Проект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математика повсюду, математика везде»


ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»

Малая Татьяна Викторовна

воспитатель

ФГКДОУ «Детский сад №158» МОРФ

г. Хабаровск-47

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Программное содержание:

  • Учить детей составлять арифметические задачи на сложение.
  • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Рекламное сообщение

Демонстрационный материал: ваза, 4 флажка. 3 кубика, квадраты двух цветов, 3 треугольника одного цвета, блоки логические, мозаика Геометрические фигуры.

Раздаточный материал: Треугольники двух цветов, счетные материалы, карточки с изображением фигур.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Готовимся к школе».

Воспитатель приносит в группу конверт с заданиями учителя и предлагает детям выполнить их.

  1. Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху.

Затем спрашивает: «Что построили дети? Сколько кубиков поставил Влад? Сколько кубиков поставил Илья? Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Влад поставил на стол два кубика, а Илья – еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети?» (Дети повторяют задачу.) Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить».

Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей. Просит их на доске с помощью магнитов расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Влад, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Илья. Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Три кубика поставили вместе Влад и Илья».

  1. Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу з флажка, а другого – 1 флажок. Уточняет:» Сколько флажков поставила в вазу Ксюша? Сколько флажков поставила Зоя?»

Дети рассказывают о действиях Ксюши и Зои и называют количество поставленных флажков.

Воспитатель поясняет задачу: «Ксюша поставила в вазу три флажка, а Зоя – один флажок. Это условие задачи. В задаче еще должен быть вопрос: то, что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу».

Дети повторяют вопрос задачи и проговаривают задачу полностью. Затем воспитатель спрашивает: «Из каких частей состоит задача? Что такое «условие задачи»? Что такое «вопрос задачи»?»

Дети повторяют задачу целиком. Воспитатель поясняет: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Он предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Ксюша, и столько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Зоя. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Четыре флажка Ксюша и Зоя поставили в вазу». Воспитатель уточняет структуру арифметической задачи.

Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А теперь их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, топай веселей.

II часть. Игра «Найди лишний»

Ребенку показывают набор из 3 любых, выбранных случайным образом элемента набора счетных материалов, логических блоков, геометрической мозаики. Задача ребенка найти, какой элемент лишний и обосновать свой ответ.

Педагогу следует понимать, что однозначного ответа не будет и важнейшим в данном упражнении является именно объяснение ребенка с опорой на то свойство, которое он увидел и считает важным. Педагог может указать ему, что его ответ не единственный и это задание с секретом – тогда ребенок найдет другое основание для выделения лишнего в группе.

Модификация игры: когда дети осваивают работу с выделением признаков, можно дать им более широкий ряд объектов: из 4, 5 объектов.

III часть. Игровое упражнение «Закончи ряд».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицу и уточняет: «Какие фигуры стоят в первом (втором, третьем) ряду? Одинакового ли они цвета? Какой фигуры не хватает и какого цвета? Нарисуйте эту фигуру».

После выполнения задания воспитатель показывает образец, дети сверяют с ним свои рисунки и объясняют правильность ответа.

IV часть. Осмысление.

Воспитатель восстанавливает в памяти детей то, что они делали на занятии, создавая ситуацию успеха.

– Что мы сегодня с вами составляли?

– Из каких частей состоят задачи?

– Какое задание вам больше всего понравилось?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они были сегодня молодцы и справились со всеми заданиями.

Литература:

  1. Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе».
  2. Никитин Б.Н. «Развивающие игры для детей».
  3. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
  4. Программа математического развития детей 5-7 лет «Увлекательная математика»/ Н.А. Надеждина, Т.Н. Ермакова.
  5. Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений к подготовке к школе».

Проект для старших дошкольников «Числа в Сказках»

«гроб её к шести столбам

на цепях чугунных там

осторожно привинтили

и решёткой оградили».

«Сказка о золотом петушке»

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.

Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

3. Третий этап:

1. Привлечение родителей к работе над проектом. Проведение анкетирования родителей.

2. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».

3. Консультации: «Математика — это интересно», «Математика дома».

4. Показ презентации «Сказочная математика».

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

В каких сказках встречаются числа?

Вывод:

Больше всего родители вспомнили сказки, где встречаются числа 7 и 3. Например: «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Совсем, не вспомнили сказок с числом 2,9.

Заключение:

На заключительном этапе определены результаты и продвижения детей. Уровень знаний и интересов у детей повысился. Цель проекта достигнута — формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность возможно. Гипотеза доказана — дети активны и заинтересованы. Процесс исследования детям понравился.

Достигнутые результаты:

Используя элементы драматизации, разные виды театров, были закреплены элементарные математические представления о числах (закреплен количественный и порядковый счет) и геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира. Дети принимали активное участие в творческих театрализованных постановках, у них улучшилась выразительность речи, движений, изобразительные навыки. У детей проявилось бережное, внимательное отношение к окружающим людям, к миру вещей, природы, проявился острый интерес к слушанию сказок. Дети выяснили, что самое распространенное число, которое встречается в сказках – три. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Результаты проекта подтверждают эту истину.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]