кругозора
детей в части представлений о здоровом образе жизни.
«Социализация»

— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

«Труд»

— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.

«Безопасность»

— формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.

«Музыка»

и
«Художественное творчество»(расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)
.
«Чтение художественной литературы»
(использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Музыка»

и
«Художественное творчество»
использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности
детей для обогащения содержания области «Познание»
.

Ожидаемые результаты

К концу года дети шести лет могут:

• Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.

• Считать до 10.

• Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?»

,
«Который по счёту?»
• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.

• Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине)

с помощью наложения, приложения.

• Размещать предметы разной величины (до 7-10)

в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.

• Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)

•Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.

• Знать последовательность частей суток.

• Называть текущий месяц, день недели.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]