Конспект НОД по обучению грамоте «Звук Н. Буква Н». (подготовительная к школе группа)


Конспект по развитию речи в старшей группе: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»

Цель:

формирование у дошкольников фонетико-фонематических средств языка.
Задачи:Образовательные:
— познакомить детей с новой буквой, — продолжать учить детей правильно произносить согласный звук Н, — учить давать характеристику звуку по акустико — артикуляционным признакам, — познакомить со зрительным образом буквы Н.
развивающие:
— развивать умение выделять звук Н, Н’ в ряде слов; — развивать умение определять позицию звука в слове (начало-конец) — развивать слуховое внимание, память, артикуляционную моторику.
воспитательные:
— воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Предварительная работа:
знакомство со звукомаскировки, разучивание артикуляционной гимнастики, обучение навыкам звукового анализа.
Оборудование:
предметные картинки со звуком Н, символы гласных, согласных звуков.
Описание материала:
предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, воспитателям логопедических групп.

Ход НОД

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Вы любите разглядывать загадки?
Дети:
да!
Воспитатель:
Я в этом и не сомневалась! Слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!
Воспитатель:
Дом уснул, игрушки спят Только фонари горят. Отгадаешь ты точь-в-точь Это наступила…?!
Дети:
ночь!
Воспитатель:
правильно! Слушайте дальше. Два конца, два кольца, А по середине гвоздик?!
Дети:
ножницы!
Воспитатель:
молодцы! Кто что вкусное принёс, Всё учует детский …?!
Дети:
нос!
Воспитатель:
Возле речек и болот Этот тучный зверь живет. На ногу имеет рог Африканский ….?!
Дети:
носорог!
Воспитатель:
дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и медленно произнесём их вместе…
Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.Воспитатель:
ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?
Дети:
со звук «н»
Воспитатель:
правильно, для того чтобы правильно произнести его, кончик вашего языка должен упираться в основание верхних зубов, как бы «нажимая» на кнопочку. А теперь давайте с вами вместе произнесём
чистоговорки
: Он-он – зазвонил вдруг телефон Ан-ан- мне купили барабан Ун-ун- лошадей табун Ан-ан- Мама сшила сарафан Он-он- в зоопарке слон Ун-ун- в сказках есть колдун На-на- во дворе растёт трава Но-но- завтра мы пойдём в кино Ин-ин- вы ходили в магазин? Соня Зине принесла малину в корзине.
(воспитатель использует наглядное пособие, где девочки собирают малину)

Воспитатель:

Ребята, а какими бывают звуки?
Дети:
гласные и согласные
Воспитатель:
а чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей:
главные звуки произносятся при помощи голоса и не встречают преграды, их можно петь, а согласные звуки произносятся при помощь губ, языка, зубов, при их произношении есть преграда.
Воспитатель:
а как вы думаете звук «н» согласный или гласный?
Дети:
согласный! (Объясняя свои ответы)
Воспитатель:
звук «н» — твёрдый, но он может быть и мягким и будет произноситься, как «н’» Теперь давайте рассмотрим картинки, поочерёдно будем называть предметы, которые изображены и определять, каким нам встретился звук «н» — твёрдым или мягким? Воспитатель показывает поочерёдно картинки

Воспитатель:

ребята, а в каких частях слова может находиться звук?
Дети:
в начале, в середине, в конце
Воспитатель:
давайте ещё раз озвучим то, что нарисовано у нас на картинках, только уже будем определять в какой месте находится звук (в начале слова/в середине/в конце)
Физ минутка
: Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.. Раз-подняться, потянуться, Два- согнуться, разогнуться. Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- ноги шире, Пять- руками помахать, Шесть- на месте постоять. Тихо сядем, дружно встанем, И закроем все глаза… Наступает, наступательно, наступает тишина… Дети садятся на свои места.
Воспитатель:
ребята, звуки мы всегда слышим? Ответы детей: да
Воспитатель:
а увидеть звуки мы не можем … каждый звук обозначается буквой! Воспитатель использует картинку, на которой изображена буква «Н»

Воспитатель:

это буква «эН», как вы думаете, на что она похожа?
Ответы детей:
мост…. И тд
Воспитатель:
действительно, ребята, можно сказать, что буква Н похожа на мост, про неё даже можно так сказать: Ножка, ножка, Поперёк наложили поясок! Читая, воспитатель показывает картинку с буквой Н и две обозначение произносимым словам.

Носорог нашёл носок, Но надеть его не смог. Он к носку попался в плен, На картинке с буквой…!? (Н) Воспитатель:

предлагаю вам, поиграть игру! Называется она «назови детенышей животных так, чтобы в их названиях была буква «н», например: кот/ котенок (лис/лисёнок, слон/слонёнок, медведь/медвежонок) и т.д.
Воспитатель:
теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Правила следующей игры такие, что если ты услышите в слове звук «н», нужно будет хлопнуть в ладоши, если этого звука нет в слове – нудно промолчать. Воспитатель называет слова (окно, стол, цветок, небо, облако, дети И так далее ) Воспитатель читает
стихотворение
: Буква эН, тебя я знаю! Буква крепкая стальная. У тебя огромный рост, И не буква ты, а мост. По тебе бегут машины, Под тобой бежит река, С пороховыми большими Над тобой облака. *** Кто такая буква Н? Знает ночь и знает день. Знают солнце и Луна, Знают очень и весна. По секрету вам скажу, Что я тоже с ней дружу !
Воспитатель:
хотите ещё поиграть? Давайте рассмотрим корзину с фруктами и назовём те фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук «н» (лимон, банан, апельсин, виноград, манго, мандарин, ананас)
Воспитатель:
ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Дети:
с буквой «эН»
Воспитатель:
буква Н имеет звук «н», как вы можете охарактеризовать его?
Дети:
он бывает мягким «н’» и твёрдым «н», он может находиться в начале слова, в середине слова и в конце. А ещё буква Н похожа на мост!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]