ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Малая Татьяна Викторовна
воспитатель
ФГКДОУ «Детский сад №158» МОРФ
г. Хабаровск-47
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Программное содержание:
- Учить детей составлять арифметические задачи на сложение.
- Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Рекламное сообщение
Демонстрационный материал: ваза, 4 флажка. 3 кубика, квадраты двух цветов, 3 треугольника одного цвета, блоки логические, мозаика Геометрические фигуры.
Раздаточный материал: Треугольники двух цветов, счетные материалы, карточки с изображением фигур.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Готовимся к школе».
Воспитатель приносит в группу конверт с заданиями учителя и предлагает детям выполнить их.
- Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху.
Затем спрашивает: «Что построили дети? Сколько кубиков поставил Влад? Сколько кубиков поставил Илья? Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Влад поставил на стол два кубика, а Илья – еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети?» (Дети повторяют задачу.) Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить».
Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей. Просит их на доске с помощью магнитов расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Влад, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Илья. Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Три кубика поставили вместе Влад и Илья».
- Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу з флажка, а другого – 1 флажок. Уточняет:» Сколько флажков поставила в вазу Ксюша? Сколько флажков поставила Зоя?»
Дети рассказывают о действиях Ксюши и Зои и называют количество поставленных флажков.
Воспитатель поясняет задачу: «Ксюша поставила в вазу три флажка, а Зоя – один флажок. Это условие задачи. В задаче еще должен быть вопрос: то, что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу».
Дети повторяют вопрос задачи и проговаривают задачу полностью. Затем воспитатель спрашивает: «Из каких частей состоит задача? Что такое «условие задачи»? Что такое «вопрос задачи»?»
Дети повторяют задачу целиком. Воспитатель поясняет: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Он предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Ксюша, и столько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Зоя. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Четыре флажка Ксюша и Зоя поставили в вазу». Воспитатель уточняет структуру арифметической задачи.
Физкультминутка.
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А теперь их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, топай веселей.
II часть. Игра «Найди лишний»
Ребенку показывают набор из 3 любых, выбранных случайным образом элемента набора счетных материалов, логических блоков, геометрической мозаики. Задача ребенка найти, какой элемент лишний и обосновать свой ответ.
Педагогу следует понимать, что однозначного ответа не будет и важнейшим в данном упражнении является именно объяснение ребенка с опорой на то свойство, которое он увидел и считает важным. Педагог может указать ему, что его ответ не единственный и это задание с секретом – тогда ребенок найдет другое основание для выделения лишнего в группе.
Модификация игры: когда дети осваивают работу с выделением признаков, можно дать им более широкий ряд объектов: из 4, 5 объектов.
III часть. Игровое упражнение «Закончи ряд».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицу и уточняет: «Какие фигуры стоят в первом (втором, третьем) ряду? Одинакового ли они цвета? Какой фигуры не хватает и какого цвета? Нарисуйте эту фигуру».
После выполнения задания воспитатель показывает образец, дети сверяют с ним свои рисунки и объясняют правильность ответа.
IV часть. Осмысление.
Воспитатель восстанавливает в памяти детей то, что они делали на занятии, создавая ситуацию успеха.
– Что мы сегодня с вами составляли?
– Из каких частей состоят задачи?
– Какое задание вам больше всего понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они были сегодня молодцы и справились со всеми заданиями.
Литература:
- Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе».
- Никитин Б.Н. «Развивающие игры для детей».
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
- Программа математического развития детей 5-7 лет «Увлекательная математика»/ Н.А. Надеждина, Т.Н. Ермакова.
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений к подготовке к школе».
Проект для старших дошкольников «Числа в Сказках»
«гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили».
«Сказка о золотом петушке»
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.
Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.
3. Третий этап:
1. Привлечение родителей к работе над проектом. Проведение анкетирования родителей.
2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
3. Консультации: «Математика — это интересно», «Математика дома».
4. Показ презентации «Сказочная математика».
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
В каких сказках встречаются числа?
Вывод:
Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3. Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.
Заключение:
На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. Цель проекта достигнута — формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность возможно. Гипотеза доказана — дети активны и заинтересованы. Процесс исследования детям понравился.
Достигнутые результаты:
Используя элементы драматизации, разные виды театров, были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) и геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира. Дети принимали активное участие в творческих театрализованных постановках, у них улучшилась выразительность речи, движений, изобразительные навыки. У детей проявилось бережное, внимательное отношение к окружающим людям, к миру вещей, природы, проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.